Аннотация: Многочисленная когорта молодежи, также известная как «поколение Z», значительно отличается от своих предшественников, среди которых масса педагогов на разных уровнях образовательной системы. Перед последними стоит задача изменить образовательный процесс так, чтобы для «поколения Z» он был наиболее эффективным, обеспечил его всестороннее развитие и способность гармонично существовать в современном мире.

Ключевые слова: теория поколений, образование, инновации, педагогика, молодежь, «поколение Z»

Антропоцентризм прочно укрепляется в парадигме современного научного знания, и в том числе в образовании, которое по своей сути ориентировано на человека в целом и молодых людей в частности. Молодежь, как объект исследования, становится особенно актуальным в разрезе поколенческой теории Штрауса и Хоу [14], которая лежит в основе ряда актуальных работ о молодежи и других возрастных группах в современной зарубежной [13; 16; 7; 10; 15] и отечественной науке [2; 5; 1; 4]. В качестве примера важности изучения данного объекта можно назвать способность понимать ценностные ориентации молодых людей. Это может сыграть ключевую роль в их выборе будущей карьеры и становлении их профессиональной личности [4, c. 218].

Самое молодое из ныне существующих поколений именуется поколением Z. В литературе присутствует множество названий, таких как: «пост-милленниалы», «цифровые аборигены» («digital natives»), «iGen», «поколение хоумленд». Годы их рождения приходятся на вторую половину 90-х годов XX в. – начало 2000-х. Эта когорта молодых людей отличается от своих предшественников, иначе мыслит, воспринимает мир, себя и свою роль в нем. Необходимо понимать эти особенности для того, чтобы сделать образовательный процесс наиболее оптимальным для представителей данного поколения.

Стоит отметить, что мнение о том, что «поколение Z» умеет пользоваться современными технологиями на особенно продвинутом уровне может быть мифом, поскольку уверенное управление гаджетами не тождественно пониманию принципов их работы [1, c. 31]. Однако, «цифровыми аборигенами» они именуются, потому что являются первым поколением, взаимодействующим с гаджетами с пеленок.

Также в литературе [10, c. 68] выделяют склонность к индивидуализму и прагматичности. При этом «поколение Z» ставит самореализацию выше денег, старается осваивать только те навыки, которые пригодятся ему в будущем – некое значение должно быть во всем, чем они занимаются. При решении проблем оно стремится определить и устранить причину, а не её проявления. В целом предпочитает вести трансформационную деятельность, которая ведет к фундаментальным переменам, в отличие от более поверхностной трансакциональной [7, c. 5].

Другие черты включают в себя желание быть услышанными [6, c. 25], негативное восприятие насаждения идей, нужда в поддержке и поощрении, крайне рассеянное внимание [5]. Однако, последняя черта является пороком не только молодого поколения, но и его предшественников в силу влияния на психику человека современных технологий и образа жизни [1, c. 18].

Все вышеперечисленные особенности ставят новые вызовы перед педагогами. Возникает необходимость в новых методических разработках и способах организации образовательного процесса.

В литературе рекомендации преимущественно имеют отношение к образовательному конструктивизму [7; 9]. Конструктивизм можно определить, как интерактивный процесс, в котором студенты и преподаватели создают новые идеи, соотнося предыдущее знание с новым. Здесь кроется главный постулат направления - люди обретают знание в процессе взаимодействия друг с другом [9, c. 16].

К основным установкам конструктивизма можно отнести: нелинейность процесса обучения; особую важность в поиске значимости нового знания для обучающихся; необходимость понимания их точек зрения; важность интерактивных, диалоговых методов обучения; приоритет альтернативных форм оценивания традиционным (письменные тесты); уход от механического заучивания к обучению через практику [12, c. 180-182]. Таким образом, конструктивизм представляет собой формы активного обучения, групповую работу и дискуссии, как приоритетные формы работы.

К. и Э. Мор [11] рекомендуют применять форматы паззлов, в которых студенты ищут необходимую информацию онлайн и затем собирают все найденное воедино. Такая форма работы (как в аудитории, так и вне её) максимально задействует ресурсы студентов и побуждает их пользоваться привычными для себя техническими средствами.

Однако, активное использование обучающимися гаджетов на занятиях может негативно сказываться на их вовлеченности в образовательный процесс. Они могут проводить больше половины аудиторного времени в социальных сетях, мессенджерах и других медиа, не связанных с занятием [5, c. 11].

