Третье место конкурса «КОД науки» в номинации
«Инновационные образовательные технологии» (2024 г.)

Аннотация. Формирование мотивации обучения у младших школьников может стать очередным вызовом для педагога, поскольку новое поколение, названное Альфа, не знает жизни без современных технологий. На время появления нового поколения приходится также изменение роли Китая на международной арене. Теперь знания китайского языка дают людям больше возможностей, соответственно родители чаще записывают детей на дополнительные занятия по китайскому языку.  К тому же китайский язык теперь всё чаще встречается в школах как второй иностранный. Однако ученики сталкиваются с трудностями изучения китайского языка и быстро теряют интерес: они не понимают, зачем они должны его изучать, если живут в России и при этом имеют множество переводчиков в телефоне. Формирование положительной мотивация учения у младших школьников при изучении китайского языка возможно через реализацию социо-игровой технологии.

Ключевые слова: мотивация, младшее школьное детство, поколение Альфа, социо-игровая технология, познавательный мотив, социальный мотив.

Формирование мотивации к обучению в период младшего школьного детства всегда было одной из главных задач, стоящих перед педагогом, поскольку мотивация определяет дальнейшее отношение ученика к процессу обучения и отношение к отдельным дисциплинам.

Формирование положительной мотивации имеет огромное значение для успешного обучения. Мотивация – это сложная система отношений, побуждений, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, стремлений, которые определяют направленность активности человека [9, с. 101]. Соответственно, от мотивации будет зависеть уровень усвоения программы обучающимися.

Согласно статистическим данным различных опросов (опрос международной исследовательской компании Ipsos; опрос, проведенный Институтом прикладных экономических исследований РАНХиГС и др.), интерес школьников к образованию снижается, что объясняется протестом современного поколения против образовательной рутины. Современное поколение Альфа, получившее своё название благодаря австралийскому учёному М. Мак-Кринделу, с раннего детства находится в цифровой среде в отличие от поколения Z, которое осваивало современные технологии в более позднем детском возрасте [7, с. 60]. Как итог, образование сейчас сталкивается с вызовами, связанными с особенностями современного поколения. Например, учитель уступает искусственному интеллекту по объёму имеющихся знаний, а учебник проигрывает цифровым средствами информации в плане содержательности и наглядности [7, с. 64].

Поколение Альфа, большинство представителей которого находятся сейчас на ступени начального образования, появилось в период роста популярности Китая в России. Благодаря возможностям, которые открывает знание китайского языка, вырос спрос на его изучение. Соответственно, современные дети часто сталкиваются с одним из самых сложных языков мира в период младшего школьного детства. Основной задачей педагога на данной ступени обучения является не только знакомство с китайским языком, но также формирование положительной мотивации учения, создание мотивационного поля для дальнейшего его изучения, что осложняется образовательными запросами нового поколения [6].

Для решение данной задачи мною было предложено использование на занятиях по китайскому языку социо-игровой технологии, которая может помочь удовлетворить ожидания учеников младших классов от обучения, безболезненно осуществить переход от игровой деятельности к учебной и научить строить здоровые отношения с окружающими. Важно отметить, что занятия в социо-игровом стиле не наскучат новому поколению «экранных» детей, а наоборот, заинтересуют и замотивируют на плодотворную работу. Кроме того, главная цель изучения любого иностранного языка — коммуникация на нем, а социо-игровая технология как раз предполагает взаимодействие и коммуникацию между учащимися.

Для периода младшего школьного детства (7-11 лет) характерна доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов [1, с. 192]. Рассмотрим определение: социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, то есть на уроке, построенном в социо-игровом стиле, ученики не только усваивают новые знания, но и получают возможность удовлетворить социальный интерес.

Л.И. Божович также выделяет две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные и социальные. Таким образом, задача педагога не только дать ученикам новые знания, но и научить добывать эти знания в сотрудничестве со сверстниками и с другими людьми в общем [2].

Мотив учения не возникает сам по себе. Педагог формирует мотивацию обучения различными путями. Как отмечает К.А. Маркова, формирование учебно-познавательных мотивов происходит в процессе учебной деятельности [8], поэтому проведение занятий в социо-игровом стиле поможет сформировать положительную мотивацию учения.

