Научный руководитель: Куприн Дмитрий Олегович, доцент кафедры отечественной истории Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат исторических наук
Код уникальной десятичной классификации: 930.85

Аннотация. В статье рассматривается структура и механизмы функционирования и управления Ленинградского рок-клуба.

Ключевые слова: рок-культура, рок-клуб, рок-движение, ленинградский рок-клуб, рок-группа, самоуправление.

В начале 1980-х годов популярность рок-культуры в СССР резко возрастает. Роковед А. Козлов, считает рост популярности рок-музыки был связан с двумя факторами [7]. Во-первых, усилившееся государственное давление на рок-культуру в конце 1970-х годов стало колоссальным дополнительным стимулом к творчеству [7]. Во-вторых, произошедшая в конце 1970-х годов «магнитофонная революция» позволила записывать рок-музыку в домашних условиях, что привело к распространению творчества нелегальных рок-музыкантов [7]. В 1980 году ЦК КПСС разрешил создавать самодеятельные творческие организации, направленные на работу с творческой молодежью [5]. Уже 1981 году на базе Ленинградского Межсоюзного Дома Самодеятельного Творчества была организована первая официальная советская рок-организация, которая объединила ленинградские самодеятельные рок-коллективы. Рок-клуб расположился на улице Рубинштейна, в доме 13 [8]. Согласно уставу, организация получила название: «Ленинградский городской рок-клуб» [2]. А в историю она вошла под названием: «Ленинградский рок-клуб». Членами рок-клуба стали группы: «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Зоопарк», «Кино», «Секрет», «Телевизор» и т. д.

Ленинградский рок-клуб имел свой устав и положение, которые хранятся в фондах ЦГАЛИ в Санкт-Петербурге [2]. На основании данных документов мы можем воссоздать механизмы управления организации. Необходимо также привлекать воспоминания очевидцев, что позволит более детально восстановить особенности реализации управленческих положений, зафиксированных в уставе и положении.

Главным органом управления стало «Общее собрание», куда входили все члены рок-клуба (рок-музыканты, фотографы, концертные администраторы, звукорежиссёры, художники по костюмам и т.д.). В рок-клуб входило 50-60 коллективов, состоящих из 5-6 человек. «Общее собрание» созывалось один раз в год и выбирало совет рок-клуба [2]. «Общее собрание» решало важнейшие вопросы, связанные с жизнью рок-клуба, могло принимать решения только в том случае, если на нем присутствовало не менее половины членов рок-клуба. Решения принимались путем открытого голосования и считались принятым, если за него проголосовало более половины членов собрания (50%+1). Функциями «Общего собрания» были: ежегодное переизбрание переизбирало совета рок-клуба; определение размера членских взносов; принятие рок-коллективов в организацию и их исключение [2]. О. Слободская (секретарь ЛРК) вспоминает: «музыканты сидели и обсуждали, что рок-клуб должен делать, как он должен заниматься аппаратурой для концертов, как он должен проводить семинары» [5].

Еще одним органом управления ЛРК стал «Совет рок-клуба», который переизбирался один раз в два года членами «Общего собрания» [2]. Членом совета мог стать любой член организации со стажем не менее двух лет [2]. Согласно уставу, совет должен был состоять не более чем из 15 человек [2]. По данным А. Троицкого, совет состоял из 7 человек, которые, как правило, являлись наиболее популярными и инициативными членами организации [1, с. 54]. «Совет рок-клуба» собирался каждую субботу. Функциями «Совета рок-клуба» были: прослушивание коллективов-кандидатов в ЛРК; организация концертов; поиск репетиционных баз; организация учебных семинаров; координация работы с прессой и рекламой; организация просветительских семинаров [2]. Возглавлял «Совет рок-клуба» председатель (президент), который направлял его работу.

Координировал работу рок-клуба президент, который избирался «Общим собранием» из состава его членов [2]. Президент рок-клуба избирался из членов рок-клуба, с 1982 по 1992 год рок-клуб возглавлял Н. Михайлов, который сам являлся музыкантом. Президент занимался установлением контактов с государственными структурами, а также организовывал концерты и рекламу рок-клуба. Роковед А. Троицкий, считает, что президент играл роль связующего звена между музыкантами и руководящими органами ЛМДСТ [5]. У президента рок-клуба был помощник – секретарь (О. Слободская), который занимался сбором членских взносов и помогал организовывать и проводить концерты [5].

При рок-клубе, был организовано четыре отдела. Научно-учебный отдел занимался организацией обучения молодых музыкантов и проводил семинары по истории рок-музыки [2]. Его работа была направлена на повышение творческого вкуса музыкантов. При учебном отделе работало три семинарских музыкальных кружка: по истории рок-музыки, по поэзии и музыкальный кружок. Отдел звукозаписи занимался записью музыкальных альбомов групп ЛРК [2]. Концертно-технический отдел занимался организацией концертов и фестивалей, а также прослушиванием коллективов, которые хотели вступить в организацию [2]. Руководители отделов два раза в год предоставляли список участников фестивалей и концертов, который согласовывался с работниками ЛДМСТ. Список участников таких мероприятий скрывался от самих рок-музыкантов [2].

