Аннотация. Сегодня во многих видах спорта для показания высоких результатов используют достижения различных наук: педагогики, психологии, фармакологии, физиологии, биохимии и многих других. Научные достижения сегодня важный, если не решающий фактор побед на международной спортивной арене. Хотя и сама физкультурно-спортивная деятельность оказывает не меньшее влияние на развитие научно-технической сферы, являясь одним из факторов формирования научного потенциала страны. Однако отношение к физкультуре и спорту большинства людей как видам деятельности, основанных на двигательной активности, мешает осознать данный факт.

Рассмотрим основные функции физкультурно-спортивной деятельности, являющиеся стимулом развития науки и техники.

Экономическая функция. Различные спортивные организации и правительства многих стран мира уделяют большое внимание развитию научной деятельности, помогающей увеличить результативность выступления спортсменов на соревнованиях. Так, одной из ролей Международного Олимпийского Комитета для реализации своей миссии является поощрение и поддержка инициатив, объединяющих спорт с культурой и образованием [1]. Одной из задач Олимпийского Комитета России является содействие развитию спортивной науки и медицины [2]. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (с изменениями на 1 августа 2014 года) предусмотрено внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений [3]. Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность формирует спрос на научные достижения (позволяющие увеличивать результативность спортсменов на соревнованиях) и создаёт условия для их реализации, тем самым стимулируя деятельность ученых.

Психологическая функция. Феномен борьбы, являющийся источником развития, отражен в законе диалектики.  Чарльз Дарвин определил борьбу за существование, наряду с наследственностью и изменчивостью и естественным отбором, одной из движущих сил эволюции, результатом которой является совершенствование приспособленности организмов к условиям жизни, и, соответственно, способствующей совершенствованию их организации. [5]. Томас Гоббс охарактеризовал сравнение как способ определения достоинства всякого рода субъектов [4]. Спортивный психолог Е.П. Ильин определил состязательность, лежащую в основе спорта, как стимул человеческой деятельности [6]. В спорте соперничество наблюдается не только непосредственно на соревнованиях между спортсменами, но и опосредованно: между тренерами, психологами, врачами, и все больше между учёными. Сегодня же соперничество учёных становиться более явным и непосредственным. Например, соревнования программистов (белых хакеров) или состязания по конструированию и программированию роботов. 

Военная функция. Начиная с античности и вплоть до нашего времени, спорт и физическая культура решали военные задачи. В странах Древнего мира важнейшей функцией спорта являлась подготовка сильных воинов. В средневековье рыцарская система, основанная на физическом воспитании, так же готовила сильную армию для подавления крестьянских восстаний и ведения крестовых походов. Большое военно-прикладное значение физкультурно-спортивная деятельность имела и в XX веке, особенно это хорошо демонстрирует фашистская Германия и СССР. Не утратил это значение спорт и в XXI веке, и подтверждением этому является появление новой спортивной дисциплины – танкового биатлона и возрождение комплекса ГТО. 

Политическая функция. Кроме этого достижения на международной арене имеют большое политическое значение. Свидетельством этого может служить отказ СССР принимать участие в VI Олимпийских зимних играх. Первоначально для успешного выступления наших спортсменов советское руководство предлагало ввести в программу Олимпийских зимних игр соревнования по боксу, борьбе, штанге и гимнастике, но не найдя поддержки Международного олимпийского комитета было принято решение не участвовать в самых значимых спортивных соревнованиях в мире [8].

Научная функция. Физкультурно-спортивная деятельность предоставляет большой объем материала для научных исследований, возможность провести эксперимент в реальных условиях.

Таким образом, основными функциями физкультурно-спортивной деятельности, позволяющие считать её стимулом развития науки и техники, являются экономическая, психологическая, военная, политическая, собственно научная.

Синтез науки и техники с физкультурно-спортивной деятельностью можно наблюдать уже в XX веке. 

Ярким примером интеграции спорта с наукой и техникой является история образования добровольных обществ содействия армии, авиации и флоту в СССР. Политическая обстановка в начале XX века требовала создания мощного оборонного потенциала страны, где значительная роль отводилась трудящимся. 

Добровольные оборонно-научные общества формировались в сложной военно-политической обстановки обстановке. Началом возникновения данных обществ можно считать создание Военно-научного общество (ВНО) в 1920 году. Целью данной организации было – распространение военных знаний среди трудового народа. На рисунке (рисунок №1. Научно-военные сообщества) подробно показано возникновение и объединение различных обществ, сочетающих практическое использование научных, военных и технических знаний, основной целью которых было содействие обороноспособности страны.

 Рис. №1 Военно-научные общества

Рис. 1. Научно-военные сообщества

На протяжении всего XX века эти учреждения преобразовывались, объединялись друг с другом, порождали новые, постепенно сливаясь со спортом. 

В Российской Федерации существует организации, решающая те же задачи, что и добровольные общества в СССР, первоначально она называлась Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), и в этом названии уже отражена связь науки и техники со спортом. В 2003 году было принято решение добавить к этому названию и прежнее, более полно отражающее функциональное назначение данной организации (ДОСААФ) [10]. Спортивная деятельность, основанная на научных знаниях и технических средствах, позволила усилить обороноспособность нашей страны.

