Аннотация: в статье рассматривается история возникновения и развития явления «культуры отмены» в современном обществе. Освещается его эволюция от начальных форм до современных проявлений, а также анализируются отличительные особенности и виды данного социального феномена.

Ключевые слова: «культура отмены», общество, «кэнселлинг», социальное явление, общественные нормы.

«Культура отмены» представляет собой явление в современном обществе, когда человек/социальная группа теряет общественную поддержку и подвергается осуждению в различных сферах жизни, как в виртуальном, так и в реальном мире. Это проявляется через отказ от общения, утрату репутации, исключение из сообщества или негативные высказывания в социальных сетях и общественных кругах.

«Культура отмены» – явление современности, получившее значительную общественную огласку и ставшее поводом для дискуссий в последние годы. Оно возникло как реакция в ответ на многочисленные скандалы и неоднократные неприемлемые высказывания публичных личностей. Однако идея «культуры отмены» имеет глубокие исторические корни, прослеживаемые в древней традиции наказания за проступки и привлечения к ответственности за свои слова и действия [4].

Большинство религий издавна предусматривают возможность отлучения от церкви и общины за ересь или отступничество от веры. Подобные методы также находили применение в древнегреческом остракизме, политической системе Афин, где граждане имели право изгнать человека путем народного голосования с целью предотвращения тирании и коррупции. В этих практиках прослеживается сходство с современным «кэнселлингом» (в рамках «культуры отмены» термин подразумевает определенные действия, направленные против провинившейся личности/группы), который также направлен на оказание давления на определенных людей или группы для восстановления справедливости. Однако практики прошлого отличались большей формальностью, в то время как современный «кэнселлинг» может быть более неорганизованным и спонтанным.

Важной предпосылкой появления «культуры отмены» стали общественные тенденции конца XX века, в частности развитие понятия «новой этики» [2]. Данный термин возник для описания изменений моральных и этических норм, происходящих в обществе. «Новая этика» была предложена учеными для обозначения перехода от традиционной этики, основанной на религиозных и коллективистских нормах, к этике, ориентированной на индивидуальные права и ценности человека. Это явление вызывает противоречивые мнения у исследователей, так как оно обладает как положительными, так и отрицательными свойствами. С одной стороны, «новая этика» способствует нормализации широкого обсуждения проблем, которые ранее могли скрываться или игнорироваться, и обращает внимание на важные социальные проблемы. С другой стороны, некоторые сторонники «новой этики» поддерживают риторику насилия в отношении тех, кто не разделяет их взгляды. Для этого и возник механизм «культуры отмены», применяемый против личностей, не придерживающихся правил «новой этики». «Новая этика» неявно устанавливает моральные стандарты и нормы, которым должны следовать члены социума, а те, кто отклоняется от них, подвергаются определенному наказанию с помощью «кэнселлинга».

Развитие технологий, информатизация общества и появление социальных медиа привело к тому, что информация стала распространяться среди больших масс людей гораздо быстрее и легче. Новости и события мгновенно становятся доступными для миллионов людей по всему миру всего лишь за несколько минут. Благодаря социальным медиа пользователи могут делиться информацией, комментировать новости и выражать свои мнения в реальном времени. Таким образом, технологическое развитие и интернет преобразили способы, которыми люди получают и обмениваются информацией, сделав этот процесс более быстрым, масштабным и доступным. Это стало ещё одной предпосылкой для становления «культуры отмены», поскольку технологический прогресс позволил людям со всех уголков мира узнавать о проступках и негативных действиях людей за считанные минуты [1]. Благодаря интернету и социальным медиа люди объединяются для обсуждения и реакции на подобные события, создавая площадку для публичного отвержения и бойкотирования тех, кто нарушает общепринятые нормы и ценности. Этот быстрый и широкомасштабный обмен информацией стимулирует мобилизацию общественного мнения и поддерживает распространение «культуры отмены» в современном мире.

Подтверждением этого служат движения 2010-х годов, такие как #MeToo и Black Lives Matter [3]. В ходе этих протестных волн большое количество людей, обвиняемых в сексуальных домогательствах или расовой дискриминации, были подвергнуты общественным санкциям. Они были уволены с работы, подвергнуты широкому осуждению, бойкотировались и так далее. Эти движения стали ярким примером того, как социальные медиа и мобилизация общественного мнения могут привести к серьезным последствиям для тех, кто нарушает социальные нормы и ценности.

