Аннотация. В статье представлен анализ сайтов музеев Чеховского городского округа как маркеров культурного интернет-пространства данного региона. С целью выявления посетителей виртуальной среды музеев и анализа её удобства для молодёжной аудитории представлены данные опроса студентов Москвы и МО, отражающие их заинтересованность в наличии доступной информации и трудности, с которыми они столкнулись при поиске данных онлайн.

Ключевые слова: музей, Московская область, молодежь, интернет, сайт.

Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и вместе с тем кардинально изменил привычное для нас музейное пространство. Сайт в каком-то смысле стал лицом музея, обращенным к возможной целевой аудитории. По мнению профессора Ю.Э. Комлева, управление музейными коммуникациями помогает поставить реальные организационные цели; оценить эффективность работы музея; лучше узнать конкретный рынок востребованных услуг (аудиторию), свой продукт; понять, какие факторы влияют на эффективность работы музея; осуществлять эффективное взаимодействие с рынком музейных услуг; отслеживать и оценивать (измерять) рост конкретного музея.

Также управление музейными коммуникациями обеспечивает более тесный контакт музея с посетителем, позволяет сделать его привлекательным для повторных посещений, привлечь в члены организации содействия музею и увеличить приток пожертвований [10].

Электронная площадка музея – это новейшая и потенциально важная форма музейной коммуникации, создание которой стало возможно благодаря развитию информационных технологий. Высокая скорость взаимного обмена информацией позволяет работать в особом дискурсивном пространстве, даже если коммуникантов разделяют тысячи километров [1].

Информационная система музейного пространства, включает в себя, в первую очередь, сайт и комплекс различных медийных средств, созданных с целью привлечения посетителей. Следовательно, при создании сайта следует учитывать человеческий фактор, без которого вышеуказанная платформа не будет востребована. Как показывает практика, технологии являются важнейшим инструментом, когда дело касается улучшения положения музеев.

Ряд российских музеев обладают удобной для посетителей виртуальной информационной системой. Чаще всего это крупные музеи (Государственный Эрмитаж, ГМИИ им А.С. Пушкина, Третьяковский картинная галерея, Государственный исторический музей). Но иногда и небольшие региональные музеи могут предложить посетителям достойные сайты (Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова (Мелихово), Пермская государственная художественная галерея) и т.д.

Однако, проведенный анализ медийных платформ показывает, что далеко не все представленные в Интернете сайты выполнены на достаточно высоком уровне и не всегда при наполнении платформы необходимым контентом учитываются интересы посетителей. И это напрямую может отразиться на заинтересованности людей в посещении музеев, в особенности на молодежи, которая получает большую часть информации из интернета.

Рассмотрим данный тезис на примерах медийных платформ музеев городского округа Чехова и результатах анкетирования студентов Московского региона, проведенного нами в рамках учебной (социокультурной) практики. Содержание нашего исследования, как и самой практики, определяется потребностями профессионального образования московского мегаполиса: «…подготовить специалиста, обладающего социальной активностью, навыками коммуникации внутри городского пространства, опытом эмпирического исследования городской культурной среды» [2].

Всего в ходе проведенного исследования [3] было опрошено 190 учащихся ВУЗов, колледжей и школ. Преобладающую часть респондентов представляли молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет (67,9 %) и от 19 до 24 (30 %).

На вопрос «Насколько часто вы посещаете музеи?» подавляющее большинство ответило «Несколько раз в год и реже» (73,9 %), 15,8 % студентов – «Раз в месяц» и всего 10 % посещает культурные площадки несколько раз в месяц.

При этом большинство учащихся отметило, что информацию о музеях, выставках и действующих экспозициях они ищут в интернете («Подборки тематических порталов» – 47,4 % и «Есть подписка на музеи в социальных сетях» - 6,8%, «Новостная лента в сети» – 2 %). Чуть меньшую долю составляют респонденты, доверяющие рекомендациям друзей и знакомых (40,5 %). 1,5 % респондентов используют все доступные им средства получения новой информации.

В этом случае возникает закономерный вопрос «Готовы ли вы посещать интересные вам (локальные) музеи в близлежащих городах (при наличии доступной информации в Интернет пространстве)?». Студентам было предложено выбрать не более трех вариантов ответа. Абсолютное большинство молодых людей выбрало вариант «Да, готов(а)» (67,9 %), меньшую долю опрошенных составляют люди, которые не готовы посещать музеи в свое свободное время (14,7 %) или затруднились ответить (17,4 %).

