Аннотация. Статья раскрывает особенности понятия «формализм», описывает причины и признаки проявления формализма на уроках основной школы. На основе зарубежных практик преодоления формализма в образовании в публикации предложены возможные способы преодоления формалистского подхода к преподаванию, связанные с повышением квалификации педагогов, а также составлены комплекс заданий и методические рекомендации по их использованию по теме «Великая Отечественная война» для внедрения в отечественную образовательную практику.

Ключевые слова: компетенции, мотивация, системно-деятельностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, формализм, soft skills.

В настоящий момент человечество живёт в информационном обществе, и крайне важно уметь ориентироваться в информации. Для этого образовательный процесс на современном этапе должен быть ориентирован не только на усвоение обучающимися знаний, но и на развитие обучающегося как личности, на формирование у него определённой системы умений и навыков, а также на получение опыта самостоятельной деятельности. Это должно помочь выпускникам применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

К сожалению, на данный момент, в связи с различными факторами, среди которых неэффективное распределение учебных часов, большое количество заданий репродуктивного характера в учебниках, недостаточная психолого-педагогическая подготовка учителей довольно частым явлением становится формализм при преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла: учитель выступает в роли «говорящей головы», а дети пересказывают параграф, боясь забыть даты и события. В связи с этим не удаётся полноценно реализовать системно-деятельностный подход, что приводит к неспособности обучающихся решать жизненные задачи, критически мыслить и работать с информацией. В результате учащиеся лишь владеют большим количеством теоретических знаний и не имеют достаточного понимания того, как должным образом применить их на практике.

Согласно исследованию самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений республики Карелия, учителя прекрасно осознают перечень необходимых навыков и умений для проведения современных и эффективных уроков (владение специальными методиками, психолого-педагогическими технологиями). Тем не менее, большая часть преподавателей считает уровень развития собственных компетенций недостаточным для выполнения трудовых задач и понимают необходимость повышения своей квалификации [3, с. 154-157].

Под формализмом в обучении понимается механическое заучивание учебного материала без достаточного понимания и умения применять его на практике [7]. Другими словами, это чаще всего пассивная работа на уроке без смены деятельности. Ярким примером формализма является длинная лекция педагога и конспектирование его слов, отсутствие наглядности (различных изображений) и проблемного изложения знаний, непонимание как использовать полученные знания в жизни и зачем они, неумение педагога побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Уходя с такого урока, учащиеся забывают о материале, полученном в школе, и вспоминают о нем лишь на уроках для получения положительной оценки. Соответственно значимость знаний, получаемых в школе, для учащихся уменьшается, а отношение к обучению становится поверхностным.

Формализм в обучении является вехой, которую нужно преодолеть в двадцать первом веке. Для его преодоления необходимо понять причины возникновения данной проблемы. Одной из главных причин является отсутствие мотивации у педагога готовиться к урокам, потому что это занимает много времени. Ещё одной причиной является недостаток знаний педагогов в реализации системно-деятельностного подхода. Новые приёмы и технологии не всегда известны и понятны старшему поколению, также некоторые из них забываются после окончания университета, поэтому есть острая необходимость в возобновлении знаний. Под третьей причиной подразумевается недостаточное умение педагога мотивировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Реализация мотивации в школе всегда вызывала много сложностей, тем более детей в классе много, а педагог один. Здесь требуются не только знания, но и сформированные, отточенные до автоматизма умения у педагога как действовать незамедлительно на уроке в той или иной ситуации, потому что зачастую необходим индивидуальный подход, который требует знания различных методов, приёмов и технологий для мотивации.

Формализм в образовании – это то, с чем стараются бороться современные методисты и учителя, внедряя в образовательный процесс приёмы системно-деятельностного подхода, проектный метод, креативные технологии, элементы методик, позволяющих формировать критическое мышление и глобальные компетенции. Преодоление формализма в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла на данный момент является одной из ключевых задач современной методической науки. Это подтверждается основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), призванного, в свою очередь, обеспечить формирование у учащихся таких компетенций как когнитивная, эмоциональная и социальная, развитие у обучающихся личных качеств, которые в будущем могут быть применены для решения повседневных жизненных задач и ситуаций. Согласно ФГОС, обучение в школе должно мотивировать учащихся и формировать в них тягу к научному познанию и в будущем [4]. Задачи, которые выдвигает Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО) в рамках курса основного общего образования, подтверждают необходимость преодоления формализма. Согласно ФОП ООО, предполагается внедрение конкурсных мероприятий, позволяющих определить уровень сформированности глобальных компетенций, внедрение в образовательный и воспитательный процесс мероприятий, способствующих приобретению учащимися опыта реального управления и действия. В качестве требований к личностным результатам ФОП ООО выдвигает готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, самоопределению, инициативности на основе сформированных в рамках учебного процесса, универсальных учебных умений. Умения и навыки, необходимые для реализации перечисленных во ФГОС и ФОП ООО результатов могут быть сформированы только в рамках системно-деятельностного подхода, являющегося полной противоположности формализму в образовательном процессе [5].

