Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема − рост численности трудных подростков, у которых проблемное поведение дома, в школе, в обществе, с законом. Для решения этой проблемы есть выход – воспитание средствами театра.

Ключевые слова: трудные подростки, проблемное поведение, воспитание, театр.

За последние годы уровень подростковой преступности вырос. Подростки страдают от таких зависимостей, как алкоголизм, наркомания, игромания и т.д., а наличие таких зависимостей препятствует развитию личности, сознательному выбору, осознанию смысла жизни и способствует развитию девиантного поведения и снижению социальной активности. По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России каждый год совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. А также за последний год подразделениями по делам несовершеннолетних были поставлены на учёт почти 145 тысяч подростков [8].

Как правило, подростков, которых ставят на учёт, называют трудными. «Впервые понятие «трудные подростки» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение» [5]. Из года в год количество трудных подростков увеличивается.

Трудные подростки сбегают из дома, бросают учёбу, нарушают закон, распивают алкоголь, употребляют наркотики либо, наоборот, запираются в своей комнате, не выходят на улицу и целыми днями сидят за компьютером / телефоном. Такие подростки «обычно эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие трудности» [5].

Можно выделить общие характеристики, отличающего трудного подростка – это трудности в общении, отторжение требований, искажённые нравственные ценности, наследственные и семейные проблемы, асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение законов. Кроме того, стоит отметить, что трудный подросток активно сопротивляется воспитательному воздействию со стороны школы или семьи. Поэтому им необходима помощь квалифицированных специалистов − педагога-психолога, социального педагога, а также педагога дополнительного образования [6].

При планировании работы с такими подростками нужно понимать, что за любым их проблемным поведением стоят определенные мотивы. Педагогу важно создать взаимный контакт, уметь вызывать доверие, настроить подростка на восприятие информации. Бывает, что «подросток сам не понимает, почему он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, чтобы его не трогали, и чтобы его заметили и поговорили с ним» [5]. Чтобы помочь подростку открыться, нужно проявить заинтересованное к нему отношение, дать ему понять, что его проблемы понятны и решаемы.

Так как постоянно увеличивается число подростков, состоящих на различных видах учёта, и возрастает число нарушений закона, необходима профилактика безнадзорности и правонарушений. А в профилактике следует использовать новые технологии и формы досуговой деятельности, интересные для подростков. Среди них – любительские (самодеятельные) театральные кружки и студии. Они получили широкое развитие в СССР и играли важную роль в нравственном и патриотическом воспитании детей, подростков, молодежи, способствуя тем самым профилактике девиантного поведения и подростковой преступности [2, 3]. После распада СССР количество любительских театральных кружков и студий резко сократилось, а их воспитательный потенциал оказался недостаточно востребованным и реализуемым в работе с трудными подростками постсоветского периода.

Как показывают исследования, «подросток, вовлеченный в театральную деятельность, также имеет возможность самореализации во многих качествах ‒ как актёр, режиссёр, сценарист и др., что способствует развитию творческих способностей. Через театр подросток может почувствовать себя значимым и нужным» [5]. Трудный подросток играет на сцене определенную роль, применяет к себе черты своего персонажа, чувствует себя на месте другого человека. Каждый раз он может сопереживать героям и заботиться о них по-новому. Все это принесёт ему положительный опыт [1].

Театр для трудных подростков должен, в первую очередь, выполнять не развлекательную функцию, а образовательную и социальную. В связи с чем, такой спектакль можно назвать образовательным или социальным. Спектакль должен быть посвящен социально-значимой теме и может сопровождаться дискуссией между участниками и аудиторией. Согласно практическому руководству «Использование театральных методик в обучении по принципу «равный-равному» для такого театра главное значение имеет такая модель: «персонаж, который отказывается от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирует подросткам, что перемена возможна, что он в силах контролировать свое поведение» [7].

Наиболее успешными являются те театральные постановки, авторами которых являются сами подростки. Таким образом, важно, чтобы подростки не просто принимали участие в спектаклях, как актёры, но и сами ставили постановки, интересные и актуальные для них. Как вариант, подростки могут ставить спектакли в жанре вербатим. Вербатим − театрализованное представление, завоевавшее популярность на рубеже 20-21 веков. Постановки театра вербатим состоят исключительно из реальных монологов или диалогов простых людей, воспроизводимых актерами. Темы вербатима могут быть самые разные – семья, тюрьма, счастье, убийство, любовь, изнасилование, трагедии и др. [4].

