Код уникальной десятичной классификации: 821.161.1

Аннотация. В статье дана интерпретация цыганских образов в русской литературе XIX – начала XX в. с точки зрения феноменологического подхода к изучению литературы. Представлена типология цыганских образов: образ цыгана, образ цыганки и образ табора. Прослеживается связь этих образов с концептами воли, страсти и инфернальности в русском сознании.

Ключевые слова: цыгане, феноменология, образ цыган, русская литература XIX – начала XX в.

Современное общество состоит из многих народов, этносов. Все они своеобразны и неповторимы. Но один этнос всегда выделялся среди прочих – цыганский. Многие полагают, что у них нет своей исторической родины, часто ставя их в сравнение с еврейским народом, забывая, что у вторых хотя бы сохранились письменные источники о происхождении.

Для обозначения своего этноса в мире других народов у цыган существуют свои знаки: цыганский флаг и гимн, цыганские обычаи и верования, языки и песни. Долгое время они были недосягаемым для этнографических исследований народом; в связи с закрытостью цыганского общества история цыган остается до сих пор полной загадок и тайн. Цыганская культура разнообразна, и цыганские племена, рассеянные по всему миру, имеют свои универсальные догматы.

Цыганский этнос во все времена был закрыт постороннему глазу. Чужаков они называют «гажё» (чужой, неродной). Всегда существовала проблема в распознании правды и неправды в словах людей, которым приходилось общаться с представителями цыганского этноса. Задачей этнографов стало как можно точнее описать народ, который попал в условия полевых исследований, а усилия писателей были направлены несколько в иное русло.

Цыганская тема взволновала сердца русских литераторов, что повлекло за собой включение образов цыган в очерки, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, пьесы.

Писатель-цыгановед Дмитрий Фалеев так пишет об отношениях людей искусства к цыганам: «…творческие люди оттого и прославляют цыганскую жизнь (зачастую не зная ее изнанки), что она им сродни, и они точно так же ощущают себя в окружающем обществе как бы вне закона, на подпольном положении, потому что у искусства свои законы и они гораздо древнее любой из существующих ныне конституций, древнее России, древнее христианства, потому что сложились еще при Гомере, а это, согласитесь, адская древность. Диковатый сад искусства, на взгляд обывателя, – такой же неправильный и беспорядочный, как цыганский табор: ведь в нем распускаются любые цветы» [10, с. 23].

Цыганская тема получила первые импульсы развития от писателей-классицистов конца XVIII в., позже была подхвачена романтиками и реалистами, а затем перешагнула в XX век. Итак, период интереса к цыганской тематике насчитывает более двух с половиной веков.

За это время предпринимались попытки этнографических, лингвистических, фольклористических полевых исследований цыганского этноса (А.П. Баранников, Е. Друц, А.Н. Гесслер, Н. Бугай, Н. Бессонов, Н.Г. Деметер, М.В. Смирнова-Сеславинская и др.), в то время как исследований культурологических до сих пор недостаточно (Ю.М. Лотман, И. Махотина, М.С. Друскин и др.). По сведениям Международного общества исследований цыганской культуры, созданного в 2014 г., с 1938 по 2010 гг. в России защищено всего пять цыгановедческих диссертаций [11]. В 2012 г. защищена еще одна, так что в общей сложности получилось шесть диссертаций за почти восемьдесят лет.
Таким образом, из-за затянувшегося «вхождения» цыган в русскую культуру феномен «цыганства» в русской литературе до сих пор остается не до конца раскрытым и осмысленным.

Опираясь на феноменологический подход к исследованию цыганской темы в русской литературе, можно рассматривать творчество русских писателей как ретрансляцию художественного сознания, направленного на объект познания – цыганский этнос. Литературные тексты предстают перед нами в виде художественного дискурса, в котором отображается определенная точка зрения на цыганский этнос.
Как уже говорилось, с конца XVIII в. цыганские образы появляются у представителей русского классицизма. В первой половине XIX в. возникает явление романтического ориентализма, отразившегося в том числе и на цыганских образах.

Проанализировав около тридцати пяти произведений русской литературы цыганской тематики, мы выделили три типа образов: мужской, женский и общий образ табора.

