Аннотация: Статья посвящена эволюции романтических отношений, в частности, речь идёт об интернет-отношениях, которые стали распространяться среди молодёжи. Основной причиной появления таких отношений, очевидно, стал интернет. Затрагивается тема интернет-зависимости, рассматривается связь интернет-зависимости и интернет-отношений, а также специфика интернет-отношений. Помимо этого, представлен опрос, проведённый среди молодёжи, для лучшего изучения этого явления

Ключевые слова: отношения в интернете, интернет-отношения, романтические отношения, любовь в интернете, отношения среди молодёжи.

Очевидно, что интернет очень сильно повлиял на человечество, существенно упростив отдельные моменты нашей жизни, повлиял в целом. По мнению Л. Флориди, в настоящий момент человечество переживает четвёртую промышленную революцию [22]. Изначально он задумывался как способ связи между удалёнными точками на случай разрушения линии электропередачи, развитие осуществлялось благодаря грантам Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США [21], но в итоге стал глобальной сетью, которой пользуются жители практически всех стран мира. Одним из примеров того, как интернет изменил нашу жизнь, являются отношения в интернете, которые в настоящий момент стали активно распространяться среди молодёжи. По некоторым оценкам, процент молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет в РФ, которые состояли либо состоят в интернет-отношениях составляет от 1,6% до 5% [11]. Более того, в сентябре 2023 года школьник из Югры, которому всего 14 лет, попытался покончить с собой из-за безответной любви к подруге по онлайн-игре [10]. Это достаточно серьезный прецендент, поэтому актуальность данной темы является ещё более высокой. Исследование было проведено с использованием как эмпирических методов (включённые и не включённые наблюдения, собственный опыт), так и теоретических, в частности рассмотрены работы по данной теме и их интерпретация в контексте данной работы. Дополнительным методом является опрос, результаты которого будут представлены далее.

Ошибочно считать, что отношения на расстоянии или поиск их способа на расстоянии появились в результате развития интернета. Первое брачное объявление в Англии было опубликовано ещё 19 июля 1695 года, в Германии брачное объявление было издано 8 июля 1738 года [1]. В конце 18 века подобные объявления встречались уже в газетах Гамбурга, Берлина и Вены [24]. Изначально такие объявления предполагали поиск партнёра с высоким материальным достатком, нежели поиск возлюбленного, лишь к середине ХХ века эта ситуация начала меняться, дающие объявление люди начали искать спутников жизни без обращения внимания на наличие приданого [13].

В СССР знакомства через газеты тоже были распространены. Позже начали появляться сервисы SMS-знакомств [20]. Было бы ошибочно говорить, что поиск отношений в интернете и сами интернет-отношения появились впервые у людей, рождённых после 2000 года. М.А. Трубецкой ещё в 2012 году писал о том, что интернет-знакомства стали достаточно серьёзными бизнесом. Бизнес по созданию сайтов знакомств в России начался в 1997 году [16]. Несмотря на то, что среди молодёжи стали активнее распространяться знакомства через социальные сети, программы и сайты для поиска пары не исчезли. В декабре 2023 года, например, была зарегистрирована программа «Авокадо» для поиска пары [10]. Таким образом, желание знакомиться на расстоянии у людей появилось ещё задолго до появления интернета, а сами интернет-знакомства в России появились и распространились ещё до рождения многих нынешних подростков.

Художественная литература на эту тему также появилась достаточно быстро. Роман «Одиночество в Сети» Януша Вишневского был опубликован ещё в 2001 году [26]. При этом, по словам автора, идея романа появилась у него весной 1987 года [6]. Книга «Лучшее средство от северного ветра» Даниэля Глаттауэра впервые была опубликована в 2006 году [23]. Повесть В.В. Ивановой «Любовь по интернету» была издана в 2003 году [4]. Таким образом, авторы в некоторой степени предсказали развитие романтических отношений между молодёжью в настоящее время.