Самым объемным по спектру деятельности стал репертуарный (цензурный) отдел, который осуществлял цензуру текстов песен музыкантов ЛРК. Каждый текст должен была пройти «литовку» (цензуру). После прохождения, песню можно было включать в концертную программу и исполнять на публике [7]. Заведующий цензурным отделом назначался в ЛМДСТ. С 1985 по 1992 год цензурный отдел возглавляла Н. Барановская (методист Ленинградского межсоюзного дома самодеятельного творчества). Музыкант Б. Гребенщиков (рок-группа «Аквариум») вспоминает: «текст нужно было отпечатать на бумаге, принести чудесной девушке, которая занималась литовкой текстов в Доме художественной самодеятельности. Она говорила, какой текст исполнять можно, а какую строчку стоит заменить» [5]. К музыке претензий у цензоров никогда не было, проходили «литовку» лишь тексты. Целиком они никогда не запрещались, но авторам приходилась менять некоторые неудобные слова, связанные с антисоветской, религиозной или антивоенной тематикой. [4]. Следовательно, рок-группы, вступившие в ЛРК, получили легальную возможность на публичное исполнение своих песен.

Согласно уставу, каждый рок-музыкант должен был платить членские взносы [2]. Половина дохода шла в бюджет рок-клуба [2]. Остальная половина зачислялась на карточки музыкантов, которую можно было потратить только с разрешением рок-клуба [2]. Следовательно, экономическая деятельность ЛРК строилась на принципах хозрасчета.

Ленинградский Межсоюзный Дом Самодеятельного Творчества (ЛМДСТ), при котором был создан рок-клуб, контролировал его работу [1, с. 54.]. Работники ЛМДСТ утверждали концертные программы (окончательная цензура текстов песен) и давали разрешение на проведение концертов и фестивалей [3, с. 54.]. Кроме того, согласовывал работу, вышеперечисленных отделов Ленинградского рок-клуба [2].

По воспоминанию большинства членов рок-клуба, именно через ЛМДСТ КГБ следил за работой рок-клуба. Музыканты и иные работники ЛРК приглашались на профилактические беседы, а на концертах, как правило, присутствовали сотрудники КГБ и милиции, которые курировали работу рок-клуба [5]. В 1995 году были изданы воспоминания генерала-майора КГБ О. Калугина «Прощай, Лубянка», где автор говорит о причастности советских спецслужб к созданию Ленинградского рок-клуба [6]. По мнению О. Калугина спецслужбы пошли на создание рок-клуба, чтобы объединить всех неформалов в одном месте и контролировать их [6]. Судя по всему, именно с подачи КГБ ЛМСТ пошел на создание Ленинградского рок-клуба. Несмотря на это почти все ведущие самодеятельные ленинградские рок-коллективы подали заявление на вступление в ЛРК. А. Гаспарян считает, что: «музыканты, которые жили роком и хотели играть рок, меньше всего думали про КГБ. У них появилась возможность создать для самих себя некое культурное, творческое, социальное пространство, в котором они могли бы творить. Все прочее, в том числе и КГБ, в Советском Союзе воспринималось как данность, которую невозможно преодолеть или изменить. Все жили в рамках и под давлением этой данности, понимали, что другого ничего быть не может, такова реальность, устройство жизни, как луна, которая сменяется солнцем в суточном графике, и бороться с солнцем или луной бесполезно» [3].

Таким образом, в основе управления Ленинградским рок-клуба лежали принципы самоуправления и хозрасчета. ЛРК стал любительским музыкальным объединением. Основные вопросы, связанные с жизнью организации, принимали сами музыканты, входившие в «Общие собрание» и «Совет рок-клуба». Члены рок-клуба принимали и исключали рок-коллективы, организовывали концерты и фестивали, подбирали репетиционные базы, организовывали концерты и просветительские семинары. Президент руководил «Советом рок-клуба» и играл роль связующего звена со структурами ЛМДСТ. Направлял и контролировал работу рок-клуба ЛМДСТ (Ленинградский Межсоюзный Дом Самодеятельного Творчества), который давал разрешение на исполнение текстов рок-музыкантов и проведение концертов и фестивалей. Содержание организации было организовано за счет собственных средств.

Leningrad rock-club. Control mechanisms (according to archival materials of TsGALI St. Petersburg)

Makarychev V.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kuprin Dmitry Olegovich,
Associate Professor of the Department of Russian History of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Historical Sciences

Annotation. The article discusses the management structure and mechanism of functioning of the Leningrad rock club.
Keywords: rock-culture, rockзclub, rock-movement, Leningrad rock-club, rock- group, self-government.