Принцип работы таков: актёр берет интервью у любого человека, так называемого «донора», открыто сообщая ему о цели вопросов. «Все это записывается на видео или аудио и в дальнейшем изучается образ человека с целью его точной передачи зрителю» [4]. В спектакле актёр использует получившийся неприкосновенный текст, который нельзя изменять.

Во время интервью актёру приходится быть и психологом, и другом, и не стоит забывать, что к каждому человеку нужен свой подход. Необходимо чувствовать, кто нужен человеку сейчас и что конкретно он хочет получить ‒ утешение, совет или наоборот, он хочет тишины и чтобы его выслушали. Человек любит говорить. Но скрывает то, что по-настоящему его беспокоит. Поэтому актер должен быть общительным, чтобы суметь разговорить собеседника и уловить самое важное. А затем он должен расшифровать это интервью со всеми жестами, паузами и отнести его к режиссёру. Чем тщательнее расшифровка, тем лучше. Таким образом, «при работе над вербатимом актёр получает опыт режиссёрской работы с точки зрения психологии, написания сценария, считывания и создания образа» [9].

В России жанр вербатима сейчас активно набирает популярность. Например, в школе-студии МХАТ это обязательная дисциплина. Студенты данного учебного заведения во главе с режиссёром Дмитрием Брусникиным поставили два спектакля в технике вербатим: в 2011 году − «Это тоже я. Вербатим», а в 2017 году − «Транссиб» [10].

Чтобы проиллюстрировать использование театральной деятельности в работе с трудными подростками, можно привести пример авторской разработки проекта «Театр для трудных подростков. Уже не дети». В нём трудные подростки исполняют роли в постановках в течение срока нахождения на учёте в ПДН (как правило, полгода).

Базой реализацией проекта является учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Кулебаки, в котором имеются условия для реализации данного проекта. Соответственно, участниками проекта являются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет, находящихся на учете в подразделениях полиции и комиссиях по делам несовершеннолетних г. Кулебаки.

Цель данного проекта ‒ помощь в исправлении и позитивной социализации трудных подростков через вовлечение их в театральную деятельность, содействие снятию с учета несовершеннолетних и поддержка их творческой и социальной активности в г. Кулебаки.

Задачами этого проекта являются:

  • формирование подростковой команды из подростков, направленных полицией и ПДН для воспитания в Центр в течение срока нахождения на учёте;
  • проведение регулярных творческих профилактических театральных занятий с трудными подростками;
  • постановка с трудными подростками важных для них самих спектаклей в жанре вербатим и их показ на концертах, фестивалях и конкурсах не только в г. Кулебаки, но и по Нижегородской области;
  • закрепление достигнутых результатов и изменений в поведении подростков;
  • профилактика подростковой преступности.

Таким образом, проект реализуется по трём этапам: на подготовительном этапе подростки проходят диагностику, знакомятся с основными понятиями театра, выполняют упражнения (этюды, импровизации и т.д.), выбирают темы спектаклей, разрабатывают сценарии, подбирают музыкальное оформление, проводят репетиции, готовят реквизит и костюмы.

На основном этапе подростки выступают на сцене с поставленными самостоятельно спектаклями в жанре вербатим.

На заключительном этапе подводятся итоги работы, проводится финальная диагностика, и закрепляются изменения в поведении подростков на проекте.

Занятия в театре для трудных подростков проводятся по будням, длительностью 2-3 часа. Занятия проводят педагоги дополнительного образования, режиссёры, социальные педагоги, а также молодёжная агитбригада, среди которых есть активные подростки города, которые могут стать примером для трудных подростков. На занятиях проводятся «упражнения, которые достаточно просты, их проходят на начальном этапе подготовки актёров в театральных училищах. Как правило, это речевые и пластические тренинги, постановка театральных этюдов, разучивание стихотворений и отрывков из литературных произведений, контактная и бесконтактная импровизации, моделирование серьезных и комичных жизненных ситуаций на сцене и т.п.» [6].