Романтические ориенталистские взгляды явно отразились в женских образах цыганок. Представительница цыганского племени виделась в творческом сознании писателей своенравной, страстной и роковой. При этом взгляды на право свободной жизни довольно романтизированы. Цыганка почти всегда зависима либо от воли мужчины-возлюбленного, либо от разворачивающейся вокруг нее ситуации. Но это не мешает ей быть возвышенной и чувственной возлюбленной. Этот типаж оказался довольно устойчивым, поскольку зародился в самом начале развития цыганской темы в русской литературе и дожил до наших дней.

Табор в русской художественной литературе представлен как дикое архаичное сообщество. Несмотря на романтические воззрения на вольную цыганскую жизнь, авторы с некоторым пренебрежением относятся к устоям таборной жизни. Собирательный образ табора практически не претерпевает никаких изменений с начала цыганской темы в русской литературе до сегодняшнего дня.

В образах мужчин-цыган отразились такие черты характера, как изворотливость, хитрость и ловкость. Мужские образы несколько принижены по сравнению с женскими, и перелом в положительную сторону произойдет только ближе к середине XIX в.

В русской литературе цыгане ассоциируются прежде всего со свободой, страстью и инфернальностью.

Цыгане и вольность – неразделимые понятия для русских писателей. Это обусловлено идеологией романтизма. Цыгане в романтизме – дети природы, а природа никогда и ничем не ограничена. По своей ментальности в ощущениях вольности русский народ ощущал близость к цыганам, нарисовав в своем воображении романтический образ жизни полудиких кочевников.

Рядом с символикой воли стоит символика страсти. Страстность натуры приписывалась писателями именно цыганским женщинам. Инфернальность цыган писатели обозначали под воздействием русской фольклорной традиции и отношениями в традиционной культуре «свой – чужой», когда представитель другого народа мыслился как опасный, связанный с потусторонними силами. Яркие примеры инферальности образа цыган мы можем найти у известного мистика Н.В. Гоголя.

А.С. Пушкин – один из первых писателей, серьезно затронувших в литературе цыганскую тематику. Его поэма «Цыганы» стала одним из шедевров русской классической романтической литературы. Она перевернула романтические взгляды русского общества XIX в. и направила их в русло реализма.

После выхода в свет поэмы тема цыган получает свое дальнейшее развитие. Она не обошла стороной и Максима Горького – рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». М. Горький писал на рубеже XIX-XX вв. В отечественном сознании это время определяется как время острых идейных споров о путях преображения мира и человека, его восхождения от рабства к свободным социальным отношениям. В этот период духовные искания людей сводятся к стремлению к прекрасному, к постижению его сущности и форм воплощения в искусстве, раздумьям о судьбе культуры.

Другой писатель, Анатолий Калинин, в середине XX в. берется рассказать нам историю цыганского народа в один из ее переломных моментов – после выхода указа об оседлости цыган в 1956 г. В романе «Цыган» автор представляет нам яркие образы цыганок, цыган и таборные зарисовки. Самый яркий образ – цыган Будулай, герой, наделенный романтическими чертами.

Таким образом, цыганский этнос и его реалии жизни отражались в произведениях русских писателей с большей или меньшей степенью достоверности. В формировании цыганских образов большое влияние оказали эмоциональные переживания литераторов и их субъективное отношение к представителям данной этнической группы.

В целом малая изученность цыганской темы в русской художественной литературе открывает широкие горизонты для культурологических, этно-социальных и филологических исследований.

Interpretation of the gipsy image in the Russian literature of XIX – the beginning of the XX centuries.

K.V.Gertcena,
undergraduate of 1 course The Moscow City University, Moscow

Annotation. In the article interpretation of the Gipsy images in the Russian literature of XIX – the beginning of the XX centuries in terms of phenomenological approach to studying of literature is given. Typology of the Gipsy images is presented: an image of the Gipsy, an image of the Gipsy and an image of a camp. Connection of these images with concepts of will, passion and infernality in the Russian consciousness is traced.
Keywords: Roma, phenomenology, image of Roma, Russian literature of the XIX – beginning of the XX centuries.