Научный руководитель: Федорова Эллен Адельевна, преподаватель Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Код уникальной десятичной классификации: 376.42

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальная проблема снижения читательского интереса у детей младшего школьного возраста, а также у младших школьников с задержкой психического развития. Одним из способов решении этой проблемы может быть включение приемов развития критического мышления в учебный процесс. Автор описал особенности развития детей с ЗПР, способы формирования у них читательских интересов, с помощью которых педагоги и родители смогут увлечь младшего школьника чтением. В статье рассмотрены следующие приемы: кластер, таблица «З.Х.У.» (знаю, хочу, умею), «толстые» и «тонкие» вопросы, физические диктанты «верю – не верю», «синквейн», «лови ошибку», «инсерт».

Ключевые слова: задержка психического развития, читательский интерес, критическое мышление, приемы развития критического мышления.

XXI век – век новых технологий и коммуникаций. У людей появилась новая возможность получения полезной информации и коммуникации – интернет. В связи с этим мы стали «стирать» привычный источник получения информации – книгу и процесс взаимодействия с ней – чтение.

Основа изучения любого предмета – это процесс чтения. Любовь к чтению и умение работать с книгой значительно облегчает работу учителя и помогает обучающемуся в познании нового материала. К сожалению, существует проблема снижения читательского интереса. Эта проблема настолько высока, что ее поднимают на государственном уровне. С детства мы формируем у ребенка интерес и тягу к чтению, но результата не будет без поддержки взрослого человека. Поэтому сегодня мы разберем один из способов формирования читательского интереса посредством приемов развития критического мышления. Цель исследования такова – изучить возможности использования приема критического мышления для формирования читательского интереса у обучающихся с задержкой психического развития в начальной школе.

Актуальность выбранной темы высока, поскольку детей с задержкой психического развития становиться больше, читательский интерес у них снижен, а приемы развития критического мышления могут способствовать повышению его формирования.

Младшие школьники с задержкой психического развития отличаются своеобразием развития. Следовательно, нам нужно принимать все их особенности и уметь подстраивать под них учебный процесс. Поэтому выделяют следующие особенности учебной деятельности:

  • нарушение дисциплины;
  • низкое развитие самостоятельности;
  • замедленная скорость восприятия и переработки информации;
  • затруднение узнавания знакомых предметов в незнакомых местах.

Зная все тонкости и особенности данного дефекта, учитель или родитель сможет без затруднения построить правильные взаимоотношения с этим ребенком, грамотно выстроить урок. Формировать любовь к книгам мы начинаем с дошкольного возраста, с трех до семи лет. Мы читаем сказки детям, показываем картинки и иллюстрации, разрешаем полистать книгу, а вот формируем сам читательский интерес позднее.

Необходимо понимать, что, «Читательский интерес – это активное отношение читателя к человеческому опыту, который заключен в книгах, способность самостоятельно добывать этот опыт из книг» [1, с.6].

Логику создания мотивации исчерпывающе описала Тихомирова И.И., специалист по развитию навыков чтения у детей: «Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения – в знакомом открыть незнакомое, в скучном – интригующее, в привычном – необычное.» [3, с.6].

Основными способами формирования читательского интереса являются:

  • Словесный способ формирования читательского интереса. Например, рассказ обучающемуся о биографии автора; предъявление интересных фактов, которые смогут заинтересовать обучающегося.
  • Наглядный метод формирования читательского интереса. Можно продемонстрировать обучающемуся портрет автора; фотографии места, которое вдохновила писателя на создание определенного произведения; так же можно показать мультфильм или фильм по произведению.
  • Практический способ формирования читательского интереса. Можно предоставить возможность обучающемуся самостоятельно найти интересную информацию и позволить ему самому представить её.

Так же существует большое множество различных приемов формирования читательского интереса, одним из которых является развитие критического мышления.

Технология развития критического мышления, через чтение и письмо была разработана в конце XX века в Соединенных Штатах Америки членами консорциума «За демократическое образование» – Стил, Мередит, Темп и Уолтер.

В книге американского психолога и бывшего президента американской психологической ассоциации Дайаны Халперн «Психология критического мышления», говориться, что критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата» [2, с.6]. На уроках или дома при чтении книг следует использовать активные приемы критического мышления:

Кластер – прием структурирования информации с выделением основной информации в виде схемы, обозначая связь между понятиями. Данный прием способствует обобщению и систематизации знаний. Кластер оформляется в виде последовательности фигур (понятий) и линий (их взаимоотношение).

