Аннотация. В статье рассмотрена актуальность вопроса нравственного воспитания молодого поколения в условиях современного развития системы образования и страны; представлен вариант решения данной проблемы посредством вовлечения студентов вуза в социальное проектирование. В качестве примера предложен проект коллектива авторов по созданию центра помощи пожилым людям, представленный в финале конкурса студенческих инициатив Московского городского педагогического университета.

Ключевые слова: социальное проектирование; нравственное воспитание; воспитание будущих педагогов.

В настоящее время общество претерпевает не только политический, но и социальный нравственный кризис. Исследования ряда авторов акцентируют внимание на проблемах безнравственности и бездуховности современного общества [1; 3]. Отсутствие заботы о ближнем, пассивность и отстраненность от происходящего вокруг стало неотъемлемой частью поведения людей, в частности в молодежной среде. При этом образовательные организации, одним из направлений деятельности которых является решение воспитательных задач в среде школьников и студентов, сегодня в большей степени сосредоточены на требованиях к освоению учебных дисциплин. У преподавателей не остается времени на целенаправленную работу по формированию нравственных позиций воспитанников, а современный мир не располагает к естественному освоению нравственных ценностей.

Одна из главных задач современного педагога – воспитать в каждом ребенке чувство гражданственности и патриотизма, побудить к совершению добрых дел и поступков. Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения в условиях современной школы и изменившегося социума на сегодняшний день особенно актуальна среди студентов педагогических вузов – будущих педагогических кадров страны.

В этой связи у будущих педагогов возникает потребность в социальном проектировании, которое, по мнению А. Н. Коверковой, представляет собой реальную возможность принять участие в решении проблем города и общества в целом, формирующее важные социальные навыки, необходимые для дальнейшей педагогической деятельности [2, с. 18]. Перед каждым человеком стоит серьёзный моральный выбор: жить только для себя или же помнить об окружающих и помогать им по мере своих возможностей.
Для формирования навыков социального проектирования, приобщения студентов университета к решению социокультурных и образовательных задач города Московский городской педагогический университет ежегодно проводит конкурс студенческих инициатив, который позволяет каждому конкурсанту предложить экспертной комиссии свой проект. Фактически конкурс ставит одну из глобальных целей воспитательной работы вуза – формирование гуманного, творческого молодого педагога. Проект, осуществляемый по собственному выбору обучающимися вуза позволяет получить реальный опыт работы в социальной сфере, проявить личную ответственность в процессе реализации представленных концепций.
В ходе предварительной работы над проектом меня заинтересовал вопрос об оказании помощи пожилым людям. На первом этапе исследования мною был проведен анализ статистических данных о возрастном потенциале страны и города Москвы в частности. Установлено, что в настоящее время население России стремительно стареет; за период 2016–2019 годов пенсионеров в России станет гораздо больше [5].
Так как реализация проекта запланирована в районе Северное Медведково, то на втором этапе исследования проведен опрос жителей, проживающих на данной территории, и выявлен большой процент одиноких, малообеспеченных людей пожилого возраста. В ответах на вопросы пожилые люди указали на потребность общения с другими пенсионерами через участие в оздоровительных и культурных мероприятиях, а также кружках по интересам эстетического направления.

Кроме того, при анализе данных опроса было установлено, что одинокий пенсионер со временем утрачивает контакты с коллегами из-за отсутствия общих интересов; физическое состояние здоровья ухудшает мобильность пожилого человека и ограничивает его в частых передвижениях на большие расстояния. Все выше перечисленные обстоятельства приводят человека старшего возраста к стрессу от чувства ненужности и абсолютной незначимости для общества, изолируя от внешней среды.

Несмотря на активную работу с пожилыми людьми органов местного самоуправления, государственной поддержки не хватает, а социальные службы не всегда справляются. На помощь приходят волонтеры: благотворительный фонд «София» и «Московское общество сестер милосердия», которые связаны с администрацией Москвы; организация «Российский Красный крест», в программе которой прописана помощь одиноким и нуждающимся пенсионерам; автономная благотворительная некоммерческая организация «Перспектива»; группы в социальных сетях, созданные именно для помощи ветеранам и другие. Однако таких волонтерских организаций и фондов недостаточно, чтобы обеспечить заботой и вниманием нуждающихся пенсионеров.

На основе ранее проведенного двухэтапного исследования мною совместно со студентами учебного корпуса «Колледж Медведково» в 2016–2017 учебной году на конкурс инициатив МГПУ был предложен проект по созданию центра помощи пожилым людям, основная цель которого – создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, вовлечение их в активную творческую, интеллектуальную, общественную деятельность.

