Научный руководитель: Закиров Олег Алиевич, заместитель директора по воспитательной работе, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат исторических наук
Код уникальной десятичной классификации: 908; 372.893

Аннотация. В статье описывается история уникального московского памятника XVII века, связанного с историей династии Романовых и с началом биографии Петра Первого.

Ключевые слова: Храм, экскурсия, царь Алексей Михайлович, Андрей Савинов, Петр Первый.

Данная статья посвящена описанию истории уникального памятника истории и архитектуры Москвы – Храма святителя Григория Неокесарийского на улице Полянка и определению его значения для преподавания истории петровской эпохи (в форме учебных экскурсий).

Значение эпохи Петра Первого трудно переоценить (в данном контексте под петровской эпохой понимается не только время правления Петра, но вся его биография и даже предыстория рождения царевича – вступление царя Алексея Михайловича во второй брак). Событием, определяющим актуальность данной статьи, является приближающаяся знаменательная дата – в 2022 году будет отмечаться 350-летие со дня рождения Петра I. 25 октября 2018 года президент Российской Федерации подписал Указ «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I» [12]. К этой дате будет подготовлено большое количество мероприятий, которые, безусловно, будут полезны школьникам, изучающим период правления Петра I в разнообразных формах урочной работы и внеурочной деятельности.

Важно заметить, что практика преподавания истории Петра в московских школах сталкивается с некоторыми трудностями. Распространённое убеждение о нелюбви Петра к Москве мешает пониманию того, как много важных событий биографии Петра с момента его рождения до последних лет его жизни связаны с Москвой. Из-за этого зачастую в работе с московскими школьниками не реализуются такие важные и эффективные методики работы – как методики городских учебных экскурсий по местам, связанным с петровской эпохой. Относительно немногочисленные маршруты традиционных московских экскурсий петровской тематики связаны с районами Преображенское и Лефортово. Другие районы Москвы в меньшей степени ассоциируются с петровской эпохой, что ведёт к недооценке потенциала использования их памятников в экскурсионной работе со школьниками.

Храм святителя Григория Неокесарийского на Полянке (называется также «Красная» церковь, храм «в Дербеницах» и др.) по преданиям известен с XV века, а по документально подтверждённым сведениям с тридцатых годов XVII века. Ныне существующий каменный храм построен в 1667-1679 годах вместо деревянного приходского храма (который стоял севернее существующего).

Раздел «Летопись храма» на официальном сайте Храма Григория Неокесарийского сообщает: «В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события» [9]. Эти сведения получили распространение в ряде публикаций. Однако необходимо отметить, что вопросы о том, где именно родился царевич Пётр Алексеевич и где он был крещён, являются дискуссионными.

Венчание царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, как указывают источники, стоялось 22 января 1671 г. в Успенском соборе Московского Кремля [8].

Н.Д. Извеков писал в начале ХХ века, что царь венчался с Натальей Кирилловной в Успенском соборе Московского Кремля, а их сын царевич Пётр был крещён в кремлёвском Чудовом монастыре 29 июня 1672 года [5, с. 129]. Эти сведения Н.Д. Извеков изложил в биографической статье о духовнике царя Алексея Михайловича Андрее Савиновиче Постникове (иначе Андрее Савинове). В 1666 году Андрей Савинович Постников стал настоятелем кремлёвского Благовещенского собора – духовником царя. Он же по сведениям Н.Д. Извекова совершал обряд венчания в 1671 году и крещения Петра в 1672 году.

Андрей Савинов прежде чем стать духовником царя был священником Храма Григория Неокесарийского – Н.Д. Извеков цитировал в своей статье следующий архивный документ: «… 1666 года месяца марта, в 25 день, в праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы в ея же пречистом храме, у государя на сенех, поставлен в протопопы ея Пречистыя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы священник Андрей Савин от церкви Григория Чудотворца Неокесарийскаго, что за Московою рекой» [5, с. 127] (при цитировании в данной статье тексты приводятся к нормам современного русского языка).