В контексте Теории поколений, а точнее её российской адаптации, романтические отношения между молодёжью в интернете относятся к так называемому поколению Z (хоумлендерам), которое, по мнению коллектива RuGenerations включает в себя период рождения 2003-2023 годов [25]. По другой версии, поколение Z включает в себя людей 2003-2010 годов рождения, либо 1997-2012 годов рождения, а с 2010 года началось поколение Альфа [9]. По мнению автора, к исследуемой совокупности молодых людей, которые состояли либо состоят в романтических отношениях посредством интернета, относятся преимущественно люди, рождённые после 2005 года, потому оба варианта не особо подходят для определения возраста представителей.

Очевидно, что отношения на расстоянии порождают множество проблем взаимодействия. Многие молодые люди, состоящие в таких отношениях, обычно не делятся фактом того, что они состоят в них, поскольку сверстники могут воспринять это как нечто ненормальное. Другая же часть молодёжи, которая состояла в таких отношениях ранее, либо не состояла, но знает о подобном явлении, может также относится к данному способу взаимодействия негативно и даже осуждать или высмеивать. Даже состоящие в таких отношениях люди могут оценивать отношения на расстоянии негативно, однако заявлять, что они вынуждены в них состоять из-за привязанности и невозможности контактировать в реальной жизни на постоянной основе. Учитывая огромную площадь Российской Федерации, отношения на расстоянии могут представлять собой даже интернет-отношения между людьми, проживающими в крайних точках границ РФ.

По мнению Щукиной О.Г., современная молодёжь в целом стала воспринимать отношения как индивидуальную сферу интимно-личностного многокомпонентного чувства. Молодёжь стала менее зависеть от общества, однако стала меньше уделять внимания и состояниям самого партнёра, как и его переживаниям. Также выделяется уход от моногамных отношений, появление таких явлений, как «свободные отношения» и не только [13]. Таким образом, можно сказать, что у молодого поколения в целом имеются проблемы с отношениями, а также излишний индивидуализм, что позволяет нам не считать интернет абсолютной причиной проблем с созданием отношений и семьи. При этом, согласно другому исследованию, для 40,4% молодёжи любовь и поддержка близких является счастьем. Для 25,8% молодёжи счастьем является наслаждение жизнью [12]. В целом, можно сказать, что интерес к отношениям и созданию семьи у молодёжи не исчез, но выросло желание наслаждаться жизнью, которое часто представляет собой бесцельную жизнь в качестве потребителя, что, несомненно, скажется на желании заводить отношения и семью.

В англоязычном обществе имеется термин long-distance relationship (LDR) для описания отношений на расстоянии [2]. Среди российской молодёжи это принято называть «любовь в интернете», могут также использоваться словосочетания-синонимы: «интернет лав», «любовь в чате» и не только. Под этими терминами принято понимать отношения между людьми, которые, как правило, проживают в разных городах, возможно даже в разных странах. Для обозначения участников таких отношений особых терминов нет, обычно их называют парой или иными общепринятыми словами. Наиболее часто у них нет возможности встретиться друг с другом в реальной жизни, либо эта возможность слишком мала, многие интернет-отношения заканчиваются даже без встречи в реальной жизни. Отношение молодёжи к этому неоднозначно: кто-то может не воспринимать такие отношения всерьёз и высмеивать их, кто-то, напротив, может отнестись к ним максимально серьёзно.

В отношениях такого рода наиболее важным является характер партнёров и их социальные навыки. Это закономерно, поскольку участники таких отношений не видятся в реальной жизни, а их фотографии и видео вряд ли способны полностью перекрыть это. Именно поэтому, наиболее важным фактором, который влияет на долгосрочность таких отношений, является взаимопонимание партнёров. В качестве совместного времяпровождения могут выступать общение; прохождение тестов; совместный просмотр фильмов, аниме, сериалов и не только, для чего могут использоваться специальные сайты для совместного просмотра; совместная игра в онлайн-игры; чтение, возможны и другие способы проведения времени. Для объявления о своих отношениях могут использоваться статусы о семейном положении в социальных сетях, если они имеются; парные изображения профиля, которые принято называть «совмами» (совместные изображения); указание ссылки на партнёра в описании профиля, такой способ применяется в Telegram. При этом, важно понимать, что существуют и дружеские совместные изображения для профилей в социальных сетях. Для поиска совместных изображений пары могут использоваться тематические сообщества в социальных сетях, которые занимаются их публикацией.

