Научный руководитель: Зиновьева Татьяна Ивановна, профессор департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 373.31

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к компетенциям, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Одной из них является коммуникативная компетенция, подразумевающая соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников. Обладатель этой компетенции должен, например, уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.

Обеспечение овладения школьниками коммуникативной компетенцией предусматривает организацию специальной работы, направленной на подготовку к решению типичных проблем, возникающих в устном и письменном общении. 

Осмысление вопросов содержания и организации работы по формированию коммуникативной компетенции требует учета современных условий образовательного процесса, который протекает в эпоху информатизации, порождающей повышенный интерес школьников к компьютерным технологиям. Очевидно противоречие: с одной стороны, современные обучающиеся стремятся к диалогу со сверстниками, активно включаются в письменное общение посредством инновационных технологий (электронной почты, СМС, чата и др.). С другой стороны, обучающиеся обнаруживают пренебрежение правилами этикета письма, повышенный уровень безграмотности, использование сниженной лексики, специальное искажение орфографии и другого. 

Сказанное подтверждает необходимость целенаправленного обучения младших школьников письменному дистантному диалогическому общению, основанному на уважении к собеседнику, на признании русского языка и русской культуры величайшей ценностью, которую необходимо сохранять. 

Исследователи проблем обучения диалогу (И.А. Кудрявцев, А.И. Малюкина и другие) отмечают, что диалогическое общение отражает всю сложность процессов речевого взаимодействия, поскольку стратегия и тактика ведения диалога побуждает коммуникативных партнеров использовать определенный набор тех речевых действий, которые способствуют достижению цели, отражаются в особенностях их языковой репрезентации. 

В трудах методистов (А.В. Богдановой, Т.И. Зиновьевой, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, А.С. Львовой, Н.И. Махновской, М.С. Соловейчик и другие) указаны проблемы, связанные с решением задач обучения детей диалогическому общению. Так, анализ современных учебно-методических комплексов по русскому языку позволяет современным исследователям заключить: их возможности в области обучения школьников диалогическому общению малы. Такая работа предусмотрена только в курсе риторики, с опорой на учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика», как правило, в рамках внеурочной деятельности. Заметим, что внеурочные занятия посещаются исключительно по желанию учащихся, имеют ограниченное количество мест. 

Таким образом, резервы риторического образования для решения задач обучения младших школьников диалогическому общению невелики. Наблюдения автора позволяют утверждать, что основным инициатором диалога на уроке является учитель, однако не каждый педагог в полной мере понимает особенности учебного диалога, не всегда соблюдает культуру диалогического общения. Кроме того, многие педагоги имеют лишь самые общие представления о технологиях обучения младших школьников диалогу, что, следовательно, не позволяет в полной мере использовать эти технологии на уроках. Следует отметить, что несмотря на регулярный контроль учебной деятельности младших школьников со стороны учителей и родителей, происходит его ослабление в ситуациях общения обучающихся в сети Интернет. Благодаря анонимности и возможности удаления писем, младший школьник получает возможность (заметим, без последствий) общаться абсолютно самостоятельно, нередко безграмотно и невежливо, употребляя при этом слова сниженной и ненормативной лексики. 

Опираясь на труды ученых-методистов, можно выделить следующие основные направления работы, нацеленные на формирование у обучающихся умений диалогического общения:

  • формирование представления об основных видах и средствах общения; 
  • формирование представления о диалоге, его структуре, основных видах;
  • знакомство обучающихся со спецификой вежливого диалогического общения в дистанционном режиме;
  • учет практического усвоения признаков письма как речевого жанра, ознакомление с традициями эпистолярного жанра, овладение правилами письменного дистантного общения.

Особое место в проблематике обучения младших школьников диалогическому общению занимает их активное, но не осознанное использование СМС-сообщений для удаленного обмена информацией. В ходе мобильной переписки обучающийся довольно часто не соблюдает правила родного языка, в результате чего возникает большое количество разнообразных языковых недочетов и ошибок, а высокий темп общения не акцентирует внимание школьника на выбор языковых средств для выражения личного мнения и не способствует грамотному использованию норм литературной речи. 

В этой связи педагогу целесообразно в процессе обучения уделять внимание особенностям современных форм письменного общения, в том числе краткости, лаконичности, скрытой диалогичности, скрытому устному общению, минимизации роли этикета, связанной с особенностями СМС-сообщений и их построения по законам живой разговорной речи. Также особую актуальность приобретает разработка подходов к использованию СМС-сообщений для решения образовательных и воспитательных задач. В свою очередь, школа должна помочь обучающимся начальных классов адаптироваться в новом информационном пространстве, воспитывать культуру общения в ней и защищать от негативного воздействия при переписке с помощью СМС-сообщений.

Дата публикации: 18.04.2017 г.