Ярким примером преодоления формализма в школе является сингапурская методика обучения, которая постепенно внедряется и в российское образование. Основная цель данной технологии – повышение мотивации обучающихся к обучению, повышение интереса к урокам посредством учёта интересов и особенностей обучающихся, а также инновационных технологий. Сингапурские учителя делают акцент на самостоятельности учащихся, развивая в них умение анализировать, рассуждать, а также обучают грамотно и согласованно работать в команде. В сингапурской системе педагог не является ключевым звеном образовательного процесса, а выступает, скорее, как наставник, который помогает исключительно в крайней необходимости. Сингапурская система помогает также развивать ключевые компетенции, которые в образовании именуются как система 4С (4К): communication (коммуникация), cooperation (кооперация / сотрудничество), critical thinking (критическое мышление), creativity (креативность). В сингапурской методике основной составляющей является внимание к каждому ученику, равенство и важность каждого обучающегося, а также постоянная обратная связь. Сингапурская методика предполагает использование различных приёмов и подходов, имеющих жёсткие правила: умение привлечь и переключить внимание, передвижение по классу и возможность работать и взаимодействовать в различных по составу группах.

В современном образовании большое внимание уделяется и подготовке педагогов для преодоления формализма. Важную роль играет непрерывное профессиональное самосовершенствование, в том числе в некоторых странах, закреплённых на законодательном уровне. Этому способствует включение ООН реализации принципа Lifelong Learning (LLL) в число глобальных приоритетных задач в развитии образования [2, с. 12]. Не менее важную роль отдаётся формированию у обучающихся soft skills («мягких / гибких навыков») – умений решать актуальные жизненные задачи, формирования социально-психологических качеств, связанных с развитием эмоционального интеллекта и предопределяющих успешность коммуникации и взаимодействия, например, коммуникативные навыки, навыки критического мышления, навыки командной работы, навыки обработки информации и работы с ней, развитие лидерских качеств. Такие навыки формируются не только в школе, но и вне её и, развиваются в течение всей жизни. Активно развивается и идея персонализации и информатизации образовательной среды, смещение фокуса внимания с педагога на учащегося, использование для изучения и осмысления содержания урока различных инновационных технологий, социальных сетей и цифровых материалов (например, аудио, видео, тексты, подкасты) [2, с. 13].

Преодоление проблемы формализма в обучении истории можно начать с изменения подхода к подготовке педагогических кадров в вузах. Высшим учебным заведениям, готовящим педагогические кадры, следует в значительной степени увеличить количество отведённых учебных часов на практику. В процессе получения высшего образования будущим учителям необходимо уделять особое внимание системно-деятельностному подходу и осуществлять применение изученного на практике. Возможно включение в учебную программу периодического проведения методических занятий, в ходе которого педагоги будут применять интерактивность, коммуникативность, смену форм деятельности, работать с заданиями преобразующего характера. По завершению проведённого урока следует обязательное консультирование от практикующих педагогов-методистов: полученная обратная связь и указание на ошибки позволит избежать их в будущем.

Практикующим учителям будут полезны 16-ти и 18-часовые курсы повышения квалификации, с помощью которых они могут научиться проектировать современный урок с применением системно-деятельностного подхода, оценивать педагогическую эффективность учебных заданий продуктивного и творческого характера. В рамках курсов изучаются основные подходы к пониманию функциональной грамотности (далее – ФГ), её основных направлений и способов её формирования у обучающихся. Педагоги со стажем могут пополнить свой багаж примерами учебных заданий, критериями и методами оценивания компонентов ФГ, а также онлайн-ресурсами и образовательными платформами для организации процесса обучения. Отчётом по завершению курсов может служить демонстрация фрагмента урока с применением изученных компетенций. Главным результатом данной работы станет формирование функционально грамотной личности, способной использовать полученные в школе знания для решения широкого спектра жизненных задач.

Также учителям следует использовать в учебном процессе большое количество практико-ориентированных заданий, упражнений преобразующего и творческого характера (по конкретной теме), поскольку они работают с критическим мышлением и будут наиболее эффективны. Сформулируем примеры заданий для комплекса уроков по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Задание №1. Используя материал, который содержат учебник и карта, сравните масштаб военных действий на советско-германском фронте и других фронтах Второй мировой войны. Какие выводы позволяет сделать это сравнение?

Данное задание имеет преобразующий характер и направлено на формирование критического мышления, поскольку даёт школьникам возможность самостоятельно сопоставить факты и сделать соответствующие выводы. Для данного вида задания подойдёт фронтальная форма работы. Задание может быть использовано на этапе введения нового знания. 

Задание №2 (в группах). Каждая группа работает с пакетом документов – дневниковыми записями жителей блокадного Ленинграда [6]. Задача: «Сравнить, как изменилась ситуация в блокадном Ленинграде с сентября 1941 года по май 1942 года. Проанализируйте, как менялся их быт, обстановка в городе».