Однако с тем, что информационные порталы музеев имеют практичные и удобные для пользователей инструменты для поиска интересующего контента согласны лишь 36,8 % опрошенных. 54,2 % отметили, что данные ресурсы лишь «Иногда бывают полезны» (54,2 %) и «Скорее бесполезны» (4,2 %). 4,7 % затруднились ответить на данный вопрос.

Рекомендации студентов на тему улучшения работы порталов во многом оказались схожи. Так, 96,8 % респондентов хотят видеть на сайтах информацию о ценах на билеты, 94,2 % график работы музея, 80 % информацию о временных экспозициях, 60,5 % контактные номера или e-mail, 68,9 % подробную информацию о самом музее или о его постоянных экспозициях. Также присутствуют советы насчет обязательной организации виртуального тура (27,9 %), информации о льготах (0,5 %), подробная схема проезда на разных видах транспорта (0,5 %) и возможностях и условиях для фото и видео съемки (0,5 %).

На открытый вопрос «Какие рекомендации (лично) Вы могли бы дать музеям Московской области для привлечения посетителей в медиапространстве?» согласились ответить 15 % респондентов, 12 % из которых дали корректные ответы. Восемь студентов отметили важность своевременной и современной рекламы, трое – регулярных обновлений сайтов. Из единичных ответов были также советы уделять больше времени ведению сайта, подбор медиаграмотных сотрудников, повышение уровня выкладываемого в сеть материала, найм молодых PR-специалистов, размещение притягивающих внимание фото в социальных сетях, проведение онлайн-акций или небольших конкурсов, виртуальный тур по музею, организация проезда, больше интерактива в выставках (специальные планшеты, QR-коды, аудиогиды).

На вопрос «Бывали ли вы когда-нибудь в музеях Московской области?», 47,9 % респондентов ответили «Да, несколько раз», 15,3 % «Да, один раз», 36,8 % «Нет, никогда не был(а)».

Обнаруженное в ходе анкетирования противоречие между готовностью студентов, проживающих в московском мегаполисе посещать музеи близлежащих городов при наличии мотивирующего информативного ресурса и ответами студентов о фактическом непосещении таких музеев, в том числе Чеховского городского округа, позволили нам обратиться к анализу удобства сайтов для будущих посетителей.

Для этого выделим несколько основных запросов пользователей на основе анкеты:

  • информация о ценах на билеты;
  • график работы;
  • информация о временных экспозициях;
  • контактные номера или e-mail;
  • подробная информация о самом музее или о его постоянных экспозициях;
  • наличие регулярно обновляемой странички музея в актуальных для молодежи социальных сетях (vkontakte/facebook/twitter/instagram).

На основании рейтинга google и популярного ресурса для путешественников trip advisor мы можем отметить четыре самых популярных музея данного региона:

  • Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»;
  • Усадьба «Лопасня-Зачатьевское»;
  • Музей писем А.П. Чехова;
  • Музей памяти Лопасненского края.

Начнем с анализа наименее известного вне городского округа музея памяти Лопасненского края, посвященного событиям ВОВ 1941-1945 годов [4]. Данный музей единственный имеет отдельное от остальных доменное имя (вы можете легко найти его по запросу: «музей-памяти-1941-1945.рф»; Мелихово, усадьба Гончаровых и музей писем находятся на одной площадке https://chekhovmuseum.com/) и даже свою страничку в социальной сети (https://vk.com/public79341949).

В целом, медийные платформы данного музея носят информативный характер, но есть существенный набор недочетов, который может испортить первое впечатление от посещения.

Дизайн и структурированность информации в обоих случаях недостаточно эффективны. Нигде не представлена информация о ценах на билеты. График работы почему-то представлен в графе «Контакты». Расписание мероприятий носит название «Субботы на Московской», что тоже довольно неочевидно. На момент написания статьи страничка музея в социальной сети имеет всего 73 подписчика [5].

Есть и положительные стороны: в рубрике «Контакты» есть точный адрес музея, телефон и e-mail, а также информация об удаленных структурных подразделениях. На главной странице и сторонних ответвлениях сайта есть подробная информация о музее и его постоянных экспозициях, блок новостей. Имеется специальная кнопка «для слабовидящих».

