Аннотация. В статье автор рассматривает наиболее актуальные правовые особенности цифровой трансформации общественных отношений, анализируется роль права в данном процессе.

Ключевые слова: право, цифровизация, функция права, государство, права человека, цифровая экономика, субъект права.

Цифровая трансформация экономики является одной из основополагающих национальных целей на период до 2030 года и в перспективе до 2036 года, как это следует из недавнего Указа Президента РФ от 07.05.2024 №309 [4].

Право в современной цифровой действительности стало инструментом регулирования совершенно новых для человека и государства экономических и общественных отношений, связанных с информационными технологиями.

В научном сообществе и в законодательстве уже появляются такие принципиально термины как «цифровая правосубъектность» [7, с. 97], «цифровая экономика» [5], «цифровой кодекс» [8, с. 22].

Законодатель разъясняет нам, что же он понимает под термином цифровая экономика. Это «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [5]».

Также, по мнению автора, цифровую экономику можно определить как особую экономическую модель, общественные и хозяйственно-производственные отношения в которой выстроены на всеобщем внедрении и применении информационных технологий.

В рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» реализовываются Федеральные проекты «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» [6].

Общей целью данных проектов можно выделить планомерное внедрение информационных технологий, выстраивание цифровой инфраструктуры, подготовка для всеобщей цифровизации государственного управления и общественных отношений.

В условиях активного развития цифровой экономики можно утверждать, что возникает определенное противостояние цифровой трансформации и существующих правовых институтов.

Достаточно показательным примером является привычный в организации документооборот на бумажном носителе. Существующий долгое время правовой порядок столкнулся с новыми нормами, устанавливающими возможность создания, подписания, обмена и хранения документов в электронном виде, как например нормой ст. 22.1 Трудового кодекса РФ, введенной в 2021 году [3].

Однако, неверным утверждением является то, что новые нормы цифрового права являются императивно-обязывающими для субъектов права. На данном этапе организация сама вправе определить какой правовой порядок ей использовать при осуществлении документооборота, учитывая критерии быстроты, удобности, функциональности и безопасности работы с документами.

Статистика Федеральной налоговой службы РФ все же говорит о возрастающем интересе к электронному документообороту среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [11].

Похожая ситуация происходит с электронным судопроизводством. Законодатель позволяет сторонам спора предоставлять в суд процессуальные документы на бумажном носителе или в электронном виде, тем самым предоставляя выбор.

В данной ситуации право должно урегулировать внедрение информационных технологий, охраняя при этом основные принципы арбитражного судопроизводства, такие как равноправие сторон, недопустимость преимущественного положения, состязательность.

Так, например, на практике встречается ситуация, когда суд может задерживать публикацию мотивированного определения в «Картотеке арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указывая при этом более раннюю дату в тексте документа, чем сокращает процессуальные срок заявителя для обжалования документа [12]. Делает ли это суд специально или это обуславливается повышенной загруженностью, зависит от каждого конкретного судебного дела и мотивов лиц, осуществляющих судопроизводство. Однако, сама возможность использования информационных технологий в целях нарушения принципов арбитражного процесса недопустима в правовом государстве.

Проблемы правоприменительной практики являются вполне естественным явлением при возникновении новых правовых институтов, тем не менее законодателю предстоит своевременно выявлять такие проблемы путем заслушиваний позиций правоприменителей, в том числе судей, адвокатов, представителей научного сообщества, сотрудников органов исполнительной власти. Ведь одной из важнейших ролей права является динамическое урегулирование возникающих общественных отношений.

В связи с этим необходимо отметить, что цифровизация судопроизводства бросает новые вызовы базовым принципам арбитражного процесса, а право должно выступить охранительным институтом прав сторон арбитражного судопроизводства.

Развитие цифровой экономики заставляет законодателя пересмотреть устоявшиеся подходы к охране прав и законных интересов физических и юридических лиц. Так, по официальным данным МВД в 2024 году за период январь-август зарегистрировано на 16,4% больше преступлений с использованием информационных технологий, чем за аналогичный период в 2023 году [9].

Право в этой связи призвано осуществить охрану с одной стороны прав физических лиц и юридических лиц на безопасную деятельность в сфере информационных технологий, с другой – пресечь возможность незаконного посягательства злоумышленников.

Объектом охраны в данном случае могут выступать персональные данные граждан, конфиденциальная информация, государственная тайна, сведения, составляющие врачебную тайну, коммерческая тайна, реклама в Интернете, безналичные денежные средства физических и юридических лиц. Именно нарушение данных прав может повлечь значительный ущерб для субъектов правоотношений.

Примером создания и использования специальных охранительных норм является обязанность оператора рекламы присваивать рекламе, распространяемой в Интернете, идентификатора рекламы в виде уникального цифрового обозначения [2]. Иными словами, реклама маркируется, то есть не остается без внимания органа, уполномоченного на надзор в сфере распространения рекламы.

