Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы налогообложения расходов образовательных учреждений на обучение сотрудников при исчислении налога на прибыль организаций. Обосновывается экономическая эффективность и целесообразность такого обучения, анализируются условия, при которых работодатель как налогоплательщик может включить затраты на обучение работников в состав прочих расходов в целях уменьшения налоговой базы в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Это поможет снизить налоговую нагрузку на организацию, а также поддерживать и повышать уровень квалификации работников в условиях меняющихся профессиональных требований и динамики социальной среды, позволяя им приобретать новые профессиональные навыки и совершенствовать имеющиеся, тем самым способствуя повышению качества образования.

Ключевые слова: налоговый учет, налог на прибыль организаций, непрерывное образование, дополнительное профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, образовательная организация.

Сегодня наиболее актуален вопрос о соответствии уровня знаний работников образовательных учреждений высоким требованиям федеральных государственных образовательных стандартов – теоретические и практические навыки педагогов и руководителей часто нуждаются в обновлении для повышения эффективности их профессиональной деятельности для повышения качества работы образовательной организации [2], [6], [9]. Инструментом такого профессионального развития и коррекционного трека выступает дополнительное профессиональное обучение сотрудников через их вовлечение в программы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки за счет работодателя, что влечет за собой дополнительные финансовые расходы образовательных учреждений.

В соответствии с положениями статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на профессиональное обучение сотрудников могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в целях снижения налоговой базы по налогу на прибыль организаций за отчетный период. Следует отметить, что многие образовательные организаций существенную часть своих ресурсов получают как целевые субсидии и средства для выполнения государственного (муниципального) задания, которые не включаются в налоговую базу для исчисления налога как доходы, и, следовательно, расходы, связанные с данной деятельностью, также не учитываются в налоговом учете. Вместе с тем, доходы и расходы по приносящей доход деятельности формируют налоговую базу по налогу на прибыль организаций – следовательно, обучение работников образовательных организаций за счет приносящей доход деятельности дает возможность принять расходы на обучение сотрудников к учету. Однако в законодательстве предусмотрен ряд требований, которые позволяет оценивать такие расходы в качестве основания для снижения налоговой нагрузки [3].

Одним из основных требований включения затрат на обучение работников в состав прочих расходов является то, что обучение должно проводиться лицензированной образовательной организацией. Лицензия на ведение образовательной деятельности выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, которая подтверждает законность проведения обучения и соответствие образовательного курса действующим государственным стандартам [7], [4]. Только расходы на обучение, реализованное лицензированными организациями, могут быть учтены при расчете налога на прибыль.

Пример 1.

В связи с планируемым открытием платного кружка администрация образовательной организации направила учителя математики и информатики первой квалификационной категории А.А. Орлову на курсы повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дополнительного обучения математике и информатике» в объеме 36 академических часов. Учебные курсы реализуются Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности, стоимость обучения составляет 42 000 рублей и курс оплачен за счет средств от приносящей доход деятельности. Поскольку образовательная организация, реализующая данный курс повышения квалификации, имеет соответствующую лицензию, учреждение может включить эти расходы в состав прочих расходов, что приведет к снижению налогооблагаемой базы и уменьшению налога на прибыль организаций.

Если образовательное учреждение направляет своих сотрудников на прохождение курса обучения или для участия в профессиональных семинарах, тренингах, вебинарах и мастер-классах, реализуемых нелицензированными организациями, то расходы и организационные взносы не могут быть учтены при расчете налога на прибыль в связи с отсутствием лицензии.

Также при принятии решения о направлении сотрудников на обучение необходимо учитывать фактическую необходимость и экономическую обоснованность таких расходов: обучение должно быть связано с профессиональной деятельностью сотрудников и способствовать расширению их основных навыков и умений, тем самым повышая конкурентоспособность организации на рынке образовательных услуг [1], [5].

Пример 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение в лице директора в связи с планируемым открытием онлайн-курсов для школьников приняло решение о направлении учителя английского языка А.А. Поповой на курсы повышения квалификации «Инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 академических часов по использованию интерактивных технологий в обучении за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость обучения составляет 11 000 рублей. Эти затраты можно считать обоснованными, так как они проводятся в интересах образовательного учреждения и направлены на развитие профессиональных компетенций учителя, улучшение качества педагогической деятельности, а также соответствует профилю и направлению его профессиональной подготовки.

В случае, если учреждение направит А.А. Попову на курсы по бухгалтерскому учету, стоимость которых также составит 11 000 рублей, но эти знания фактически не будут востребованы в ее педагогической деятельности, такие расходы не будут считаться обоснованными и целесообразными. Соответственно, их нельзя будет включить в состав прочих расходов организации.