Один из основателей социо-игровой технологии В.М. Букатов называет следующие золотые правила социо-игрового стиля обучения:

  • Двигательная активность обучаемых: движение способствует мозговой деятельности человека;
  • Смена мизансцен, ролей, темпо/ритма;
  • Работа учеников малыми группами: уникальное условие для детской самостоятельности.

Если в организации урока задействованы все три правила, то такой урок пойдет ученикам на пользу, и эмоционально-положительно надолго запомнится. Эмоции также играют мотивирующую роль в обучении, а сформировавшееся эмоциональное отношение к учебе может побуждать к обучению или, наоборот, отталкивать.

При проведении урока в социо-игровом стиле ученикам предоставляется свобода действий, выбора и мыслей, что особенно ценится поколением Альфа. Однако стоит отметить, что важная роль отводится и договору, определению правил игры, поскольку обсуждения и споры должны проходить в деловой рабочей обстановке, а не сеять дезорганизацию и беспорядок.

Используя социо-игровую технологию, необходимо придерживаться определенной последовательности введения игр. Первые четыре группы игр будут представлены ниже в качестве разработок для использования социо-игровой технологии на занятиях китайского языка:

  1. Игры для рабочего настроя;
  2. Игры социо- игрового характера;
  3. Игры разминки;
  4. Игры творческого самоутверждения;
  5. Игры на воле (вольные).

Прежде чем перейти к разработкам игр, следует отметить, что малые группы нужно формировать без навязывания воли учителя. Перед играми, во время которых работа проходит в малых группах, учитель предлагает детям поделиться на команды по жеребьёвке, по китайской считалке, по любимому цвету (你们喜欢什么颜色?), по дате рождения (你生日几月几号?) и прочее. Варианты могут быть самыми разными.

Особенно это следует учитывать при работе с современным поколением младших школьников. Поколению Альфа свойственны нелюбовь к правилам и ограничениям, повышенная возбудимость и активность. На них не действуют принуждение, угрозы и наказания [7, с. 62]. Принимая во внимание особенности поколения учеников, педагог формирует дружеские и уважительные отношения с учениками, что также благотворно сказывается на формировании мотивации.

Игры для рабочего настроя

Каждое занятие следует начинать с приветствия. Это поможет установить эмоционально-позитивный контакт как учителя с учениками, так и учеников друг с другом.

Один из способов – это спеть хоровую песню-приветствие. Заинтересовать младших школьников поколения Альфа можно энергичной музыкой и яркой динамичной картинкой. В таком случае занятия не будут выглядеть тусклыми и серыми на фоне социальных сетей, современных мультфильмов и игр в телефоне / на компьютере. Большинство песен рассчитаны не только на пение и слушание, а также на движение, то есть таким образом и во время приветствия соблюдается правило двигательной активности. Одна из возрастных особенностей младших школьников – подвижность и энергичность, а умственная работа, как правило, требует от детей усидчивости и сдерживания эмоций, что негативно сказывается на мотивации к обучению.

Кроме того, существует множество необычных способов приветствия, например, частями тела. Нами была разработана подобная игра-приветствие для китайского языка. В процессе изучения иностранного языка учитель также формирует социокультурную компетенцию, поэтому можно научить приветствовать детей друг друга не только словами, но и жестами. В китайской культуре – это:

  • 点头 – поклониться;
  • 握手 – пожать руку;
  • 挥手 – помахать;
  • 笑一笑 – улыбнуться (проявление вежливости).

Ход игры: педагог предлагает детям по очереди делать шаг в центр круга и произносить приветствие с называнием последующего действия. Например, 我们说你好。我们点点头。(Мы говорим «Привет». Мы делаем поклон.) Затем вся группа выполняет действие, названное лидером, приветствуя соседей слева, справа, стоящих напротив. Важно дать каждому возможность предложить способ приветствия группе.

К играм для рабочего настроя можно отнести заполнение «Карты настроения». При выполнении этого задания ученикам предлагается написать иероглиф по настроению. Например, можно использовать иероглифы цвета:

  • 蓝色 (голубой) – грустное;
  • 黄色 (желтый) – весёлое;
  • 红色 (красный) – энергичное;
  • 绿色 (зелёный) – спокойное.

По правилам социо-игровой технологии следует предоставить ученикам возможность самостоятельно определить характеристики для каждого выученного цвета. В процессе определения характеристик для цветов они учатся договариваться и слышать желание каждого. Кроме того, чтобы не упустить принцип двигательной активности, каждому ученику предлагается выдать только по одному цветному фломастеру / карандашу / мелку. В таком случае им нужно будет встать из-за парты и договариваться об обмене на нужный цвет.