В России «культура отмены» получила широкий резонанс после случаев с журналистками Региной Тодоренко и Насти Ивлеевой. Первая произнесла неосторожную фразу о жертвах домашнего насилия в ходе интервью, что вызвало бурную реакцию общественности и санкции по отношению к ней. Девушка была вынуждена извиниться, объяснить свои слова, а также снять документальный фильм, направленный на помощь жертвам домашнего насилия. Второй случай связан с организацией Настей Ивлеевой вечеринки с дресс-кодом «almost naked» (с англ. «почти голый»), что также вызвало негодование публики и привело к необходимости публичных извинений и участию в благотворительных мероприятиях для восстановления репутации всех участников из шоу-бизнеса. Эти эпизоды являются примерами того, как «культура отмены» проникает в российское общество и общественность реагирует на неэтичное и неправильное с их точки зрения поведение публичных личностей.

Стоит отметить, что в первом кейсе с Региной Тодоренко, девушке удалось восстановить свою репутацию в глазах общества и извиниться перед аудиторией. Этот случай демонстрирует, что «отмененные» личности имеют шанс на восстановление своей репутации после допущенных ошибок, если они выберут правильные действия и проявят искреннее раскаяние. Таким образом, даже в условиях «культуры отмены» существует возможность для возвращения доверия общественности, однако это требует активных усилий со стороны подвергшихся критике и открытого диалога с обществом.

Подробный анализ существующих работ и статей, посвященных теме «культуры отмены», позволяет выделить ряд характеристик, свойственных данному явлению. К ним относятся:

  • «Культура отмены» не ограничена временными рамками. В современном информационном обществе каждый имеет доступ к обширной информации о других людях, особенно об известных личностях. С помощью социальных сетей мы можем узнать подробную биографию человека, его интересы, взгляды и действия на протяжении практически всей жизни. Это даёт возможность следить и применять меры наказания в отношении людей за их предыдущие ошибки, даже если они уже исправились, понесли наказание и стремятся изменить свое прошлое. В результате, в рамках «культуры отмены», высказывания или действия, совершенные десятилетия назад, могут стать основанием для отмены в настоящее время.
  • «Культура отмены» как общественное явление чаще всего направлена на известных и публичных личностей. Это связано с тем, что их деятельность, как правило, более подробно освещается в СМИ и привлекает более широкое внимание общественности. Знаменитости и известные личности обычно находятся под постоянным пристальным вниманием общества, а их слова и действия часто обсуждаются и анализируются широкой аудиторией. Поэтому даже малейшие ошибки или неудачные высказывания могут привести к сильным реакциям и негативным последствиям в виде «отмены» со стороны общества. Это делает знаменитостей особенно уязвимыми перед возможностью стать объектом культуры отмены.
  • Однако следует отметить, что «отмене» могут быть подвергнуты не только знаменитости, но и «простые», малоизвестные люди. В таких случаях давление общества чаще всего оказывается через их социальное окружение и узкий круг, к которому провинившийся относится. Поскольку подобные ситуации редко получают широкое освещение в СМИ, сложно объективно оценить частоту таких случаев. Однако некоторые инциденты все же могут попадать в новостные ленты.
  • Следующее свойство – обезличенность «культуры отмены». Эта характеристика связана со сложностью выявления одного инициатора волны «отмены». Если традиционные движения и протесты отличаются наличием ярко выраженного лидера, который ведёт за собой общественную массу, то «отмена» скорее представляет собой стихийную массовую мобилизацию большого количество людей, согласившихся с общей идеей и активно участвующих в ее распространении. Этот аспект делает «культуру отмены» уникальной по сравнению с традиционными формами социальной активности. Отсутствие одного явного лидера делает процесс более сложным для прослеживания и анализа, поскольку он представляет собой коллективное движение, где участники могут быть анонимными или представлять различные онлайн-сообщества.
  • Еще одним важным свойством «культуры отмены» является возможность распространения «отмены» на людей, которые не совершали проступок, но как-либо поддерживали «отмененную» личность. В рамках данного явления люди, которые имеют любые связи с «отменяемым», также могут стать объектом негативной реакции со стороны общества. Таким образом, плохая репутация «отменяемого» может перекинуться и на человека, который сам не совершал ничего плохого. Эта особенность «культуры отмены» заставляет людей еще более внимательно контролировать свои поступки и действия и активно избегать связей с теми, кто находится в центре скандала, чтобы избежать возможности быть подвергнутым «отмене».