Поэтому, необходимо иметь в виду, что «поколение Z» может легко «потеряться» на просторах сети Интернет (особенно, учитывая рассеянность внимания, свойственную им). Чтобы этого избежать, задания, подразумевающие использование гаджетов, необходимо структурировать и сопровождать необходимыми инструкциями, которые создадут определенные рамки. Развитие навыков информационной грамотности также полезно [11, c. 89].

Смешанное обучение [15, c. 137; 5], широко применяемое сейчас, становится более актуальным, поскольку не только подразумевает активное использование технологий, но и индивидуальную работу обучающегося. Такой формат эффективен, поскольку «Z» более сфокусированы на себе, самостоятельны при решении задач, прагматичны и способны быстро искать необходимые данные из разнообразных источников [8, c. 148].

Однако, даже при учете высокой степени самостоятельности, групповая работа не теряет своей важности, хоть и отходит на второй план. Молодые люди нуждаются в личной коммуникации [13, c. 6]. Виртуальное общение с преподавателем и очные обсуждения также могут быть эффективной частью смешанных курсов [5, c. 9].

При организации групповой работы рекомендуется использовать формат кооперативного обучения, поскольку оно позволяет задавать необходимые рамки и четко обозначать зону ответственности каждого участника группы и одинаково задействовать их в процесс [11, c. 89]. Здесь важно предварительно обучить студентов умениям работы в группе, уделить внимание постановке общих целей задания, чтобы создать мотивацию работать на результат (подчеркнуть его значимость для всего коллектива и для каждого студента в частности), заострять внимание на личной ответственности.

«Поколение Z» преимущественно мыслит кинестетически и предпочитает получать новую информацию визуально, наблюдать и затем повторять, чтобы освоить новое знание [13]. Рекомендуется не только использовать обучающие видео, но и применять обучающие видео игры. Они могут значительно повысить мотивацию студентов в силу своей популярности. Существуют примеры эффективности применения данного формата на курсах по экономике [8, c. 148]. Игровые симуляции, позволяя применять полученные знания на практике, приводят к более высоким результатам, чем традиционные форматы занятий, а также дают необходимую «Z» быструю обратную связь или разного рода поощрения.

Практическая ориентированность должна присутствовать во всех выполняемых формах работы [10, c. 115]. Именно она дает учащимся увидеть пользу, которую несет обучение для них, тем самым поддерживая интерес к процессу обучения. В этой связи, уместно выносить на занятия аутентичные проблемы, которые могут стать основой так называемого «ситуативного обучения» (situational learning пер. автора).

Также, будет полезно выводить результаты аудиторной деятельности за пределы аудитории, чтобы студенты могли в процессе обучения видеть результаты своей работы в более естественных условиях [13, c. 24].

В заключение стоить отметить, что многие из вышеупомянутых методических приемов уже нашли применение на практике (в частности, в компетентностном подходе), однако необходимо проводить больше исследований, связанных с нестандартными форматами обучения, подразумевающими активное использование технологий. Более того, важно усиливать степень практикоориентированности обучения. Именно в этих основных направлениях кроется ключ к созданию оптимальных образовательных программ «для поколения Z».

Generation Z in the academic environment

Bushetara R.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Borisova Elena Georgiyevna,
Professor of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Professor

Annotation. A large cohort of young people known as Generation Z is drastically different from its predecessors, many of whom are educators on various levels of the educational system. The latter are facing a challenge of altering the educational process to make it more effective for Generation Z students. It has to enable holistic personal development and the ability to efficiently interact with the modern world.
Keywords: generation theory, education, innovations, educational science, young people, Generation Z


