Аннотация. Статья иллюстрирует примеры, раскрывает содержание и значимость инвестиционной деятельности как способа существенно помочь развитию и оказать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в социальной сфере.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, инвестиционная деятельность, социальная сфера, социальные услуги и обеспечение, социально-ориентированные субъекты хозяйственной деятельности.

Инвестиционная деятельность – это вид предпринимательской деятельности. Цель инвестиционной деятельности – получение прибыли, дохода и/или иного полезного результата, характеризуется возмездностью и взаимностью обязательств. Следует отличать социальное инвестирование (в науку, образование, здоровье и пр.) от благотворительности, пожертвования и инвестиционной деятельности, цель которой – извлечение прибыли. Можно рассмотреть все приведенные примеры с правовой точки зрения.

Социальное инвестирование имеет очень тонкую грань между понятиями «пожертвование» и «благотворительность». На первый взгляд, казалось бы, законодатель четко сформулировал критерии осуществления данных видов правоотношений и конкретно разделил правомочия субъектов: у каждого правоотношения есть свой предмет, отличительные признаки, порядок реализации. Но, в современном мире всё чаще возникают ситуации, когда правоотношения становятся сложными и приобретают комплексный характер, а, следовательно, требуют новых механизмов и способов обеспечения, в то время как обычные, стандартные способы правового регулирования являются уже по своей структуре недостаточными или малоэффективными.

В современном обществе возникают ситуации, когда необходимы изменения в социальной сфере, которые соответствуют требованиям современности и стандартам, необходимы дополнительные возможности – государство создает благоприятные условия для привлечения частных денежных средств, т.е. стимулирование инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц, что обеспечивает успех развития социальной сферы, создаются качественные дополнительные рабочие места, увеличивается профессиональный потенциал человека, молодые люди стремятся получить образование по соответствующим направлениям (медицина: слухоречевая реабилитация граждан, врачебная практика; деятельность по планированию, организации, реализации социальных услуг, предоставление мер социальной поддержки и др.), что в целом способствует всеобщему росту благосостояния населения.

В подтверждение своей позиции, обращусь к «Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020» [4] и приведу следующий фрагмент речи Президента РФ: «Вопрос подготовки, привлечения кадров – ключевой для здравоохранения. К 2024 году все его уровни должны быть обеспечены специалистами, и в приоритетном порядке первичное звено. В этой связи предлагаю в новом учебном году существенно изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям. По специальности лечебное дело – 70 % бюджетных мест станут целевыми, по специальности педиатрия – 75 %. Квоты на целевой прием будут формироваться по заявкам регионов Российской Федерации. Но они в свою очередь должны предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам, чтобы специалисты приходили на работу именно туда, где их помощи ждут люди.

Что касается ординатуры, предлагаю по самым дефицитным направлениям установить почти стопроцентное целевое обучение. Причем при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно на селе. Естественно, что целевое обучение надо предусмотреть и для федеральных медицинских центров» [4].

Следовательно, государство использует инструменты для организации реализации мер дополнительной поддержки нуждающихся категорий граждан. С этой целью прорабатываются и вводятся соответствующие правовые механизмы, обеспечивающие реализацию, например, Федеральный закон от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для расширения участия негосударственного сектора в оказании социальных услуг, разрешения вопросов развития инфраструктуры и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, создание правовых, налоговых и финансовых мер поддержки для организаций, которые оказывают общественно полезные и необходимые социальные услуги для населения России, осуществлена реализация проекта и внесены изменения в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где введено и закреплено понятие «социального предпринимательства».

Граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-инвалиды, нуждаются в постоянной (или временной) помощи в связи с объективными причинами. Это может быть связано с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или даже к передвижению. Граждане имеют право на социальные услуги, осуществляемые и предоставляемые как в государственном, так и в негосударственном секторах системы социального обслуживания. Возможны следующие формы образования и организации предоставления помощи: социальное обслуживание на дому, создание учреждений дневного, ночного пребывания, организация в соответствии с законом пансионатов, оказание консультативной помощи гражданам.

