Аннотация. Данная статья посвящена особенностям обучения китайской живописи в рамках знакомства с многообразием культур народов мира на уроках изобразительного искусства. Особое внимание уделяется уникальным материалам и инструментам, характерным для этого вида творчества. В статье рассматриваются подходы к китайской живописи, как к инструменту развития художественно-эстетического восприятия окружающей действительности.

Ключевые слова: живопись, методика обучения китайской живописи, материалы и инструменты китайского художественного искусства, особенности живописи «Гохуа».

Занятия изобразительном искусством, как часть системы образования, направлены не только на освоение теоретических знаний и практических навыков. Особое значение имеет духовно-нравственное развитие учащегося, которое базируется на формировании интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. Известно, что «культура каждого народа всегда связана с прошлым. В ней заключена коллективная память, подразумевающая сохранение предшествующего духовного опыта, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей» [2, с. 11]. Начиная с младшей школы, преподаватель знакомит детей с выразительными возможностями художественных материалов и многообразием культур народов мира.

В рамках школьной программы образовательная область «Искусство» охватывает архитектуру, скульптуру, живопись и рисунок нашей страны в разные исторические периоды. «Выявление своеобразия культуры того или иного региона нашей страны, основанного на уникальности историко-культурного наследия народов, проживающих на своей земле в разные эпохи, взаимопроникновение, сплетение богатых национальных культур, традиций народов, живущих теперь – одна из самых актуальных проблем в сохранении и развитии культуры и искусства сегодня» [3, с. 18]. Особое внимание уделяется мировым центрам искусства, которые расположились в большинстве своем на территории современной Европы. Это обусловлено тесной взаимосвязью европейского и русского искусств, схожестью техник, художественных материалов, направлений.

Данная тенденция приводит к тому, что в рамках школьной программы остается без должного внимания художественная культура стран Дальнего Востока - огромного региона, на территории которого располагается страна, подарившая всему миру шелк, фарфор, бумагу и книгопечатанье.

Уникальность искусства Китая состоит в том, что любая творческая деятельность пронизана эстетическими канонами и философией, которые сформировались под влиянием традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Китайская живопись учит художественно-эстетическому восприятию окружающей действительности, гармоничному и уважительному отношению к природе, с которой человек находится в неразрывном единстве. Данная философская идея отличает искусство Китая от европейских традиций.

Особое отношение человека к природе объясняет выделение тщательно выверенных двенадцати жанров традиционной китайской живописи гохуа, из которых можно отметить три основных: шань-шуй («горы и воды»), хуаняо («цветы и птицы»), жэньу («изображения фигур») [6, с. 4].

Первостепенным считается освоение изображения бамбука, дикой сливы, орхидеи и хризантемы, так называемых, «четырех благородных», что позволит приобрести базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Данный подход предложил ученый Чэнь Цзижу, живший в эпоху династии Мин. Позднее были сформированы основные принципы обучению китайской живописи гохуа, отраженные в трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»: «от простого к сложному», «повторение», «осознанность обучения». Стоит отметить, что вышеизложенные положения актуальны для любой учебной деятельности.

Хотя произведения искусства Поднебесной имеют сходство с графическими европейскими техниками, их целью является отражение сущности, настроения и характера изображаемых объектов, а не передача конкретной формы. Данное требование к живописи было сформировано в первом из шести принципов, которые были рассмотрены в теоретическом труде Сэ Хэ «Заметки о категориях старинной живописи» [5, с. 304].

Другой отличительной особенностью являются материалы, используемые китайскими художниками, доступные нам в настоящее время. Основными принадлежностями для живописи и каллиграфии считаются «четыре драгоценности рабочего кабинета»: тушь, тушечница (чернильный камень), кисть и бумага. Знакомство с «символами просвещенного человека» важно с точки зрения их значения в истории и культуре Китая, а также с точки зрения уникальности в мире инструментов для художественного творчества.

В настоящее время для рисования используют готовую к применению жидкую тушь на водной основе или акварель, что существенно сокращает время подготовки к творческому процессу. Много десятилетий назад художники растирали палочки сухой туши, которые состояли из сажи, клея и разнообразных примесей. Для этого важного ритуала был необходим чернильный камень. Сложность состоит в том, чтобы тонко растереть тушь в нужном количестве и нужной густоты. Этот процесс больше похож на медитацию: движение кисти по часовой стрелке должно быть плавным, а нажатие на палочку легким и строго вертикальным.

