Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом к организации системы контроля и оценивания умений такого вида речевой деятельности, как говорение, особенно в связи с введением устной части ОГЭ по русскому языку («Говорение»). В данной статье анализируется подход к отбору материала, позволяющий осуществлять контроль уровня сформированности монологических умений устной речи, а также рассматриваются варианты заданий.

Ключевые слова: уровни владения речью, контроль монологических умений, чтение, диалог, диагностический пакет.

Учитывая наличие большого количества наработок по риторике и культуре речи, на данный момент требуется систематизация материала для диагностики уровня сформированности умений устной монологической речи учащихся основной школы. Эта проблема встает остро в связи с тем, что школьники проводят много времени в виртуальном общении, забывая про «живую речь». И это объясняется рядом обстоятельств: проще написать текст, меньше ответственности за нормативную сторону речи, а ведь за этим кроется огромная проблема в будущем - неумение логично и последовательно строить свои высказывания, отрывочность мыслей, недосказанность, неумение строить рассуждение; неумение соблюдать орфоэпические, грамматические, интонационные нормы языка.

Следует заметить, что до сих пор контроль в обучении монологической устной речи применялся не систематически. Это обусловлено рядом объективных причин и, прежде всего, сложностью самого феномена: динамическим характером монологической устной речи, ее слабой «улавливаемостью». Другая причина определяется существенным разбросом в способности отдельных индивидуумов к данному виду речевой деятельности, что необходимо учитывать при обучении и контроле. Наконец, особенности условий, в которых происходит обучение, накладывают отпечаток на методику измерения и оценки монологической устной речи.

Учителю нужен простой измеритель, но четко организованный и логично выстроенный. Одним из вариантов может стать составление диагностических пакетов, в которых будут собраны задания разных уровней сформированности умений «говорения». Пакет будет включать в себя 3 карточки - задания (рис. 1):

1

Рис. 1. Задания для диагностики уровня сформированности умений «говорения»

Прокомментируем лингвистические характеристики отбора материала для раздела «Чтение» (относящиеся к 4 функциональным стилям):

Научный стиль служит для изложения научной информации, используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов в научных трудах, выступлениях, книгах, учебниках и др. Научный стиль входит в группу книжных стилей русского литературного языка. Он употребляется в сфере науки, образования, производства; в письменной и в устной речи. Основная функция научного стиля - изложение научной информации.

Основными особенностями научного стиля являются:

  • предварительное обдумывание высказывания;
  • монологический характер речи;
  • строгий отбор языковых средств;
  • нормированность речи.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Основные стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования;
  • неличный характер;
  • стандартизованность, стереотипность построения текста;
  • должен носить-предписывающий характер.

Публицистический стиль используется в сфере общественно-политической жизни: в газетах, журналах, на радио и телевидении, в выступлениях на собраниях, митингах и т.п. Тексты публицистического стиля не только сообщают информацию, но и воздействуют на читателя или слушателя с целью привлечения внимания к какому-либо важному вопросу, убеждения в чём-либо, побуждения к действию.

Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств, художественной значимостью каждого его элемента - от звукового и графического воплощения до организации текста. Основа языка художественной литературы - современный литературный язык, но в художественной речи, кроме типичных для неё языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться диалектизмы, жаргонные слова, профессионально-деловые обороты речи и т.д. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции - эстетической. Эстетическая функция не исключает других функций - коммуникативной, функций сообщения и воздействия, но она в языке художественной литературы является определяющей.

Если разговорная речь выполняет по преимуществу функцию общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой стили - функцию сообщения, или информативную, то язык художественной литературы предназначен для создания художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного произведения.

В условиях реализации ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Предлагаемые в учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учащихся, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту, содержать интересную информацию, для каждой возрастной группы. Текст - «носитель» не только лингвистической (языковой), но и содержательной информации. В учебном процессе должны использоваться различные типы текстов по жанру и функциональному стилю. Отбор материала должен осуществляться с учётом этапов обучения. На каждом этапе обучения тексты должны отражать коммуникативную функцию в общении.

Прокомментируем лингвистические характеристики отбора материала для раздела «Диалог». Внешнее речевое высказывание или связная речь строится на основе внутренней мыслительной деятельности. При исследовании связной речи должны даваться самые простые задания для того, чтобы ребенок мог построить свои высказывания, чтобы связная речь строилась произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге. Связная речь может быть спланирована ребенком по определенным направлениям, чтобы он мог полнее осветить свой рассказ. Постепенно происходит формирование способностей ребенка переходить от простых форм связной речи к более сложным ее формам. Монологическая связная речь формируется сначала в диалоговой речи, как основной форме речевого общения, а впоследствии становится также основой связной речи. В диалогической речи обычно участвуют двое или несколько человек, и такая речь зависит от речевого умения собеседников. Первым собеседником в диалоге у ребенка является взрослый человек, который постепенно обучает ребенка связной речи. Диалогическая речь - это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей (задание на проверяемые умения «Диалог» (см. Таблицу 1):