Таблица «З-Х-У» (Знаю-Хочу-Умею). Этот прием представляет собой таблицу, которую обучающиеся заполняют в течение всего урока/занятия. Цель данного приема – научить обучающихся самостоятельно работать с имеющийся информацией:

  1. В начале урока (после этапа актуализация знаний), обучающиеся заполняют графу «Знаю».
  2. Во второй графе «Хочу», обучающиеся записывают вопросы, но которые они хотят узнать ответ.
  3. На этапе рефлексии, обучающиеся заполняют графу «Умею», где отмечают выводы по данному уроку.

«Толстые» и «тонкие» вопросы. Прием состоит из 2-х видов вопросов: «толстые» – подробные вопросы и «тонкие» – однозначные вопросы.

Физические диктанты «Верю – не верю». Этот прием представляет собой вопросы, на которые ответ будет «верю/не верю». Обучающимся выдается таблицы, где под каждым вопросом они должны поставить «+» (верю) или «-» (не верю). Данный прием можно использовать в изучении новой темы и посмотреть предположения обучающихся или использовать при закреплении нового материала.

«Синквейн» (пятистишие). Данный приём возник в США в XXв. В сиквейне должна отражаться суть пройденного материала, но без однокоренных слов. Он состоит из:

  1. Темы урока (существительное).
  2. Двух прилагательных, которые описывают тему.
  3. Трёх глаголов, характеризующих действие.
  4. Предложения (фраза из четырех слов, которое характеризует основную мысль темы).
  5. Слова-синонима, связанным с темой.

«Лови ошибку». Учитель заранее готовит текст по новой теме, где допускает ошибки двух типов: явные, которые легко выявляются и легко исправляются самими обучающимися, и скрытые, которые обучающиеся смогут найти только после изучения материала. Задача обучающихся проанализировать и найти ошибки, исправить их, аргументируя свой ответ. После пройденной тем, обучающиеся возвращаются к текстам и исправляют те ошибки, которые не нашли и не смогли исправить в первый раз.

«ИНСЕРТ».

I – interactive (самоактивизирующаяя)
N – noting (разметка)
S – system (в системе)
E – effect (для эффективного)
R – reading and (чтения и)
T – thinking (размышления)

Во время чтения текста, обучающиеся на полях делают пометки:

+ я это знал
- я это не знал
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее

После прочтения текста обучающиеся заполняют таблицу, где значки становятся заголовками граф. Затем в нее кратко вносятся сведения из текста. Примеры использования данных приемов приведены в таблице 1.

Таблица 1 Примеры использования приемов развития критического мышления

Название приема Описание приема
Кластер

Кластер

Таблица «З-Х-У»
Знаю Хочу Умею
-Роса -капельки воды
-Роса образуется из тумана
-Видна утром
-Цвет росы
-В какое время года бывает?
-Какой величины?
-Прозрачная.
-Бывает летом в солнечное утро.
-Величиной с капельку
«Толстые» и «тонкие» вопросы Согласны ли вы с автором? Почему?
Кто главный герой произведения? Почему он пошел в лес?
Физические диктанты «Верю - не верю» 1. Верите ли вы, что Земля 5 планета от Солнца? 2. Верите ли вы, что самая ближняя планета к Солнцу — это Меркурий? 3. Верите ли вы, что кольца есть только у планеты Сатурн?
1 2 3
- + +
«Синквейн» Она
Красивая, нежная.
Ласкает, любит, заботиться.
Мой самый родной человек -
Мамочка. 
«Лови ошибку» Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше». 
«ИНСЕРТ»

ИНСЕРТ

Также стоит отметить, что все вышеперечисленные приемы можно и следует использовать для работы с детьми с ЗПР. Все задания можно корректировать, сохраняя суть, под каждого обучающегося.

В заключении необходимо отметить, что падение читательского интереса –острый вопрос, который нужно решать в самом ближайшем будущем, ведь учителю доступно множество различных приемов, где критическое мышление – одно из них!

Formation of the reader's interest in junior schoolchildren with DPD

Puchkova A.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Fedorova Ellen Adelyevna,
teacher of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of Moscow City University

Annotation. This article reveals the actual problem of decreasing the interest of readers in children of primary school age, as well as in younger schoolchildren with mental retardation. One of the ways to solve this problem can be the inclusion of techniques for the development of critical thinking in the educational process. The author described the peculiarities of the development of children with mental retardation, the ways of forming their readers' interests, with the help of which teachers and parents can captivate the younger schoolchild with reading. The article discusses the following techniques: cluster, table «Z.Kh.U» (I know, I want, I can), «thick» and «thin» questions, physical dictations «I believe - I don’t believe», «Sinkwine», «Catch a mistake», «Insert».
Keywords: mental retardation, reader interest, critical thinking, techniques for the development of critical thinking.