Аннотация. В статье рассмотрены преимущества и недостатки компьютерного тестирования, сравнение с бланковым тестированием, а также даны рекомендации по составлению тестов для учащихся начальных классов

Ключевые слова: обучение в начальной школе, бланковое тестирование, компьютерное тестирование, младший школьный возраст, тестовые задания

Как часто в образовании мы слышим и употребляем слово тест? Почти каждый день. Тесты для учителя, а именно для педагога начальных классов играют очень важную, даже если не сказать, ключевую роль в процессе обучения своих подопечных. Тесты встречаются в практике преподавателя везде: начиная от учебно-методических комплектов и кончая проверкой собственных знаний по предметам независимыми диагностиками.

Конечно, современное общество шагнуло вперед. Мы живем в век информации, когда уже каждый человек вряд ли может представить свое существование без компьютеров, гаджетов и другой техники, которая так активно с некоторых пор внедрилась в его жизнь и по сей день помогает в работе. Несомненно, информационные технологии играют очень важную роль не только для общего развития человека, ведь из Сети, изучая любой гаджет мы, несомненно, познаем что-то новое, но и в образовании.

Даже самый привычный нам тест уже дается не через бланк, как это было несколько лет назад, а на компьютере. Компьютерное тестирование часто применяется в тех случаях, когда есть настоятельная потребность в отказе от традиционных бланковых тестов.

Например, компьютерное тестирование необходимо при проведении ЕГЭ в труднодоступных районах России. Сбор выпускников школ отдаленных районов в обозначенное время проведения ЕГЭ становится настолько сложным и дорогостоящим мероприятием, что обойтись без компьютерного тестирования и современных средств коммуникации просто невозможно [2].

Компьютерное тестирование целесообразно также применять при проведении экзаменов для детей с ограниченными возможностями, имеющих серьезные нарушения зрения или слуха. С помощью компьютера можно использовать большие по размерам шрифты, аудиозаписи, дополнительные устройства для ввода данных тестирования и другие приспособления, компенсирующие на экзаменах потенциальное отставание детей с ограниченными возможностями [3, c.24].

Также компьютерное тестирование позволяет значительно снизить нагрузку учителя. Ему уже не надо таскать домой кипы тестовых тетрадей, которые входят в учебно-методический комплект. За него все проверит компьютер. Легко и быстро.

Но так ли на само деле все кажется простым, понятным и эффективным в компьютерном тестировании по сравнению с бланковым, которое уже так прочно внедрилось в образовательную жизнь?

Возьмем детей младшего школьного возраста. Нет сомнений, что многие из детей, придя в школу, уже умеют пользоваться компьютером, держать мышь, а самые продвинутые дети знают расположение знаков на клавиатуре и сочетание клавиш лучше любого учителя информатики. Хорошо ли это для его возраста? Наверное, судить точно не автору статьи. Учитель ведь всегда стремится к тому, чтобы ребенок к выходу из школы стал всесторонней личностью, умел находить нестандартные решения, творчески решать сложные вопросы. Нет ничего плохого в том, что один ребенок на момент поступления в первый класс уже умеет пользоваться компьютером, а второй еще только учится держать мышь. Значит, задача учителя немного усложняется. Он должен организовать работу таким образом, чтобы первый учащийся помог своему однокласснику стать ближе к технике.

Психологами доказан тот факт, что ребенку интересно, к тому он и тянется, следовательно, понимает и изучает с особым интересом. Ребенку младшего школьного возраста, несомненно, легко и просто нажать на одну кнопку мыши или на пару кнопок на клавиатуре, чтобы отправить правильный, по его мнению, ответ на тест. Но это для него, скорее, игра, чем процесс обучения, серьезная проверка его знаний по предмету.

Когда у младшего школьника только развиваются познавательные психические процессы, только формируется мышление, восприятие, внимание, то нужно и развивать их в правильном направлении. Тут на помощь как раз приходит и бланковое тестирование, когда ребенку дается привычный лист бумаги с инструкцией и тестовыми заданиями. А учитель дает перед началом выполнения свои рекомендации, задает время для выполнения заданий и настраивает обучающихся на серьезную работу.

Можно сказать, что бланковое тестирование дисциплинирует учащихся. Хороший учитель должен заранее объяснять своим подопечным, как важно соблюдать определенные правила при ответе на тестовые задания, как нужно себя вести, чтобы не отвлекать соседа. Ведь все мы знаем, что к концу урока младшие школьники сильно устают и им хочется скорее на перемену, отдохнуть, выплеснуть свои эмоции, поделиться с друзьями о новых знаниях, полученных на уроке. К тому же хорошая отметка по тесту только еще больше стимулирует учащегося изучать предмет дальше, познавать его особенности, изюминки той или иной науки.

