Научный руководитель: Чеха Ольга Вячеславовна, старший преподаватель кафедры сопротивления материалов и деталей машин ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева», г. Москва
Код уникальной десятичной классификации: 378

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования профессионально-цифровых компетенций агроинженеров в условиях информационно-образовательной среды с учётом понятий компетентности и компетенций. Проанализированы общие и профессиональные компетенции агроинженеров согласно действующим стандартам. В условиях информационно-образовательной среды для подготовки агроинженера представлены инструменты для приобретения компетенций.

Ключевые слова: агроинженер, профессионально-цифровые компетенции, информационно-образовательная среда, компетентностный подход.

Согласно необходимости интеграции в мировое образовательное пространство необходима ориентация учебных программ подготовки будущих агроинженеров на компетентностный подход [6], [10], [11]. Проблемы, связанные с компетентностно-ориентированным образованием агроинженеров, изучают известные международные организации: ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития, Международный департамент стандартов и тому подобное [1], [7]. В современных условиях развития информационного общества возникает необходимость разработки такой информационно-образовательной среды для подготовки будущих агроинженеров, которая предоставила бы возможности приобретения профессиональных компетентностей.

Само понятие «цифровизации» и производных от него утвердилось в научной среде относительно недавно. Можно считать, что данное понятие – одно из новейших вообще. К авторам, заложившим основы научного исследования цифровизации как явления, следует отнести D. Tapscott и P. Samuelson. Проблематика цифровизации быстро захватило научное сообщество, выделилось большое количество отдельных направлений, в пределах которых рассматривались те или иные ее аспекты. Долгое время пайка цифровых компетенций рассматривалась только в контексте образовательного процесса и необходимости пересмотра образовательных программ. Впрочем, через всеобъемлющую цифровизацию целых сфер общественной жизни быстро пришло осознание, что встала необходимость приобретения таких компетенций даже для того, чтобы интегрироваться в общественное пространство. К авторам, первыми обратившим внимание на такой аспект данной проблемы, следует отнести D. Hanna и E. Brynjolfsson. В научной литературе длительное время не уделялось достаточно внимания этому вопросу: публикации имели преимущественно обзорный характер. Сейчас наблюдается рост интереса к данной теме, в том числе именно к вопросу цифровых компетенций [2], [5].

Целью статьи является исследование технологии формирования профессионально-цифровых компетенций агроинженера. В качестве важной составляющей профессиональной компетентности агроинженера используется цифровая компетентность, в основе которой лежит как способность логически и системно использовать информационные технологии [2], так и умение планировать [1] учебный процесс. Благодаря профессионально-цифровым компетенциям возможным является достижение успешного развития «в современном информационном пространстве, владение информацией, оперативность в принятии решений, формирование важных жизненных компетенции. Современные условия характеризуются быстротой развития информационных технологий, интенсивностью роста количества пользователей Интернета, постоянным появлением различных устройств, которые упрощают жизнь современного человека. Такие изменения влияют на все сферы жизни, включая и производственную сферу. Требования к личности современного агроинженера возрастают. Будущий агроинженер должен свободно владеть современными технологиями и использовать их в своей профессиональной деятельности, тем самым обеспечивать эффективность производственного процесса. Первоочередным требованием к подготовке современных агроинженера должен быть высокий уровень сформированности их цифровой компетентности» [5, с. 148].

В связи с развитием системы высшего образования европейского образца согласно компетентностного подхода необходимо определение составляющих компетенций будущих специалистов на каждом уровне высшего образования [8], [10], [12]. С использованием компьютерных технологий и в условиях обучения в информационно-образовательной среде компетенции соискателей высшего образования несколько видоизменяются и дополняются. Исследователь Дж. Равен рассматривает компетентность как специфическую способность, которая необходима для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Шарипов Ф.В. отмечает, что под компетентностью понимается мера освоения компетенции и определяющей являются возможность решения поставленных задач [3]. Татур Ю.Г. утверждает, что компетентность агроинженера подразумевает проявленные им на практике стремления и способности к реализации своего потенциала с целью успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере [3]. Итак, подведя итоги, можно отметить, что компетентность агроинженера является способностью к качественному выполнению профессиональных обязанности.

