Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительских хоровых коллективов, особенностям вокальной работы в рамках любительского хора и вопросам формирования «культуры звука»; работе с малыми вокальными ансамблями как одному из методов развития вокально-хоровых навыков.

Ключевые слова: любительский хор, хормейстер, вокальная работа в хоре, вокально-хоровые навыки, культура звука, малый вокальный ансамбль.

Пение – один из самых доступных видов музыкального творчества для любого человека. В отличие от других его видов по сути оно не требует специальной профессиональной подготовки. Кроме того, инструмент пения – голос – всегда в распоряжении певцов, а, по мнению В.Л. Живова, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко» [2, с. 101].

Однако пение в хоре уже требует от участника хорового коллектива обладать определёнными умениями. Одной из первых и важнейших проблем, стоящих перед руководителем любительского хора, становится формирование у певцов необходимых вокально-хоровых навыков. Поскольку уровень вокальной работы в хоре определяет «лицо» хорового коллектива.

Как показывает практика (в том числе опыт работы автора в одном из любительских хоровых коллективов г. Москвы – камерном хоре «Маленькая капелла»), в любительские хоры в большинстве случаев приходят люди без соответствующей музыкальной подготовки, и чаще всего не обладающими певческими навыками в академической вокальной манере; некоторым из них также могут быть свойственны те или иные вокальные недостатки. По определению О.А. Крупиной «любительский вокально-хоровой коллектив – это относительно стабильная группа лиц без специального музыкального образования, желающая приобрести, в том числе на систематических репетициях, вокально-хоровые (певческие) знания, умения и навыки для исполнения вокально-хоровых сочинений различных эпох и стилей» [4, с. 33].

Одним из эффективных методов формирования вокально-хоровых умений и навыков, в том числе и на начальном этапе обучения пению взрослых без выраженных музыкальных способностей, может стать работа в мини-группах – малых вокальных ансамблях.

«Групповое (совместное) обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда программа обучения интересна нескольким людям, которые в той или иной степени сведущи в изучаемой проблеме и когда им необходимо провести определённое исследование для получения необходимых результатов (знаний, навыков, умений, опыта)» [3, с. 47]. Именно групповое обучение может дать взрослому человеку возможность в психологически комфортной обстановке исследовать и осваивать собственный голос.

Наиболее высокие результаты работы мини-групп – малых вокальных ансамблей – могут быть получены, если ансамбли сформированы с учетом начальных вокальных навыков их участников таким образом, чтобы они были примерно на одном уровне. Первый пробный опыт работы автора с малыми вокальными ансамблями в рамках формирования вокально-хоровых навыков взрослых участников любительского камерного хора «Маленькая капелла» (временной промежуток – учебный год с сентября по май) выявил следующие его преимущества:

  • Формирование и совершенствование навыков у взрослых без ярко выраженных музыкальных способностей проходит в наиболее психологически комфортной обстановке творческого взаимодействия. Находясь среди «коллег» с похожим уровнем вокально-хоровых навыков участник ансамбля понимает, что его «проблемы» не являются уникальными. Особенно актуальным это бывает на начальном этапе обучения, при отсутствии необходимой координации между слухом и голосом. Будущий певец, слыша, что и другие участники неумело пользуются дыханием, поют фальшиво, понимает, что находится в равных условиях. Такой опыт несомненно помогает решению межличностных проблем и поиску «своего места» в коллективе.
  • Групповая работа среди равных партнёров облегчает и ускоряет процессы приобретения новых навыков и саморазвития за счёт возможности получения обратной связи и поддержки от людей со схожими проблемами.
  • Уровень мотивации участников любительского хорового коллектива, работающих также и в мини-группах, в среднем заметно выше, чем у других участников, посещающих только общие хоровые репетиции. Возрастает интерес к занятиям, воспитывается сознательное отношение обучаемых к занятиям и задачам, поставленным перед ними; усиливается творческое начало, которое может выражаться в том числе в проявлении инициативы в обсуждении занятий, музыкального материала, выборе репертуара.

Участники ансамблей с наиболее низким начальным уровнем музыкальных и вокально-хоровых данных быстрее достигают необходимого уровня умений и навыков для включения их в основной состав любительского хора, эффективнее осваивают и выучивают репертуар, повышается уровень мотивации к продолжению занятий и саморазвитию.

Среди результатов работы с вокальным ансамблем участников любительского хора с наиболее высоким вокально-хоровым уровнем можно отметить следующие:

  • более быстрое и эффективное воспитание солистов и ведущих певцов хоровых партий;
  • усиление творческой составляющей и мотивации певцов к обучению и совместному творчеству;
  • более быстрое освоение хорового репертуара участниками ансамбля и последующая помощь остальным участникам любительского хорового коллектива в выучивании репертуара;
  • самостоятельные концертные выступления ансамбля.

Таким образом, работа с малыми вокальными ансамблями – важное переходное звено к любительскому хоровому коллективу и один из эффективных методов формирования и совершенствования вокально-хоровых навыков взрослых участников любительских хоров.

Small vocal ensemble as one of the development methods of vocal-choir skills in the amateur choir

Kazakova T.S.,
undergraduate 1 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of vocal and choral skills of adult participants of amateur choral groups, the specifics of vocal work in the framework of an amateur choir and the formation of a «culture of sound»; work with small vocal ensembles as one and methods of developing vocal and choral skills.
Keywords: amateur choir, choirmaster, vocal work in the choir, vocal and choral skills, culture of sound, small vocal ensemble.


  1. Жарова Л.М. Особенности репетиционной работы с любительским хоровым коллективом // М.: ЦИТИСЭ. 2015. № 2. С. 25-31
  2. Живов В.Л., Аликина Е.В. Любительский студенческий хор как объект научного исследования // М.: Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное исполнительство и образование, МГПУ. 2013. № 2 (2). С. 99-107
  3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  4. Крупина О.В. Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов (начальный период обучения): Дисс…канд. пед. наук М., 2013. 180 с.
  5. Крупина О.В. Тренинг как одна из форм интерактивного обучения взрослых в любительском вокально-хоровом коллективе // М.: Академический вестник Института образования взрослых РАН «Человек и образование». 2011. № 3 (28). С. 118-122.
  6. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1981. 165 с.
  1. Zharova L.M. Peculiarities of rehearsal work with amateur choir team // M.: CITISE. 2015. № 2. Page 25-31
  2. Zhivov V.L., Alikina E.V. Amateur Student Choir as an Object of Scientific Research // M.: Journal of the Chair of UNESCO Musical Performance and Education, MGPU. 2013. № 2 (2). Page 99-107.
  3. Zmeev S.I. Adult Education Technology: A Tutorial for High School Students. Moscow: Academy Publishing Center, 2002. 128 pages.
  4. Krupina O.V. Formation of singing skills and skills in participants of amateur vocal-choir collectives (initial period of training): Diess... kand. пед. Sciences M., 2013. 180 pages.
  5. Krupina O.V. Training as one of the forms of interactive education of adults in amateur vocal-choir collective//M.: Academic bulletin of the Institute of Adult Education of the Russian Academy of Sciences "Person and Education." 2011. № 3 (28). Page 118-122.
  6. Shamina L. Working with an amateur choir team. M.: Music, 1981. 165 pages.