Научный руководитель: Есин Евгений Витальевич, кандидат медицинских наук, доцент, ректор ФГБУ ЦГМА Управления делами Президента РФ, Остапенко Анастасия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: УДК: 159.9.07

Аннотация. В статье рассмотрены характеристики личности медицинского персонала с психосоматическими особенностями. Полученные данные о свойствах портретных характеристик субъектов их взаимосвязи с психосоматикой, позволяют прояснить психосоматическую природу явлений существующих представлениях арсенала инструментария как психологов исследователей, так и практиков. Таким образом, рассматривают прикладные возможности помощи в профилактике развития СЭВ у медицинского персонала.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, СЭВ, СПВ (синдром эмоционального (профессионального) выгорания), биопсихосоциальная модель, психосоматика, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, нейродермит и псориаз, гастроэнтерологические болезни.

В настоящее время в практике лечения и оказания психологической помощи медицинскому персоналу, страдающего психосоматическими заболеваниями, важным является определение личностно-типологических особенностей и характеристик типов личностного реагирования. Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных авторов можно отметить, что проблема в целом изучена недостаточно, но при этом отдельные стороны интересующего вопроса описаны достаточно подробно. Так, например, не в полной мере определены особенности личности для определения помощи места и возможностей психокоррекции, психотерапии в комплексном лечении.

Таким образом, объектом данного исследования являются психологические особенности медицинских специалистов: врачей, медицинских сестёр взаимодействующих с пациентами разных нозологических групп в рамках поликлинических и стационарных отделений. Эмпирической базой явилось государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения. Предметом же исследования выступили эмоциональные и личностные особенности медицинских специалистов.

Была выдвинута следующая гипотеза исследования: существуют психологические личностные и эмоциональные портретные качества субъектов, определяющие различное и схожее общее типологическое реагирование на соматические заболевания, между выборками 1, 2, 3, 4, 5 существуют неслучайные различия и схожее по уровню исследуемого признака.

Эмпирическими группами нозологий в нашем исследовании стали:

  • бронхиальная астма;
  • гипертоническая болезнь;
  • нейродермит и псориаз;
  • гастроэнтерологические болезни.

В качестве эмпирических методов исследования были применены: тест «Кетелла», госпитальная шкала тревоги и депрессии, определение стрессоустойчивости Холмса и Раге, методика «Прогноз», тест «Лазаруса», методика «копинг поведение в стрессовых ситуациях» [21].
Проникновение в сферу медицинского обслуживания передовых технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учёта личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути субъекта врачебной деятельности. Активность врача в условиях профессионального стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций. В настоящее время отсутствует чёткое разделение между понятиями стресс и профессиональное выгорание. Поэтому мы рассматриваем стресс как общее понятие, которое может стать основой для изучения ряда проблем [7].

Признавая роль современной медицины, её довольно успешный практический опыт воздействия на симптомы заболевания, следует не отвергать очевидного, что человек – не только физическая форма, ему присущи и иные способы самовыражения в том числе и личностные. Поэтому современный взгляд на психосоматику выходит за рамки представлений о здоровье и болезни.

От психоаналитических взглядов основателей психосоматических представлений о группе определённых заболеваний это направление в медицине был проделан достаточно длительный путь для развития психосоматического подхода, основанного в настоящее время на биопсихосоциальной парадигме понимания любого заболевания, взаимосвязи болезни человека с социальной средой. Социальная активность медицинского работника теснейшим образом сопряжена с личностно-мотивационными, эмоциональными процессами, смысловыми образованиями личности и требуют тщательного учёта переживаний профессионала в медицине, его активной субъективной позиции, ценностной, целевой составляющей поведения. Да и сам профессионал в медицине при грамотном лечении своего пациента должен знать и проводить анализ влияния составляющих биопсихосоциальных составляющих факторов.

Психосоматическая медицина представляет собой шаги на пути преодоления дуализма психического и соматического. Дальнейший шаг – холистическая или интегративная медицина, которая не только определяет психосоматические связи и механизмы, но воспринимает человека целостно, без разобщения психического, телесного и социального [14].

