Аннотация. В статье дана интерпретация цыганских образов в русской литературе XIX – начала XX в. с точки зрения феноменологического подхода к изучению литературы. Представлена типология цыганских образов: образ цыгана, образ цыганки и образ табора. Прослеживается связь этих образов с концептами воли, страсти и инфернальности в русском сознании.

Ключевые слова: цыгане, феноменология, образ цыган, русская литература XIX – начала XX в.

Современное общество состоит из многих народов, этносов. Все они своеобразны и неповторимы. Но один этнос всегда выделялся среди прочих – цыганский. Многие полагают, что у них нет своей исторической родины, часто ставя их в сравнение с еврейским народом, забывая, что у вторых хотя бы сохранились письменные источники о происхождении.

Для обозначения своего этноса в мире других народов у цыган существуют свои знаки: цыганский флаг и гимн, цыганские обычаи и верования, языки и песни. Долгое время они были недосягаемым для этнографических исследований народом; в связи с закрытостью цыганского общества история цыган остается до сих пор полной загадок и тайн. Цыганская культура разнообразна, и цыганские племена, рассеянные по всему миру, имеют свои универсальные догматы.

Цыганский этнос во все времена был закрыт постороннему глазу. Чужаков они называют «гажё» (чужой, неродной). Всегда существовала проблема в распознании правды и неправды в словах людей, которым приходилось общаться с представителями цыганского этноса. Задачей этнографов стало как можно точнее описать народ, который попал в условия полевых исследований, а усилия писателей были направлены несколько в иное русло.

Цыганская тема взволновала сердца русских литераторов, что повлекло за собой включение образов цыган в очерки, повести, рассказы, стихотворения, поэмы, пьесы.

Писатель-цыгановед Дмитрий Фалеев так пишет об отношениях людей искусства к цыганам: «…творческие люди оттого и прославляют цыганскую жизнь (зачастую не зная ее изнанки), что она им сродни, и они точно так же ощущают себя в окружающем обществе как бы вне закона, на подпольном положении, потому что у искусства свои законы и они гораздо древнее любой из существующих ныне конституций, древнее России, древнее христианства, потому что сложились еще при Гомере, а это, согласитесь, адская древность. Диковатый сад искусства, на взгляд обывателя, – такой же неправильный и беспорядочный, как цыганский табор: ведь в нем распускаются любые цветы» [10, с. 23].

Цыганская тема получила первые импульсы развития от писателей-классицистов конца XVIII в., позже была подхвачена романтиками и реалистами, а затем перешагнула в XX век. Итак, период интереса к цыганской тематике насчитывает более двух с половиной веков.

За это время предпринимались попытки этнографических, лингвистических, фольклористических полевых исследований цыганского этноса (А.П. Баранников, Е. Друц, А.Н. Гесслер, Н. Бугай, Н. Бессонов, Н.Г. Деметер, М.В. Смирнова-Сеславинская и др.), в то время как исследований культурологических до сих пор недостаточно (Ю.М. Лотман, И. Махотина, М.С. Друскин и др.). По сведениям Международного общества исследований цыганской культуры, созданного в 2014 г., с 1938 по 2010 гг. в России защищено всего пять цыгановедческих диссертаций [11]. В 2012 г. защищена еще одна, так что в общей сложности получилось шесть диссертаций за почти восемьдесят лет.
Таким образом, из-за затянувшегося «вхождения» цыган в русскую культуру феномен «цыганства» в русской литературе до сих пор остается не до конца раскрытым и осмысленным.

Опираясь на феноменологический подход к исследованию цыганской темы в русской литературе, можно рассматривать творчество русских писателей как ретрансляцию художественного сознания, направленного на объект познания – цыганский этнос. Литературные тексты предстают перед нами в виде художественного дискурса, в котором отображается определенная точка зрения на цыганский этнос.
Как уже говорилось, с конца XVIII в. цыганские образы появляются у представителей русского классицизма. В первой половине XIX в. возникает явление романтического ориентализма, отразившегося в том числе и на цыганских образах.

Проанализировав около тридцати пяти произведений русской литературы цыганской тематики, мы выделили три типа образов: мужской, женский и общий образ табора.

Романтические ориенталистские взгляды явно отразились в женских образах цыганок. Представительница цыганского племени виделась в творческом сознании писателей своенравной, страстной и роковой. При этом взгляды на право свободной жизни довольно романтизированы. Цыганка почти всегда зависима либо от воли мужчины-возлюбленного, либо от разворачивающейся вокруг нее ситуации. Но это не мешает ей быть возвышенной и чувственной возлюбленной. Этот типаж оказался довольно устойчивым, поскольку зародился в самом начале развития цыганской темы в русской литературе и дожил до наших дней.

