Аннотация. В статье рассмотрен рассказ А.П. Чехова «Жена» (1892). Ракурсом анализа стал мотив одиночества – один из наиболее частотных в творчестве писателя. Герой рассказа, человек со сложным характером, ощущает себя в браке одиноким человеком и приходит к решению изменить свое отношение к жизни и к людям, чтобы наладить отношения с женой. Мотив одиночества позволяет наиболее полно раскрыть мысли как главного героя, так и второстепенных персонажей и показать причины их поступков и всей линии жизненного поведения.

Ключевые слова: мотив, литературный характер, сюжет, деталь.

Целью статьи является обнаружение особенностей в разработке А.П. Чеховым мотива одиночества в рассказе «Жена» (1892). Предметом изучения является сюжетно-композиционная и мотивно-архитектоническая организация рассказа. Мотив понимается как «сокровенная совокупность отдельных авторских тем и тематических узлов», а сюжет – как «изображение событийного ряда произведения, и прежде всего жизненных перипетий в судьбах героев» [3, с. 52]., что «основано на необходимости причинно-следственного сочленения сюжетных этапов и определено требованиями их авторской согласованности» [3, с. 49]. «Контуры мотива» [2, с. 43] очерчены автором в развитии взаимоотношений главных героев, а дальнейшее развитие мотива связано со второстепенными и эпизодическими персонажами. В результате мотивная основа произведения может напрямую влиять на ввод и развитие отдельных сюжетообразующих конфликтов, хотя и не имеет с ними очевидно выраженной взаимосвязи.

Мотив одиночества является одним из центральных в творчестве Чехова. Его герои страдают от пошлости, при отсутствии серьезных жизненных интересов скучают и в такой обстановке чувствуют себя одинокими. В.П. Альбов писал: в произведениях Чехова «иногда слышится глубокая, затаенная тоска по идеалу, которому нет места на земле, тоска по скрытой в жизни красоте, мимо которой равнодушно проходят люди и которая гибнет никому не нужная и никем не воспетая»; подчас писатель показывает в своих рассказах и повестях, как людьми «овладевает скука, уныние, какое-то подавленное настроение, происходящее от сознания пустоты и бесцельности жизни, от чувства глубокого одиночества, потерянности человека с его мечтами, порывами среди безграничного мира» [1, с. 374]. Значение мотива одиночества в произведениях Чехова отмечали уже современники писателя Д.С. Мережковский и Е.А. Соловьев, в дальнейшем исследователи 2-й половины XX века В.Б. Катаев, Э.А. Полоцкая, В.Я. Линков, В.И. Тюпа и др.

Мотив одиночества оказывается организующим в рассказе «Жена». Он развит поэтапно в характере главного героя Павла Андреича и его жены Натальи Гавриловны, поскольку раскрывает тяжелую ситуацию, сложившуюся в их браке. Супружеская жизнь так таковая подразумевает близкую семейную связь между людьми. Однако в рассказе изображены два одиноких человека, когда-то любивших друг друга, но взаимно отдалившихся.

Причиной семейного разлада послужил сложный характер Павла Андреича. Он сам признается, что мечтал уехать из города в деревенскую глушь, чтобы «жить в покое и заниматься литературой по общественным вопросам» [4, с. 457]. Его стремление отдалиться от окружающих, убежать от всех продиктовано его восприятием жизни. Он относится к миру враждебно, не любит людей, не умеет общаться с ними и жить в социуме, поэтому и выбирает практически затворническую жизнь.

Это стремление к одиночеству, сформировавшееся в силу сложного характера, привело к напряженным отношениям с супругой. У Павла Андреича нет рядом никого, кроме жены, но и Наталья Гавриловна его ненавидит. Казалось бы, жена должна быть родным человеком. Но пути супругов за два года брака, показанных в сюжетной предыстории, разошлись в разные стороны. Супруги не осведомлены о распорядке дня друг друга, ведут разную социальную жизнь. Они разъединились не только духовно и эмоционально, но даже и пространственно, поскольку живут на разных этажах своего дома и видятся редко, они стали жить как соседи.

На верхнем этаже дома живет Павел Андреич. Он оценивает обстановку и атмосферу так: «и во всем верхнем этаже был только я один; в гостиной глядели на меня со стен портреты моих предков, людей ничтожных и жестоких, а в кабинете неприятно подмигивало отражение моей лампы в окне», «я ослабел и боялся своих больших, неуютных, опостылевших комнат» [4, с. 472, 482]. На нижнем же этаже жила Наталья Гавриловна. Обстановка в ее комнатах кажется герою по-настоящему домашней, наполненной человеческим теплом; в этих комнатах веет чем-то «мягким, домовитым, молодым, женственным, в высшей степени изящным» [4, с. 474]. Прием антитезы в изображении интерьерной обстановки отображает разобщенность супругов, их разное мировосприятие и независимое друг от друга сосуществование в одном доме.