Движению на пути развития такого холистического врачебного мышления могут, как мы надеемся, способствовать исследования и дискуссии специалистов разных клинических дисциплин, систематически проводимых в рамках «Психосоматическая медицина». Биопсихосоциалъные модели – важный шаг на пути преодоления биологического, психологического и социологического редукционизма в подходе к комплексной проблеме психического здоровья человека [15].

Среди основных концепций психосоматической медицины можно выделить клинико-эмпирический подход, клинический психоанализ, теорию специфических личностных «профилей», теорию «алекситимии», экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса, психофизиологическое направление, психоэндокринное и психоимунное направление, нейрофизиологическое направление, «поведенческая медицина», где модель патогенеза, основана на «висцеральном обучении», теорию нарушения «функциональной асимметрии мозга» и др. [1, 4, 10, 16].

В работе выделяются особенности сферы личности врача, медицинской сестры в зависимости от специализации работы данные личностные противоречивы, но имеет место общее: высокая сензитивность, напряжённость, ригидность, эмоциональность и высокий самоконтроль. А также высокие требования социума, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников в эмпатии, гибкости мышления, в социальной нормативности поведения, в психомоторных качествах, смелости и др. [7, 18].

Также выделены факторы риска, приводящие личность доктора или медсестры к психосоматике: огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций, неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, не соответствие социальной ответственности и заработной платы медицинского персонала, личностные и межличностные стрессы.

Нами рассмотрена картина психосоматики: псориаз – как следствие недовольства человека собственным телом, своим положением в жизни, окружающим миром, неумением ценить себя; факторы формирования АГ (длительные состояния страха, нехватка времени и нарастающее напряжение, подавление агрессии, семейные послания и их наследование); гастроэнетрологическая психосоматика (люди с особой гастроинтестинальной лабильностью, у которых не только тягостное переживание, но и любые (положительные или отрицательные) эмоции накладывают заметный отпечаток на функции пищеварительной системы); факторами формирования БА (нарушения семейного воспитания, а именно: сдержанность в проявлении эмоций, подавление и блокирование несанкционированных проявлений чувств; плохое понимание потребностей и эмоций; неумение их выражать членами семьи; гиперконтроль или симбиотическая связь, что приводит к инфантилизму детей; эмоциональное отвержение ребёнка; непоследовательность, противоречивость в использовании методов воспитания; высокий уровень невротизации, страхов и тревожности у матери; пассивная роль отца или проявление жестокости к детям и жене).

Критическим фактором для развития болезни является индивидуальное восприятие стресса [3, 9, 17, 19, 20]. Поэтому особенно важной является быстрая диагностика стресса и его последствий, а также простых, доступных возможностей коррекции. Это и есть практическая профилактика и психокоррекция, и она вполне доступна каждому.

Биопсихосоциалъные модели – это ведущий шаг в психопрофилактике, в психокоррекции, в диагностике и практической работе психолога и врача.

Психологическое исследование проводилось в феврале – апреле 2018 года при участии 125 человек (79 женщин, 46 мужчин). В выборку вошли обследуемые с достоверной шкалой искренности и полнотой ответов от 18 до 64 лет.

Контрольную здоровую группу составили 30 человек здоровой популяции от 18 лет, которые проявили склонность к эмоциональным переживаниям, живость отклика на происходящие события. Испытуемые контрольной группы характеризуются богатством и яркостью эмоциональных проявлений, общительны, любят работать с людьми, готовы к сотрудничеству.

Испытуемые экспериментальной группы подозрительны, склонны к сомнениям. Отличаются консерватизмом, ригидностью, не любят перемен. Предпочитают устоявшиеся идеи, мнения, способы действий. Тревога, депрессия у них отсутствует. Имеется низкая степень стрессовой нагрузки, что говорит о противостоянии стрессовым воздействиям.