Причиной избрания Андрея Савинова в духовники царя Н.Д. Извеков считал то, что Андрей превосходил весьма многих современных ему московских священников своей учёностью [5, с. 128]. Царский духовник имел, безусловно, серьёзное влияние на духовную и семейную жизнь царя, а через это на политическую жизнь Московской Руси. Он, вероятно, оказал влияние на выбор Алексеем Михайловичем второй жены Натальи Кирилловны, за которой стоял мощный клан её воспитателя Артамона Матвеева. После смерти царя Алексея Михайловича, Андрей Савинов, наживший немало врагов и лишившийся высокого покровителя, был осуждён и отправлен ссылку [5, с. 136-137].

Именно личность Андрея Савинова связывает Храм Григория Неокесарийского на Полянке с историей рода Романовых, с детством Петра, с историей политического противостояния партий Милославских и Нарышкиных и с другими интереснейшими сюжетами раннепетровской эпохи.

Версии о том, что венчание Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной и крещение Петра Алексеевича происходили в Кремле гораздо более правдоподобны, чем предположения, что эти значимые события династической истории состоялись в замоскворецком храме. Но факт того, что Алексей Михайлович проявил большое внимание к строительству в камне Храма Григория Неокесарийского, бесспорен.

Чудов монастырь Московского Кремля, в котором, вероятно, и был крещён Пётр Первый, утрачен. Успенский собор, в котором венчались Алексей Михайлович и Наталья Кирилловна находится на территории Кремля (для которой установлен особый режим посещения). Эти факты по очевидным причинам ограничивают возможности показа этих мест в ходе школьной городской исторической экскурсии. Если же организовать городскую экскурсию для школьников по петровской тематике в пространстве Замоскворечья, то Храм Григория Неокесарийского может объективно быть одним из наиболее интересных объектов экскурсионного показа. Храм удобно расположен для внешнего осмотра группами экскурсантов с ближних и дальних расстояний. Он, как действующий приходской храм, может быть с учётом соблюдения всех религиозно-этических норм осмотрен экскурсантами изнутри.

Противоречивые исторические оценки тех или иных памятников, расхождения в источниках или исследованиях не должны быть основанием для того, чтобы обходить вниманием в учебном процессе какие-либо исторические объекты. Своеобразие памятников и сопровождающие их загадки часто стимулируют учебную мотивацию [4, с. 60]. Разумеется, в ходе экскурсии нельзя слепо доверяться распространённой версии о храме, как месте венчания царя и царицы и крещения царевича (этой версии надо дать взвешенную научную оценку). В тоже время в ходе экскурсии должна быть раскрыта ценность храма как исторического памятника – здания, чьи стены «помнят» царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Петра Алексеевича. Не может вызывать сомнения и ценность Храма Григория Неокесарийского как выдающегося произведения архитектуры XVII века. Этот храм является важным культурным наследием, неотъемлемой частью русской истории.

Одно из наиболее полных исследований (исторических описаний) Храма Григория Неокесарийского принадлежит инженеру С.В. Шувалову (окончившему Археологический институт, как указывалось на титульном листе его труда) – оно сохранилось в Российской Государственной Библиотеке в виде машинописного текста с фотоиллюстрациями (и датируется не ранее 1914 года) [13].

С.В. Шувалов писал: «Вскоре после того, как означенный выше священник Андрей Савинов поставлен был Благовещенского Собора протопопом и царским духовником, Царь Алексей Михайлович, по его просьбе, приступает к постройке настоящего каменного храма» [13, с. 19]. С.В. Шувалов, ссылаясь на источники, подробно описывает участие царя в строительстве и упоминает посещения им строящегося храма [13, с. 19, 26]. 1 марта 1679 года (уже в правление царя Фёдора Алексеевича – старшего брата Петра) главный престол храма освящал Московский Патриарх Иоаким. До конца XVII века храм «пользовался особым вниманием» царей и патриархов [13, с. 25].

Царь Алексей Михайлович принимал активное участие в строительстве храма: проверял чертежи, вникал в детали и давал указания; он же выбрал цвет окраски храма – оранжевый, цвет пламени, велел стрелку шатра перевить и расписать бирюзой и белилами.

Предполагается, что зодчими были царские мастера – Иван Кузнечик и костромич Карп Губа. Изразцы для фасадов выполнены государевым ценинных дел мастером Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Иконостас церкви был украшен произведениями царских живописцев, в том числе иконами Симона Ушакова.