Рассмотрим остальные музеи, размещенные в сети под общим доменным именем (https://chekhovmuseum.com/). С главной страницы есть удобный переход на отдельные страницы для каждого музея, что позволяет нам рассмотреть их в контексте друг от друга.

Так, музей писем А.П. Чехова [6] в целом представлен широко: есть информация об истории музея, фотографии, панорамный интерактивный тур, контактная информация, адрес и время работы в одном месте. При этом информация не сливается и легко считывается при просмотре. Однако на сайте нет информации о ценах на билеты (музей, к слову, тоже бесплатный), и отсутствует социальная страничка музея, что, опять же, необходимо указывать и создавать, если музей хочет привлечь внимание молодежи.

На странице усадьбы «Лопасня-Зачатьевское» [9] также можно найти все указанные выше компоненты. И, помимо прочего, есть возможность скачать аудиогид и увидеть подробный обзор данного исторического места. Не хватает только активной страницы в социальных сетях, чтобы музей смог покрыть всю свою потенциальную аудиторию, и указания цен на билеты (в данном случае, оно необходимо, так как вход в архитектурный комплекс не бесплатный, и узнать данную информацию можно только на месте или позвонив по контактному номеру).

Рассмотрим последний, самый известный из представленных музеев, дом А.П. Чехова «Мелихово» [7]. Информация о данном месте представлена на главной странице сайта и поделена на логические секторы «Музей», «Театр», «Посетителям», «События», «Медиа», «Метеопост» и «Контакты». Чуть выше на все той же главной странице мы можем найти ссылку «Купить билет», перейдя по которой можно узнать точную цену на билет и даже купить его онлайн. В каждом отдельном секторе указана актуальная информация о временных выставках, театральных представлениях и событиях из жизни музея. Внизу страницы указаны контакты (администрация, заказ билетов на мероприятия, заказ экскурсий и информационный центр) и точный адрес, ссылки на странички музея в пяти актуальных для молодежи социальных сети (vk, twitter, facebook, Instagram, youtube). Подробная информация о музее специально выделена отдельным цветом в меню для облегчения поиска пользователям.

График работы можно узнать только на страницах усадьбы в социальных сетях, но стоит отметить, что в отличие от остальных музеев, данные страницы регулярно обновляются, имеют много подписчиков и действительно актуальную и интересную для всех информацию, так что их довольно легко найти как с самого сайта музея, так и при стороннем поиске. Также стоит указать, что, перейдя по ссылке https://vk.com/chekhovmuseum [8] и, обратив внимание на графу «Описание», мы можем найти подробную схему проезда от станции метро Южная и от Курского вокзала.

Таким образом, при предварительной оценке анализа сайтов музеев Чеховского района, мы пришли к следующим выводам:

  1. Популярность музея во многом зависит от его сайта и страницы в социальных сетях.
  2. Практически все региональные музеи стараются осветить в первую очередь свою историю, забывая о наиболее важных для посетителей пунктах.
  3. Повсеместные современные формы работы музеев с аудиторией слабо развиты или находятся на начальных этапах своего развития.

Слабое представление музеев МО в сети может свидетельствовать о следующем:

  • о недооценке возможностей социальных сетей и интернета в целом музейными работниками;
  • недостатке грамотных PR-работников в данной сфере.

Наше исследование свидетельствует также о необходимости учета мнения молодого поколения по созданию удобных и разнообразных актуальных Интернет-ресурсов с целью его привлечения в музей и важности обращения к опыту организации сайтов среди успешных, в том числе и зарубежных музеев для успешной организации работы. Все это будет способствовать не только увеличению количества посетителей, но и формированию у них интереса к собственной истории, а также будет содействовать заинтересованности общества в культурном наследии предков.

A communication of museums of the moscow region in the context of the internet-space

Bukova A.A.,
bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Bannikova Lyubov Vladimirovna,
associate professor of French and Language pedagogy of Institute of foreign languages of the Moscow City University, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Annotation. The article presents an analysis of the museum websites of the Chekhov city district as markers of the cultural Internet space of the region. In order to identify the visitors of the virtual environment of museums and analyze its convenience for the youth audience, the data of the survey of students of Moscow and Moscow region are presented, reflecting their interest in the availability of information and the difficulties they faced when searching for data online.
Keywords: museum, Moscow region, youth, Internet, website.