Анализ «Карты настроения» поможет добиться благоприятного психологического климата в классе, что также сформирует положительную мотивацию среди учеников.

Крайняя игра в данной группе «Встань по пальцам». Её также относят к играм-разминкам. Первоначальная версия: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев [3].

Игра была изменена для закрепления цифр, чисел в китайском языке. Учитель может называть число на китайском языке, а может поднимать над головой карточку с иероглифом числа. Поскольку одна из главных трудностей в изучение китайского – это иероглифическая письменность, то, применяя социо-игровую технологию, необходимо должное внимание уделять не только устной коммуникации, но также письму и чтению иероглифов. Устное опережение при изучении китайского языка довольно сомнительно, потому что написание иероглифов и их звучание не совпадают. Слово «Замри!» заменяется на устный счёт до 5: 一二三四五.

Игры для социо-игрового приобщения к делу

Для данной группы игр была разработана одна игра. Она называется «Печатная машинка» или «Клавиатура» [3], но с первоначальной версией она не имеет ничего общего. Помимо иероглифической письменности, ещё одно отличие китайского языка от западных – это тоны и звуковое строение слов. В упрощённом варианте китайского языка используется Пиньинь (拼音, pīnyīn) – система записи китайского языка при помощи букв латинского алфавита, а также надстрочных знаков, обозначающих тональность. Вместо написания диктантов по пиньинь можно использовать социо-игровую технологию, тогда занятие китайского языка не будет утомлять детей.

Ход игры: учитель предлагает ученикам разделиться на три команды. Первая команда придумывает словосочетание на китайском для второй и передаёт его в устной форме. Вторая команда после получения выражения превращается в печатную машинку и печатает выражение с использованием пиньинь для третьей команды (латинские буквы и знаки тона готовятся заранее). А третья команда записывает получившееся в иероглифике.

От сплочённости команд и их стремления успешно выполнить задание будет зависеть конечный результат. Действовать сообща и на пользу друг другу крайне важно в данном задании, в противном случае игра станет «Сломанным телефоном».

Полезно будет сменить роли каждой команды, так чтобы все смогли и задать работу печатной машинке, и побыть клавиатурой, и вывести конечный результат.

Игровые разминки

Большинство игр данной группы легко адаптировать под занятия китайского языка, потому что они используется для снятия усталости и перехода от одного вида деятельности к другому. Например, игра «Менялки».

Ход игры: участники садятся в круг, выбирают ведущего, который встает и выносит свой стул за круг. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого… (любой внешний признак)». Ученики, имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время ведущий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится ведущим. Фраза «Меняются те, у кого…» заменяется на глагол 选: 选红色衣服 «выбираю красную одежду» – меняются дети с красным элементом одежды.

Задания для творческого самоутверждения

В данной группе игр опорой была игра «Рисунок по кругу». Однако работа должна выполняться в пределах словарного запаса учеников, потому что устное опережение в китайском языке сомнительно. В младших классах дети могут владеть такой лексикой как дом (房屋),моя семья (我家), цвета (颜色), животные, зоопарк (动物,动物园),времена года (季节)и прочее. Чтобы работа проходила в рамках изученной грамматики и лексики, задачи «нарисовать» и «описать» меняются местами.

Ход игры: ученики внутри своих групп пишут описание картины или историю для неё, по кругу по предложению или небольшому фрагменту. Затем читают получившееся для других групп. Закончив написание, группы меняются своими текстами и рисуют картинку для текста, который им достался. В конце задания каждая группа показывает получившийся рисунок, а задача остальных команд отгадать, где рисунок к их тексту.

Вторая игра для творческого самоутверждения – «Изображение предметов». Она воспитывает у детей наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

Ход игры: один из учеников мимикой, жестами изображает предмет, а остальные его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим. Как было отмечено раннее, школьники ограничены словарным запасом, поэтому можно вместе с классом выбрать тему, в рамках которой игра будет проходить. Важно дать ученикам поучаствовать в выборе темы: можно устроить голосование, чтобы показать, что мнение каждого будет услышано. Показав несколько слов из одной темы, можно перейти к другой, которая также предлагалась учениками.