В исследовании за рабочую гипотезу взята гипотеза Н1: между выборками 1, 2, 3, 4, 5 существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака. Обработка диагностического материала производилась программой «Нейрософт» [21].
Для математического анализа использовался Н критерий Крускала-Уоллиса с целью оценки различий одновременно между выборками по уровню признака. В обработке данных использовалась программа SPS 10.5

Область значимости принималась на высоком уровне р <= 0,01. Полученные данные имеют 4 и более наблюдений. (V – степень свободы = 4), эмпирическое Х² достигает и превышает Х² =13,277, а по значимости 0,05 = 9,488.

Вывод: Н эмпирическое равно и превышает критическое значение. Таким образом, гипотеза Н1 принимается.
По критерию Краскела-Уоллеса были выявлены статистически наиболее значимые различия на 1% и 5% уровнях.
На 1% уровне наиболее значимые различия были выявлены по шкалам депрессии, стрессоустойчивости, по шкале искренности – самоконтроль, дистанциирование, решение задач, эмоции, замкнутость – общительность, низкий интеллект – высокий интеллект, покорность – доминирование, озабоченность – беспечность, робость – смелость, жёсткость – мягкосердечность, доверчивость – подозрительность, практичность – мечтательность.

На 5% уровне различия были выявлены по шкалам тревоги, конфронтации, избегания, низкого самоконтроля поведения – высокого самоконтроля поведения.

По средним значениям Z оценок «шкала депрессии» (см. рисунок 1) выявлены следующие различия:

  • группа псориаз = 0,35 (ранги = 66,10);
  • группа гастроэнтерология = 0,25 (ранги = 71,53);
  • группа гипертония = -0,17(ранги = 58,03);
  • группа бронхиальная астма = 0,43(ранги = 80,78);
  • группа здоровых людей = -0,67(ранги = 38,65).

1

Рис. 1. Средние значения Z оценок «шкалы депрессии»

На графике видно, что у группы испытуемых «бронхиальная астма» наиболее высокие показатели, что говорит о том, что испытуемые находятся в состоянии депрессии. Вероятно, это связано с тем, что медицинские работники постоянно находятся в состоянии напряжения, скованности, испытывают и ожидают неблагоприятного развития событий по поводу своего здоровья. У группы здоровых людей низкие показатели, что свидетельствует об отсутствии депрессивного состояния.

По средним значениям Z оценок «шкала стрессоустойчивость» (см. рисунок 2), были выявлены следующие различия:

  • группа псориаз = 0,28 (ранги =79,54);
  • группа гастроэнтерология = 0,26 (ранги =74,55);
  • группа гипертония = -0,51(ранги =46,34);
  • группа бронхиальная астма = 0,26 (ранги =71,87);
  • группа здоровых людей = -0,53 (ранги =40,19).

2

Рис. 2. Средние значения Z оценок «шкалы стрессоустойчивости»

На графике видно, что у группы медработников с псориазом высокие показатели, это говорит о том, что испытуемые испытывают переживания по поводу своей болезни и переносят стрессовые нагрузки гораздо чаще, из этого следует, что они больше других предрасположены к психосоматическому заболеванию. У группы здоровых людей низкие показатели, что свидетельствует об отсутствие стресса.

По средним значениям Z оценок «по шкале искренности» были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = 0,28 (ранги =74,77);
  • группа гастроэнтерология = - 0,44 (ранги =48,17);
  • группа гипертония = 0,89 (ранги =92,13);
  • группа бронхиальная астма = 0,27 (ранги =75,67);
  • группа здоровых людей = -0,59 (ранги =42,39).

У группы больных с гипертонией высокие показатели, это говорит о возможно связи с возрастом испытуемых (больше 44), так как они уже научились справляться со своими переживаниями, а также готовы работать над собой, поэтому открыто отвечают на все вопросы. У группы здоровых людей низкие показатели, это говорит о том, что испытуемые к данному тесту подошли не серьёзно, поэтому их ответы не всегда были искренними.