Для достижения данной цели мы предложили создать центр помощи «Мы рядом» для пожилых людей, вышедших на пенсию и завершивших трудовою деятельность. Реализация работы центра планируется на базе структурного подразделения МГПУ – Института среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского в учебном корпусе «Колледж Медведково» по следующим направлениям:

  • социально-досуговое, реализуемое в клубе «Молоды душой». Клуб будет основан на добровольческой деятельности студентов колледжа, отчасти на работе кружков дополнительного образования для студентов;
  • формирование компьютерной грамотности в школе компьютерного мастерства «Компьютеру все возрасты покорны», с целью приобщить старшее поколение к использованию интернет-пространства для решения социальных вопросов через компьютерные и мобильные приложения;
  • физкультурно-оздоровительное, реализуемое в секции «Здорово здоровым быть» с целью поддержания здорового образа жизни;
  • раскрытие творческого потенциала в студии рукоделия «Очумелые ручки» посредством изучения технологии оригами, бисероплетения, рисования и др.

Основными преимуществами проекта являются: 

  • организация нового вида практики студентов на базе центра помощи пожилым людям;
  • духовно-нравственное воспитание будущих учителей;
  • развитие коммуникативных компетенций через публичные выступления на занятиях по каждому направлению деятельности центра помощи;
  • приобретение личного опыта, способствующего повышению качества жизни граждан старшего поколения, в процессе выполнения общественно значимой социальной работы.

При планировании работы центра не были учтены иные факторы, влияющие на ход реализации проекта:

  • наличие свободных кабинетов в учебном корпусе «Колледж Медведково» для организации занятий с пенсионерами;
  • техническое оснащение кабинетов;
  • оценка технической готовности кабинетов для проведения занятий с пенсионерами;
  • финансовая поддержка центра в случае расширения направлений деятельности и др.

Анализ выявленных неучтенных ранее факторов позволит нам внести дополнительные изменения на этапе проектирования и скорректировать работу центра.

Важно, чтобы деятельность учащихся университета, осуществляемая в рамках проекта, стала необходимостью в повседневной жизни, способствовала совершенствованию умений и навыков оказания помощи социально не защищенному населению города в аналогичных ситуациях [4, с. 84].

Можно сказать, что развитие, обучение и воспитание педагогических кадров, а также получение социального опыта будет успешным в том случае, если цели горожан, городской администрации и студентов вуза по данному вопросу будут дополнять друг друга. При этом проектная деятельность, направленная на решение социальных проблем города и способствующая проявлению добра, гуманизма и милосердия к людям, является одним из вариантов такого взаимовыгодного сотрудничества.

Social design as a means of spiritual-moral education of future teachers

Baikova N.S.,,
student of the Moscow City University, Moscow

Annotation: in the article the urgency of the issue of moral education of the younger generation in the conditions of the modern development of the education system and the country is considered; a variant of the solution of this problem is represented by involving university students in social design. As an example, the project of a team of authors to create a center for helping older people, presented in the final of the student initiatives competition of the Moscow City Pedagogical University.
Keywords: Social design, moral education, education of future teachers.


  1. Доронина Н. Н., Король А. И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 6 (203). Р. 187–192.
  2. Коверкова А. Н. Социальное проектирование. М.: Инфар-М, 2008. 364 с.
  3. Курило С. Н. Духовно-нравственный кризис человека как следствие переходного этапа общества: постановка проблемы // ИСОМ. 2015. № 2. Р. 137–140.
  4. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Московский гуманитарный университет: Флинта, 2007. 240 с.
  5. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Социальный бюллетень. Аналитический центр при Правительстве РФ. 2016. № 05 (март).
  1. Doronina N. N., Korol' A. I. Issledovanie nravstvennyh kachestv molodezhi // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. № 6 (203). S. 187–192.
  2. Koverkova A. N. Social'noe proektirovanie. M.: Infar-M, 2008. 364 s.
  3. Kurilo S. N. Duhovno-nravstvennyj krizis cheloveka kak sledstvie perekhodnogo ehtapa obshchestva: postanovka problem // ISOM. 2015. № 2. S. 137–140.
  4. Lukov V. A. Social'noe proektirovanie. M.: Moskovskij gumanitarnyj universitet: Flinta, 2007. 240 s.
  5. Pozhiloe naselenie Rossii: problemy i perspektivy // Social'nyj byulleten'. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF. 2016. № 05 (mart).

Дата публикации: 14.07.2017 г.