Как итог, от проекта ожидаются следующие результаты:

  • снижение доли несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, состоящих на учете в полиции и ПДН;
  • развитие творческих способностей участников проекта;
  • положительные изменения в поведении участников проекта.

Профилактическая театральная деятельность с трудными подростками, как для самих подростков, так и для их семей получила признание во всей России. Поэтому совершенно точно, что данный проект будет иметь успех и в маленьком городе Кулебаки. Сотни ребят получат помощь, позитивный опыт, разовьют творческий потенциал и изменят своё поведение в обществе, а значит и свою жизнь.

«Благодаря использованию театра в личности «трудных» подростков происходят позитивные изменения: появляются новые интересы, которые влияют на изменение мировоззрения, стремление к самосовершенствованию, формируются эмоционально-образное отношение подростков к действительности, способствующее их духовному росту и общей культуре» [5]. А главное, все личностные изменения, связанные с профилактической театральной деятельностью, происходят не на основе принуждения и внушения, а на основе собственного положительного опыта.

Theatre for difficult teenagers: theoretical foundations and practice

Mokrova A.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow e-mail:

Research supervisor:
Baklanova Tatyana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Аnnotation. The article examines the current problem − the increase in the number of difficult adolescents who need creative self-realization. To solve this problem, there is a way out − education by means of theater.
Keywords: difficult teenagers, creative self-realization, education, theater.


  1. Агавелова А.Э. Социальный театр: спектакль плюс. Руководство по работе с молодежью / А.Э. Агавелова, Р.Г. Иванян, Г.А. Петросян. СПБ: Молодежный Информационный Центр. 2003. 92 с.
  2. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: автореф. дисс. докт. пед. наук. Ленинград: ЛГИК. 26 с.
  3. Бакланова Т.И. Художественная самодеятельность в СССР накануне и в период перестройки (1980-1991 гг.): монография. Лос-Анжелес: LAP LAMBERT Academic Publishing. 68 с.
  4. Вербатим: Википедия. Свободная энциклопедия. (дата обращения: 26.05.2021).
  5. Гикаева Ю.О. Эстетическое воспитание трудных подростков посредством театра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. С. 92-94.
  6. Григорова З.Н. Использование методов театральной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением / З.Н. Григорова, Д.В. Чудновская // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 4. с. 99-104.
  7. Использование театральных методик в обучении по принципу «равный-равному» / Практическое руководство. Издано при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения, ЮНФПА. 2009. 111 с.
  8. Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. (дата обращения: 26.05.2021).
  9. Овсиенко Е.А. Вербатим как вид документального театра. // День студенческой науки и творчества: материалы 55 ежегодной науч.-практ. конф. / Улан-Удэ, 2020.
  10. Школа-студия МХАТ: сайт. (дата обращения: 26.05.2021).
  1. Agavelova A.E. Social Theater: performance plus. Guide to work with young people / A.E. Agavelova, R.G. Ivanyan, G.A. Petrosyan. St. Petersburg: Youth Information Center. 2003. 92 pages.
  2. Baklanova T.I. Theoretical foundations of pedagogical leadership of amateur art: autoref. diss. Doc. ped. sciences. Leningrad: LGIK. 26 pages.
  3. Baklanova T.I. Amateur art in the USSR on the eve and during the perestroika (1980-1991): monograph. Los Angeles: LAP LAMBERT Academic Publishing. 68 pages.
  4. Verbatim:Wikipedia. Free encyclopedia. (date of the address: 26.05.2021).
  5. Gikaeva Yu.O. Esthetic education of difficult teenagers through the theater. // Actual problems of humanities and natural sciences. 2014. Page: 92-94.
  6. Grigorova Z.N. The use of theatrical pedagogy methods in working with adolescents with deviant behavior / Z.N. Grigorova, D.V. Chudnovskaya // Society. Wednesday. Development. 2018. № 4. Page: 99-104.
  7. The use of theatrical techniques in training on the principle of «equal». / Practical guide. Published with financial support from the United Nations Population Fund, UNFPA. 2009. 111 pages.
  8. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: website. (date of the address: 26.05.2021).
  9. Ovsienko E.A. Verbatim as a type of documentary theater. // Day of student science and creativity: materials 55 annual scientific and practical. Conf. / Ulan-Ude, 2020.
  10. Moscow Art Theater School: site. (date of the address: 26.05.2021).