По средним значениям Z оценок «шкала самоконтроль» (см. рисунок 3) были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = 0,26 (ранги =55,42);
  • группа гастроэнтерология = 0,23 (ранги =73,18);
  • группа гипертония = -0,61 (ранги =38,34);
  • группа бронхиальная астма = 0,29 (ранги =77,08);
  • группа здоровых людей = 0,17 (ранги =62,09).

3

Рис. 3. Средние значения Z оценок «шкалы самоконтроля»

На графике видно, что у группы больных с бронхиальной астмой высокие показатели, это говорит о том, что испытуемые прилагают усилия по регулированию своих чувств и действий в проблемной ситуации. У медперсонала с гипертонией низкие показатели это говорит о том, что испытуемые не могут контролировать или сдерживать свои чувства, эмоции и действия.

По средним значениям Z оценок «шкала дистанцирование» (см. рисунок 4) были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = 0,33 (ранги =78,27);
  • группа гастроэнтерология =- 0,11(ранги =59,88);
  • группа гипертония = -0,41(ранги =44,94);
  • группа бронхиальная астма = 0,31 (ранги =76,73);
  • группа здоровых людей = -0,27 (ранги =53,04).

4

Рис. 4. Средние значения Z оценок «шкалы дистанцирования»

На графике видно, что у группы с псориазом высокие показатели, это говорит о том, что испытуемые пытаются отделиться от проблемных ситуаций, уменьшая их значимость для себя. У лиц с гипертонией значения по шкале ниже, данная группа не пытается отделиться от проблемной ситуации, а готовы искать пути для её решения. Возможно, это связано с тем, что данная группа не сдаётся, а пытается искать всё более эффективные пути лечения.

По средним значениям Z оценок «шкала решение задач» (см. рисунок 5) были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = 0,4 (ранги =65,92);
  • группа гастроэнтерология = 0,9 (ранги =69,43);
  • группа гипертония = -0,63 (ранги =38,53);
  • группа бронхиальная астма = -0,21 (ранги =54,22);
  • группа здоровых людей = 0,48 (ранги =82,22).

5

Рис. 5. Средние значения Z оценок «шкалы решения задач)

На графике видно, что у группы гастроэнтерологической психосоматической нозологией отмечаются высокие показатели, это говорит о том, что данные испытуемые хорошо ориентируются и направлены на решение конфликтных ситуаций. У лиц с гипертонией низкие показатели, и это говорит о том, что при малой угрозе здоровью больные полностью погружаются в заботу о нём и не намерены решать какие-либо конфликтные вопросы.

По средним значениям Z оценок «шкала эмоции» (см. рисунок 6) были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = -0,38 (ранги =50,23);
  • группа гастроэнтерология = 0,16 (ранги =69,72);
  • группа гипертония = -0,58 (ранги =41,63);
  • группа бронхиальная астма = 0,18 (ранги =70,27);
  • группа здоровых людей = 0,3 (ранги =76,19).

6

Рис. 6. Средние значения Z оценок «шкалы эмоций»

На графике видно, что у группы здоровых людей высокие показатели это говорит о том, что в стрессовой ситуации человек поддаётся эмоциям, т.е. эмоции преобладают над разумом, а у медицинского персонала с гипертонией значения меньше. Таким образом, у испытуемых наблюдается эмоциональная притупленность, возможно, это происходит из-за осторожности персонала меньше реагировать на различные ситуации которые могут вызвать сердечные перепады.

По средним значениям Z оценок «замкнутость – общительность» (с м. рисунок 7) были получены следующие результаты:

  • группа псориаз = -0,54 (ранги =47,00);
  • группа гастроэнтерология = 0,13 (ранги =68,62);
  • группа гипертония = -0,61 (ранги =59,97);
  • группа бронхиальная астма = -0,19 (ранги =55,87);
  • группа здоровых людей = 0,58 (ранги =85,41).

7

Рис. 7. Средние значения Z оценок «шкалы замкнутость – общительность»

На графике видно, что у группы здоровых людей высокие показатели, это говорит о том, что данной группе свойственно: лёгкость в общении, эмоциональность, доброта, сердечность, непринуждённость, небрежность открытые проявления чувств в поведении. У испытуемых с гипертонией низкие значения это говорит о том, что им свойственна высокая скорость и гибкость мышления, они склонны к абстрактному мышлению и способны к быстрому обучению.