Социокультурные практики в таких отношениях неоднородны и зависят от самих партнёров, в целом такие отношения не особо отличаются от обычных, за исключением некоторых особенностей. Так, например, личная встреча в реальной жизни может играть в них большую роль. В частности, определить будут ли отношения продолжены, либо нет. Отличие таких отношений от старых практик знакомств через интернет и иных дистанционных способов, применявшихся в истории человечества, состоит в адаптации к виртуальным отношениям, а не использованием интернета лишь как инструмента для назначения встречи в реальной жизни. Молодые люди в таких отношениях понимают, что как минимум изначально они будут именно виртуальными, потому стараются привыкнуть к этому. В контексте социализации такие отношения могут быть полезны как способ замены отношений в реальной жизни, особенно, если они первые в жизни индивидуума. Они могут дать опыт отношений: понять, как вести себя в них, как реагировать на конфликты в таких отношениях и иной полезный опыт, который может быть использован в том числе и в будущих возможных отношениях в реальной жизни, если таковые будут.

Такие отношения возможны не только среди русских, но и среди представителей других народностей, даже если они не являются жителями Российской Федерации: казахов, белорусов, украинцев, киргизов, чеченцев и не только. Говоря о категориях молодых людей, среди которых наибольшее распространение получили такие отношения, можно выделить анимешников (и любителей ранобе, манги, манхв либо маньхуа) и тех людей, которые хоть и не смотрят аниме, но положительно относятся к рисункам в аниме-стиле. В качестве совместных изображений для профилей часто используются именно картинки в аниме-стиле. Помимо них, такие отношения достаточно сильно распространены среди представителей молодёжных интернет-субкультур либо тех субкультур, представители которых часто очень активны в интернете. Речь идёт, например, об интернет-троллях, «мёртвых внутри» (Dead Inside), альтушках и других.

Нельзя сказать, что интернет-отношения являются следствием интернет-зависимости. Разумеется, если человек проводит всё либо почти всё своё свободное время в интернете и имеет круг общения в интернете, то его шансы завести именно интернет-отношения высоки, но это не значит, что он станет их заводить. Касательно активности в интернете, интернет-отношения могут даже быть следствием того, что человек, который проводил мало времени в интернете, может начать тратить на интернет ещё больше времени. Считать, что любой человек, который состоит в интернет-отношениях, является интернет-зависимым – ошибочно, поскольку желание вступить в такие отношения зависит от социального конструирования реальности человека, иных его личностных особенностей и привязанности к потенциальному партнёру.

На тему интернет-отношений был проведён опрос среди 170 респондентов. 50,6% из них составили девушки, возрастной диапазон респондентов – 12-25 лет, основной возраст респондентов – 14, 17, 20 лет, респонденты этой возрастной группы составили ровно 50% от всех респондентов. Им был задан вопрос: «Знакомы ли вы с таким явлением, как отношения в интернете?». Выяснилось, что 20,6% респондентов состояли в интернет-отношениях ранее, либо состояли в них в момент прохождения опроса; 54,1% респондентов знакомы с таким явлением, но сами в таких отношениях не состояли; 25,3% респондентов не знакомы с таким явлением.

При этом, девушки чаще (на 13%) состоят в интернет-отношениях и немного лучше осведомлены об этом (на 3%), что отображено в Таблице 1.

