Аннотация. Натюрморт является первым жанром, с которого можно начинать знакомство ребенка с изобразительным искусством. Рисование предметов с натуры дает положительные результаты для эстетического развития детей, пробуждает интерес к творчеству, приучает вести наблюдения, помогает развить умение анализировать предметы и формы, постигать красоту окружающего мира. Это необходимо для изучения других развивающих дисциплин, полезно для развития воображения и пространственного восприятия окружающего мира, эстетического развития ребенка, развития творческих способностей.

Ключевые слова: изобразительное искусство, натюрморт, творчество, образование, рисование в школе, эстетическое развитие, творческие способности.

Важнейшей задачей образования является развитие творческих способностей детей. Цель обучения – не только овладение определенными навыками, знаниями и умениями, но и воспитание творческого самодостаточного человека, способного к эстетическому восприятию окружающего мира.

Творчество – это способность создавать новое, высшая форма самостоятельности и активности. Оно необходимо во многих сферах деятельности, не только в художественной, а и в производственной, хозяйственной, научной.

Психологами и педагогами установлено, что еще в детстве формируются основы интеллекта, свойства психики человека и ключевые убеждения его мировосприятия. А значит, перед учителем стоит важная задача помочь ученику увидеть красоту в себе, в окружающем его мире, во множестве произведений искусства.

К настоящему времени накоплено достаточно материала, позволяющего реализовать художественно-творческую деятельность. Большой вклад в изучение и исследование художественно-творческой деятельности внесли Л.А. Буровкина [1], Н. П. Костерин [4], В.С. Кузин [5], В.И. Козлов [3], А.С. Пучков [6], Н.Н. Ростовцев [7], М.А. Семенова [8], [9], [10], В.Н. Стасевич [11] и др.

В учебных программах занятиям по рисованию с натуры отведено достаточно большое количество часов. Живопись и рисование с натуры дает отличные результаты для творческого развития детей. Работа над натюрмортом пробуждает интерес к изучению искусства, анализу произведений художественной культуры. Процесс изучения натюрморта в произведениях художников, учит рассматривать предметы, растения, вести наблюдения за животными, птицами, насекомыми, если они присутствуют в натюрморте, эти действия обладают большими возможностями для развития умения анализировать. Этот опыт необходим для изучения других дисциплин, таких как физика, математика, биология, природоведение и т.д. Рисование с натуры натюрморта имеет большое значение для развития фантазии, воображения, пространственного восприятия окружающего мира.

«Постановка натюрморта – одна из составляющих успешной работы. Для её осуществления важен эмоциональный настрой учащихся, поэтому учебная постановка должна быть эстетически привлекательной, чтобы у детей сразу возникло желание ее написать» [5, с. 87]. Составление натюрморта предполагает использование перспективы, законов цвета, использование светотени. В учебном натюрморте необходимо согласовывать предметы по фактуре, размеру, цвету, изучить пропорции. Во время рисования происходит отработка всех технических и практических навыков. Необходимо объяснить ученикам правильную методическую последовательность этапов создания натюрморта, важность работы над всей постановкой сразу, почему необходимо работать со всей группой предметов одновременно, и какое место занимают детали в общей композиции натюрморта. Выбор ракурса и освещения тоже имеет огромное значение в создании натюрморта.

Неудачно составленный натюрморт напрямую влияет на качество усвоения учебного материала, соответственно, на результат обучения.

В натюрморте более четко надо следовать принципу – от общего к частному.

Для правильного выполнения рисунка натюрморта необходимо разделить работу на следующие этапы [12]:

  • анализ постановки;
  • композиционное размещение;
  • передача пропорций предметов;
  • выявление объемов предметов;
  • прорисовка деталей;
  • подведение итогов.

Работа учителя по приобщению детей к искусству требует создания комфортной атмосферы в учебной аудитории, прямого контакта, творческих и педагогических условий. Например, для знакомства детей с произведениями мировой художественной культуры, с живописью, графикой, искусством натюрморта используются элементы игры, музыкальное сопровождение, сравнения и пояснения.