Анализ личностно-типологических портретных качеств эмпирического материала по психосоматическим особенностям медперсонала с бронхиальной астмой (36 чел.) показал, что имеется склонность к тревожным и депрессивным состояниям и неврозам; склонность к тревожному и подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве, с выраженной тревогой, это говорит о том, что персонал постоянно находятся в состоянии напряжения, скованности, испытывают и ожидают неблагоприятного развития событий по поводу своего здоровья. При определённых условиях эмоции могут захлестнуть и преобладать над разумом.

В группе медицинских специалистов с гипертонией (28 чел.) отмечено отсутствие способности справляться самостоятельно, присутствует тревожность, депрессивность, субъекты испытывают чувство вины за свои поступки, неуверены в себе, испытывают подавленность и напряжённость, чувствительны и ранимы в социальных контактах, склонны к уединению. Данная группа лояльно подходит к поставленным проблемам.

В группе с псориазом (27 чел.) выявлены личностные особенности чувства вины высокой интенсивности и чувство собственной неполноценности. Испытуемые склонны к астеническим реакциям (чувства тревоги, вины, страха, беспомощности, апатии). Присутствует высокая вероятность нервно-психических срывов.

В группе медицинского персонала гастроэнтерологического профиля нозологий (34 чел.) были выявлены следующее личностные особенности: неторопливость в своих действиях, сдержанность, лёгкость в общении, эмоциональность, доброта, сердечность. Они соблюдают осторожность, спокойны, молчаливы, у них наблюдается низкая социальная активность.

Сходными личностно-типологическими чертами в четырех группах проявились: слабость, зависимость, чувствительность. Испытуемые плохо справляются с жизненными трудностями и тяжело их переживают, постоянно находятся в состоянии напряжения, скованности, испытывают и ожидают неблагоприятного развития событий по поводу своего здоровья. Можно предположить, что у испытуемых высока вероятность нервно-психологических срывов.

Практически у всех групп фиксируется выраженная тревога, депрессивное состояние разных уровней выраженности. Субъекты ориентированы на решение возникших проблем с помощью определённого плана действий, однако склонны избегать её решений.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: существуют психологические личностные и эмоциональные портретные качества субъектов (адаптационные и дезадаптационные), определяющие различное и схожее типологическое реагирование на соматическое заболевание.

Исходя из биопсихосоциальной модели, выстраиваются те методы профилактики, терапии и реабилитации, которые могут стать эффективными на разных этапах психосоматического течения. Необходима также разработка алгоритма комплексной полипрофессиональной терапии психосоматических образований на основе биопсихосоциального подхода с обязательным введением в стандарты лечения данных людей в психотерапевтической и психологической помощи. Понимание генеза психосоматических заболеваний определяет основные принципы психологического воздействия.

The study of psychosomatic characteristics of nurses working with patients of different nosological groups

N. B. Akulinina
clinical psychologist: state institution of health "Tambov regional clinical hospital named. V. D. Babenko»

Research supervisor: Yesin Evgeny Vitalyevich, candidate of medical sciences, associate professor, rector of Federal State Budgetary Institution TsGMA Presidential Property Management Department of the Russian Federation, Ostapenko Anastasia Viktorovna, candidate of psychological sciences, associate professor

Abstract. The article deals with the portrait characteristics of the personality of medical personnel with psychosomatic features. The obtained data on the properties of the portrait characteristics of the subjects of their relationship with psychosomatics, allow us to clarify the psychosomatic nature of phenomena, the existing representations of the Arsenal of tools as psychologists researchers and practitioners. Thus, they consider the applied possibilities of assistance in preventing the development of CMEA among medical personnel.

Key words: professional and personal development, CMEA, SPV (emotional (professional) burnout syndrome), biopsychosocial model, psychosomatics, bronchial asthma, hypertension, neurodermatitis and psoriasis, gastroenterological diseases.