Аннотация. В статье рассматривается одно из современных направлений дизайна - «экодизайн», способствующее формированию и принятию нового экологически дружелюбного взаимодействия в системе «человек-природа». Поднимаются вопросы глобальной экологической проблемы и проблемы определения границ термина «экодизайн».

Ключевые слова: экодизайн, экологическая культура, экологическая компетентность, биодизайн.

Проблемы экологии на протяжении длительного времени являются одними из наиболее значимых среди прочих глобальных проблем, вызывают беспокойство о благополучии существования человечества на планете. Вспышки эпидемий, вымирание животных, лесные пожары и природные катаклизмы оказали огромное негативное влияние на экологическую обстановку на планете. Человеку, как виду, являющемуся неотъемлемой частью природы, для жизнедеятельности необходима благоприятная окружающая среда, поэтому так важно бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой его устойчивого развития и жизни.

Появление новой научной отрасли, такой, как «экологическая эстетика», поднимает проблему взаимодействия человека и природы, и находит свое практическое применение в «экодизайне».

Экодизайн, зародившийся в 70-х годах 20 века, пропагандирует идею гармонизации системы отношений «человек-природа», тем самым отвечая на некоторые вызовы прогрессирующей научно-технической революции. Однако, это направление считается новым в дизайне, поэтому до сих пор одного, наиболее широкого и точного определения, передающего его суть, не существует. Прежде всего, это связывают с тем, что «экодизайн» часто отождествляют с другими похожими терминами: «зеленый дизайн» и «устойчивый дизайн», что по своей сути не является верным. Так, Т.Ю. Быстрова в своей статье «Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна» подвергает критическому анализу понятийные составляющие терминов «экодизайн», «зеленый дизайн» и «устойчивый дизайн». По мнению автора, каждый из данных терминов раскрывает различные сферы проектной деятельности дизайнера, но, зачастую, несет лишь идеологическую или маркетинговую составляющую, без учета утилитарной функции. Подводя итоги своего исследования, автор говорит: «Проблема усугубляется тем, что ни одно из имеющихся определений и перечней не содержит в себе, хотя бы в скрытом виде, эстетических и стилевых рекомендаций или принципов. Невнимание к этой стороне дизайна чревато утратой гармонии и целостности среды обитания человека, нарочитым «сползанием» в природность» [2].

В современном мире приставка «эко» является одной из наиболее востребованных: одни фирмы используют ее в маркетинговых целях для привлечения потребителей, другие акцентируют внимание потребителей на использовании природных компонентов в производстве (например, дома из натурального бруса), подчеркивая благоприятное экологическое воздействие их именно для потребителя. Но, следует отметить, что экодизайн в современном понимании, это не только забота о потенциальном клиенте, но, также, отдельное внимание к природе. Экодизайн берет в расчет экологическую составляющую производства, потребления и утилизации продукции, акцентируя внимание при этом на ее эргономичности и эстетичности. Таким образом, можно утверждать, что экодизайн – это синтез художественно-проектной основы, науки и философского осмысления глобальной проблемы.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром [1].

С художественно-проектной точки зрения, по мнению, В.Ю. Медведева: «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [3, с.12].

В научном аспекте, экодизайн находит свое начало в бионике и эргономике. Преобразуя существующие природные формы, определяя критерии удобства использования, дизайнер создает продукт, который не только импонирует потребителю, но также является экологичным с точки зрения используемых в производстве материалов и компонентов, учитывая возможность его повторной переработки.

Таким образом, экодизайн – это современное направление в дизайне, которое уделяет особое внимание гармонизации системы «человек-природа». Это комплексная проектная деятельность дизайнера, направленная на формирование бережного отношения к природе, отражающаяся в понятии «3R»: «reduce», «reuse», «recycle», в переводе с английского, как «сокращать», «повторно использовать» и «перерабатывать», определяющая цель создавать приемлемые условия удовлетворения человеческих потребностей, не разрушая при этом окружающую среду.

Исходя из этого, основной задачей экологического дизайна является формирование соответствующих мировоззренческих установок, таких, как: осознание человеком себя, как неотъемлемой части природы; принятия eco-friendly жизненной позиции, которая означает снижение или отсутствие негативного воздействия на природу, способствует укреплению позиции экологической культуры и компетентности. Кроме этого, экодизайн ставит перед дизайнером следующие задачи:

  1. совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;
  2. поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;
  3. пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;
  4. формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;
  5. целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна [4].

Приведенный выше анализ и тезисы позволяют утверждать, что, несмотря на то, что в настоящее время не существует четких границ, определяющих суть понятия «экодизайн», само это явление в направлении экологической эстетики продолжает набирать свою популярность. Изучение этого направления является одним из ключевых в практическом решении мировых экологических проблем, актуализирующим ценностно-ориентационные, воспитательные и адаптационные функции дизайна, при создании безопасной продукции для природы и человека.

Ecodesign as a factor of development of the modern aesthetics

Ivanova E.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. In this article we consider one of the modern threads of design called «ecodesign». It contributes to forming and accepting the new way of friendly cooperation inside the system «human-nature». It brings up an issue of a global ecological problem and a point of definition of the term «ecodesign».
Keywords: ecodesign, ecological culture, ecological adequacy, biodesign


  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
  2. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. Екатеринбург: Уральский Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт РААСН, 2012. С. 80-85.
  3. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна. 3 изд. СПб.: СПБГУТД, 2009. 110 с.
  4. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн, как направление современного дизайна. Определение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2013/4/93.pdf (дата обращения: 21.04.2020).
  1. Borev YU.B. Aesthetics. M.: Vysshaya shkola, 2002. 511 psges.
  2. Bystrova T.YU. Directions and problems of the development of «sustainable» design // Akademicheskiy vestnik URALNIIPROYEKT RAASN. - Yekaterinburg: Uralskiy Ordena «Znak Pocheta» nauchno-issledovatelskiy i proyektno-konstruktorskiy institut RAASN, 2012. Page 80-85.
  3. Medvedev V.YU. The essence of design: theoretical foundations of design. 3rd ed. SPb.: SPBGUTD, 2009. 110 pages.
  4. Pankina M.V., Zakharova S.V. Ecological design as a direction of modern design. Definition of the concept // Modern problems of science and education. 2013. № 4. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2013/4/93.pdf (date of the address: 21.04.2020).