Наталья Гавриловна, молодая, энергичная, добрая женщина, вынуждена жить с мужем, который материально поддерживает ее родительскую семью, находящуюся в тяжелом финансовом положении. При живом супруге она так же одинока, как и он. По этой причине Наталья Гавриловна не может просить развод и получить паспорт. Чтобы заполнить жизненную пустоту, она все силы и энергию тратит на благотворительность.

Не только Наталья Гавриловна, но и общие знакомые не хотят поддерживать контакты с Павлом Андреичем. Наталья Гавриловна свидетельствует, обращаясь к мужу: «Меня просят, а вас, поверьте, никто и никогда не попросит. Идите, помогайте там, где вас не знают» [4, c. 474]. Иван Иваныч, друг семьи, говорит главному герою: «перемените ваш характер! Тяжело с вами! Голубчик, тяжело!» [4, c. 468]. Но даже в ситуации голода в России никто так и не попросил у Павла Андреича денег для помощи бедным. Обратились к нему только тогда, когда положение в деревне стало критическим, – и Павел Андреич действительно откликнулся и пожертвовал внушительную сумму. Но свою отверженность обществом герой вполне осознает: «Из миллионной толпы людей, совершавших народное дело, сама жизнь выбрасывала меня, как ненужного, неумелого, дурного человека», – «я помеха» [4, c. 487].

В начале повествования герой испытывает беспокойство. Оно вызвано нежеланием находиться в положении человека, отстраненного от процессов жизни. Герой признается себе, что одинокая жизнь, в том числе даже без общения с женой, стала в тягость: «я еще никогда не испытывал такого одиночества, как теперь. Я бы дорого дал, чтобы найти во всем уезде хоть одного человека, на которого я мог бы положиться» [4, c. 461]. Прежде всего Павел Андреич хочет наладить семейную жизнь. Герой понимает, что одиночество только усилится, если они с Натальей Гавриловной разъедутся: «опять пойдут слезы, крики, проклятия, чемоданы, заграница, потом постоянный болезненный страх, что она там, за границей, с каким-нибудь франтом, <…> письма, круглое одиночество, скука по ней, а через пять лет старость, седые волосы…» (Курсив мой. – А.А.) [4, c. 472]. К слову «одиночество» присоединяется эпитет «круглое», что подчеркивает крайнюю степень одиночества. Жизнь делится на одинокую жизнь рядом с женой и без нее. При этом второе кажется герою наихудшим вариантом: «уехать от нее мне страшно и невозможно» [4, с. 475].

Постепенно потребность в человеческой близости, стремление довериться родной душе стали в Павле Андреиче превалировать. А.П. Чудаков справедливо отмечает: «Такой способ описания внутреннего мира, когда автор не подготавливает будущие метаморфозы героя подробными психологическими обоснованиями, создает впечатление, что в душе изображаемого человека есть нечто скрытое, неназванное (но от этого не менее реальное), и оно-то и играет решающую роль в психологических катаклизмах личности» [5, c. 237]. Сначала внутреннее беспокойство кажется герою переживанием о голодающих, но в дальнейшем он осознает, что причина в нем самом — в его собственном характере: «Я не понимал, чего хочет моя совесть, и жена, как переводчик, по-женски, но ясно истолковывала мне смысл моей тревоги. Как часто раньше, в минуты сильного беспокойства, я догадывался, что весь секрет не в голодающих, а в том, что я не такой человек, как нужно» [4, c. 484].

В результате Павел Андреич решает отказаться от исповедуемых долгие годы принципов как не оправдавших себя и довериться своей жене, быть с ней рядом – пусть и ценою потери материального благополучия (как капиталов, растраченных на общественные нужды): «я вижу, что, благодаря ей [жене], скоро от нашего состояния не останется ничего, и мы будем бедны, но это не волнует меня, и я весело улыбаюсь ей» [4, c. 499]. При этом герой все так же, как и ранее, пишет книги, избегает толпы. Но он всемерно старается измениться в лучшую сторону.

Не только главные герои рассказа одиноки. Чехов показывает, что одиночество – социальная беда. Писатель вовлекает в мотивный круг произведения и второстепенных персонажей. Так, Иван Иваныч потерял всю семью: его жена умерла, а сына убили на войне. Он запирает практически все комнаты в собственном доме, потому что больше нет людей, для которых их нужно топить. Но несмотря на объективно тяжелые обстоятельства жизни, Иван Иваныч остается добрым и открытым человеком. Ему стыдно гнать крестьян из своего дома: «Кое-кто из старой прислуги свой век доживает, ну, сиротки разные, которым деваться некуда; есть и такие, что насильно живут, не выгонишь» [4, c. 496]. В глазах общества это «чудной старик» [4, c. 496].

