Аннотация. В настоящее время одной из ведущих проблем специального и инклюзивного образования является ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из факторов является увеличение числа детей, нуждающихся в ранней помощи. По данным официальной статистики численность детского населения неуклонно сокращается, а доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48 % до 26 % [4, с. 5]. Результаты ведущих научных исследований в области отечественного здравоохранения свидетельствуют о том, что не более 10 % дошкольного и 4 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми [3, с.3].

Действующая в настоящее время система ранней помощи, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории, возникшие на протяжении XX века [2, с.17]. К их числу принадлежат: теория о синкретичности психомоторного развития в раннем возрасте (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, O.E. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах деятельности в раннем возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), о роли и развитии общения в раннем возрасте (М.И. Лисина и её ученики, Д.Б. Эльконин и др.), а так же вопросы оценки и диагностики психомоторного развития ребёнка раннего возраста (А.С. Галанов, А.М. Казьмин, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, О.Г. Приходько, Э.Л. Фрухт, И.Ю. Левченко и др.), вопросы содержания воспитания в образовательных и медицинских учреждениях (Л.А. Венгер, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба, Е.А. Стребелева и др.) [1, с.84].

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты [5, с.14]. Одним из учреждений социальной защиты, оказывающего комплексную помощь детям раннего возраста является Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области «Реутовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок». С января 1998 года центр стал базовым учреждением Департамента социальной защиты населения Администрации Московской области на основании приказа №13 от 27.01.1998 г. начальника ДСЗНА МО «О присвоении статуса базового учреждения Центру реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями «Родничок» г. Реутова».

Центр предназначен для проведения комплексной реабилитации детей и подростков от 3-х до 15 лет в условиях отделения дневного пребывания, от 0 до 18 лет в условиях амбулаторного приема. Здесь проводится реабилитация детей с различными диагнозами: ММД, ЗПРР, ранний детский аутизм, дисгармоничное и искаженное развитие, дизонтогении дефицитарного типа, ДЦП, органическое поражение ЦНС, синдром Дауна. В центре функционируют кабинеты, оснащенные современным реабилитационным оборудованием: массажный кабинет, физиотерапевтический кабинет, кабинет галотерапии (соляная пещера), сенсорная комната, и другие.

Работа с детьми раннего возраста является одним из приоритетных направлений в реабилитационном центре. С 2009 года «Родничок» осуществляет тесное взаимодействие с Консультативно-диагностическим центром здоровья для детей города Реутова. В данном центре дети раннего возраста проходят диагностику, на которой своевременно выявляют наличие различных нарушений развития. На дальнейшую реабилитацию дети направляются в центр «Родничок». Специалисты социально-медико-психолого-педагогического консилиума проводят на первичном приеме комплексное обследование ребенка. Всестороннее изучение детей раннего возраста осуществляют врач педиатр, педагог-психолог и учитель-логопед, которые в соответствии с рекомендациями центра здоровья, составляют курс реабилитационных мероприятий. 

Коррекционную работу с детьми раннего возраста осуществляют специалисты разного профиля. Для этого в центре налажено междисциплинарное взаимодействие, куда входят следующие направления:

социально-медицинская реабилитация;

социально-психологическая реабилитация;

социально-педагогическая реабилитация.

Социально-медицинская реабилитация по показаниям предусматривает массаж, лечебную физкультуру и плаванье для детей раннего возраста. Социально-психологическая реабилитация включает работу таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-дефектолог и социальный педагог. Социально-педагогическую реабилитацию с малышами ведут учителя-логопеды, музыкальный руководитель и педагоги дополнительного образования. 

Важным фактором, влияющим на развитие ребенка раннего возраста, является его взаимодействие с родителями, поэтому важной задачей в системы ранней помощи в нашем учреждении является вовлечение родителей в процесс абилитации своего ребенка, для чего необходима целостная система сопровождения семьи специалистами.

Организация обучения родителей рассматривается нами как целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия специалиста сопровождения и родителей, что обеспечит приобретение родителями необходимых знаний и умений для установления с ребенком контакта, позитивных отношений, адекватных родительских позиций в воспитании и конструктивных установок на образование детей. Работа с родителями строится таким образом, чтобы максимально оптимизировать общение и взаимоотношения родителей и детей. 

Вначале родители (главным образом, мать) присутствуют на занятиях педагога с ребенком, при этом специалист объясняет матери, какова цель этого занятия и на что ей обращать внимание в процессе его проведения. По окончании занятий педагогом проводится для матери анализ приемов и методов обучения ребенка. В дальнейшем в процессе занятий мать включается во взаимодействие с ребенком и педагогом, участвуют в играх, а позже уже может самостоятельно провести занятие или его часть. Включение всех членов семьи во взаимодействие с ребенком и педагогом направлено на формирование у родителей установки к положительным и продуктивным формам общения со своим ребенком. 

При этом реализуются следующие задачи: 

обеспечение родителей теоретическими знаниями по различным вопросам развития и воспитания детей, возрастным закономерностям и особенностям развития детей, медицинским аспектам развития ребенка (при этом приглашаются соответствующие специалисты); 

углубление и расширение представлений родителей о возможностях использования педагогических технологий в реализации задач развития и воспитания ребенка; обучение практическим технологиям взаимодействия со своим ребенком;

разработка рекомендаций по созданию в доме адекватных условий и игрового пространства, которые бы обеспечивали ежедневную, постоянную стимуляцию развития ребенка;

организация и проведение различных форм семейного досуга (игры, праздники, совместное чтение, просмотр телевизионных программ), трудовой и творческой деятельности.

Занятия с родителями детей проводятся в форме мини-лекций, бесед, консультаций с просмотром видеоматериалов, дискуссионного обсуждения проблем. 

В процессе работы с родителями постепенно трансформируются их позиция, ожидания и представления о ребенке, сглаживаются и устраняются деструктивные эмоциональные реакции, устраняется информационная депривация родителей, происходит значительный рост компетентности родителей в области решения проблем воспитания своих детей, происходит расширение жизненного пространства семьи и общая гармонизация отношений в семье.

При раннем начале реабилитационных мероприятий, а также их долгосрочном проведении становится возможным продвижение детей данной категории. После прохождения комплексной абилитации в центре для определения дальнейшего образовательного маршрута, детей направляют на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию г. Реутова. 

Таким образом, данный механизм взаимодействия по выявлению и оказанию ранней помощи детям с проблемами в развитии и их семьям позволяет максимально раскрыть возможности и реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи своему ребенку. Это открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья дорогу к интеграции (инклюзии) в дошкольном возрасте, что впоследствии исключает потребность в образовании в специализированной школе. 


Литература:

  1. Лазуренко С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. М.: ЛОГОМАГ, 2014.  266 с.
  2. Лазуренко С. Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике./Автореф. докт. дисс.  М., 2014. 46с.
  3. Приходько О. Г. Междисциплинарный подход к диагностике и коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни // Ранняя комплексная помощь в современном образовательном пространстве / Материалы международной научно-практической конференции.  М.: Русская Речь, 2012. С.3-6.
  4. Приходько О. Г., Югова О. В. Становление системы ранней помощи в России. Монография.  М.: ПАРАДИГМА, 2015.  126 с.
  5. Югова О. В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождение ребенка с отклонениями в развитии и его семьи /Автореф. дисс… канд. пед. наук. М., 2012.  26 с.

Дата публикации: 18.04.2017 г.