Аннотация. Психолого-педагогическое сопровождение детей первых лет жизни и их родителей в последнее время стало одной из актуальных задач специального образования. Это связано с увеличением количества детей раннего возраста с нарушениями в развитии, которая возрастает возрастает год от года. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 % детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8 %), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (20,6 %), болезни нервной системы (20 %) [2].

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Российской Федерации в плане гуманизации отношения к детям раннего возраста с проблемами в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в психолого-педагогическом сопровождении. По данным научного Центра здоровья детей РАМН число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья.

Раннее психолого-педагогическое сопровождение содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Психолого-педагогическое сопровождение − это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде [1].

Л.М. Шипицына под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [5].

Многолетние исследования ученых подтвердили необходимость включения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в абилитационный процесс их детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с ребенком, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка. Это требует от специалистов Служб ранней помощи, Лекотек, Центров помощи и поддержки мер по снижению родительской напряженности и тревоги, а от родителей, в первую очередь, определенного объема знаний, практических навыков, позволяющих гармонизировать процесс воспитания.

Решение задачи по организации сопровождения детей раннего возраста и их семей должно обеспечиваться на основе координации взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности, нормативного определения их функционала по работе с семьей, а также активного вовлечения в этот процесс негосударственных организаций, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций [2].

В ходе построения психолого-педагогического сопровождения родители и специалисты являются участниками данного процесса и осуществляют совместную деятельность.

Структура психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком раннего возраста включает в себя два основных компонента:

  1. Диагностика развития ребенка (психического, социального, личностного);
  2. Реализация программ групповых и индивидуальных развивающих занятий.

На этапе диагностики основой методики выступает процедура «диагностического обучения», которая позволяет провести контроль познавательного развития детей раннего возраста, определить «зону ближайшего развития» для оказания помощи каждому ребенку.

Следующий этап начинается с адаптации к условиям групповых занятий, для этого на занятиях с детьми находятся мамы. Время совместного пребывания ребенка с мамой в группе зависит от многих причин. Каждый ребенок индивидуален и ему нужно время, привыкнуть к детям и окружающей его обстановке.

При составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать особенности психического развития детей раннего возраста (непроизвольный характер всех психических процессов и ситуативность поведения), еще и специфические особенности работы с детьми раннего возраста. 

Важным аспектом является то, что продуктивность работы с семьей ребенка раннего возраста с нарушениями в развитии зависит от благоприятного психологического климата в семье и от желания всех членов семьи включиться в процесс сопровождения такого ребенка, что бывает очень редко.

Проведение психологической работы с такими родителями требует от специалистов сопровождения повышенного уровня знаний медицинского аспекта проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности раннего развития и дальнейшего обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также с особенностями поведения детей и их социализацией вообще.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи позволяет согласовать и удовлетворить потребности ребенка, имеющего нарушение в развитии, а также потребности родителей, связанные с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию и развитию ребенка.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с особым ребёнком подтверждается следующими положениями:

  • включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
  • коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;
  • совместное участие детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;
  • сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.

Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

Таким образом, включение родителей в образовательный процесс существенно ускоряется процесс социализации ребенка с особенностями развития. Сложное комплексное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с участием всех специалистов сопровождения должна быть регулярно организованной. Постоянный контакт специалистов с родителями обеспечивает устойчивый интерес к изменениям в развитии ребенка.


Литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. − М.: Совершенство, 1997.  298 с.
  2. Межведомственная Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
  3. Плотникова В. А. Психолого-Педагогическое сопровождение семьи с ребенком раннего возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). 
  4. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России.  М., 2015. 
  5. Л.М. Шипицына, Е. Казакова, М. Жданова.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: Владос, 2003.
  6. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной.  СПб.: Речь, 2003.  240 с. 
  7. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб.пособие для учреждений сред. проф. образования /Под ред.Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева.  М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

Дата публикации: 18.04.2017 г.