Таким образом, в XX веке появились виды спорта, реализуемые на специальном техническом оснащении (авиамодельный, автомодельный, судомодельный, ракетомодельный спорт, автомобильный, парашютный, вертолётный спорт и др.). В начале XXI века начинают формироваться виды спорта и спортивные дисциплины, основанные на более сложных технических устройствах: танковый биатлон, компьютерный спорт, робототехнический спорт. 

Спортивная дисциплина танковый биатлон официально признана в России. Впервые соревнования по танковому биатлону проходили в 2013 году, участие принимали танковые взводы и экипажи Вооруженных сил четырёх стран: России, Армении, Белоруссии и Казахстана. После официального признания спортивной дисциплины «танковый биатлон» в 2014 году состоялся первый чемпионат мира по танковому биатлону, в котором приняли участие 12 стран: Ангола, Армения, Беларусь, Венесуэла, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Кувейт, Монголия, Россия и Сербия.  Танковый биатлон решает очень важную задачу -  демонстрация военной подготовленности разных стран мира.

Компьютерный спорт один из популярных видов спорта в мире. По компьютерному спорту проводятся соревнования на государственном, региональном, международном уровне, с участием огромного числа спортсменов. Соревнования проводятся как среди профессиональных киберспортсменов, так и среди любителей, студентов. В 2014-2015 учебном году в студенческом первенстве Москвы по киберспорту (Московской киберспортивной лиги) принимали участие студенты из 34 вузов. В 2016-2017 учебном году студенческое первенство по киберспорту проводится на всероссийском уровне. Во Всероссийской Киберспортивной Студенческой Лиге принимают участие 3264 студента из 91 вуза. В образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы в 2013-2014 учебном году впервые проводилась школьная спортивная лига по интеллектуальным видам спорта (ИВС). Киберспорт был включен в школьную спортивную лигу по ИВС наряду с шахматами, шашками и спортивным бриджем.  В 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма открылась спортивная специализация «Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта) [7]».

Робототехнический спорт не существует как спорт ни в одной стране мира. Однако проводятся различные фестивали по робототехнике. Самым ярким соревнованием в России стала Всемирная робототехническая олимпиада в городе Сочи. Данные фестивали представляют собой соревновательную деятельность, в которой сопоставляются технико-конструкторские разработки людей в робототехнической сфере. Робототехнические фестивали проводятся на различных уровнях: региональном, государственном, европейском и международном. В РФ уже создана Ассоциация Спортивной Робототехники, что является важным условием становления робототехнического спорта. Таким образом, будущий робототехнический спорт – это вид спорта, где будет демонстрироваться непосредственное состязание учёных. 

Компьютерный и робототехнический спорт – это виды спорта, которые уже сегодня имеют большое прикладное значение, популярность среди людей разного возраста, социального статуса.

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Спорт является: 
    • одним из факторов, формирующим спрос на научные достижения и технические разработки;
    • стимулом человеческой деятельности, в том числе и деятельности ученых различных областей научного знания; 
    • способом повышения обороноспособности страны;
    • средством поддержания авторитета страны;
    • объективным способом проверки результатов научно-технических достижений;
  2. XX век – начало XXI века – представляет собой процесс интеграции спорта с наукой и техникой;
  3. В спортивной деятельности все больше отражается не столько соревнование спортсменов, сколько ученых, делающих научные открытия, способствующих достижению наивысших результатов на соревнованиях.

Таким образом, спортивная деятельность представляет собой эффективный способ прогресса науки и техники.


Литература:

  1. Олимпийская Хартия (в действии с 09 сентября 2013г.).
  2. Стратегия развития Олимпийского комитета России до 2020 года, утверждена 5 августа 2010 года.
  3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утверждена 11 января 2006 года.
  4. Гоббс Т. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», М.: «Мысль», 2001, 480.
  5. Дарвин Ч. «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», Перевод с шестого издания (Лондон, 1872), СПб.:  «Наука», 1991, 568.
  6. Ильин Е.П. Психология спорта.  СПб.: Питер, 2008, 352.
  7. Корчемная Н.В, Новосёлов М.А., Скаржинская Е.Н. «Двигательная активность школьника, играющего в компьютерные игры», методическое пособие, Мин-во образования и науки РФ, Рос..гос. унив. фк.с.м.и ., Москва: РГУФК.
  8. Прозуменщиков М. Засекреченные Олимпиады. 2014 URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/25214061.html (дата обращения: 15.04.2017 г.)
  9. Официальный сайт РОСТО ДОСААФ России. URL: http://http//www.dosaaf.ru/home/istoriya (дата обращения: 13.04.2017 г.)
  10. Минаков А.С. «Становление и развитие добровольных оборонных обществ в довоенный период (1930-х – начала 1940-х гг.)». 2010 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-dobrovolnyh-oboronnyh-obschestv-v-dovoennyy-period-1930-h-nachala-1940-h-gg (дата обращения: 15.04.2017 г.).

Дата публикации: 18.04.2017 г.