Научный руководитель: Вачкова Светлана Николаевна, директор Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.857

Аннотация. В статье проанализированы тесты по биологии, представленные на образовательной платформе Московская электронная школа, включающие учебный материал 10 класса средней школы. При анализе учтено распределение тестов по темам, время публикации, типы заданий и другие параметры.

Ключевые слова: цифровые тесты, диагностика результатов по биологии

Тестирование как способ оценки и диагностики предметных результатов прочно вошло в школьную жизнь после введения Единого государственного экзамена. В последнее время оказываются всё более востребованными электронные тесты, дающие возможность автоматической проверки результатов. Именно такими тестами являются тесты на платформе Московской электронной школы, которые относятся к разделу цифрового домашнего задания.

Большинство учителей отмечают, что отсутствие необходимости ручной проверки существенно сокращает время, затрачиваемое на оценку и диагностику достигнутых результатов. Количество тестов на платформе МЭШ скачкообразно увеличилось весной 2020 года. Активное использование и, как следствие, создание тестов было спровоцировано переходом школ на дистанционное обучение в апреле 2020 года в связи с пандемией коронавируса. Тесты стали не только средством промежуточной диагностики, но и основным инструментом поурочного оценивания учебной активности и достижений учащихся.

Многие другие средства, такие как устный опрос, диктант, контрольная работа, при электронном обучении менее доступны. За период с мая 2017 года по март 2021 на платформе Московской электронной школы размещено 106 тестов по биологии по темам, изучаемым (в соответствие с Примерной образовательной программой по биологии [3] и распределением материала в учебниках [1, 2]) в 10 классе. За три года с мая 2017 года по март 2020 года в систему было загружено 13 тестов, с апреля по сентябрь 2020 года – 24, с октября по декабрь 2020 года – 53. Количество загружаемых тестов в январе 2021 года снова уменьшилось и за два с половиной месяца 2021 их лишь 16. Такая динамика отражает востребованность и необходимость онлайн тестов особенно при дистанционной форме обучения. Около 50 % тестов являются цифровыми домашними заданиями, и это предоставляет возможность автоматической проверки результатов.

Детальный анализ представленных тестов выявил следующее. Из 106 тестов на долю тестов углубленного уровня приходится 42 %, остальные – тесты базового уровня. Тесты включают разнообразные типы заданий. В подавляющем большинстве тестов присутствуют задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных, также часто встречаются задания на множественный выбор (выбор нескольких ответов, выбор 2 из 5, 3 из 6) и задания на приведение понятий в соответствие. В равных количествах достаточно широко представлены задания на установление последовательности, задания, предполагающие краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания, а также задания на заполнение пропусков в тексте (см. таблицу 1).

Таблица 1. Частота встречаемости разных типов заданий в тестах по биологии для параллели 10-х классов

Тип заданийЧастота встречаемости
Выбор 1 ответа из 4 89%
Множественный выбор 73%
Соответствие 46%
Последовательность 27%
С кратким ответом 31%
Заполнение пропусков в тексте 27%

По объему тестовые задания различны. В среднем тесты состоят из 9-10 заданий, на выполнение которых отводится 10-15 минут. Однако оба эти показателя колеблются в широких пределах: количество заданий – от трех до двадцати, время, на которое рассчитан тест, – от трех до сорока минут. Зависимость количества заданий и времени, отводимого на их выполнение, от уровня сложности теста (базовый или углубленный) не обнаружена.

Распределение тестов по темам неравномерно. Большое число тестов относится к темам «Химический состав клетки» (12 тестов), «Обеспечение клеток энергией» (16 тестов), «Размножение организмов» (12 тестов), «Индивидуальное развитие организмов» (17 тестов) и к теме «Основные закономерности наследственности» (15 тестов). Наименьшее количество тестов касается материала тем «Структура и функции клетки» (4 теста), «Биосинтез белка» (8 тестов), «Основные закономерности изменчивости» (3 теста).

Возможно такое неравномерное распределение тестов по учебным темам связано не только с содержательными особенностями материала, но и со временем прохождение этих тем в курсе биологии 10 класса. Наименьшее число тестов выпадает на темы, изучаемые в октябре, апреле и мае (в соответствии с Примерной программой по биологии и распределением материала в учебниках). В апреле и мае 2020 года активное размещение тестов на платформе МЭШ только начиналось.

Тесты традиционно используются для оценки и диагностики достигнутых предметных результатов. Последнее время всё большее распространение получают тесты, предназначенные для диагностики метапредметных результатов. Тестовая система получила своё широкое распространение в связи с введением Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Школы и другие образовательные организации быстро отреагировали на изменение формы экзамена и тестовая форма стала чрезвычайно широко применяться, а также использоваться для подготовки к экзаменам. Такой подход обычно критикуется и осуждается. Часто говорят, что обучение заменено на натаскивание, ученики не приобретают при этом прочных структурированных логических знаний, а только механически запоминают, как следует отвечать на тот или иной вопрос. Так ли это, во многом зависит от того, какие задания предложены в тесте. Большинство тестов на платформе МЭШ содержат задания на воспроизведение информации, реже в них встречаются задания на группировку, соотнесение, выстраивание логической последовательности, сравнение, практически отсутствуют задания на перевод графической и табличной информации в текстовую, на поиск и интерпретацию информации. Именно задания последних типов могли бы стать весьма информативными и полезными не только для изучения и закрепления предметного материала, но и для формирования метапредметных навыков.

Из сопроводительной информации к тестам следует, что большая их часть (69 %) рассчитана на однократное прохождение, остальные тесты предполагают несколько попыток. Как правило, в реальных условиях количество прохождений оказывается неограниченно. При этом учащиеся получают возможность путем проб и ошибок узнать правильные ответы на поставленные в тесте вопросы и таким образом скорректировать свои предметные знания по теме. Учитывая это обстоятельство следует рассматривать тесты как средство закрепления и даже формирования предметных знаний, а также создавать тесты, направленные на развитие функциональной грамотности, которые позволят совершенствовать метапредметные результаты обучения.

Analysis of biology tests presented on the digital educational platform Moscow electronic school

Tavrovskaya A.V.,
undergraduate 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research Supervisor:
Vachkova Svetlana Nikolaevna,
Director of the Institute of System Projects of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article analyzes the biology tests presented on the educational platform Moscow Electronic School, including the educational material of the 10th grade of high school. The analysis takes into account the distribution of tests by topic, publication time, task types, and other parameters.
Keywords: digital tests, diagnostics of results in biology