Таблица 1. Гендерные особенности интернет-отношений

Пол

Состояли в интернет-отношениях ранее, либо состоят сейчас

Знают об интернет-отношениях, но не состояли в них

Не знают об интернет-отношениях

Мужской

Около 14% (12)

Около 53% (44)

Около 33% (28)

Женский

Около 27% (23)

Около 56% (48)

Около 17% (15)

При этом, как видно из Таблицы 2, чем большую активность человек проявляет в интернете, тем больше у него шансов состоять в интернет-отношениях либо знать о них. Люди, которые проводили не всё, но существенное своё свободное время в интернете, лишь в 13% случаев состояли в интернет-отношениях против 48% тех, кто проводит в интернете большую часть своего времени. Те, кто тратит на интернет незначительную часть своего времени, лишь в 2% случаев состоят в интернет-отношениях либо состояли в них ранее. Очевидно, высокая активность в интернете не значит, что человек будет состоят в интернет-отношениях, однако это повышает шансы на такие отношения, поскольку человек, очевидно, начинает воспринимать интернет наравне с реальностью либо даже лучше, чем реальность.

Таблица 2. Корреляция активности в интернете и интернет-отношений

Активность в интернете

Состояли, либо состоят в интернет-отношениях

Знают об интернет-отношениях, но не состояли в них

Не знают об интернет-отношениях

Большая часть свободного времени

48% (24)

48% (24)

4% (2)

Существенная часть времени

Около 13% (10)

Около 72% (57)

Около 15% (12)

Незначительная часть времени

Около 2% (1)

Около 27% (11)

Около 71% (29)

Таким образом, мы проследили развитие интернет-отношений от брачных объявлений в прошлом до появления способов интернет-знакомств и размышлений об интернет-отношениях в литературе, а также современную стадию интернет-отношений, которая достаточно распространена у молодёжи. Интернет-отношения несомненно имеют множество недостатков, но по некоторым причинам молодёжь всё же решается на подобные авантюры. Главной предпосылкой к этому является популярность интернета и более раннее начало пользования интернетом у детей. Молодёжь в целом стала воспринимать отношения иначе, нежели предыдущее поколение, считая, что создание семьи и любовь весомой частью достижения счастья, однако не стремится развивать социальные навыки.

По характеру и целям интернет-отношения мало отличаются от обычных, однако имеют сильные различия в социокультурных практиках. Упор ведётся именно на сетевое взаимодействие, по очевидным причинам. Отсутствие возможности встречи в реальной жизни вызывает потребность в совместной деятельности в интернете. Среди способов такого взаимодействия: совместный просмотр фильмов и другого творчества, онлайн-игры, совместное чтение книг и не только. Показать свою принадлежность к интернет-отношениям пара может с помощью совместных изображений профилей, упоминания своих отношений в графе семейного положения социальных сетей и иными способами. По большей части это зависит от индивидуальных особенностей партнёров и их социальных навыков. Подобные отношения имеют место быть не только у русских, но и среди людей других наций и вероисповеданий. На вступление в интернет-отношения влияет принадлежность к некоторым видам молодёжных субкультур, особенно к интернет-субкультурам.

Девушки чаще вступают (на 13%) в интернет-отношения и немного лучше осведомлены об этом (на 3%). Также была выявлена чётко прослеживаемая корреляция активности в интернете и вступления в интернет-отношения либо осведомлённости об этом феномене. Так, люди, которые проводят в интернете большую часть своего времени, на 35% чаще вступают в интернет-отношения, чем люди, которые проводят в интернете существенную часть своего времени, и на 46% чаще, чем люди, которые проводят в интернете незначительную часть времени. Люди, проводящие в интернете незначительную часть времени в 71% случаев не знали о таком феномене; проводящие существенную часть времени не знали о нём в 15% случаев; проводящие большую часть времени не знали об этом в 4% случаев.