Храм представляет собой композицию из поставленных по одной оси собственно храма (четверик, увенчанный рядами кокошников и пятью главами), трапезной с притвором и трехъярусной шатровой колокольни (два нижних яруса – глухие четверики, третий – восьмерик звона). Храм не имеет подклета; его уникальной особенностью является помещение, расположенное вторым ярусом над трапезной и первоначально раскрытое в четверик наподобие хор.

Зная особое положение заказчика, можно полагать, что при строительстве здания учитывалась возможность посещения храма царем. Впоследствии, в XVIII веке здесь разместили «теплый» предел (Тихона Амафунтского), был заложен проем в четверик и устроен алтарь, который достаточно быстро упразднили из-за неудобства помещения.

Постановка храма на переломе улицы традиционна. Колокольня выступает к проезжей части. Её композиционная роль в ансамбле улицы была еще больше выявлена регулированием конца XVIII века, когда красная линия несколько отступила от кромки прежней дороги. Выразительность архитектурного облика церкви усиливается сложным живописным силуэтом всего здания.

Участие государевых мастеров в сооружении храма сказалось в богатстве его декоративного оформления. Сложные и тонкие по рисунку белокаменные резные детали, разнообразные наличники, пышные карнизы, многочисленные ширинки с резными либо изразцовыми вставками, узорные решетки окон и опоясывающий верх храма изразцовый фриз с мотивом «павлиньего ока» ‒ замечательный пример узорочья второй половины XVII века.

Первоначальная многоцветная раскраска храма (восстановлена на фасадах колокольни) вместе с прочим убранством таким как поливные изразцы, настолько выделяли эту церковь, что она считалась среди москвичей «красной» (то есть красивой).

Как писал в начале XX века инженер и историк С.В. Шувалов: «В творении Ивана Кузнечика сказался московский идеал, любовь к густой сочной красоте, к обилию украшений. Свою любовь к изукрашенности он вылил в выделении всех деталей белым цветом на красном фоне, в богатой обработке портала, в пышных наличниках окон, в красивом силуэте шатровой колокольни, в изразцовых поясах вокруг этой последней, а также вокруг самой церкви» [13, с. 30].

В интерьере сохранились поздние росписи на своде. В бывшей «теплой» церкви (на хорах), куда ведет лестница в юго-западном углу притвора, низкий, с четким рисунком распалубок, свод сохранил резные украшения: внизу в простенках, барочные, раскрашенные картуши, а наверху – головки херувимов.

С.В. Шувалов считал, что в иконах храма Григория Неокесарийского приёмы русской иконописи конца XVII века «нашли своё лучшее выражение» [13, с. 59].

В 1767 году к южной стене трапезной пристроен придел Григория Богослова, фасады которого копируют формы XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года храм не сгорел, но был осквернён захватчиками. Наполеон, увидевший церковь, был пленён ее красотой и по легендам высказал сожаление, что не может поставить эту необычайную постройку себе на ладонь и перенести в Париж [9].

Северный придел Боголюбской Богоматери, построенный в 1834 году, обработан в формах псевдоготики. К этому же времени относится ограда по красной линии улицы с фигурными завершениями ворот.

В 1939 году храм был закрыт. Возобновлены богослужения в храме были в 1994 году.

Храм имеет свою уникальную историю. В преддверии 350-летия со дня рождения Петра Первого Храм святителя Григория Неокесарийского должен быть как интереснейший памятник вовлечен в разработку экскурсионных тематических маршрутов по Москве. В условиях дистанционного обучения Храм Григория Неокесарийского, представленный в сети Интернет многочисленными фотографиями, может легко включаться в виртуальные экскурсии. Среди других объектов Замоскворечья, связанных с жизнью, деяниями и временем Петра, Храм Григория Неокесарийского безусловно может быть отправной точкой для экскурсионных маршрутов.

Moscow Church of St. Gregory of Neocesaria as a monument of the Peter era

Zubareva A.S.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zakirov Oleg Alievich,
Deputy Director for Educational Work, Associate Professor of the Department of Teaching Methods of History, Social Studies and Law of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Historical Sciences

Аnnotation. The article describes the history of a unique Moscow monument of the XVII century, associated with the history of the Romanov dynasty and the beginning of the biography of Peter the Great.
Keywords: Church, excursion, Tsar Alexey Mikhailovich, Andrey Savinov, Peter the Great.