По мере обучения совершенствуется познавательная деятельность младших школьников. Постепенно усложняются тестовые задания, требующие от учащегося разнообразных форм мыслительной деятельности, избирательного применения ранее приобретенных знаний и приемов. Поэтому очень важно, чтобы тестовые задания в бланковой форме в начальных классах были составлены правильно.

Первое, что необходимо, это тщательно подбирать слова для формулировки задания. Исключать повторы, которые могут затруднить восприятие смысла. Для автора задания всегда нужно помнить, как через минимум средств добиться максимума ясности смысла задания.

Второе, что важно учитывать при составлении теста, это то, что все задания должны быть посильны для детей младшего школьного возраста. Не стоит включать в дистракторы варианты из высшей математики или квантовой физики только для того, чтобы запутать детей.

Третья важная составляющая хорошего теста, это формулировка заданий в форме утверждений. B.C. Аванесов считает, что «эта форма во многих случаях заменяет вопросы». Смысл тестового утверждения, излагаемого в простой структуре предложения в повествовательной форме улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса. В тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слов.

Четвертая особенность грамотно составленного теста – это правильность расположения элементов задания. Очень важно уделять особое внимание месту для ответов, если это задание открытого типа, где ребенку требуется написать слово или кратко высказать свое мнение по проблеме. Место для ответа должно быть выделено определенным образом и единообразно для заданий разного типа (многоточие, линия и так далее).

Так же очень важно, что критерии оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем детям. Не стоит одному учащемуся давать преимущества перед другим. Все дети должны отвечать на одни и те же задания за определенное количество времени.
Бланковое тестирование так же позволяет ребенку дать полный ответ на вопрос. В широком смысле он может высказать полное свое мнение. В то время как в компьютерном тестировании невозможно, чтобы в задания открытой формы были «вшиты» все варианты развернутого ответа, ведь любое другое слово или синоним на месте запрограммированного – уже считается ошибкой, а вариации настолько разнообразны, что их все невозможно учесть.

При компьютерном тестировании специалисты имеют дело только с полученными результатами. Они не видят тестируемого, не общаются с ним, а значит, не владеют о нем дополнительной информацией, не могут выяснить его действительный объем знаний [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оттого, насколько качественно проведен контроль знаний, зависит уровень освоения материала учащимися. Особенно это важно для детей в начальных классах, когда так важно привить ребенку любовь к школе, к самому процессу обучения.

Контроль с точки зрения преподавателя – длительная и трудоемкая часть работы. Облегчить и систематизировать ее можно путем использования тестов: компьютерных или бланковых. Все зависит от ситуации, конкретного класса и той цели, которая стоит перед педагогом [1, c.3].

Разработка качественного теста – это еще и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин еще не разработаны, а те, которые существуют, обычно имеют очень низкое качество [4, c.52].

Однако всегда следует помнить, что никакие формы тестирования не смогут заменить живого общения на уроке, никакой компьютер не заменит всех тех эмоций учителя, который он дарит своим детям на уроке, творческих заданий, поэтому технологию тестирования нужно рассматривать не как панацею от всех существующих проблем в образовании, а как один из эффективных инструментариев для совершенствования процесса обучения.

The advantages of blank test on the computer in the conditions of primary education

Gusarova K.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zadadaev Sergey Alekseevich, 
senior researcher at the Child Development Laboratory of the Institute of System Projects of The Moscow City University, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor

Annotation. The article discusses the advantages and disadvantages of computer testing, comparison with blank testing, and also gives recommendations on the preparation of tests for primary school students.
Keywords: primary school education, blank testing, computer testing, primary school age, test tasks


  1. Бейзеров В.А. Педагогические задачи и ситуации. Флинта, 2014. 245 с.
  2. Ефремова Н.Ф. ЕГЭ и мониторинг качества образования. Высшее образование сегодня, 2015. № 12. С. 33.
  3. Зайцева Ж.Н. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. М.; Просвещение, 2005. 38 с.
  4. Кларин Н.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. 143 с.
  5. Янюшкин С.А., Янюшкин А.С. Недостатки и ошибки компьютерного тестирования в вузах, 2008. № 5. С. 4.
  1. Bejzerov V.A. Pedagogicheskie zadachi i situacii. Flinta, 2014. 245 pages.
  2. Efremova N.F. EGEH i monitoring kachestva obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya, 2015. № 12. Page 33.
  3. Zajceva ZH.N. Informatizaciya obrazovaniya: sostoyanie problemy i perspektivy. M.; Prosveshchenie, 2005. 38 pages.
  4. Klarin N.V. Innovacii v obuchenii. M.: Nauka, 2007. 143 pages.
  5. Yanyushkin S.A., Yanyushkin A.S. Nedostatki i oshibki komp'yuternogo testirovaniya v vuzah, 2008. № 5. Page 4.