Одиноким предстает и доктор Соболь. Так случилось, что «со своею женой он давно уже разошелся и отдает ей три четверти своего жалованья», и женщина живет «в городе с его детьми – мальчиком и девочкой, которых он обожает»; а любит доктор Соболь «другую, вдову-помещицу, интеллигентную женщину, но бывает у нее редко, так как бывает занят своим делом с утра до ночи и совсем не имеет свободного времени» [4, c. 492]. Если Павел Андреич не верит, что в мире есть хорошие люди, то доктор Соболь убежден, что таких много: «Сколько среди нас таких гуманных, чувствительных людей, которые искренно бегают по дворам с подписными листами», хотя и «не платят своим портным и кухаркам», и признает: «Логики в нашей жизни нет, вот что! Логики!» [3, c. 498]. Доктор Соболь не верит в мелкую благотворительность, но тем не менее продолжает помогать Наталье Гавриловне, а также оставаться врачом, обделяя себя и не сосредоточиваясь на личных интересах.

Таким образом, мотив одиночества в рассказе «Жена» организует систему персонажей и является сквозным и сюжетообразующим. Изменение характера главного героя Павла Андреича происходят из-за страха остаться во всепоглощающем одиночестве. Его жена Наталья Гавриловна из-за того, что ей не о ком заботиться, некому дарить свою любовь, занимается благотворительностью страстно и безудержно. Жизнь, показанная в рассказе, полна одинокими и несчастными людьми (Иван Иваныч, доктор Соболь, прислуга в господских домах, голодающие крестьяне). В рассказе нет ни одного счастливого героя или полноценного семьянина.

Однако сам факт обращения Чехова к этой проблеме, развернутой с помощью мотива одиночества, становится основанием в фундаменте мысли о необходимости излечения определенной части общества от искусственной самоизолированности – во имя обращения к подлинно значимым вопросам жизни.

Motive of loneliness in A.P. Chekhov’s story «The Wife»

Aksenova A.S.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Loskutnikova Maria Borisovna,
Docent of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Docent

Annotation. This article discusses the short story «The Wife» (1892) by Anton Chekhov. The analysis is focused on the topic of loneliness, which appears frequently in the writer's work. The protagonist of the story, a man with a complicated character, feels lonely in his marriage and decides to change his attitude toward life and people in order to better his relationship with his wife. The motive of loneliness allows to reveal the thoughts of both the main character and secondary characters much better and to show the reasons of their actions and the entire line of life behavior.
Keywords: motive, literature character, plot, detail.


  1. Альбов В.П. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова // А.П. Чехов: pro et contra: Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX – начала ХХ века (1887-1914) / Под ред. И.Н. Сухих. СПб.: РХГИ, 2002. С. 368-402.
  2. Лоскутникова М.Б. Особенности великого национального стиля И.С. Тургенева (на материале романа «Дым») // Тургеневские чтения: Сб. ст. Вып. 4. М.: Русский путь, 2009. С. 27-47.
  3. Лоскутникова М.Б. Телеологические принципы художественного целого и композиционно-архитектоническая организация рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» // Inskrypcje. Półrocznik: Czasopismo naukowe poświęcone literaturze i kulturze. Siedlce: [i] WN WYDAWNICTWO NAUKOWE IKR[i]BL, 2019. R. VII. № 1 (12). С. 45-55.
  4. Чехов А.П. Жена // Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 7. М.: Наука, 1985. С. 456-499.
  5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 290 с.
  1. Albov V.P. Two moments of the development of Anton Pavlovich Chekhov's creativity // A.P. Chekhov: pro et contra: Creativity of A.P. Chekhov in Russian thought of the late 19th - early 20th century (1887–1914) / Edited by I.N. Sukhih. SPb.: RCHGI, 2002. Page: 368-402.
  2. Loskutnikova M.B. Features of the great national style of I.S. Turgenev (based on the material of the novel «Smoke») // Turgenev’s readings: Collection of articles. Issue 4. Moscow: Russian way, 2009. Page: 27-47.
  3. Loskutnikova M.B. Teleological principles of artistic whole’s organization and compositional-architectonical organization of A.P. Chekhov’s story «Poprygunia» // Inskrypcje. Półrocznik: Czasopismo naukowe poświęcone literaturze i kulturze. Siedlce: [i] WN WYDAWNICTWO NAUKOWE IKR[i]BL. 2019. R. VII. № 1 (12). Page: 45–55.
  4. Chekhov A.P. The wife // Chekhov A.P. Complete set of works and letters: in 30 t. T. 7. Moscow: Science, 1985. Page: 456-499.
  5. Сhudakov A.P. Chekhov’s poetics. Moscow: Science, 1971. 290 pages.