В конце каждого занятия в социо-игровом стиле следует подвести итоги. Завершать занятия можно особым ритуалом. Например, встать в круг, взяться за руки и передать друг другу хорошее настроение на целый день. В конце занятия можно также заполнить «Карту настроения» в качестве рефлексии после проведённого занятия.

Таким образом, социо-игровая технология может стать средством формирования положительной мотивация обучения среди учащихся младших классов при изучении китайского языка. Опираясь на приведённые разработки игр, можно отметить, что работа с пиньинь, с написанием иероглифов и с китайским языком в целом может сопровождаться эмоциональной вовлечённостью, креативностью, свободой выбора и мысли учеников. Таким образом, разработка методических рекомендаций по организации занятий в социо-игровом стиле для учителей китайского языка, работающих с учениками младших классов, поможет разнообразить образовательный процесс, сформировать у учеников положительную мотивацию на начальном этапе обучения, что впоследствии приведёт к более продуктивной работе в старшем возрасте.

Список литературы:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации детей и подростков // под. ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. 44 с.
  3. Букатов В.М. Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения: Кн. для учителя. М.: Первое сентября, 2000. 224 с.
  4. Букатов В.М. Настольная книга воспитателей по социо-игровым способам проведения занятий. Монография. Образовательные проекты, 2019. 293 с.
  5. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. СПб.: Школьная лига, 2013. 240 с.
  6. Глушкова С.Ю., Воронина Е.Б. Особенности преподавания китайского языка в контексте развития способностей запоминания китайских иероглифов в начальной школе // Общество: социология, психология, педагогика, 2017. (дата обращения: 01.03.2024).
  7. Данилова Л.Н. Образовательный запрос поколения альфа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып.1(45). С. 58-67.
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  9. Морогин В.Г. Процесс мотивации в норме и при психической патологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Выпуск 2(53). Серия: Психология. С. 98-115.

Socio-gaming technology as a means of motivating schoolchildren to learn Chinese

Zagorodnikova P.I.,
bachelor of 2 course of the Samara campus of Moscow city university, Samara

Research supervisor:
Lizunova Elena Vladimirovna,
Senior lecturer of the Department of Pedagogy of the Samara campus of Moscow city university

Abstract. The formation of learning motivation among younger schoolchildren may become a challenge for a teacher. Since the new generation, called Alpha, does not know life without modern technologies. At the time of the emergence of a new generation, China's role in the international arena is also changing. Now knowledge of the Chinese language gives people more opportunities, therefore, parents are more likely to enroll children in additional Chinese language classes. In addition, Chinese is now increasingly found in schools as a second foreign language. However, students face difficulties learning Chinese and quickly lose interest: they do not understand why they should study it if they live in Russia and at the same time have many translators on their phone. The formation of positive learning motivation among younger schoolchildren when learning Chinese is possible through the implementation of socio-gaming technology.
Keywords: motivation, primary school childhood, Alpha generation, socio-gaming technology, cognitive motive, social motive.

References:

  1. Belkin A.S. Fundamentals of age pedagogy. Moscow: Publishing center «Academy», 2000. 192 р.
  2. Bozhovich L.I. The problem of the development of the motivational sphere of a child / The study of motivation of children and adolescents // edited by L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhnaya. Moscow: Pedagogy, 1972. 44 p.
  3. Bukatov V.M., Ershova A.P. I'm going to class. Textbook of game teaching techniques. Moscow: The first of September, 2000. 224 р.
  4. Bukatov V.M. The board book of educators on socio-gaming methods of conducting classes. Monograph. Educational projects, 2019. 293 р.
  5. Bukatov V.M., Ershova A.P. Boring lessons: a thorough presentation of socio/game learning technologies. St. Petersburg: School League, 2013. 240 р.
  6. Glushkova S.Yu., Voronina E.B. Scientific article Peculiarities of teaching Chinese in the context of developing the ability to memorize Chinese characters in primary school // Society: sociology, psychology, pedagogy, 2017. (date of the address: 01.03.2024).
  7. Danilova L.N. Educational inquiry of the Alpha generation // News of Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology. 2023. Vol. 12, issue 1(45): 58-67.
  8. Markova A.K. Formation of learning motivation at school age: A teacher's manual. Moscow: Enlightenment, 1983. 96 р.
  9. Morogin V.G. The process of motivation in normal and mental pathology // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2006. Issue 2(53).: 98-115. Series: Psychology.