Табор в русской художественной литературе представлен как дикое архаичное сообщество. Несмотря на романтические воззрения на вольную цыганскую жизнь, авторы с некоторым пренебрежением относятся к устоям таборной жизни. Собирательный образ табора практически не претерпевает никаких изменений с начала цыганской темы в русской литературе до сегодняшнего дня.

В образах мужчин-цыган отразились такие черты характера, как изворотливость, хитрость и ловкость. Мужские образы несколько принижены по сравнению с женскими, и перелом в положительную сторону произойдет только ближе к середине XIX в.

В русской литературе цыгане ассоциируются прежде всего со свободой, страстью и инфернальностью.

Цыгане и вольность – неразделимые понятия для русских писателей. Это обусловлено идеологией романтизма. Цыгане в романтизме – дети природы, а природа никогда и ничем не ограничена. По своей ментальности в ощущениях вольности русский народ ощущал близость к цыганам, нарисовав в своем воображении романтический образ жизни полудиких кочевников.

Рядом с символикой воли стоит символика страсти. Страстность натуры приписывалась писателями именно цыганским женщинам. Инфернальность цыган писатели обозначали под воздействием русской фольклорной традиции и отношениями в традиционной культуре «свой – чужой», когда представитель другого народа мыслился как опасный, связанный с потусторонними силами. Яркие примеры инферальности образа цыган мы можем найти у известного мистика Н.В. Гоголя.

А.С. Пушкин – один из первых писателей, серьезно затронувших в литературе цыганскую тематику. Его поэма «Цыганы» стала одним из шедевров русской классической романтической литературы. Она перевернула романтические взгляды русского общества XIX в. и направила их в русло реализма.

После выхода в свет поэмы тема цыган получает свое дальнейшее развитие. Она не обошла стороной и Максима Горького – рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». М. Горький писал на рубеже XIX-XX вв. В отечественном сознании это время определяется как время острых идейных споров о путях преображения мира и человека, его восхождения от рабства к свободным социальным отношениям. В этот период духовные искания людей сводятся к стремлению к прекрасному, к постижению его сущности и форм воплощения в искусстве, раздумьям о судьбе культуры.

Другой писатель, Анатолий Калинин, в середине XX в. берется рассказать нам историю цыганского народа в один из ее переломных моментов – после выхода указа об оседлости цыган в 1956 г. В романе «Цыган» автор представляет нам яркие образы цыганок, цыган и таборные зарисовки. Самый яркий образ – цыган Будулай, герой, наделенный романтическими чертами.

Таким образом, цыганский этнос и его реалии жизни отражались в произведениях русских писателей с большей или меньшей степенью достоверности. В формировании цыганских образов большое влияние оказали эмоциональные переживания литераторов и их субъективное отношение к представителям данной этнической группы.

В целом малая изученность цыганской темы в русской художественной литературе открывает широкие горизонты для культурологических, этно-социальных и филологических исследований.

Interpretation of the gipsy image in the Russian literature of XIX – the beginning of the XX centuries.

K.V.Gertcena,
undergraduate of 1 course The Moscow City University, Moscow

Annotation. In the article interpretation of the Gipsy images in the Russian literature of XIX – the beginning of the XX centuries in terms of phenomenological approach to studying of literature is given. Typology of the Gipsy images is presented: an image of the Gipsy, an image of the Gipsy and an image of a camp. Connection of these images with concepts of will, passion and infernality in the Russian consciousness is traced.
Keywords: Roma, phenomenology, image of Roma, Russian literature of the XIX – beginning of the XX centuries.