Таблица 1. Задание на проверяемые умения «Диалог»

Решение поставленной проблемыОбмен мнениями, выражение и приведение доказательств в поддержку своей точки зрения, согласие/несогласие. Умение достичь решения вопроса путем переговоров. Вовлечение собеседника в разговор.
Обсуждение темы. Умение выразить свою точку зрения и представить доказательства в ее пользу.Выражение согласия/несогласия.
Проигрывание ситуации (ролевая игра). Способность адекватно реагировать на заданные вопросы. Умение дать грамотный ответ и задать свой вопрос. Обмен мнениями.
Короткий ответ на вопрос. Умение сделать вывод о запрашиваемой информации и подобрать подходящее слово по предложенному описанию.

Прокомментируем лингвистические характеристики отбора материала для раздела «Монолог».

Проверка умений монологической речи занимает центральное место в процедуре контроля, именно она дает возможность ученику полностью раскрыть свои возможности, не ставит его в зависимость от других участников общения.

Содержание и форма связного высказывания определяются темой и ситуацией. Однако, в отличие от диалога ситуация не видоизменяется с каждой репликой, она остается более или менее стабильной на всем протяжении монолога; ее воздействие на монолог осуществляется в момент его планирования. Поэтому составленный учащимися план монолога, показывающий, как его автор намерен реализовать коммуникативную цель, в какой мере им учтены особенности аудитории, к которой ему предстоит обратиться, уже сам по себе может служить объектом контроля. При этом в качестве характеристик подготовленности к связному высказыванию можно назвать владение разными речевыми формами - описание, повествование, рассуждение, умение структурировать связные высказывания таким образом, чтобы оно включало сообщение предмета речи, задачи его рассмотрения, саморассмотрение и заключение или выводы. Важны также связность, логичность, последовательность изложения.

Монологическая речь обладает следующими коммуникативными функциями:

  • информативная, сущность, которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний; воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;
  • эмоционально-оценочная подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.

Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи, принято говорить о ее функциональных типах (А.К. Артыкбаева, Н.В. Долгалова, М.Н. Калнинь, О.А. Нечаева, Л.И. Новожилова, О.Г. Резель и др.):

  • монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей; структура описательного монолога представлена следующими блоками: зачин - центральная часть - вывод (концовка);
  • монолог-сообщение (повествование, рассказ) - информация о развивающихся действиях и состояниях. Структура монолога- повествования представлена следующей последовательностью: зачин - основная часть - вывод (заключение);
  • монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. В структурном плане монолог - рассуждение представляет собой единство следующих частей: тезис - доказательства - вывод.

По мнению Е. И. Пассова, монологическое высказывание обладает особыми структурными характеристиками [4, с. 39]. Ими являются:

  • во-первых, непрерывный характер высказывания, для чего важна определенная психологическая настроенность говорящего. Учитель должен помнить это и не разрушать эту настроенность. Правильно замечает в этой связи В.Л. Скалкин, что «монолог - это, прежде всего повышенная нагрузка на память (оперативную и долговременную), мышление и речепроизводительные механизмы человека» [5, с. 39];
  • во-вторых, логичность и связность высказывания, которые заключаются в том, что в сверхфразовом единстве, как правило, фразы связаны и содержательно, и структурно. Именно поэтому монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов. В нём всегда есть некая «ключевая фраза», остальные же развивают её идею, поясняют её, дополняют, обосновывают и т. д. Для обучения очень важно знать, как разворачиваются высказывания различных типов, чтобы закономерности их структуры положить в основу обучения;
  • в-третьих, смысловая законченность высказывания, что связано с его коммуникативной направленностью, с речевой задачей говорящего.

Полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это приоритетная задача речевого развития. И одной из важнейших составляющих работы педагога является диагностика сформированности умений устной монологической речи, которая может быть реализована с помощью создания диагностических пакетов.

Приведем примеры заданий, направленных на диагностику сформированности устной монологической речи в 7 классе (рис. 2).

Задание 1. Чтение текста

Инструкция: Прочитайте выразительно вслух текст об истории открытия доминиканского янтаря. На выполнение задания Вам дается 3 минуты.

Шестого декабря 1492-го года экспедиция Христофора Колумба ступила на остров Гаити. Туземный вождь встретил заморских мореплавателей с подобающим гостеприимством. В числе даров, преподнесенных путешественникам, затерялись цветные камешки. Невзрачные снаружи, они стеклянно поблескивали на сколах да отсвечивали туманной синевой - если рассматривались под нужным углом зрения.

Большого удивления диковинные камни у белых людей не вызвали, но в Европу - приплыли. Где были обследованы, описаны и благополучно забыты.