Задание также имеет преобразующий характер и выполняется в групповой форме, однако также может быть преобразовано и в индивидуальную форму работы. Развивает ключевые компетенции 4К, среди которых особенно выделяются коммуникативная, сотрудничество, что развивает умение работать в команде. Более того, направлено на достижение метапредметных результатов, таких как самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других. Может быть использовано на этапе введения нового знания и анализа содержания основных понятий (работа в группах).

Задание №3. Подготовьте историко-картографический проект «Мой край в 1941-1945 гг.». [1] Обобщите информацию, полученную с помощью учебников и дополнительных материалов. Определите способы её отражения на карте края.

Такой вид задания является творческим и предоставит возможность каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности, и простимулирует к дальнейшей творческой и интеллектуальной деятельности. Обобщение полученных знаний, выделение наиболее значимых фактов для создания плакатов будет способствовать развитию умения делать выводы, выделять причинно-следственные связи. Учащиеся будут выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию самостоятельно, что позволит им эффективно запоминать информацию. Учитель будет контролировать процесс, помогать с источниками. Данное задание стоит использовать на этапе самостоятельной работы учеников.

Таким образом, для преодоления формализма в образовании необходимо усиление прикладной направленности подготовки современного учителя, а также постоянная работа с педагогическими кадрами. Работая в парадигме системно-деятельностного подхода, учителю важно использовать на уроке как можно больше практико-ориентированных заданий, так как ученики должны понимать, что и зачем они делают. При этом педагогам необходимо профессиональное сопровождение, должны быть организованы курсы повышения квалификации, на которых будут представлены новые способы и приёмы работы на уроках. Также важным аспектом преодоления формализма может стать консультирование от педагогов-методистов с целью помощи учителю в проведении уроков в парадигме системно-деятельностного подхода.

Литература:

  1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №9. С. 19-27.
  2. Алисов Е.А. Международная практика применения деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21, №4. С. 9-17.
  3. Звягина О.М., Легостаева Н.И. Исследование самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений республики Карелия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. №1. С. 152-159.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Официальный интернет-портал правовой информации. 2011-2023. (дата обращения: 14.12.2023).
  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» / Официальный интернет-портал правовой информации. 2011-2023. (дата обращения: 14.12.2023).
  6. Соколовская Н.Е., Бунтман Е.С. Блокадные дневники. Страшная блокадная зима 1941-1942 годов в записях ленинградских школьников и взрослых // Курс «Блокада Ленинграда». Проект «Arsamas.Academy», 2017. (дата обращения: 14.12.2023).
  7. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: учебное пособие. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 138 с. (дата обращения: 14.12.2023).

Overcoming formalism at history lessons at school

Vorobjeva A.S.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Kutejkina A.M.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Levina A.V.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Maltseva A.I.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Jakovleva M.P.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kurakina Julia Vladimirovna,
Associate Professor of the Law Department of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, Candidate of Law Sciences

Annotation. The article reveals the features of the concept of "formalism", describes the causes and features of the formalism displaying in primary school lessons. Based on foreign practices of overcoming formalism in education, the publication suggests possible ways to overcome the formalist approach to teaching related to teacher training, as well as a set of tasks and methodological recommendations for their use on the topic «The Great Patriotic War» for implementation into native educational practice.
Keywords: professional competences, motivation, system-activity approach, federal state educational standard, formalism, soft skills.

Literature:

  1. Aleksashkina L.N., Vorozheikina N.I. Using the cognitive potential of a historical map when students study history // Teaching history and social studies at school. 2011. №9. Page: 19-27.
  2. Alisov E.A. International practice of applying the activity approach in higher pedagogical education//Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2022. Vol. 21, №4. Page: 9-17.
  3. Zvyagina O.M., Legostaeva N.I. Study of self-assessment of professional competencies among teachers of secondary educational institutions of the Republic of Karelia // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2014. №1. Page: 152-159.
  4. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 31.05.2021 No. 287 «On Approval of the Federal State Educational Standard for Basic General Education» / Official Internet Portal of Legal Information. 2011-2023. (date of the address: 14.12.2023).
  5. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 18.05.2023 №370 «On Approval of the Federal Educational Program of Basic General Education» / Official Internet Portal of Legal Information. 2011-2023. (date of the address: 14.12.2023).
  6. Sokolovskaya N.E., Buntman E.S. Blockade diaries. The terrible blockade winter of 1941-1942 in the records of Leningrad schoolchildren and adults // Course «Blockade of Leningrad». Project «Arsamas.Academy», 2017. (date of the address: 14.12.2023).
  7. Shirshov E.V. Information, education, didactics, history, methods and technologies of training. Dictionary of key concepts and definitions: tutorial. Moscow: Publishing House of the Academy of Natural Sciences, 2017. 138 pages. (date of the address: 14.12.2023).