Код уникальной десятичной классификации: 373.32

Аннотация. В настоящей работе будет рассматриваться новый подход к оцениванию учащихся начальной школы – формирующее оценивание. Будут представлены теоретические мнения и практическое применение. В заключении будет сделан вывод об ожидаемых результатах.

Ключевые слова: формирующее оценивание, начальная школа, теория, обучение, изучение, повышение, применение, практика

Оценка является неотъемлемой частью системы образования: она может показать достижения или недостатки студента, является проверкой методов обучения и профессиональных навыков преподавателя. Оценка в начальной школе отстает от темпов образовательных реформ: согласно установившейся практике, вся оценка в классе производится учителем, который только регистрирует выполнение учеником определенного задания. Существующая система оценки основана на вознаграждении, которое приводит к ранжированию классов по «хорошим» и «плохим» ученикам: это мотивирует учеников получать лучшие оценки, а не поощрять их к улучшению знаний и обучения.

Формирующая оценка (Formative assessment – FA) – это инновационная образовательная технология, которая может быть использована на любом этапе образования. Особенность FA заключается в том, что она не нуждается в собственно бальных оценках (5-ти, 10-ти, 100), она отражает успехи и пробелы конкретного ученика в целях улучшения школьного образования.

Цель статьи – показать, как формирующая оценка (FА) может быть использована в качестве инструмента для совершенствования приобретения знаний в начальной школе.

Формирующая оценка имеет множество определений: некоторые из них ориентированы на результат или продукт обучения, некоторые - на методы обучения и педагогику. Основатели этого подхода, Black P., Wiliam D, были первыми, кто определил этот метод как «All activities carried out by teachers and /or their students to change the teaching and learning activities in which they [students] participate (вся деятельность, осуществляется учителями и /или их учениками для изменения преподавательской и учебной деятельности, в которой они [ученики] участвуют» [1, п.11].

Технология FA основана на непрерывном процессе обратной связи с последующим улучшением результатов. Это ориентированное на учащихся образование, направленное на диагностику, оценку и поощрение прогресса учащихся. Для учителей возможность тестировать и совершенствовать свои методы обучения; для учеников – видеть свой прогресс в школе, понимать свои сильные и слабые стороны. Чтобы обеспечить успех, учитель должен через оценку «позволить ученикам продемонстрировать, что они знают, понимают и могут делать» [3, п. 11].

Основной задачей преподавателя, использующего FА на начальном уровне, является выявление, наблюдение и при необходимости улучшение траектории обучения ученика. Планы и методы подготовки учителей должны быть гибкими и переменными. Планируя, учителя должны спросить себя: «как я могу раскрыть продуктивность моего обучения?», «Что я должен сделать, чтобы улучшить результаты? Как я могу помочь своим ученикам?». Учителя не должны действовать в одиночку, они должны консультироваться с коллегами, принимать участие в профессиональных дискуссиях и делиться своим опытом, чтобы обеспечить прогресс учащегося на следующем этапе.

Квалификация преподавателя является решающим фактором для реализации FА. «Учителя нуждаются в профессиональном развитии, потому что работа учителя настолько сложна, настолько сложна, что одной жизни недостаточно, чтобы овладеть ею. Только учителя, которые думают, что они всегда успешны те, кто имеет низкие ожидания своих учеников» [2].

Практические принципы FА в начальной школе разрабатываются учителями в разных странах. Обобщая подходы, можно выявить некоторые общие моменты:

Ключевым моментом в FA является обратная связь, которая может показать текущие достижения и неудачи учеников. Выявление пробелов, учитель должен найти пути их преодоления и перестроить планы.

Таким образом: 

  • Обучение должно быть интерактивным.
  • Корректировка планов и стратегий учителей должна производиться на любом этапе обучения.
  • Ученики должны быть вовлечены в процесс обучения.
  • Ученики должны уметь оценивать свои достижения и неудачи.
  • Ежедневная оценка может включать вопросы, наблюдение, обсуждение, анализ, тесты.

Основными задачами учителя, использующего данную стратегию, являются развитие навыков мышления учеников и помощь учителям в оценке учащихся. Вопросы (Какие еще примеры вы знаете? Как вы можете это доказать?.. Как вы можете это решить? О чем ты думаешь?..) помогают развивать познавательные способности.

Наблюдения «могут быть формальными, когда учителя используют проформу для записи конкретных аспектов того, что они оценивают, или менее формальными, когда наблюдения за более короткой деятельностью могут быть записаны неофициально для учителей…» [3, с.11].
В качестве формы интерактивного обучения дискуссия может побудить учащихся выражать свои мнения и позволить преподавателю оценить понимание и знания учащихся. Задача учителя – мотивировать учеников к участию в дискуссии.

Анализ самосовершенствования учащихся начальной школы можно провести очень простым способом, например, в одном предложении: «Я этому научился...- Мне было тяжело...», «Теперь я понимаю, что…».

Ученики должны анализировать свои ошибки и понимать, что они могут сделать, чтобы улучшить свои навыки и развить способности.
Различные формы тестов позволяют ученикам проверить свое понимание приобретенного материала, являются показателем знаний учеников.

По словам М. Пинской, введение FА будет легким, когда урок хорошо структурирован и состоит из следующих элементов:

  • «дорожные карты» или четкие планы уроков;
  • последовательность шагов урока: введение, разработка и отражение, все шаги должны основываться на предыдущих материалах и выражаться в отражении;
  • поддержка отдельного учащегося преподавателем или другими учащимися в групповой работе [4, п. 4].

Новая методика оценки реализуется учителями начальных классов в России. Они делятся своим опытом и советами по внедрению таких инструментов FА, как карта личных достижений ученика, реестр проблем в учебном процессе, портфолио ученика и многих других [5, п. 11].

Результаты FA доказывают успех учеников в обучении. Конечно, новый подход может увеличить нагрузку на учителей, но внедрение нового метода будет стимулировать учеников учиться, а учителей – расти в профессии.

Formative assessment as a tool of quality improvement of learning materials assimilation by the pupils of the primary schools

Soldatkina E.I.,
undergraduate of GAOU VO MGPU, Moscow

Annotation: in this article, the new approach to the assessment of pupils in the primary school (Formative Assessment) will be discussed. Theoretical assumptions and practical implementation will be presented. The conclusion will underline the necessity of Formative Assessment introducing.
Keywords: Formative Assessment, primary school, theory, teaching, learning, improvement, implementation, practice.