Как показывают исследования педагогов и психологов, натюрморт является одним из первых жанров живописи, с которым можно легко знакомить даже самых маленьких. Он позволяет им ближе рассмотреть красоту предметов и полюбоваться ими. Опыт педагога Зубаревой Н.М. показал, что бытовые жанровые картины и натюрморты находят живой отклик у детей и понятны им, ведь дошкольники уже знакомы со многими предметами. Зубарева Н.М. установила уровни эстетического восприятия живописного натюрморта детьми дошкольного возраста:

«На первом, низшем уровне эстетического развития у детей 6-7-летнего возраста отчетливо наблюдается избирательное отношение к «самой красивой картине». Однако мотивация выбора носит либо недифференцированный характер, когда ребенок не осознает, что его привлекает в выбранном натюрморте, либо характеризуется чисто потребительским, житейским отношением к изображенным на открытке предметам» [4, с. 54].

«На втором уровне эстетического развития ребенок начинает не только непосредственно воспринимать, но и осознавать те элементарные эстетические качества картины, благодаря которым выбранная открытка становится привлекательной для него.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития ребенок оказывается способным в определенной мере уловить внутреннюю сущность художественного произведения» [4, с. 56-57].

При этом педагог должен и сам уметь чувствовать эти уровни так же, как их чувствуют дети, чтобы говорить с ними на понятном языке. От этого зависит методика работы с учениками по развитию их художественного-эстетического восприятия.

Натюрморты разных мастеров отличаются по содержанию и творческой манере, поэтому при работе с детьми педагогу следует подразделять их по видам: одновидовый – это только цветы, или только фрукты, например, «Персики» П.П. Кончаловского; натюрморты знаменитых голландских или фламандских живописцев XVI века со смешанным содержанием; сюжетные натюрморты, например, Ивана Хруцкого, с изображением живых существ – птиц, насекомых, животных, или с включенным в него пейзажем.

Педагоги выделяют четыре задачи образовательного знакомства детей с натюрмортом:

  • прежде всего, учим ребенка понимать, что именно изображено на картине;
  • затем необходимо помочь ему выявить и определить художественные средства, с помощью которых художник создал натюрморт;
  • после этого учитель вместе с учеником формулирует эстетическую оценку произведению, чтобы ребенок научился улавливать настроение и эмоциональный посыл, заложенный художником в картину;
  • и, наконец, воспитательная задача состоит в анализе нравственно-эстетических качеств, ради которых было создан натюрморт.

На уроке необходимо донести детям, что художник не просто изобразил предметы, которые видел, а постарался передать их необыкновенные свойства, и делится со зрителем своими эмоциями и ощущениями.

Перед тем, как показать натюрморт детям, необходимо подготовить их, познакомить с теми предметами, которые они увидят на картине. Предложить им еще раз попробовать ягоды и фрукты на вкус, внимательно рассмотреть их форму. Если это цветы – понюхать их, и полюбоваться [7]. Перед рассматриванием натюрморта необходимо вызвать у детей интерес и ожидание чего-то необычного.

Педагогу также необходимо работать над обогащением словарного запаса детей, чтобы они легче могли выражать свои эмоции, использовали их в выражении и суждениях при знакомстве с картинами.

Таким образом, изобразительное искусство, и в частности, работа с натурными постановками, оказывает влияние на развитие творческих способностей ребенка, развитие его эмоциональной сферы. С помощью тематического натюрморта можно успешно развивать знания об изобразительной грамоте, формировать художественные навыки, пространственное видение [11].

Работа над натюрмортом помогает ученику найти свои живописные приемы, формирует индивидуальный стиль в живописи и графике. В процессе работы усваиваются соответствующие навыки, помогающие в изучении основ линейной перспективы. Посредством восприятия изобразительного искусства у учащихся формируется представление о мировой художественной культуре наших предков, о быте, интересах, увлечениях людей прошедших эпох и нашего времени. Учащиеся получают возможность ярче и точнее передавать образы предметов окружающей среды эстетически воспринимать и изображать окружающую действительность.