  1. Викулова Л.Г., Герасимова С.А., Макарова И.В. Виртуальное музейное пространство: Музей И.С. Тургенева во Франции // Kant. 2017 №3 (24). С.26.
  2. Голикова В.Г., Банникова Л.В. Организация учебной (социокультурной) практики в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка // Культура открытого города: новые смыслы и практики: материалы V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Екатеринбург, 30 ноября – 2 декабря 2017 г.) / науч. ред. А.А. Пронин, Л.Е. Петрова, И. А. Ахьямова. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2017 С.194
  3. Заинтересованность молодежи в музеях Подмосковья. URL: https://docs.google.com/forms/d/1D52cdmz4Qqa9FYjAaNG4YbZfKI8c28tM1N7EBM0A8so/viewanalytics/ (дата обращения: 07.04.2019).
  4. Музей памяти Лопасненского края. URL: http://xn----1941-1945-yij4d1asn2cf9c6cn5y.xn--p1ai/ (дата обращения: 07.04.2019).
  5. Музей памяти Лопасненского края. URL: https://vk.com/public79341949/ (дата обращения: 07.04.2019).
  6. Музей писем А.П. Чехова. Почтово-телеграфное отделение ст. Лопасня. URL: https://chekhovmuseum.com/museum/branches/the-museum-of-letters-of-a-p-chekhov-post-and-telegraph-office-senior-lopasnya/ (дата обращения: 07.04.2019).
  7. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово». URL: https://chekhovmuseum.com/ (дата обращения: 07.04.2019)
  8. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово». URL: https://vk.com/chekhovmuseum/ (дата обращения: 07.04.2019)
  9. Усадьба Лопасня-Зачатьевское. URL: https://chekhovmuseum.com/museum/branches/museum-estate-lopasnya-conception/ (дата обращения: 07.04.2019).
  10. Комлев Ю.Э. Музейная коммуникация и управление коммуникационной деятельностью музея. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинск, 2011. С. 26.
  1. Vikulova L.G., Gerasimova S.A., Makarova I.V., Virtual educational space: the museum I.S. of Turgenev in France. Kant. 2017 №3 (24). Page 26.
  2. Golikova V.G., Bannikova L.V. Organization of educational (socio-cultural) practice in the process of professional training of future teachers of a foreign language // Open city culture: new meanings and practices: materials of V all-Russian (with international participation) scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists (Yekaterinburg, November 30 – December 2, 2017) / scientific edition by A. A. Pronin, L. E. Petrova, I. A. Akhlamov. – Yekaterinburg: Academy of fine arts, 2017 Page 194
  3. Interest of young people in museums of Moscow region. URL: https://docs.google.com/forms/d/1D52cdmz4Qqa9FYjAaNG4YbZfKI8c28tM1N7EBM0A8so/viewanalytics/ (date of the address: 07.04.2019).
  4. The Museum of memory of Lopasnya district. URL: http://xn----1941-1945-yij4d1asn2cf9c6cn5y.xn--p1ai/ (date of the address: 07.04.2019).
  5. The Museum of memory of Lopasnya district. URL: https://vk.com/public79341949/ (date of the address: 07.04.2019).
  6. The Museum of letters of A.P. Chekhov. Post and Telegraph office of Lopasnya. URL: https://chekhovmuseum.com/museum/branches/the-museum-of-letters-of-a-p-chekhov-post-and-telegraph-office-senior-lopasnya/ (date of the address: 07.04.2019).
  7. The Museum-reserve of A.P. Chekhov «Melikhovo». URL: https://chekhovmuseum.com/ (date of the address: 07.04.2019)
  8. The Museum-reserve of A.P. Chekhov «Melikhovo». URL: https://vk.com/chekhovmuseum/ (date of the address: 07.04.2019)
  9. Manor Lopasnya-Zachatievscoe. URL: https://chekhovmuseum.com/museum/branches/museum-estate-lopasnya-conception/ (date of the address: 07.04.2019).
  10. Komlev Yu.E., Museum communication and management of museum communication activity. Bulletin of the Chelyabinsk state academy of culture and arts, Chelyabinsk, 2011. Page 26.