Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности развития младших школьников, приведены особенности ролевых игр, а также представлены преимущества использования ролевых игр при обучении устно-речевому общению на уроках английского языка в начальной школе.

Ключевые слова: ролевая игра, устно-речевое общение, английский язык, начальное общее образование.

Обучение иностранному языку является одним из важнейших компонентов современного российского образования. Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком обуславливают необходимость поиска более эффективных технологий и методик обучения [5]. В особенности, повышается роль использования игр на уроках английского языка, которые позволяют приблизить учебный процесс к реальным условиям живого общения. Игры повышают интерес к предмету, способствуют развитию творческого воображения учащихся, а главное – позволяют создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся. Все это свидетельствует в пользу включения ролевых игр как средства формирования навыков устно-речевого общения в процесс обучения.

На начальном этапе обучения педагогу нужно приступить к развитию у учащихся умения общаться со сверстниками, а также заложить основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Этому будет способствовать формирование навыков устно-речевого общения, так как в процессе такого обучения будет происходить взаимодействие учащихся, они будут находить общий язык, слушать мнения друг друга, узнавая при этом новую информацию об особенностях жизни, культуры и традициях англоговорящих стран.

На данном этапе развития младшие школьники активно получают и усваивают новые знания, пытаются применять их в процессе выполнения различных упражнений. Кроме того, обучающимся необходимо много двигаться, важна смена видов деятельности, чтобы дети не переутомлялись слишком быстро и не теряли интерес к изучаемому предмету. Важно отметить, что в этом возрасте (7-10 лет) младшие школьники могут удерживать внимание на одном виде деятельности, не отвлекаясь на посторонние дела, около 10-20 минут, что также необходимо учитывать педагогу при планировании учебно-образовательного процесса [4, с. 311].

При обучении устно-речевому общению учителям важно обращать внимание на вышеуказанные психологические особенности младших школьников и использовать игры, которые подразумевают двигательную активность и интересны для учащихся начальной ступени.

Игры используются в обучении на протяжении долгого периода времени; такие ученые, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, доказали, что игры имеют большое значение в образовательном процессе. М.Ф. Стронин определял игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [6, с. 3].

Существуют различные классификации игр, но в данной статье будут рассмотрены только дидактические игры, а именно речевые, которые включают в себя ролевые игры [3, с. 21]. Для обучения устно-речевому общению лучше всего подходят речевые игры, так как в процессе выполнения заданий школьники вступают в коммуникацию и применяют ранее изученные знания английского языка непосредственно на практике.

Можно выделить следующие особенности ролевых игр:

  • такие игры «используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений» [3, с. 58];
  • данные игры подразумевают субъективную деятельность школьников. Учащиеся могут «проявить индивидуальные качества и закрепить свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений личность – личность, личность – группа, личность – учитель» [3, с. 62];
  • в процессе выполнения заданий игры происходит развитие коллективных форм общения;
  • данные игры предоставляют возможность младшим школьникам притвориться кем-то другим. Такой прием может помочь робким ученикам преодолеть свою застенчивость.

Можно сделать вывод, что ролевая игра может быть действенным инструментом в руках учителя. Именно в ролевой игре развиваются навыки устно-речевого общения учащихся, повышается эффективность обучения говорению на иностранном языке. В дополнение ко всему вышесказанному стоит акцентировать внимание на преимуществах ролевых игр:

  • данные игры развивают критическое мышление;
  • значительно улучшают способность учащихся использовать английский язык в процессе коммуникации;
  • способствуют формированию учебного сотрудничества и партнёрства, а также вызывают потребность в общении;
  • способствуют созданию условий для «творческой обстановки и поддержания живого интереса» [2, с. 217];
  • развивают воображение. Способность креативно мыслить может оказаться полезным навыком в будущем;
  • в процессе игры происходит «моделирование реальных ситуаций общения. В таком случае ученики видят, что действительно было бы полезно в реальных ситуациях, а что нет» [1, с. 3];
  • ролевая игра доставляет школьникам положительные эмоции, и они «готовы играть спонтанно» [3, с. 20].

Поскольку основная цель игры данного вида – повысить взаимодействие учащихся в классе, преподаватели не должны забывать о включении такой деятельности в ход урока, чтобы отразить теоретические знания учащихся о языке на практике [7, c. 81].

Таким образом, для успешного обучения устно-речевому общению в начальной школе учителю необходимо обращать внимание на психологические особенности младших школьников, уметь заинтересовать учащихся в изучении иностранного языка, а также способствовать развитию мотивации и умений работы в группах. Достижению поставленных задач будет способствовать использование ролевых игр, которые играют важную роль в образовательном процессе и обладают большим количеством преимуществ.

The value of role playing in teaching oral speech communication to primary students

Simkina O.M.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lukoshus Oksana Gennadievna,
Associate Professor, Acting Head of the Department of English Language Teaching and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology.

Annotation. The article analyzes psychological characteristics of primary schoolers development, some features of role-playing games and also some advantages of using role-playing games in teaching oral speech communication in English classes in primary school.
Keywords: role-playing games, oral speech communication, English, primary school.


  1. Воробьева А.И. Развитие навыков устной речи посредством сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка. // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 3. (дата обращения: 01.06.2021).
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
  3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, 2008. 192 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
  5. Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: Материалы межд. конф., посвященной памяти профессора Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения / Под общ. ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. М.: Языки Народов Мира, 2017. 310 с.
  6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1994. 243 с.
  7. Kuśnierek A. Developing students’ speaking skills through role-play. // World Scientific News. 2015. № 7. Page: 73-111.
  1. Vorobieva A.I. Development of oral speech skills by means of plot-role-playing games in foreign language lessons. // International student scientific bulletin. 2019. № 3. (date of the address: 01.06.2021).
  2. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: a textbook for students of linguistic universities and faculties of foreign languages of pedagogical educational institutions. 3rd ed. M.: Publishing Center «Academy», 2006. 336 pages.
  3. Konysheva A.V. Game method in teaching a foreign language. SPb.: KARO, 2008. 192 pages.
  4. Mukhina V.S. Age-related psychology. Phenomenology of development: a textbook for students of higher educational institutions. 10rd ed. M.: Publishing Center «Academy», 2006. 608 pages.
  5. Professional formation of a foreign language teacher in the system of pedagogical education: Materials of the international conference dedicated to the memory of Professor Galina Vladimirovna Rogova in connection with the 100th anniversary of her birth / Edited by N.V. Yazykova, L.G. Vikulova. M.: Languages of the Peoples of the World, 2017. 310 pages.
  6. Stronin M.F. Educational games in English lessons. M.: Education, 1994. 243 pages.
  7. Kuśnierek A. Developing students’ speaking skills through role-play. // World Scientific News. 2015. № 7. Page: 73-111.