Аннотация. В статье рассматриваются функциональные особенности семейного права, изучаемые в рамках школьного курса «Обществознание» в сопоставлении с требованиями образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: семейное право, обществознание, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Система школьного образования в Российской Федерации должна выстраивать у обучающихся представление об окружающем их мире, его физических, биологических, химических, социальных и иных законах. Важно, чтобы в процессе обучения не происходило дублирования и противоречия между различными предметами, «осуществлялось непрерывное образование посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих его единство на территории страны» [3, с. 43].

Особое место в школьной программе занимают вопросы семейного права, изучаемые учащимися в рамках дисциплины «Обществознание», в блоке «Право». При этом обязательный минимум содержания по предмету определяется Федеральным государственным образовательным стандартом для ступени основного общего образования и среднего (полного) общего образования (ФГОС), утвержденным Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089, в редакции от 2015 года [1].

Согласно стандарту предмет «Обществознание» изучается непрерывно на протяжении всего школьного курса, на базовом и профильном уровне, а его содержание направлено на утверждение у обучающихся ценностей и понятий гражданского и демократического общества и правового государства.

При этом стандарт основного общего образования по обществознанию в блоке «Право» в части изучения семейного права определяет изучение обучающимися таких понятий, как семейные правоотношения и права и обязанности родителей и детей.
Стандарт среднего (полного) общего образование включает в содержание предмета изучение вопросов о порядке и условиях заключения и расторжения брака, а также правовом регулировании отношений супругов.
В связи с этим основной целью преподавания семейного права в школе должно стать направленное ознакомление обучающихся с основными нормами и ролью регулирования семейных правоотношений, а также формирование системы отраслевых правовых знаний, воспитание правовой ответственности и культуры уважения к человеку, его правам и свободам.
При освоении вопросов семейного права школьникам необходимо предоставлять широкие возможности для самостоятельной работы с документами и решением задач в учебной игре [2].

Следует отметить, что правовое действие направлено на охрану конкретных интересов участников (субъектов) правоотношения в виде возможных форм проявления действия или деятельности, что обуславливает осуществление правовой охраны интересов участников правоотношений (семейных правоотношений). Таким образом, можно говорить о функциональном аспекте рассматриваемой отрасли права в школе.

Изучение семейного права формирует правосознание обучающихся, косвенно укрепляя такие институты, как семья, материнство и детство. Семья и ее роль являются частью традиционной культуры нашего общества, их охрана и развитие должны быть направлены на просвещение молодежи и воспитание у нее культурно-ценностных ориентиров, в том числе в сфере семейных отношений.
Осознание функций семейного права должно формироваться у школьников «через приобщение членов семьи к знаниям о праве и семье, законности, правах и свободах членов семьи, к пониманию сущности правовых доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение» [4, с. 18].

К сожалению, большинство старшеклассников практически не проявляют интерес к правовым аспектами современной жизни. Их представления по данной проблематике складываются на основе сведений, полученных из средств массовой информации и социальных сетей; школьники слабо ориентируются в правовых вопросах.

Следовательно, эффективным способом обучения семейному праву в школе должен стать проблемный подход. При таком подходе моделируются проблемные ситуации и ставятся проблемные вопросы, решение которых необходимо найти обучающимся; обеспечивается сочетание самостоятельной поисковой деятельности и усвоение школьниками основных выводов правовой науки.

Для этого в процессе обучения должны применяться педагогические методы и способы, формирующие у школьников умение рассуждать, конкретизировать, высказывать критические суждения. Все это может быть решено при организации занятий посредством эвристических бесед, решения познавательных задач, составления тематических схем и таблиц.

Functional aspects of family law in the stage of basic general education

Rozhkova N.I.,
master 1st year of the The Moscow City University, Moscow

Annotation: in the article the functional features of the family law, studied within the framework of the school course «Social studies» in comparison with the requirements of the educational standard of basic general education are considered.
Keywords: family law, social studies, state educational standard.


  1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 5–31.
  2. Калуцкая Е. К. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 4. С. 18–23.
  3. Козырин А. Н. Образование и право на образование // Реформы и право. 2015. № 2. С. 42–53.
  4. Левушкин А. Н. Системный подход к определению функций семейного права // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 17–23.
  5. Шлыкова Е. В. Правовое обеспечение и основные аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в России и зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 2011. № 1. С. 34–37.
  1. The order of the Ministry of Education of Russia of 05.03.2004 № 1089 (an edition of 23.06.2015) «About the statement of a federal component of the state educational standards of the primary general, main general and secondary (full) general education» // the Messenger of formation of Russia. 2004. №. 12. Р. 5–31.
  2. Kalutskaya E. K. The organization of cognitive activity of pupils when studying a family and labor law in the 11th class // Teaching history and social science at school. 2007. №. 4. Р. 18–23.
  3. Kosyrin A. N. Education and right to education // Reforms and right. 2015. № 2. Р. 42–53.
  4. Levushkin A. N. System approach to definition of functions of law of domestic relations // Family and housing right. 2013. № 1. Р. 17–23.
  5. Shlykova E. V. Legal support and the main aspects of implementation of federal state educational standards of the primary general education in Russia and the foreign states // the Legislation and economy. 2011. № 1. Р. 34–37.

Дата публикации: 14.07.2017 г.