В данном случае прослеживается воля государства обеспечить безопасный оборот рекламы в Интернете, обязав уполномоченный орган производить учет такой рекламы, что в конечном итоге может позволить обеспечить защиту пользователей сети Интернет от недобросовестной или противозаконной рекламы.

На этом примере демонстрируется реализация охранительной функции права, направленной на охрану общественных отношений в эпоху развития цифровой экономики. Государство и право выступают регулятивным посредником между субъективными правами человека или юридического лица и неизбежной цифровой трансформацией общественных отношений.

Таким образом, на данном этапе развития цифровой экономики в Российской Федерации происходит масштабная реакция права на возникающие изменения в общественной и экономической жизни. Развитие цифровой экономики в Российской Федерации бросает новые вызовы для законодателя, заставляет по-новому изучить устоявшиеся институты.

Подобный правовой динамизм носит эволюционный характер, государство постепенно внедряет новые правовые институты, наблюдая за реакцией субъектов права, возникающими пробелами.

В этой связи можно отметить, что происходит изменение правовой традиции в обществе и государстве, привычные действия юридического характера принимают новую цифровую форму. «Цифровая реальность, выступая с определяющим фактором современных модернизационных процессов и одновременно их эффективным инструментом, неизбежно побеждает при столкновении с большинством традиционных институтов и представлений» [10, с. 9].

При этом, несмотря на возникновение новых институтов, общественных отношений, функции, сущность, цели и роль права остаются неизменными. Ключевая роль права – урегулирование общественных отношений, неважно являются ли эти отношения новыми «цифровыми», либо трудовыми или административными.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты и акты нормативного толкования:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  2. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О рекламе» // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7) // СПС Консультант Плюс (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).

Научная литература:

  1. Иванюк О.А. Правосубъектность юридических лиц в условиях цифровизации // Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 15 апреля 2021 года / Под общей редакцией В.В. Строева, Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. М.: Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 97-101.
  2. Казаков Р.А. Разработка цифрового кодекса: правосубъектность искусственного интеллекта, защита персональных данных // Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11-12 мая 2023 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2023. С. 22-24.
  3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь – август 2024 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации (сайт). (дата обращения: 04.10.2024).
  4. Пашенцев Д.А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации // Журнал российского права. 2019. №2. С. 5-13.
  5. ФНС России выпустила в 2022 году свыше 4 млн электронных подписей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Федеральная налоговая служба Российской Федерации (сайт). (дата обращения: 11.11.2023).

Материалы юридической практики:

  1. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2024 г. по делу №А15-1995/2021.

The role of law in the development of the digital economy in the Russian Federation

Sivenkov I.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. In the article, the author examines the most relevant legal features of the digital transformation of public relations, analyzes the role of law in this process.
Keywords: law, digitalization, function of law, state, human rights, digital economy, subject of law.

References:

Regulatory legal acts and acts of normative interpretation:

  1. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation» dated 24.07.2002 №95-FZ // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).
  2. Federal Law dated 13.03.2006 №38-FZ (as amended on 08.08.2024) «On Advertising» // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).
  3. Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 №197-FZ // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).
  4. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2024 №309 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036» // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).
  5. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 №203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030» // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).
  6. Passport of the national project «National Program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, minutes of 04.06.2019 №7) // SPS Consultant Plus (website). (date of the address: 04.10.2024).

Scientific literature:

  1. Ivanyuk O.A. Legal capacity of legal entities in the context of digitalization // Law and human rights in the modern world: trends, risks, development prospects: Materials of the All-Russian scientific conference dedicated to the memory of Professor F.M. Rudinsky, Moscow, April 15, 2021 / Under the general editorship of V.V. Stroev, D.A. Pashentsev, N.M. Ladnushkina. Moscow: Publishing house «Saratovsky Istochnik», 2021.: 97-101.
  2. Kazakov R.A. Development of a digital code: legal capacity of artificial intelligence, protection of personal data // Security of information technologies in law enforcement: Proceedings of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, May 11-12, 2023. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2023.: 22-24.
  3. Brief characteristics of the state of crime in the Russian Federation for January - August 2024 // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (website). (date of the address: 04.10.2024).
  4. Pashentsev D.A. Russian legislative tradition facing the challenge of digitalization // Journal of Russian Law. 2019. №: 5-13.
  5. The Federal Tax Service of Russia issued over 4 million electronic signatures for legal entities and individual entrepreneurs in 2022 // Federal Tax Service of the Russian Federation (website). (date of the address: 11.11.2023).

Materials of legal practice:

  1. Resolution of the Arbitration Court of the North Caucasian District dated March 15, 2024 in case №A15-1995/2021.