Еще одним условием для того, чтобы затраты на обучение сотрудника учитывались в составе прочих расходов, является наличие трудового договора между работником и работодателем, в рамках которого трудовые отношения могут быть оформлены в виде трудовой деятельности по основному месту работы или по внешнему совместительству [8]. Следует отметить, что это могут быть и потенциальные сотрудники организации, не работающие в ней в настоящее время. Впоследствии, в течение трех месяцев после окончания обучения, потенциальный сотрудник должен оформить трудовые отношения, подписав трудовой договор с направляющей организацией и проработать в ней не менее одного года. В противном случае затраты на обучение будут восстановлены и признаны в качестве внереализационного дохода в текущем отчетном периоде.

Пример 3.

Частная школа направила потенциального работника Н.Н. Петрову на курсы профессионального обучения по программе «Теория и методика преподавания математики» 15 июня 2023 года в объеме 320 академических часов с целью заключения в дальнейшем трудового договора на должность учителя математики. После успешного прохождения обучения Петрова Н.Н. заключила трудовой договор со школой с 1 сентября 2023 года и приступила к выполнению своих основных обязанностей. В текущем отчетном периоде работодатель включил расходы на обучение в составе прочих расходов на уменьшение налоговой базы за 9 месяцев 2023 года.

В практике могут возникать ситуации, когда обучение сотрудников не всегда заканчивается успешно. В таком случае по окончании учебного курса слушателям не удается сдать аттестационный экзамен и получить документ об образовании в виде удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке. Несмотря на незавершенное обучение, положения Налогового кодекса РФ не содержат прямого запрета на учет расходов на профессиональное обучение сотрудника в составе прочих [3]. Так, в процессе обучения работник приобретает определенные знания, которые могут быть применены им в профессиональной деятельности, и если обучение проводится в области, связанной с деятельностью работника и в интересах организации, то расходы на такое обучение могут уменьшить налоговую базу по прибыли.

Пример 4.

Руководитель образовательной организации направил заместителей директора по содержанию и по качеству образования, С.С. Суслову и К.К. Корнееву соответственно, на курс повышения квалификации «Цифровые технологии в работе администрации» в лицензированный учебный центр «Академия развития кадрового потенциала». Стоимость образовательного курса составила 17 000 рублей на каждого сотрудника, объем образовательной программы 72 академических часа. С.С. Суслова прошла обучение в полном объеме, успешно сдала итоговый экзамен и получила удостоверение о повышении квалификации, подтверждающее факт обучения. К.К. Корнеева прошла обучение, но сдать итоговый экзамен ей не удалось, в результате чего ей была выдана справка об академической успеваемости.

В данном случае несмотря на то, что К.К. Корнеева не получила удостоверение о повышении квалификации, образовательная программа была актуальна для организации и часть знаний сотрудником была освоена. Это может позволить учитывать затраты на ее обучение при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, расходы в размере 2 * 17 000 = 34 000 рублей могут быть включены в налоговую базу на прибыль, так как оба сотрудника прошли курс, необходимый для улучшения их профессиональных навыков и компетенций в области цифровых технологий.

Следует отметить, что для включения затрат на обучение работников образовательной организации в прочие расходы в целях налогообложения все понесенные затраты должны быть документально подтверждены. Направляющие организации должны иметь следующую документацию:

  • договор на оказание услуг по обучению;
  • акт выполненных работ;
  • копия лицензии учебного заведения, проводящего обучение;
  • расчетные документы, подтверждающие оплату;
  • удостоверение, диплом или другой документ, подтверждающий прохождение обучения.

При наличии этих документов расходы на обучение обоснованно принимаются к вычету для целей налогообложения прибыли как прочие расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу и ведет к экономии на налоге на прибыль организации.

Пример 5.

Директор частной образовательной организации, реализующей программы начального, основного и среднего общего образования, направил трех штатных учителей на курсы повышения квалификации «Организация онлайн-обучения в условиях реализации ФГОС ООО, СОО». Стоимость обучения составляет 15 000 рублей за каждого сотрудника. Общая сумма затрат составила 3 * 15 000 = 45 000 рублей. Прибыль учреждения до учета расходов на обучение составила 2 200 000 рублей. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Расчет налога до учета расходов:
2 200 000 * 20% = 440 000 рублей.

Расчет налога с учетом расходов:
(2 200 000 – 45 000) * 20% = 431 000 рублей.

Экономия на налоге составит:
440 000 – 431 000 = 9 000 рублей.

Следует отметить, что с 2025 года ставка налога на прибыль организаций составит не 20%, а 25%. В этом случае экономия составит:
45 000 * 25% = 11 250 рублей.

Не стоит забывать, что образовательные организации могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, при этом для применения льготной ставки необходимо соблюсти ряд требований. Конечно, в этом случае экономии на налоге на прибыль не будет, – данный факт не избавляет образовательные организации от необходимости правильного оформления расходов в налоговом учете.

Данный пример иллюстрирует ситуацию, когда затраты на обучение могут привести к снижению налоговых выплат и, соответственно, уменьшить финансовую нагрузку на образовательное учреждение.