  1. Бессонов Н., Деметер Н. История цыган – новый взгляд: Монография. Воронеж, 2000 // Сайт Цыгане России. История цыган. URL: http://gypsy-life.net/history-main.htm (дата обращения: 14.03.2019).
  2. Гоголь Н.В. Сорочинская ярмарка. Ночь перед Рождеством. Майская ночь и др. Комментарии // Онлайн приложение к библиотеке Классики PROZAIK.RU. URL: http://prozaik.in/nikolay-gogol-sorochinskaya-yarmarka-noch-pered-roghdestvom-mayskaya-noch-i-dr.html?page=50 (дата обращения: 14.03.2019).
  3. Горький М. Макар Чудра. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1949 // Электронная библиотека RoyalLib.com. Классическая проза. URL: http://royallib.com/book/gorkiy_maksim/makar_chudra.html (дата обращения: 14.03.2019).
  4. Даль В.И. Цыганка // Даль В.И. Полн. собр. соч. в прижизн. публ. // Новая электронная библиотека. URL: http://web.petrsu.ru/~dahl/html/pdf/ZIGAKA61.pdf#page=1&zoom=auto,-12,842 (дата обращения: 14.03.2019).
  5. Калинин А. Цыган // Эхо войны. Ч. I. М.: Сов. писатель, 1975 // Электронная библиотека RoyalLib.com. Советская классическая проза. URL: http://royallib.com/read/kalinin_anatoliy/tsigan.html#0 (дата обращения: 14.03.2019).
  6. Лесков Н.С. Очарованный странник // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 4 / Под. общ. ред. В.Г. Базанова, Б.Я. Бухштаба и др. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. С. 385-514.
  7. Лотман Ю.М. «Человек природы» в русской культуре XIX века и «цыганская тема у Блока» // О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования // Сайт Poetica. Темы и тексты. Тема 1. Предмет поэтики и словесное искусство. URL: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/29.htm (дата обращения: 14.03.2019).
  8. Махотина И.Ю. Цыгане и русская культура. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2011. 20 с.
  9. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. Поэмы, сказки / Под общ. ред. Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Виноградова, Ю.Г. Оскмана. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1960. 359 с.
  10. Фалеев Д. Бахтале – Зурале! Цыгане, о которых мы не знаем. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 290 с.
  11. Цыгановедческие исследования // Сайт международного общества исследований цыганской культуры. URL: http://www.kulturom.ru/research/ (дата обращения: 14.03.2019).
  12. Ягубов Б.А. «Цыганский текст» и его место в русской культуре // Грамота. 2013. № 9 (27): В 2 ч. Ч. I. C. 208-212.
  1. Bessonov N., Demeter N. Istoriya cygan – novyj vzglyad. Monografiya. Voronezh, 2000 // Sajt Cygane Rossii. Istoriya cygan. URL: http://gypsy-life.net/history-main.htm (date of the address 14.03.2019).
  2. Gogol N.V. Sorochinskaya yarmarka. Noch' pered Rozhdestvom. Majskaya noch' i dr. Kommentarii // Onlajn prilozhenie k biblioteke Klassiki PROZAIK.RU. URL: http://prozaik.in/nikolay-gogol-sorochinskaya-yarmarka-noch-pered-roghdestvom-mayskaya-noch-i-dr.html?page=50 (date of the address 14.03.2019).
  3. Gorky M. Makar Chudra. M.: Gos. izd-vo hudozh. lit., 1949 // Elektronnaya biblioteka RoyalLib.com. Klassicheskaya proza. URL: http://royallib.com/book/gorkiy_maksim/makar_chudra.html (date of the address 14.03.2019).
  4. Dal’ V.I. Cyganka // Dal' V.I. Poln. sobr. soch. v prizhizn. publ. // Novaya elektronnaya biblioteka. URL: http://web.petrsu.ru/~dahl/html/pdf/ZIGAKA61.pdf#page=1&zoom=auto,-12,842 (date of the address 14.03.2019).
  5. Kalinin A. Cygan // Ekho vojny. Ch. I. M.: Sovetskij pisatel', 1975 // Elektronnaya biblioteka RoyalLib.com. Sovetskaya klassicheskaya proza. URL: http://royallib.com/read/kalinin_anatoliy/tsigan.html#0 (date of the address 14.03.2019).
  6. Leskov N.S. Ocharovannyj strannik // Leskov N.S. Sobr. soch.: V 11 t. T. 4 / Pod. obshch. red. V.G. Bazanova, B.YA. Buhshtaba i dr. M.: Gos. izd-vo hudozh. lit., 1957. Page 385-514.
  7. Lotman Yu. «Chelovek prirody» v russkoj kul'ture XIX veka i «cyganskaya tema u Bloka» // O poetah i poezii. Analiz poeticheskogo teksta. Stat'i i issledovaniya // Sajt Poetica. Temy i teksty. Tema 1. Predmet poetiki i slovesnoe iskusstvo. URL: http://philologos.narod.ru/lotman/apt/29.htm (date of the address 14.03.2019).
  8. Mahotina I.Yu. Cygane i russkaya kul'tura. Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Tver', 2011. 20 pages.
  9. Pushkin A.S. Sobr. soch.: V 10 t. T. 3. Poemy, skazki / Pod obshch. red. D.D. Blagogo, S.M. Bondi, V.V. Vinogradova, YU.G. Oskmana. M.: Gos. izd-vo hudozh. lit., 1960. 359 pages.
  10. Faleev D. Bahtale – Zurale! Cygane, o kotoryh my ne znaem. M.: Al'pina non-fikshn, 2013. 290 pages.
  11. Cyganovedcheskie issledovaniya // Sajt mezhdunarodnogo obshchestva issledovanij cyganskoj kul'tury. URL: http://www.kulturom.ru/research/ (date of the address 14.03.2019).
  12. Yagubov B.A. «Cyganskij tekst» i ego mesto v russkoj kul'ture // Gramota. 2013. № 9 (27): V 2 ch. Ch. I. Page 208-212.