Китайские кисти изготавливаются из натурального ворса и не похожи на европейские кисти. Хотя процесс изготовления данного инструмента для творчества в настоящее время не удалось полностью механизировать и запустить в массовое производство, приобрести необходимые кисти не составляет труда, чем не могли похвастаться художники древнего Китая. Подбор кисти должен осуществляться с учетом предполагаемых видов работ: для изображения цветов подойдут мягкие кисти из шерсти козы; для прорисовки деталей – жесткие маленькие кисти из волос лошади с длинным или средним ворсом; для крупных работ, например, с фоном, эффективно использовать мягкие крупные кисти с длинным ворсом. Существуют кисти из комбинированных материалов, а также универсальные кисти, которые отлично подходят для начинающих художников.

Бумага – третье сокровище художника, на котором он может выразить свои мысли, чувства и переживания. Еще с глубокой древности люди по всему миру использовали для письма бумагоподобные материалы, такие как, пергамент, папирус и береста. Но современное подобие бумаги появилось в Китае в 105 году н.э., которую изготавливали из хлопка. Начинающему художнику достаточно подобрать материал, который хорошо впитывает тушь или акварель. Наиболее известной является прочная и тонкая бумага из древесной коры и рисовой соломы, именуемая рисовой. Особое внимание заслуживает популярный на протяжении всего существования китайской культуры шелк, который хорошо сохраняет произведение искусства в неизменном виде, о чем свидетельствуют результаты раскопок археологов.

Кроме вышеперечисленных китайские художники традиционно использовали в работе бамбуковые или деревянные вешалки, на которые вешали на просушку чистые кисти. Это позволяло сохранить форму ворса надолго. Во время работы над произведением художники пользовались керамическими подставками необычной формы. Другим дополнительным инструментом является деревянные пресс-папье, на которых наносился узор, стихотворные строки или мудрые изречения. Китайским художникам эти незамысловатые деревянные брусочки были необходимы для фиксирования бумаги на рабочей поверхности.

Интересной особенностью является то, что картины не располагались на холстах, как это было распространено в Европе. Произведения китайской живописи принимали формы свитков, которые отличаются удобством хранения и транспортировки, альбомов, раскладных ширм и вееров. Все это отражает гибкость и многогранность художественного творчества Китая.

Как уже говорилось ранее, в китайской живописи особое место отводилось изображению природы, когда натюрморт, портрет в европейском его представлении, а также рассуждения на религиозную тематику не имели популярности среди художников.

Особенности красителей, которые использовались творцами, оказали влияние на сформированные приемы взаимодействия кисти с бумагой. Стили китайской живописи весьма разнообразны, но традиционно выделяют два основных: гунби («тщательная кисть») и се-и («выражение идеи»), которые по-своему прекрасны и отражают понимание китайскими художниками качеств и особенностей вещей и явлений.

Также стоит отметить, что живопись Китая неразрывно связана с каллиграфией. На свитках часто можно наблюдать стихотворные строки, философскую идею или мудрое высказывание. Это связано с тем, что китайские художники являлись одновременно и поэтами, и философами. С точки зрения обучения живописи наибольший интерес представляют базовые линии иероглифов. Их освоение позволяет почувствовать кисть и научиться ее правильно держать в руке, а также посмотреть на формирование изображения совершенно с новой стороны: придется отказаться от техник нанесения краски на поверхность, используемых при работе с маслом, акварелью, гуашью и другими красителями, пересмотреть свое отношение к перспективе и композиции.

Систематическое выполнение каллиграфических упражнений способствует совершенствованию мастерства работы с кистью и развитию моторики, что необходимо в связи с тем, что у художника нет права на ошибку. К сожалению, сложность работы с тушью и другими традиционными для Китая художественными материалами состоит в том, что поправки в гохуа не допустимы и часто невозможны. Чтобы подчеркнуть связь китайской живописи и каллиграфии достаточно представить, как из основных линий и штрихов на бумаге «вырастает» гибкий и прочный бамбук, который не способен согнуть даже порыв сильного ветра. При этом суть работы художника заключается в раскрытии значения образа изображаемого предмета, умении видеть и чувствовать визуальные характеристики натуры, отображать их в ходе работы, придавая ей особую выразительность.

