Аннотация. Представлены теоретические подходы к исследованию факторов, влияющих на социальное самочувствие и зарождение феномена катастрофического сознания в современном информационном обществе.

Ключевые слова: психологическое состояние общества, катастрофическое сознание, посткатастрофические явления.

Современное общество, какие бы определения мы ему ни давали – «общество постмодерна», «общество метамодерна», «информационное общество», «диджитальное общество» и так далее, принципиально и качественно отличается от предшествующих этапов состоянием массового сознания и настроениями, детерминирующими его [2, с. 89].

Социальная психология рассматривает факторы, которые напрямую влияют на социальное самочувствие общества. Генри Прайс отмечает, что данная область является предметом первостепенной важности для изучения общества. Как и социология, её область далеко еще не изучена. Шоковые реакции, галлюцинации, примитивные инстинкты, эмоции, реакции, посткатастрофические явления – все это очень важно для исследования психологического состояния общества [4, с.36].

Шоковые реакции и галлюцинации в современном темпе жизни являются ненормальным действием организма. Нарушение нервной-психической системы, вызванное эмоциональным стрессом или напряжением от сильного возбуждения, а также от сильного разочарования, отражается в стимуляции или торможении человеческой деятельности. Многие физические, а также нервные болезни ускоряются при постоянном психическом напряжении, что в результате приводит к различным социальным катастрофам.

В свою очередь галлюцинации вызванные психогенным факторами, также непременно приводят к социальным катастрофам. Определить их можно как ложное чувственное впечатление. Например, человек видит объект, который не имеет реального существования, или слышит воображаемый голос. Галлюцинации бывают зрительными, слуховыми, тактильными и так далее в соответствии с тем чувством, к которому относится ложное впечатление. Они вызываются непредвидимым способом, предполагающее ожидание. Это чувственное восприятие, окрашенное ассоциацией. Это сила идеи, которая непроизвольно входит в социальное сознание человека и овладевает его чувствами, что в свою очередь может привести к катастрофам [5, с.230; 6, с.161].

Генри Прайс уделял внимание и на изучение примитивных инстинктов человека. В катастрофе инстинкты проявляются наиболее ясно и менее подвержены влияниям, обусловливающим обычную жизнь. Например, инстинкт бегства при какой-либо катастрофе, активно влияет на массовое сознание людей. Практически без раздумий, вероятнее всего сработает инстинкт самосохранения людей [4, с.39].

Следующий исследуемый фактор влияния – это феномен эмоций, сопровождающие понятия катастрофы. Понятие эмоция не находит конкретного употребления даже у психологов. Мы интерпретируем его сторону инстинктивного процесса, те модули переживания, такие как гнев, страх, любопытство, которые сопровождают возбуждение основных мощных инстинктов. Другие видят в нем также импульсивное, а не просто восприимчивое состояние. Это то, что чувствует тело, когда оно готово к определенной реакции, и включает в себя импульсы к ответной реакции. Важно достаточно представить эмоции как сложные состояния чувств, более или менее связанные друг с другом и с человеческой волей. Среди них есть ревность и зависть, дискомфорт при виде того, что другие одобряют и что они их превзошли. Все эти факторы активно вызывают психологию катастроф или бедствий. Гнев, рвение, желание тесно связано и, вероятно, частично идентичны. Конечно, они возбуждаются одним и тем же стимулом, а именно препятствием, встречающимся в погоне за какой-то целью.

Особый интерес представляет роль нежных эмоций, доброты сочувствия и печали, а также реакций, которые можно ожидать, когда они происходят в необычном возбуждении через повторение стимулов или иным образом.

Нервное возбуждение, может быть результатом быстрого повторения стимулов, действующих как акты повторения. Реакция сужается, и люди могут вести себя менее рационально и нравственно.

Французский психолог М. Дайд считает, что гипноз, вызванный эмоциональным потрясением – это проявление великих катастроф, генетически защитная реакция, функция, которая, по его мнению, является главным образом профилактикой от истощения и усталости [3, с.40].

Важно отметить, что психологическими факторами подвержены не только взрослые люди, а также и дети, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные тенденции предлагают идею включения в систему общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее уязвимой в новой системе оказываются категория детей с умственной отсталостью [1, с.79]. Данная категория очень важна для исследования с психологической точки зрения. Один неверный подход - и мы имеем шанс допустить масштабную ошибку, приводящую к социальным катастрофам среди детей дошкольного, школьного или старшего возраста [5, с.230].

Данное краткое и схематичное изложение обрисовывает социально-психологические явление, которые представляют собой катастрофы. Они оказываются либо ненормальными и препятствующими, такие как эмоциональные выпады, либо стимулирующими. Можно утверждать, что катастрофа сопровождается явлениями социальной психологии, которые могут тормозить, либо способствовать социальной организации.

Social psychology as a tool for the study of social well-being of society

Lepeshkin S.A.,
graduate student The Moscow City University, Moscow

Annotation. Theoretical approaches to the study of factors affecting social well-being and the emergence of the phenomenon of catastrophic consciousness in the modern information society are presented.
Keywords: psychological state of society, catastrophic consciousness, post-catastrophe phenomena.


  1. Моисеева А.С., Шипилова К.В. Вопросы историко-психологического изучения умственной отсталости // Психология XXI века: пути интеграции в международное научное и образовательное пространство. Материалы международной научной конференции молодых ученых. Санкт-Петербургский государственный университет. 2014. С. 101-103.
  2. Лепешкин С.А. Некоторые подходы к анализу понятия «Катастрофическое сознание» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2019. №3(31). С. 89-97.
  3. Селиванова З.К. Идеалы современной российской молодежи и информационная среда // В сборнике: Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: Сборник статей. Сер. "Проблемы философии" МОСКВА, 2010. С. 230-237.
  4. Селиванова З.К. Национальная консолидация, патриотизм, традиционализм как ответ Российского общества на вызовы времени // Социологические исследования. 2018. № 3 (407). С. 161-166.
  5. Samuel Henry Prince. Catastrophe and Social change based upon a sociological study of the Halifax Disaster. New York: Columbia University. 1920. 164 pages.
  1. Moiseeva A. S., Shipilova K.V. Questions of historical and psychological study of mental retardation // Psychology of the XXI century: ways of integration into the international scientific and educational space. Proceedings of the international scientific conference of young scientists. St. Petersburg state University. 2014. Page: 101-103.
  2. Lepeshkin S. A. Some approaches to the analysis of the concept of "Catastrophic consciousness" // Bulletin of the Moscow city pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2019. No. 3 (31). Page: 89-97.
  3. Selivanova Z. K. Ideals of modern Russian youth and information environment // in the collection: Youth of modern Russia: Alternatives to the choice of spiritual and moral beliefs: Collection of articles. Ser. "Problems of philosophy" MOSCOW, 2010. Page: 230-237.
  4. Selivanova Z. K. national consolidation, patriotism, traditionalism as a response of Russian society to the challenges of the time // Sociological research. 2018. No. 3 (407). Page: 161-166.
  5. Samuel Henry Prince. Catastrophe and Social change based upon a sociological study of the Halifax Disaster. New York: Columbia University. 1920. 164 pages.