Список литературы:

  1. Васильева Н.А. Языковая личность: лингвокультурологический потенциал брачных объявлений // Личность в пространстве и времени : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции / под. ред. И.В. Морозиковой, Н.П. Сенченкова, К.Е. Кузьминой; Смоленский государственный университет. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. Вып. 5. С. 56-61
  2. Воронина А.С. Поддержание отношений на расстоянии // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы : Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16-18 ноября 2023 года. СПб.: ООО Издательский дом «Сциентиа», 2023: С. 1880-1882.
  3. Иванова В.В. Любовь по Интернету : Повесть : Для детей сред. и ст. шк. возраста. М.: Астрель, 2003 216 с. (Любимые книги девочек).
  4. «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» – эти слова стали эпиграфом знаменитого романа Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети». Его автор, известный в мире польский писатель и ученый, недавно побывал в Ташкенте // Культура.уз (сайт). (дата обращения: 13.01.2024).
  5. «Лаборатория Касперского» изучила вовлечённость российских детей в мир соцсетей и гаджетов // 3Dnews (сайт). (дата обращения: 13.01.2024).
  6. Мухаметзянова Ф.Г., Степанова К.И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1, №2. С. 42-50.
  7. «Написал прощальные слова любви»: в Югре школьник попытался покончить с собой из-за отказа подруги по онлайн-игре // Комсомольская Правда (сайт). (дата обращения: 13.01.2024).
  8. Пистолетов Д.А. Примерный расчёт участников романтических отношений в интернете среди молодёжи. ResearchGate. 2024. (дата обращения: 14.01.2024).
  9. Рыкова О.А. История появления и развития речевого жанра «брачное объявление» // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. – 2020. №7. С. 57-62.
  10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023687216 Российская Федерация. «Авокадо - программа для быстрого поиска пары для конкретных целей (флирт, дружба, отношения, и другие)» : №2023686412 : заявл. 01.12.2023 : опубл. 13.12.2023 ; заявитель Акционерное общество «Олдридж энд Барнз».
  11. Трубецкой М.А. Сайты интернет-знакомств как средство коммуникации для одиноких // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. №1. С. 26-28.
  12. Чернова Е.В. Стоянов А.С. Представление молодёжи о счастье // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2020. №4(34). С. 365-372.
  13. Щукина О.Г. Социально-психологические особенности романтических отношений современной молодежи // Человеческий капитал. 2023. №5(173). С. 241-253.
  14. Эволюция дейтинга: как знакомились с девушками в разные времена // Brodude (сайт). (дата обращения: 13.01.2024).
  15. Cohen‐Almagor R. Internet History. International Journal of Technoethics, 2(2): 45-64. (дата обращения: 13.01.2024).
  16. Floridi L. The Information Society and its philosophy: Introduction to the special issue on «The Philosophy of Information, its Nature, and Future Developments». The Information Society, 25(3): 153-158. (дата обращения: 13.01.2024).
  17. Glattauer D. Gut gegen Nordwind / D. Glattauer. Wien : Deuticke, 2006. 222 с.
  18. Krämer M. Partnersuche und Partnerschaft im deutsch-französischen Vergleich 1913-1993. Eine empirische Analyse zum Wertewandel anhand von Heirats- und Bekanntschaftsanzeigen 1998, Münchener Beiträge zur Interkulturellen Kommunikation, Band 5, 270 s.
  19. RuGenerations (сайт). (дата обращения: 13.01.2024).
  20. Wiśniewski J.L. S@motnośc w Sieci. Warszawa: Prószyński i S-ka, 2001. 302 p.

Romantic relationships on the internet among youth

Pistoletov D.A.,
student of 3 course of the Moscow State University of Humanities and Economics, Volgograd branch, Volgograd, e-mail: danil.pistoletoff@gmail.com

Abstract: The article is devoted to the evolution of romantic relationships, in particular, we are talking about Internet relationships that have begun to spread among young people. The main reason for the emergence of such relationships, obviously, was the Internet. The topic of Internet addiction is touched upon, the connection between Internet addiction and Internet relationships is considered, as well as the specifics of Internet relationships. In addition, a survey conducted among young people is presented to better study this phenomenon.
Keywords: internet love, romantic relationship, youth relations, long-distance relationship.