  1. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования., 2019. 64 с.
  2. Как учить новые поколения студентов. Материалы дискуссионной площадки Teach 4 HSE. // Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ. URL: https://foi.hse.ru/mirror/pubs/share/258414013 (дата обращения: 15.05.2019).
  3. Мирошкина М.Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. С. 30-35.
  4. Мухина Н.Н. Формирование ценностных ориентаций у будущих учителей в процессе обучения иностранным языкам в вузе. // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. Материалы международной конференции (Москва 12-14 октября 2017) / Под общ. ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой. М.: МГПУ; Языки народов мира; ТЕЗАУРУС, 2017. С. 216-219.
  5. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. №3. С. 15-33.
  6. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. С. 25-26.
  7. Carter T.L. Preparing Generation Z for the Teaching Profession // SRATE Journal. 2018. №27(1). Page 1-8.
  8. Ding D., Guan С., Yu Y. Game-Based Learning in Tertiary Education: A New Learning Experience for the Generation Z // International Journal of Information and Education Technology. 2017. №7. Page 148-152.
  9. Igel C., Urquhart V. Generation Z, meet cooperative learning // Middle School Journal. 2012. №4(43). Page 16-21.
  10. Mendoza K.K. Engaging Generation Z: A Case Study on Motivating the Post-Millennial Traditional College Student in the Classroom. – Johnstown: Johnstown University, 2018. 166 pages.
  11. Mohr K.A.J., Mohr E.S. Understanding Generation Z Students to Promote a Contemporary Learning Environment // Journal on Empowering Teaching Excellence. 2017. №1(1). Page 84-94.
  12. Null J.W. Is Constructivism Traditional? Historical and Practical Perspectives on a Popular Advocacy // The Educational Forum. 2004. №68. Page 180-188.
  13. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students // About Campus. 2017. №22. Page 21-26.
  14. Strauss W., & Howe N. The fourth turning: An American prophecy. New York: Broadway Books, 1997. 284 pages.
  15. Swanzen R. Facing The Generation Chasm: The Parenting And Teaching Of Generations Y And Z // International Journal of Child, Youth and Family Studies. 2016. – №9(2). Page 125-150.
  16. Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Re¬bellious, More Tolerant, Less Happy--and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. 250 pages.
  17. Twenge J.M. Generation Me and the Changing World of Work // Oxford Handbook of Positive Psychology and Work. 2009. 19 pages.
  1. Bogacheva N.V., Sivak E.V. Myths about «Generation Z». M.: National Research University «Higher School of Economics», Institute of Education., 2019. 64 pages.
  2. How to teach new generations of students. Materials of the discussion platform Teach 4 HSE. // Educational Innovation Fund NIS HSE. URL: https://foi.hse.ru/mirror/pubs/share/258414013 (date of appeal: 15.05.2019).
  3. Miroshkin M.R. Interpretations of Generational Theory in the Context of Russian Education // Yaroslav Pedagogical Gazette. 2017. №6. Page 30-35.
  4. Mukhina N.N. Formation of value orientations in future teachers in the course of teaching foreign languages in the university. // Professional formation of a foreign language teacher in the system of pedagogical education. Materials of the International Conference (Moscow October 12-14, 2017)/Under Ed. N.V. Lingukova, L.G. Vikulova. M.: MGPU; National languages; THESAURUS, 2017. Page 216-219.
  5. Radayev V. V. Millennials against the background of previous generations: empirical analysis // Sociological research. 2018. №3. Page 15-33.
  6. Sapa A.V. Generation Z is a generation of the GEF era // Innovative projects and programs in education. 2014. №2. Page 25-26.
  7. Carter T.L. Preparing Generation Z for the Teaching Profession // SRATE Journal. 2018. №27(1). Page 1-8.
  8. Ding D., Guan С., Yu Y. Game-Based Learning in Tertiary Education: A New Learning Experience for the Generation Z // International Journal of Information and Education Technology. 2017. №7. Page 148-152.
  9. Igel C., Urquhart V. Generation Z, meet cooperative learning // Middle School Journal. 2012. №4(43). Page 16-21.
  10. Mendoza K.K. Engaging Generation Z: A Case Study on Motivating the Post-Millennial Traditional College Student in the Classroom. – Johnstown: Johnstown University, 2018. 166 pages.
  11. Mohr K.A.J., Mohr E.S. Understanding Generation Z Students to Promote a Contemporary Learning Environment // Journal on Empowering Teaching Excellence. 2017. №1(1). Page 84-94.
  12. Null J.W. Is Constructivism Traditional? Historical and Practical Perspectives on a Popular Advocacy // The Educational Forum. 2004. №68. Page 180-188.
  13. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students // About Campus. 2017. №22. Page 21-26.
  14. Strauss W., & Howe N. The fourth turning: An American prophecy. New York: Broadway Books, 1997. 284 pages.
  15. Swanzen R. Facing The Generation Chasm: The Parenting And Teaching Of Generations Y And Z // International Journal of Child, Youth and Family Studies. 2016. – №9(2). Page 125-150.
  16. Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Re¬bellious, More Tolerant, Less Happy--and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. 250 pages.
  17. Twenge J.M. Generation Me and the Changing World of Work // Oxford Handbook of Positive Psychology and Work. 2009. 19 pages.