Для того, чтобы затраты на обучение сотрудников образовательных учреждений учитывались в составе прочих расходов для целей налогообложения, договор на обучение должен быть подписан непосредственно между двумя юридическими лицами: учебным заведением, направляющим работников на профессиональное обучение, и организацией, реализующей соответствующую образовательную программу. Если договор заключен работником самостоятельно как физическим лицом, то возмещение понесенных затрат на обучение не может быть включено в состав прочих расходов для уменьшения налоговой базы.

Итак, налоговый учет расходов на дополнительное профессиональное обучение сотрудников образовательных учреждений требует строгого соблюдения требований, предъявляемых налоговой службой, документального подтверждения расходов, оценки актуальности и практической значимости направления сотрудников на обучение, а также экономической целесообразности понесенных затрат. Соблюдение этих требований не только снижает налоговую нагрузку на образовательные учреждения, но и поддерживает высокий уровень знаний работников, компенсирует возможные профессиональные дефициты, способствует повышению качества образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке.

Отметим в заключение, что своевременное участие работников в дополнительных образовательных программах повышения квалификации и переподготовки является необходимым и эффективным условием их профессионального роста и успешной адаптации к современным образовательным технологиям и методам преподавания и администрирования образовательной среды. Работодателям следует внимательно подходить к выбору программы обучения и целевых партнеров, чтобы обучение было действительно полезным и отвечало интересам учреждения, а также ожиданиям и потребностям сотрудников. Инвестируя таким образом в кадровый потенциал организации, можно получить реальные долгосрочные выгоды от повышения качества обучения, привлечения новых квалифицированных сотрудников и укрепления репутации образовательной организации.

Список литературы:

  1. Ананченкова П.И., Дурнов А.А. Проблема финансирования затрат работодателя на профессиональной развитие работников // Первый экономический журнал, 2022. №10(328). С. 25-32.
  2. Левицкий М.Л., Дадалко В.А. Модернизация системы образования в условиях перехода к цифровой экономике для обеспечения экономической безопасности государства в контексте глобальных технологических трендов // Вестник МГПУ. Серия: Экономика, 2020. №1(23). С. 73-82.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117‑ФЗ. (дата обращения: 28.07.2024).
  4. Письмо Минфина России от 12.03.2010 №03-03-06/2/42. (дата обращения: 28.07.2024).
  5. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.02.2006 №20-12/12674 «Об учете для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой курсов повышения квалификации сотрудников». (дата обращения: 28.07.2024).
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 04.11.2022). (дата обращения: 28.07.2024).
  7. Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». (дата обращения: 28.07.2024).
  8. Шинкарева О.В., Колесникова И.А. Оценка качества управления персоналом в современном образовательном комплексе / Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волжский, 20 декабря 2019 года. Волжский: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», 2019. С. 164-170.
  9. Щекин Е.В. Современные подходы и тенденции в обучении персонала. Финансовая экономика, 2023. №4. С. 258-261.

Accounting for expenses on employees training in tax accounting of educational organizations

Vishnevskii V.А.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Abstract. The article considers certain issues of taxation of expenses of educational institutions for training of employees when calculating the corporate income tax. The article also considers the economic efficiency and feasibility of such training. The authors define the conditions under which the employer as a taxpayer can include expenses for training of employees in other expenses in order to reduce the tax base in accordance with Art. 264 of the Tax Code of the Russian Federation. This will help to reduce the tax burden on the organization, as well as to maintain and improve the level of qualification of employees in the context of changing professional requirements and the dynamics of the social environment, allowing them to acquire new professional skills and improve existing ones.
Keywords: tax accounting, corporate income tax, continuing education, additional professional training, advanced training, professional retraining, educational institutions.

References:

  1. Ananchenkova P.I., Durnov A.A. The problem of financing employer costs for the professional development of employees // First Economic Journal. 2022. №10(328).: 25-32.
  2. Levitsky M.L., Dadalko V.A. Modernization of the education system in the context of the transition to a digital economy to ensure the economic security of the state in the context of global technological trends // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics, 2020. №1(23).: 73-82.
  3. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 №117-FL. (date of the address: 28.07.2024).
  4. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 12.03.2010 №03-03-06/2/42. (date of the address: 28.07.2024).
  5. Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation for the City of Moscow dated 17.02.2006 №20-12/12674 «On accounting for the purposes of profit taxation of expenses related to payment for employee advanced training courses». (date of the address: 28.07.2024).
  6. The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 №197-FL (as amended on 04.11.2022). (date of the address: 28.07.2024).
  7. Federal Law of 03.07.2016 №238-FZ «On Independent Assessment of Qualifications». (date of the address: 28.07.2024).
  8. Shinkareva O.V., Kolesnikova I.A. Assessment of the quality of personnel management in the modern educational complex // Society, Economics and Law: Challenges of Modernity and Development Trends: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference, Volzhsky, December 20, 2019 / Volzhsky: Municipal budgetary educational institution of higher education «Volzhsky Institute of Economics, Pedagogy and Law», 2019.: 164-170.
  9. Shchekin E.V. Modern approaches and trends in personnel training. Financial Economics, 2023. №4.: 258-261.