Научный руководитель: Дубнякова Оксана Алексеевна, заместитель заведующего кафедрой романской филологии по научной работе института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 81-25

Аннотация. В статье рассмотрены английские заимствования во французском языке, в качестве материала исследования был взят интернет-сервис «TikTok», также приведены примеры использования англицизмов французскими пользователями.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-дискурс, сервис «Tiktok», англицизмы.

Появление компьютеров и Интернета привело к возникновению особого вида общения – интернет-коммуникации, ставшей объектом изучения ученых разных направлений, в том числе и лингвистов [16]. Данная тема является актуальной в силу распространённости самой интернет-коммуникации, так и в силу языковых процессов, которые связаны с ней [1; 2; 6; 10].

Многими учеными-лингвистами выделяются электронный, виртуальный, компьютерный дискурсы или Интернет-дискурс [13, с. 506]. Уточним перечисленные понятия. Так, существует несколько определений понятия «компьютерный дискурс» (далее – КД). Е.Н. Галичкина определяет компьютерный дискурс как общение через компьютерную сеть, и выделяет следующие его значимые признаки:

  1. электронный сигнал как канал общения;
  2. виртуальность;
  3. дистантность, то есть разделенность в пространстве и во времени;
  4. опосредованность;
  5. высокая степень проницаемости;
  6. наличие гипертектса;
  7. креолизованность компьютерных текстов;
  8. преимущественно статусное равноправие участников дискурса;
  9. передача эмоций, мимики, чувств с помощью смайликов;
  10. объединение различных типов дискурса;
  11. специфическая компьютерная этика [4].

В свою очередь Е.Д. Подгорная определяет КД как ряд электронных текстов в ситуации реального живого общения посредством компьютеров, связанных сетью Интернет, и как особый вид деятельности и существования в интернет-среде. Лингвист считает, что КД разворачивается на интерактивном уровне и функционирует в виде определенного типа общения людей [15, с. 72].

Рассматривая функции Интернета, В.Е. Иванов отмечает, что основная функция КД, связанная с получением информации, на сегодняшний день перестает быть ведущей, данную роль берет на себя функция коммуникации. В связи с этим явлением, следует разобраться, что же собой представляет понятие «коммуникация» [11, с. 13], особенно относительно термина «интернет-коммуникация».

Существует большое количество различных подходов к определению интернет-коммуникации, и в интерпретации коммуникативных действий человека в интернет-среде нет общего мнения в выборе термина даже для базового понятия этой области. И.Н. Розина, Л.Ю. Щипицина называют данную коммуникацию компьютерно-опосредованной коммуникацией [14, с. 186; 20, с. 233;], а Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова описывают как виртуальный дискурс [12, с. 24; 13, с. 45].

Действительно, социальные сети дают возможность пользователям делиться контентом со значительным количеством людей по всему миру, а для компаний это действенный способ коммуникации с пользователями. Немаловажны также рефлексии пользователей о ценностях современного общества [3] и размышления от первого лица, которые представляют собой одну из форм автобиографического дискурса [7; 10]. Сам дискурс о себе существенно изменились с течением времени: в настоящем каждый может стать не только «писателем» или «публицистом» [8], но многие даже стремятся к этому в свободных социальных сетях, и добиваются громкого успеха. Можно сказать, что автобиографический дискурс приобрел наибольшую популярность [23] в социальных сетях. Именно поэтому данный вид интернет-коммуникации все чаще используется не только для общения или просмотра фото и видео, но и для монетизации контента [18].

Сервис «TikTok» является одной из самых успешных и быстрорастущих социальных сетей в мире несмотря на то, что полтора года назад являлся малоизвестной развлекательной платформой. За один год в «TikTok» зарегистрировалось более 800 миллионов пользователей. Неудивительно, что такой сервис быстро стал пользоваться спросом среди крупных брендов и лидеров мнений. Сервис отличается достаточно простым функционалом и лаконичным интерфейсом. Пользователь может снять или загрузить из галереи видео длиной до одной минуты, добавить на него текст или видеоэффекты. Популярность сервис обрёл благодаря рекламе, которая распространялась через «Instagram», «ВКонтакте», бесплатные приложения и т.д. В результате «TikTok» стал одной из самых быстроразвивающихся социальных сетей в мире. В 2014 г. появился аналог современного знаменитого приложения – «musical.ly». Китайский разработчик Алекс Чжу увидел на улице танцующих молодых людей, которые снимали друг друга на видео. После этого он создал караоке-приложение развлекательного характера, в котором можно было петь и танцевать. Уже в 2016 г. сервиз набрал 100 миллионов активных пользователей. Спустя год приложение было куплено компанией «ByteDance». Расширение на Запад совпало с появлением «TikTok» – аналога рекордного видеохостинга [19].

«Tiktok» является сервисом, который инвестируется молодежью. Его развертывание во Франции является частью этого подхода, поэтому, прежде чем ориентироваться на бренды, «TikTok» сначала развернул агрессивную стратегию привлечения клиентов, которая позволила привлечь 6,5 миллионов активных пользователей. Благодаря полноэкранному формату видео, разработанному непосредственно для мобильных устройств, «TikTok» привлекает большинство пользователей поколения Z (в возрасте от 13 до 25 лет), которые составляют 74,94 % его аудитории во Франции. Таким образом, это предпочтительная платформа для брендов, которые хотят охватить эту аудиторию [22].