Весь комплекс механизмов действия «культуры отмены» может быть разделен на два основных вида: «отмена» в виртуальном пространстве и в реальном мире:

  • В виртуальной среде культура отмены проявляется через разнообразные действия в интернет-пространстве. Один из таких способов – уменьшение упоминаний «отменяемого» человека. Это может быть достигнуто через исключение из сообществ, блокировку аккаунтов или отписку от них в социальных сетях, что приводит к снижению видимости и влияния данной личности в сети. Другой распространенный механизм – осуждение в социальных сетях, включающее публичные высказывания о негативном отношении к «отменяемому» лицу, а также вызывающие комментарии и сообщения. Кроме того, культура отмены в виртуальной среде может проявляться через массовую критику его действий или высказываний, а также создание специальных онлайн-петиций или кампаний с призывами к его «отмене».
  • В реальном пространстве механизмы «культуры отмены» нередко более серьезны и жестки. Они могут включать в себя такие действия, как увольнение с работы или общественной должности в связи с их высказываниями или действиями, бойкот продуктов или услуг, связанных с «отменяемым» лицом, отказ от сотрудничества со стороны компаний, а также отказ в приеме на работу или обучение в учебных заведениях. Эти проявления могут иметь серьезные последствия для «отменяемых» лиц, вплоть до утраты работы, дохода, репутации и социального статуса.

В заключение можно сделать вывод о том, что «культура отмены» является современным явлением, которое набирает популярность и обладает своими уникальными особенностями. В то время как некоторые поддерживают это явление, другие высказывают свои сомнения и опасения. Сторонники апеллируют к тому, что «культура отмены» способствует восстановлению справедливости и приводит к осознанности своих слов и действий. Противники же сравнивают ее с цензурой и указывают на ограничение свободы выражения мнения. В результате такого противоречия дальнейшее изучение этого феномена является необходимым.

Список литературы:

  1. Дунас Д.В., Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формируя теоретическую рамку «культуры отмены»: концептуальные истоки и актуальные интерпретации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. №6. С. 70-81.
  2. Кротовская Н.Г., Кулагина-Ярцева В.С. «Новая этика», истоки и современность (Обзор) // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11, №2A. С. 241-259.
  3. Кузнецов Г.С., Ступко М. Культура отмены: история и современность // Социодиггер. 2022. №3-4(17). С. 40-44.
  4. Мухлынкина Ю.В., Иванов А.И. Культура отмены: истоки, проявления, влияние на общество // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2022. №18. С. 148-161.

«Cancel culture»: the evolution of a social phenomenon, characteristics and varieties

Lifanova V.V.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article examines the history of the emergence and development of the phenomenon of «cancel culture» in modern society. Its evolution from initial forms to modern manifestations is covered, and the distinctive features and types of this social phenomenon are analyzed.
Keywords: «cancel culture», society, «cancelling», social phenomenon, social norms.

References:

  1. Dunas D.V., Gureeva A.N., Kireeva P.A. Forming a theoretical framework of «cancel culture»: conceptual origins and current interpretations // Bulletin of NSU. Series: History, philology. 2023. №6: 70-81.
  2. Krotovskaya N.G., Kulagina-Yartseva V.S. «New ethics», origins and modernity (Review) // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2022. Vol. 11, №2A.: 241-259.
  3. Kuznetsov G.S., Stupko M. Cancel culture: history and modernity // Sociodigger. 2022. №3-4(17).: 40-44.
  4. Mukhlynkin, Yu.V., Ivanov A.I. Cancel culture: origins, manifestations, influence on society // Position. Philosophical problems of science and technology. 2022. №18: 148-161.