The role of still life in the development of artistic and creative abilities of the child

Bagomedova S.M.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Bagomedova A.G-G.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Maria Alexandrovna,
Professor, Department of Fine, Decorative Arts and Design, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation: Still life is the first genre from which you can begin a child's acquaintance with fine art. Drawing objects from nature gives positive results for the aesthetic development of children, awakens interest in creativity, teaches observation and helps to develop the ability to analyze objects and forms, comprehend the beauty of the surrounding world. It is necessary for the study of other developmental disciplines, useful for the development of imagination and spatial perception of the surrounding world, aesthetic development of the child, the development of creative abilities.
Keywords: Fine art, still life, creativity, education, drawing at school, aesthetic development, creativity.


  1. Буровкина Л.А., Прищепа А.А. Индивидуальный подход к учащимся младших классов на уроках изобразительного искусства как средство мотивации к художественно-творческой деятельности // Bulletin of the international centre of Art and Education. №2. 2020. С. 1-9.
  2. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1965. №5. С.54-57.
  3. Козлов В.И. Уроки изобразительного искусства в школе. Проектирование, методика поведения, конспекты, рефлексия / Учебник для вузов. М: ГИЦ Владос, 2019. 365 с.
  4. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
  5. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. 242 с.
  6. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М.: Агар, 2000. 251 с.
  8. Семенова М.А. Эстетика постановки натюрморта в акварельной живописи. // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал М.: ООО «Баласс», 2011. № 5 С. 86-89.
  9. Семенова М.А. Методические рекомендации по работе над учебным натюрмортом. Педагогика искусства. 2012. № 2. С. 190-195.
  10. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи. // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал М.: ООО «Баласс», 2012. № 9. С. 82-86.
  11. Стасевич В.Н. Изобразительное искусство в школе. 47 с.
  12. Федоренко Н.Я. Этапы выполнения учебного натюрморта по предмету «Рисунок» для уч-ся 4 кл. ДПОП «Живопись» (дата обращения: 11.01.2022).
  1. Burovkina L.A., Clothespin A. AIndividual approach to elementary school students in fine art lessons as a means of motivation for artistic and creative activity // Bulletin of the international centre of Art and Education. №2. 2020. Page 1-9.
  2. Zubareva N.M. Features of aesthetic perception of still life by children of senior preschool age // Fragen der Psychologie. 1965. № 5. Page: 54-57.
  3. Kozlov V.I. Art lessons at school. Design, methodology, notes, reflection / Textbook for universities. Moscow: GIC Vlados, 2019. 365 pages.
  4. Kosterin N.P. Educational drawing. Moscow: Education, 1984. 240 pages.
  5. Kuzin V.S. Basics of teaching fine arts at school. Moscow: Education, 1977. 242 pages.
  6. Puchkov A.S., Triselev A.V. Methods of working on a still life. Moscow: Education, 1982. 160 pages.
  7. Rostovtsev N.N. Methods of teaching fine arts at school. Moscow: Agar, 2000. 251 pages.
  8. Semenova M.A. Aesthetics of staging a still life in watercolor painting. // Elementary School plus Before and After: monthly scientific-methodical and psychological-pedagogical journal. Moscow: OOO « Balass », 2011. № 5. Page 86-89.
  9. Semenova M.A. Methodological recommendations for working on an educational still life. Pedagogy of art. 2012. № 2. Page: 190-195.
  10. Semenova M.A. Creative use of artistic materials in watercolor painting. // Elementary School plus Before and After: monthly scientific-methodical and psychological-pedagogical journal. Moscow: OOO «Balass», 2012. № 9 Page: 82-86.
  11. Stasevich V.N. Fine arts at school. 47 pages.
  12. Fedorenko N.Y. Stages of performing an educational still life on the subject of drawing for 4th grade students DPOP «Painting» // Report. (date of the address: 11.01.2022).