Важным навыком, который формируется при занятиях китайской живописью, является умение достигать композиционного единства на бумаге. Уникальность гохуа состоит в том, что художники Поднебесной отказываются от натуралистического изображения объектов окружающей действительности, от воспроизведения светотеневых отношений. Проблема сочетания объектов, масштаба, акцента и всей схемы композиции в китайской живописи имела разные способы решения в разные эпохи. Художественные произведения Китая покажутся многим пустыми и весьма бедными. Это связано с тем, что художники придерживались «Закону пятерки», который ограничивал количество фигур и объектов. При этом от живописца требовалось умение «сказать многое, посредством немногого», делая картины более легкими и ясными для восприятия [9, с. 291].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что китайская живопись открывает для обучающихся удивительный мир жанров, уникальных приемов и техник, не имеющих аналогов в европейском искусстве. Методы и принципы обучения, сложившиеся много веков назад, применимы и на современных уроках изобразительного искусства для освоения художественной грамоты и развития творческих способностей, что делает знакомство с китайской живописью актуальной в рамках школьной программы и за ее пределами.

Introduction of the Chinese painting during art classes as a step towards recognition of values of the world cultures

Orlova D.S.,
undergraduate of 1 course The Moscow City University, Moscow

Annotation. This artical is devoted to features of the Chinese painting studies within the presentation of various word cultures during art classes. Particular attention is given to the tools and materials typical for this kind of art. The article considers the Chinese painting as a tool for developing artistic and aesthetic perception of the world around.
Keywords: painting, methods of teaching the Chines painting, tools and materials of the Chinese art, features of painting «Guohua».


  1. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.
  2. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 8-15.
  3. Буровкина Л.А. Культура народа как уникальная комплексная система в художественно-эстетическом воспитании учащихся // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвуз. сб. научно-методических трудов. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. Вып. 2. С. 18-23.
  4. Виноградова Н.А. Искусство Китая. М.: Изобразительное искусство, 1988. 205 с.
  5. Заводская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.
  6. Лю Шичжун. История китайской живописи. М.: Шанс, 2018. 223 с.
  7. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Коблова О.А., Мухина Т.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015, 128 с.
  8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник. М.: АГАР, 2000. 251 с.
  9. Роули Дж. Принципы китайкой живописи. М.: Наука, 1989. 160 с.
  10. Чень Ян. Китайская миниатюра тушью и акварелью. М.: Кристина-новый век, 2006. 80 с.
  1. Bakieva O. A. Methods of teaching fine arts: textbook. Tyumen: Publishing house of Tyumen state University, 2012. 200 pages.
  2. Burovkina L. A. To the question of the admission of students to the folk arts and culture institutions of additional education // Vestnik of the Moscow state regional University. Series: Pedagogy. 2016. No. 3. Page 8-15.
  3. Burovkina L. A. Culture of the people as unique, complex system of art and aesthetic education of pupils // the Ways and means of improving the quality of art education and aesthetic education. Intercollegiate. collection of scientific-methodical works. M.: GOU VPO MGPU, 2011. Vol. 2. Page 18-23.
  4. Vinogradova N. A. Chinese Art. M.: Fine arts, 1988. 205 pages.
  5. Zavodskaya E.V. Aesthetic problems of painting of old China. M.: Art, 1975. 440 pages.
  6. Liu Shijun. History of Chinese painting. M.: Chance, 2018. 223 pages.
  7. Nemensky B. M., Nemensky L. A., Goryaeva N. A. Koblova O. A., Mukhina T. A. Fine art. Work programme. Subject line of books under the editorship of Nemensky B. M. grades 1-4: Handbook for teachers of educational institutions. M.: Education, 2015, 128 pages.
  8. Rostovtsev N. N. Methods of teaching fine arts at school: textbook. M.: AGAR, 2000. 251 pages.
  9. Rowley George. Principles of Chinese painting. M.: Science, 1989. 160 pages.
  10. Chen Yang. Chinese miniature ink and watercolor. M.: Christina-new age, 2006. 80 pages.