References:

  1. Vasilyeva N.A. Language personality: linguocultural potential of marriage announcements // Personality in space and time: a collection of scientific articles of the V International Scientific and Practical Conference / under. ed. I.V. Morozikova, N.P. Senchenkova, K.E. Kuzmina; Smolensk State University. Smolensk: Publishing House of Smolsk State University, 2015. Issue 5: 56-61
  2. Voronina A.S. Maintaining relationships at a distance // Russian society today: values, institutions, processes: Materials of the All-Russian Scientific Conference, St. Petersburg, November 16-18, 2023. St. Petersburg: LLC Publishing House «Scientia», 2023: 1880-1882.
  3. Ivanova V.V. Love on the Internet: A Tale: For children. and Art. school age. Moscow: Astrel, 2003: 216 p. (Favorite books of girls).
  4. «Of all that is eternal, love has the shortest life» – these words became the epigraph of the famous novel by Janusz Leon Wisniewski «Loneliness on the Internet». Its author, a world-famous Polish writer and scientist, recently visited Tashkent // Culture.uz (website). (date of the address: 01.13.2024).
  5. Kaspersky Lab studied the involvement of Russian children in the world of social networks and gadgets // 3Dnews (website). (date of the address: 01.13.2024).
  6. Mukhametzyanova F.G., Stepanova K.I. Reflections on new generations of students and features of the alpha generation in global education // Global Economy and Education. Vol. 1. №2: 42-50
  7. «Wrote farewell words of love»: in Ugra, a schoolboy tried to commit suicide because of the refusal of his girlfriend in an online game // Komsomolskaya Pravda (website). (date of the address: 01.13.2024).
  8. Pistoletov D.A. An approximate calculation of participants in romantic relationships on the Internet among young people. ResearchGate. 2024. (date of the address: 14.01.2024).
  9. Rykova O.A. History of the emergence and development of the speech genre «marriage announcement» // Translation and intercultural communication: theory and practice. 2020. №7: 57-62.
  10. Certificate of state registration of a computer program №2023687216 Russian Federation. «Avocado - a program for quickly finding a couple for specific purposes (flirting, friendship, relationships, and others)»: №2023686412: application. 12.01.2023: publ. 12.13.2023; applicant Aldridge and Barnes Joint Stock Company.
  11. Trubetskoy M.A. Online dating sites as a means of communication for singles // Media. Information. Communication. 2012. №1: 26-28.
  12. Chernova E.V. Stoyanov A.S. Youth’s idea of happiness // GosReg: state regulation of public relations. 2020. №4(34): 365-372.
  13. Shchukina O.G. Social and psychological features of romantic relationships among modern youth // Human capital. 2023. №5(173): 241-253.
  14. The evolution of dating: how you met girls at different times // Brodude (website). (date of the address: 01.13.2024).
  15. Cohen‐Almagor R. Internet History. International Journal of Technoethics, 2(2), 45-64. (date of the address: 13.01.2024).
  16. Floridi L. The Information Society and its philosophy: Introduction to the special issue on «The Philosophy of Information, its Nature, and Future Developments». The Information Society, 25(3): 153-158. (date of the address: 13.01.2024).
  17. Glattauer D. Gut gegen Nordwind. Wien : Deuticke, 2006. 222 p.
  18. Krämer M. Partner search and partnership in Franco-German comparison 1913-1993. An empirical analysis of the change in values based on marriage and acquaintance advertisements 1998, Munich Contributions to Intercultural Communication, Volume 5, 270 p.
  19. RuGenerations (website). (date of the address: 13.01.2024).
  20. Wiśniewski, J. L. S@motnośc w Sieci. Warszawa : Prószyński i S-ka, 2001: 302 p.