Можно привести характерный пример социально-консультативной помощи, оказываемой гражданам на безвозмездной основе. Это социально значимый пример, потому что созданный механизм очень актуален в настоящее время: в 2010 году с целью оказания правовой помощи нуждающимся гражданам, на юридическом факультете ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» была создана юридическая клиника. Перечень категорий граждан установлен приказом ректора. Так, правовая помощь в виде консультаций оказывается пенсионерам, инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости. Студенты получают возможность не только совершенствоваться в юридической сфере, реализовать свой потенциал в юриспруденции, но и помогать гражданам в правовых вопросах, что позволяет также говорить о формировании активной гражданской позиции, навыков применения права и знаний, способов решения социальных проблем. Данное направление деятельности весьма значительно для общества и свидетельствует о небезразличном отношении к людям, которые являются социально незащищенными.

Можно также отметить, что основными источниками финансирования системы социального обслуживания граждан являются не только бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, но и средства, поступающие от банков, доходы от предпринимательской деятельности предприятий, доходы от ценных бумаг, благотворительные взносы и пожертвования.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые формы, основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, одиноким малоимущим гражданам и др. категориям в виде социальных пособий, доплат, пенсий, услуг и жизненно необходимых товаров [8]. Это, как уже было отмечено ранее, касается государственной помощи, а вот с позиции социального предпринимательства, можно предложить не только доплаты и услуги социального характера, но и возможность реализации возможностей граждан. Например, гражданин является инвалидом или воспитанником детского дома, но получив образование, он может трудиться, поэтому необходимо создавать возможности направления потенциала в профессиональную деятельность и создавать рабочие места.

Необходимо обратить внимание на следующую ситуацию. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в статье 7 раскрывает перечень получателей государственной социальной помощи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума [8].

Законодатель допускает возможность создания ситуации, когда доход гражданина ниже величины прожиточного минимума. Так, величина прожиточного минимума в целом по России составляет на душу населения: 11 012 рублей, для пенсионеров – 9 090 рублей и дети – 10 838 рублей [5]. Можно сделать вывод о наличии неблагоприятной ситуации для таких граждан, ведь она объективно мешает и создает невозможность нормальной жизнедеятельности человека и которую он не может преодолеть самостоятельно в связи с инвалидностью, возрастом, малообеспеченностью, из-за отсутствия определенного места жительства, одиночества и т.д.

Также необходимо отграничивать деятельность юридических и физических лиц в отношении населения, нуждающегося в социальных услугах, которые в силу сложившихся обстоятельств не могут получить социальные услуги за плату от деятельности, которая является предпринимательской в социальной сфере – направлена на создание многообразных форм оказания социальных услуг населению возмездно.

Существует правовая конструкция договора возмездного оказания услуг – предоставление услуг в форме действия услугодателя и сама услуга относятся к нематериальному характеру, например предпринимательская деятельность в сфере образования: подготовка к ЕГЭ, реализация возможности изучения иностранных языков, репетиторство, создание частных школ в сфере изобразительного искусства и другие направления, ведь каждый имеет право на образование и со стороны государства гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Например, школа «Летово», основателем которой является российский предприниматель, гарантирует всем желающим, кто рекомендован приемной комиссией школы к зачислению, возможность учиться, а также равные права и возможности для обучения в школе «Летово» вне зависимости от материального положения их семей. Если родители не смогут полностью оплатить обучение ребенка, есть возможность обратиться в фонд школы. Фонд является системой поддержки благотворителями. Данным примером можно также подчеркнуть, что социальное инвестирование тесно взаимодействует с такой формой как благотворительность – оказание финансовой поддержки на льготных условиях. Это говорит о том, что правоотношение по социальному инвестированию включает в себя признаки благотворительности.

Необходимо обратится к Федеральному закону от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в котором закреплено понятие «благотворительная деятельность». Так, согласно федеральному закону благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [7]. В настоящее время благотворительная деятельность осуществляется весьма эффективно и повсеместно, но для осуществления благотворительности нужны специальные условия.

Речь идет о возможности получения субъектом, осуществляющим благотворительность, стабильного дохода. Следовательно, представляется новая правовая конструкция, которая совмещает в себе признаки благотворительности и инвестиционной деятельности, а именно: субъект осуществляет вложения в виде имущества или денежных средств в предпринимательскую деятельность для предоставления социальных услуг гражданам и при успешном функционировании социально-направленного предприятия субъект имеет возможность получать стабильный доход для поддержания деятельности. Здесь также можно проследить правовую конструкцию пожертвования: дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению[1]. Т.е. если субъект передает свое имущество, например, здание, юридическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в социальной сфере, то субъект (собственник имущества) может обусловить передачу для удовлетворения потребностей людей в социальных услугах: представление отапливаемого и подключенного к электричеству помещения для проведения занятий, чтения лекций преподавателями и другие цели. Ведь социальная инфраструктура имеет важное значение: функционирование государства, осуществление предпринимательской деятельности невозможно без социальной инфраструктуры. Материальные, социальные и духовные блага, которые представляются социально-ориентированными организациями тем самым удовлетворяя потребности людей, являются основой для поддержания трудоспособности населения, стимулирование деятельности в общеполезных целях, экономическое развитие страны.