На данный момент бренды хотят привлечь не только молодежь, но и людей других возрастов, потому что по мере роста платформы ее аудитория становится все более разнообразной. В то время как розничные или модные бренды были первыми, кто заинтересовался «TikTok», то сейчас они уже не единственные. Пока бренд является творческим, он полностью заинтересован в том, чтобы определить, куда направляются пользователи; следовательно, потенциальные клиенты [22].

Действительно, слова не знают границ, языки обогащаются за счет заимствований из других языков. Французский особенно заимствует итальянские термины, называемые итальянизмами, например, a cappella, а также немецкие, испанские, арабские термины и многие другие. Согласно исследованиям лингвистов, из 60 000 слов во французском словаре 14,3 % имеют иностранное происхождение. Среди всех этих заимствований англицизмы составляют 25 % [21].

Как видно из вышеприведенной статистики, современный французский язык изобилует англицизмами, в первую очередь – английскими сленговыми выражениями и сокращениями (причем, в СМС-коммуникации, не только англицизмы вырываются вперед, но и арабизмы [5]). Под «сленгом», вслед за Г.В. Сороковых и А.В. Зыковой мы будем понимать фамильярный язык, содержащий слова арготического происхождения, перешедший в общеупотребительный язык [17]. Для обозначения данных слов современные словари используют пометку «courant» (разговорный). Как правило, в разговорной речи элементы арго фигурируют в дружеском, неофициальном общении, подчеркивая непринужденность отношений между коммуникантами. Сегодня они распространены не только в разговорной речи, но и в медиа-пространстве. Приведем несколько примеров использования англицизмов во французском «TikTok»:

  • «Big yikes» – данное выражение используется, когда говорящий хочет указать на неприязнь по отношению к какой-либо ситуации несмотря на то, что, в свою очередь, слово «yikes» используется в значении «ура». Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQ4K3xH/.
  • «That ain’t it» – данной выражение используется как альтернатива «big yikes», но с более усиленным ощущением неприязни или отвращения. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQVS9te/.
  • «Mutuals» – дословно выражение переводится как «взаимные», означает взаимную подписку профилей в социальных сетях. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQVrK1M/.
  • «CEO of» – это аббревиатура, обозначающая генерального директора какой-либо компании. В основном, показывает то, что говорящий выглядит не хуже, чем генеральный директор. Данный термин широко используется обычно в комментариях к видео. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQVr1yg/.
  • «E-girls et e-boys» – данное выражение перешло из Myspace. Означает образ мальчиков между готикой и скейтбордистом или девушек – между готической вселенной и вселенной манги. Они имеют свои таинственную атмосферу и характерные черты. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQVBTKp/ https://vm.tiktok.com/ZSJQV5XH5/.
  • «FaceTracking» – фильтр съемки, который работает по принципу слежения камеры за лицом, позволяя создавать драматические эффекты в видео роликах. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQVS1AL/.
  • Кроме вышеуказанных примеров, во французском «TikTok» популярны английские аббревиатуры, которые стали общеупотребимыми не только во французском, но и во всем мире:
  • «FYP» — это, наверное, три самые важные буквы в приложении, присутствующие на всех видеороликах, потому что FYP – это аббревиатура от For You Page (страница для вас), которая обозначает рекомендации видео. Это когда пользователь просматривает не те аккаунты, на которые он подписан, а те, которые ему рекомендует само приложение. Аббревиатура используется в качестве хэштега #fyp для продвижения видео. В надежде на то, что алгоритм их подтолкнет, французские пользователи «TikTok» используют и злоупотребляют использованием #fyp. Пример использования: https://vm.tiktok.com/ZSJQV2shF/.
  • «POV» – данная аббревиатура расшифровывается как Point of View (от первого лица) и обозначает один из самых характерных форматов «TikTok» после хореографических задач. Видео от первого лица позволяют пользователям продемонстрировать свои актерские способности за 15 секунд. Как мы уже отмечали выше, рассказ от первого лица – наиболее актуален. Выбирается музыка – желательно очень эмоциональная, создается сцена, чтобы дать контекст, а затем разыгрывается сама сценка. В разыгрывании сценки активно включаются кинесика как важный фактор франкофонный культуры [9]. Пример использования аббревиатурs «POV»: https://vm.tiktok.com/ZSJQV8eBV/.

Важно отметить, что некоторые из данных примеров используются не только в устной форме, но и в описаниях к видео с хэштегами. Такое использование заимствований объясняется тем, что алгоритм «TikTok» ролики с хэштегами продвигает среди других пользователей, соответственно поднимая просмотры и популярность аккаунта. Также данные хэштеги делают навигацию «TikTok» намного проще, достаточно их ввести в поиск или просто нажать на него под видео, чтобы найти какой-либо видеоролик.

Как показали проведенные примеры, заимствования из английского языка, среди которых есть как неологизмы, так и аббревиатуры, достаточно распространены во французском «TikTok». Они используются для отображения новых явлений и модных понятий. Данное явление объясняется быстрым распространением видеороликов не только в рамках одной страны, но и в мире в целом. Одной из особенностей французского «TikTok» является активное использование англицизмов, которое обусловлено пополнением языка новыми словами, связанное с расширением контактов между культурами и развитием общества, поэтому можно утверждать, что в эпоху глобализации тенденция к использованию англицизмов во французском языке сохранится.

English borrowings in french internet discourse (example of TikTok service)

Sheptalova A.F.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dubnyakova Oksana Alekseevna,
deputy manager of department of Romance philology for scientific work of Institute of foreign languages of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philology, associate professor

Annotation. The article examines English borrowings in French, the Internet service «TikTok» was taken as the research material, and examples of the use of English words by French users are also given.
Keywords: Internet communication, Internet discourse, Tiktok service, anglicisms.