Понятие компетенции является производной от термина компетентность. Дж. Равен также обращал внимание на то, что компетенции –это мотивированные способности [3]. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. обозначают данную компетенцию как открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты [3]. В современном мире множество образовательных сред, которые адаптированы для обучения, в частности в учреждениях высшего образования. Но основой мониторинга в таких средах является оценка, приобретение баллов в результате прохождения курсов. В нашем исследовании мы предлагаем технологию приобретения компетентностей в информационно-образовательной среде. В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать информационно-образовательную среду как системно-организованную совокупность средств аппаратно-программного, организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера [5]. «Повышение образовательного уровня агроинженерного корпуса и постоянное обновление компетенций агроинженеров будет способствовать их участию в национальных и международных инженерных обществах, а также развивать экономически эффективное функционирование всего агропромышленного комплекса» [8].

Существует несколько подходов к пониманию «цифровые компетенции»; в соответствии с одним из общепризнанных толкований, цифровые компетенции (применительно определенного лица) – это знания и навыки, которые необходимы для корректурного, эффективного и безопасного использования цифровых технологий, а также существования в обществе, которое насыщено цифровыми технологиями [2], [3]. Приобретение цифровых компетенций нельзя свести к одной из составляющих образовательного процесса, отождествить этот процесс с получением профессии. В отличие от предыдущих этапов научно-технической революции, цифровизация экономики отличается принципиально большими масштабами, всеобъемлющими, и происходит в очень сжатые сроки.

Можно выделить несколько «уровней» проблематики приобретения цифровых компетенций:

1. приобретение цифровых компетенций, как составляющая повышения собственной специальности, конкурентоспособности на рынке труда;
2. приобретение цифровых компетенций как части процесса социализации личности, ее интеграции в современной мир.

Процесс подготовки агроинженерных специалистов базируется на компетентностном подходе к изучению всех дисциплин будущими инженерами на двух циклах обучения в вузе. Традиционно дисциплины общеобразовательного цикла по содержанию методики изучения являются практически одинаковыми для всех направлений и специальностей. Технология компетентностного подхода требует коренных изменений в организации, содержании и методиках образовательного процесса. Это, прежде всего перенос акцентов с теоретической подготовки на теоретико-прикладную профессионально ориентированную. Особенно это относится к дисциплинам инженерного направления, в частности механики [9], как наиболее универсальной базовой.

Вторым направлением следует считать сквозное формирование профессиональной компетентности будущего агроинженера через фиксированное регламентом выполнение самостоятельных и практических работ, которые являются составляющими будущей квалификационной работы, дипломного проекта (работы). При этом значительная часть лабораторного практикума, практических и самостоятельных работ, будут носить указанный координатором квалификационной работы характер, иметь элементы профессиональной компетентности и научного поиска [4].

В условиях информационно-образовательной среды для подготовки будущего агроинженера необходимо определиться с инструментами, которые обеспечивают раскрытие профессиональных компетенций. Такими инструментариями являются:

  1. Использование интерактивных лекций с аудиовизуальным сопровождением с целью самостоятельного овладения пройденного материала и подготовки заданий.
  2. Выполнение онлайн лабораторных работ с мультимедийным сопровождением.
  3. Использование электронных тестовых учебных тренажеров; использование тестового онлайн контроля.
  4. Пользования мультимедийными презентациями к практическим работам; использование онлайн анкетирования как контроля знаний.
  5. Проведение видеоконференций с целью развития инженерной мысли.
  6. Использование и создание соискателями высшего образования глоссария для пользования инженерной терминологией по профессиональным дисциплинам.
  7. Общение в форуме для обсуждения проблемных вопросов и ответов на вопросы соискателей высшего образования.

В подходах построения сквозного интеграционного образовательного пространства вуза, практика (практические действия) должна пронизывать весь процесс подготовки студента, начиная с адаптационных начальных курсов в форме элементарных функций измерения, использования предметов деятельности, продолжаясь на выпускающих курсах бакалаврской подготовки в форме самостоятельных решений по обслуживанию, наладке и т.д. техники, готовности брать на себя ответственность за технические решения, совершенствуясь на магистерском цикле, дополняя предыдущие компетентности уровнем исследовательских умений, нестандартных подходов, поиском альтернативных решений профессиональных проблем. Именно практика, прикладной аспект действий служит объединительным механизмом интеграции предметного содержания учебных дисциплин [3].

Концепция производственного обучения будущих специалистов аграрно-инженерного направления учитывает современные тенденции развития аграрно-промышленной сферы; сущностные характеристики структуры производственной компетентности специалистов аграрно-инженерного направления; педагогические закономерности, принципы и требования, положенные в основу теории и практики производственного обучения; вариативность моделей производственного обучения будущих специалистов аграрно-инженерного направления [4], [10], [11].