Можно сделать вывод, что социальное инвестирование – это новое и недостаточно изученное явление в обществе, также еще не совсем устоявшееся, и, в значительной степени, взаимодействует с такими понятиями как «пожертвование» и «благотворительность». Проведенный анализ дает возможность полагать, что «инвестирование» и «деятельность, направленная на социальные блага» – это разные категории, но при правильном подходе вполне совместимы. Инвестирование предполагает под собой деятельность, направленную на получение прибыли, и как уже указывалось, деятельность, осуществляемая на свой риск. А если говорить о социальной сфере, то предпочтительной формой деятельности будет социальная деятельность граждан, которая направлена на оказание помощи населению в первую очередь.

Представляется возможным предложить следующее: законодательно закрепить понятие «социальное инвестирование», целью которого будет достижение социально-полезного эффекта на благо общества путем вложения инвестиций и осуществления действий, направленных на предоставление социальных услуг, оказание правовой помощи нуждающимся категориям граждан России. Это и будет отличием от закрепленного на данный момент понятия в ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» «инвестиционная деятельность» – в данном случае законодатель на первое место поставил цель получение прибыли, что для социальной сферы не подходит, т.к. социальные услуги направлены на благо общества с целью улучшения благосостояния и развития духовных ценностей, а это способствует объединению людей.

Investing in the social sphere as an actual way of functioning and development of socially-oriented enterprises

Lapteva U.S.,
Student of the 4 course of the Department of Financial Law Russian State University for the Humanities (RSUH), Moscow

Annotation. The article illustrates examples, reveals the content and significance of investment activities as a way to significantly help the development and support small and medium- sized businesses in the social sphere.
Keywords: business activity, investment activity, social sphere, social services and provision, socially-oriented economic entities.


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ от 1996 г. N 5. ст. 410.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Перечень поручений по итогам встречи с представителями социально ориентированных, благотворительных организаций и волонтёрского движения. (дата обращения: 02.11.2019).
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета, N 7, 16.01.2020.
  5. Приказ Минтруда России от 25.11.2019 N 738н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2019 года» // Российская газета, N 293. 26.12.2019.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 08.06.2016 N 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» // СЗ РФ. 27.06.2016. N 26 (Часть II). ст. 4074.
  7. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) // Российская газета. 1995. N 159.
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. ст. 3699.
  9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // СЗ РФ. 2007. N 31. ст. 4006.
  1. Civil code of the Russian Federation (part two) // Sz RF of 1996 N 5. article 410.
  2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL) // collected legislation of the Russian Federation, 04.08.2014, N 31, art. 4398.
  3. List of instructions based on the results of the meeting with representatives of socially oriented, charitable organizations and the volunteer movement. (data of accessed: 02.11.2019).
  4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 15.01.2020 «Message of the President to the Federal Assembly» // Rossiyskaya Gazeta, N 7, 16.01.2020.
  5. The order of the Ministry of labor of Russia from 25.11.2019 738н N «On establishing the subsistence minimum per capita and the main socio-demographic groups in the Russian Federation for the III quarter of 2019» // Rossiyskaya Gazeta, N 293. 26.12.2019.
  6. Order of the Government of the Russian Federation of 08.06.2016 N 1144-R «on approval of the action plan («road map») "Support for access of non-governmental organizations to the provision of services in the social sphere» // Sz RF. 27.06.2016. N 26 (Part II). article 4074.
  7. Federal law of 11.08.1995 N 135-FZ «on charitable activities and volunteerism» // Rossiyskaya Gazeta. 1995. N 159.
  8. The Federal law from 17.07.1999 No. 178-FZ «About the state social help» // Sz the Russian Federation. 19.07.1999. N 29. article 3699.
  9. Federal law of 24.07.2007 N 209-FZ «on the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation». 2007. N 31. article 4006.