Настоящий интерес к голубому янтарю возник лишь в середине ΧΧ века. Выяснилось, что другого такого минерала нет в целом свете. Да и на острове залежи окаменелой растительной смолы встречаются мало где. К тому же механизировать добычу самоцветного камня не представляется возможным. Так что обычным ювелирным материалом голубой янтарь, извлекаемый на свет в немногочисленных горных копях на территории Доминиканской республики, не будет никогда.

Услышав эту новость, мир драгоценных украшений всколыхнулся. Всем внезапно захотелось возобладать редким янтарем. Его голубой отсвет был объявлен загадочным, природа возникновения - таинственной, а сам камень обрел статус минералогического раритета. Единичные находки сходной по качеству окаменелой смолы в других странах Южной Америки лишь подтвердили уникальность самоцвета.

Задание 2. Диалог «Какой мир лучше - реальный или виртуальный?»

Инструкция: во время беседы Вам будут заданы вопросы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

  1. Насколько важен для Вас виртуальный мир и сколько времени Вы в нём проводите?
  2. Как Вы относитесь к компьютерным играм? Часто ли Вы пренебрегаете уроками, домашними делами, общением с друзьями и близкими, засиживаясь в Интернете?
  3. В каком мире - реальном или виртуальном - Вы себя чувствуете комфортнее и почему?

Задание 3. Монолог

Инструкция: опишите фотографию (рис. 2). На подготовку дается 4 минуты. Ваше описание не должно занимать более 3-х минут.

Не забудьте включить факты:

  • место и время действия;
  • событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
  • присутствующие на празднике;
  • общую атмосферу праздника и настроение участников;
  • есть ли традиции в Вашей семье на этот праздник?

2

Рис 2. Стимулирующий материал к заданию «Монолог»

В результате проведенного анализа отбора материала, можно сделать следующий вывод: обучение работе с текстами - продуманная и поэтапно реализуемая работа над связной речью учеников. В начале и в конце учебного года у школьников необходимо проверить состояние читательских умений с помощью диагностических пакетов, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом. Формирование умений монологической речи - приоритетное направление школы в рамках ФГОС НОО, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

The issue of choosing the material to assess speaking skills at the lessons of the russian language in the secondary school

Ul. A. Mikhaleva,
undergraduate of GAOU VO MGPU 2 courses,
teacher of Russian and literature of SEI of school No. 123, Moscow

Abstract. The subject and a problem of article are caused by the increased interest in the organization of the control system and estimation of abilities of such type of speech activity as speaking, especially in connection with introduction of an oral part of OGE on Russian ("Speaking"). In this article the material selection allowing to exercise control of level of formation of monological abilities of oral speech is analyzed, in the application variants of tasks are considered.
Keywords: levels of proficiency in the speech, control of monological abilities, reading, dialogue, diagnostic package.


  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е.Д. Божович. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 288 с.
  2. Добротина И.Н. Учебные ситуации на уроках развития речи как способ достижения планируемых результатов. Русский язык в школе. 2014. №11. - с. 3-6.
  3. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы / Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 80 с. (Серия «ОГЭ. Тренажёр»).
  4. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. - 342 с.
  5. Ладыженская, Т.А. Анализ устной речи учащихся V-VII классов / Т.А. Ладыженская. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 136 с.
  6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Педагогика, 1989. - 237 с.
  7. Скалкин,В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей [Текст] / В.Л. Скалкин. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. - 153 с.
  8. Якубинский, Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986. - С. 17-58.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  1. Bozovic to E.D. Uchitel about language competence of school students. Psychology and pedagogical aspects of language education / E.D. Bozovic. M.: Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute, 2002. - 288 pages.
  2. Dobrotina I.N. Educational situations at lessons of development of the speech as a way of achievement of the planned results. Russian at school. 2014. No. 11. Page 3-6.
  3. Egorayeva G.T. OGE 2018. Russian. Exercise machine. An oral interview for graduates of the main school / G.T. Egorayeva. - M.: Ekzamen publishing house, 2018. - 80 pages. (Series "OGE. Exercise machine").
  4. Kapinos V.I. Development of the speech: theory and practice of training: 5-7 C.: prince for teacher / Century. I. Kapinos, N.N. Sergeyev, M.S. Soloveychik. M.: Education, 1991. - 342 pages.
  5. Ladyzhenskaya, T.A. Analysis of oral speech of pupils of the V-VII classes/T. A. Ladyzhenskaya. M.: Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1963. - 136 pages.
  6. Passes E.I. Bases of a communicative technique of training in foreign-language communication / E.I. Passov. - M.: Pedagogics, 1989. - 237 pages.
  7. Skalkin V.L. Training in a monological statement: A grant for teachers [Text] / V.L. Skalkin. - M.: Publishing corporation "Logos", 2002. - 153 pages.
  8. Yakubinsky L.P. O of the dialogical speech//Language and its functioning. - M.: Science, 1986. - Page 17-58.
  9. The federal state educational standard of the main general education (It is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 No. 1897).