Согласно прогнозам (которые уже сегодня реально воплощаются на практике), нам нужно будет жить в постройке под названием «Soft skills» («гибкие навыки» – комплекс неспециализированных сверхпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Они условно распределяются на: Hard skills – профессиональные навыки, Soft skills – навыки XXI в. (креативность, коллаборативность, критическое мышление, когнитивная гибкость) и Digitalskills – основы программирования, компьютерной грамотности. Сейчас, как никогда раньше, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах (инновационных экосистемах). Поэтому при формировании человеческого капитала необходимо инвестировать в развитие гибких навыков сотрудников. По прогнозам экспертов, к 2025 г. изменятся более 1/3 знаний и навыков, важных для сегодняшней трудовой деятельности.

В последние годы в направлении реформирования образования во многих экономически развитых государствах состоялась разработка ключевых документов, которые стали ориентирами для педагогов, среди которых разработана и представлена в странах ЕС Рамка цифровой компетентности для граждан 2.0 (Digital Competence Framework for Citizens 2.0). Построена она на основе опыта многих государств и содержит описание основных отраслей в сфере цифровой компетентности, которыми должен обладать современный гражданин. Это такие сферы: информация и цифровая грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность решения проблем. Рамка цифровой компетентности 2.0 включает следующие уровни: базовый пользователь, независимый пользователь, профессиональный пользователь.

Многие организации направили усилия на выявление и классификацию цифровых навыков и знаний, необходимых для будущего.

Можно сделать следующие выводы: проведенное исследование позволяет утверждать, что компетенции является стержневой характеристикой будущего агроинженера в системе современных общественно-экономических отношений; они формируются через развитие общих и профессиональных компетенций в течение всего срока прохождения обучения в курсе информационно-образовательной среды. Компетенция – это способность будущего агроинженера профессионально решать поставленные задачи, которая приобретена во время обучения в условиях информационно-образовательной среды. Технология приобретения компетенций агроинженера в условиях информационно-образовательной среды заключается в том, что каждый элемент курса, согласно учебному плану подготовки будущих агроинженеров, предусматривает определенный процент приобретения компетенций.

Курс может включать в себя мультимедийные презентации к практическим работам, онлайн лабораторные работы с мультимедийным сопровождением, интерактивные лекции с аудиовизуальным сопровождением, электронные тестовые учебные тренажеры, онлайн глоссарий, общение в форуме и проведение видеоконференций. Проработка каждого элемента курса приводит к приобретению определенного процента компетенций. Расчет общего коэффициента регресса в процессе приобретения компетенций агроинженера в условиях информационно-образовательной среды позволяет учесть внешние факторы и получить адекватную оценку относительно приобретения компетенций в условиях указанного среды. Будущий агроинженер в таких условиях способен учиться в период прохождения практик, самосовершенствоваться, имея рабочее место, приобретать компетенции по современным технологиям.

Перспективы исследований заключаются в дальнейшем внедрении технологии получения компетенций в рамках информационно-образовательной среды, разработке педагогических условий подготовки агроинженеров в рамках информационно-образовательной среды и проверке их экспертами. Как традиционные общественные институты (такие, как система образования, средства массовой информации) постепенно теряют значение как информационные каналы и постепенно уступают место сетевым структурам. Человек, являясь частью масштабной иерархической структуры, с одной стороны, получает дополнительные возможности оперирования информационными потоками, продуцирования собственной информационной среды. С другой стороны, сама социализация личности, участие в общественной жизни, экономическая активность требует от человека освоение цифровых навыков.

Aspects of the formation of professional and digital competencies of agricultural engineers

Parfenov I.G.,
bachelor of the 2nd year of the FSUE VO «RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev», Moscow

Research supervisor:
Chekha Olga Alekeslavovna,
Senior lecturer at the Department of Resistance of Materials and Machine Parts of the Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academynamed after K.A. Timiryazev

Annotation. The article considers the features of the formation of professional and digital competencies of agricultural engineers in an information and educational environment, taking into account the concepts of competence and competencies. The general and professional competencies of agricultural engineers are analyzed according to the current standards. In the conditions of an information and educational environment for the training of an agricultural engineer, tools for the acquisition of competencies are presented.
Keywords: agroengineer, professional digital competencies, information and educational environment, competence approach.