Аннотация. Статья посвящена вопросу разделения молодёжных субкультур по уровню радикальности. Из-за разных представлений о радикальности и молодёжных субкультурах, каждый по-своему трактует эти термины и по-разному относит молодёжные субкультуры к радикальным и нерадикальным субкультурам. Молодёжные субкультуры всего можно разделить на три уровня радикальности: нерадикальные, частично радикальные, радикальные. Нерадикальные субкультуры можно не трогать, в то время как с частично радикальными можно проводить профилактические действия, а с радикальными и вовсе вести полноценную борьбу, поскольку они представляют явную угрозу для общества.

Ключевые слова: молодёжные субкультуры, радикализм, бритоголовые, альтушки, антифа

По мнению таких исследователей, как Н. Смелзер, в обществе имеется множество подгрупп, имеющих собственные культурные ценности, систему норм и ценностей, которые отличают группу от большинства людей, что и считается субкультурой [4, с. 67]. В статье же будут затронуты именно молодёжные субкультуры, то есть субкультуры, которые входят в молодёжную субкультуру, поскольку именно молодёжные субкультуры часто являются контркультурными.

На сегодняшний день существует проблема определения уровня радикальности молодёжных субкультур, поскольку нет чётких определений этих уровней, что ведёт к разным оценкам уровня радикальности молодёжных субкультур из-за разных представлений о радикальности и о самих субкультурах. Данная статья является попыткой создания чёткого разграничения молодёжных субкультур по уровню радикальности, которое впоследствии может использоваться другими исследователями молодёжных субкультур и иными людьми, которые пишут о молодёжных субкультурах. Под молодёжными субкультурами в данной статье будут пониматься субкультуры, которые почти полностью либо полностью состоят из молодых людей, поскольку частью субкультуры могут стать и люди более зрелого возраста, ибо чаще всего стать частью какой-либо субкультуры можно лишь захотев этого, без каких-то особых требований.

Как верно отмечает Е.Л. Омельченко, между молодыми людьми существует множество различий: гендерные различия, социальные классы, расовые различия, этнические различия и другие. Именно из-за множества различий нельзя говорить о том, что молодёжная культура является единым явлением [2, с. 28]. Как минимум по этой причине относить какую-либо субкультуру к радикальным лишь из-за определённого процента радикалов либо определённой группы внутри субкультуры нельзя. Подобная практика является некорректной.

Под (молодёжным) радикализмом в данной статье понимаются насилие, агрессия, терроризм и иные действия, наносящие серьёзный вред и являющиеся опасными для общества. Радикализм может проявляться как в теоретическом виде (статьи, видеоролики и другие виды контента), так и в практическом (избиения, поджоги, погромы и другие действия). Часто теоретический радикализм может послужить основой для практического, представляя собой его оправдание и/или пропаганду, потому следует не забывать и о его существовании, не говоря лишь о практическом радикализме.

Нерадикальные субкультуры

К нерадикальным субкультурам относятся субкультуры, которые не имеют радикальных идей и практик, методов достижения целей. Если в рядах таких субкультур и появляется радикальный представитель, то это скорее исключение из общего правила, которые нельзя рассматривать серьёзно. Представители таких субкультур нередко могут быть очень миролюбивыми и дружелюбными, осуждающими ненависть. У них вряд ли будет желание доминировать над представителями других субкультур с помощью грубой силы. Их деятельность чаще всего не связана с другими молодёжными субкультурами, а зациклена лишь на своей, из-за чего радикальные действия или идеи для них не имеют смысла.

Примером нерадикальных субкультур могут являться анимешники – любители японской анимации, нередко манги и самой японской культуры. Их активность чаще всего основана на просмотре аниме, прочтении манги, изучении культуры Японии, обсуждении общих интересов с другими анимешниками. Иногда у анимешников появляется желание изучить японский язык, также они могут стать косплеерами, то есть пытаться выглядеть как определённый персонаж какого-либо аниме, манги, игры и не только. Тут не может быть речи о каком-либо радикализме, поскольку субкультура представляет собой скорее сообщество с общими интересами, которое не желает добиваться влияния в государстве и мире.

Другим примером может являться субкультура ролевиков – людей, которые отыгрывают определённые роли с другими людьми. За основу ролевых игр берутся сюжеты из тех же аниме, либо книг, игр, сериалов, фильмов и любых других видов творчества. Если ещё в 2000-х годах и ранее эта субкультура была связана в том числе и с косплеем, то сейчас она активно перебралась в интернет: участники собираются в чаты либо диалоги, отыгрывают роли в интернете. Интернет расширил возможности ролевиков, дал им способ заниматься любимым делом в любое удобное для них время из любой точки мира, где есть интернет.

Если говорить о более новых субкультурах, то можно упомянуть альтушек. Слово «альтушки» является обобщённым названием девушек, которые хотят выделиться своим внешним видом, иногда и манерой общения, поведением. За основу они могут брать образы из аниме, заимствовать стили у субкультуры эмо, готов и не только. Иногда все эти образы могут смешиваться в единый стиль. Это в каком-то смысле напоминает косплей, поскольку девушки нередко используют образы, серьёзно отличающиеся от их обычного вида, но напрямую косплеем это назвать нельзя, поскольку образы почти всегда уникальны, а не взяты из творчества. Субкультуру никак нельзя назвать радикальной, поскольку её представители пытаются выглядеть и вести себя более мило, но никак не жестоко.

Частично радикальные субкультуры

К частично радикальным субкультурам относятся те субкультуры, которые нельзя явно отнести к нерадикальным или радикальным. Представители таких субкультур могут быть как радикалами, так и не являться ими. И.Н. Трофимова сообщает следующее: «молодые люди, чьё становление пришлось на годы политического кризиса и нестабильности, больше предрасположены политическому радикализму, чем те, кто вырос в условиях стабильности и порядка» [5, с. 7]. Субкультуры, связанные с политикой, нередко являются частично радикальными, но не всегда частично радикальные субкультуры связаны с политикой.

Примером частично радикальной субкультуры может являться субкультура Dead Inside. Субкультура во многом основана на персонаже аниме «Токийский гуль», Канеки Кене, который, согласно сюжету, является бесчувственным и обладает большой силой. Один из первооткрывателей субкультуры часто вёл себя агрессивно, что характерно и для многих других представителей субкультуры. У субкультуры отсутствуют какие-либо рамки поведения, они нередко конфликтуют даже между собой [3]. Дополнительным подтверждением частичной радикальности может являться одно из наиболее известных объединений, являющихся частью субкультуры – «ЧВК Редан». Это объединение стало известно после конфликта с последующей дракой в торговом центре «Авиапарк». После этого часть участников объединения, как и других представителей субкультуры Dead Inside, начали призывать к радикальным действиям над «оффниками» – подражателями субкультуры футбольных хулиганов, между ними случались драки. Тем не менее, отнести субкультуру именно к радикальным нельзя, поскольку у субкультуры вовсе нет каких-то чётких целей, многие участники не являются радикалами.

Примером частично радикальных субкультур, связанных с политикой, являются бритоголовые. Эта субкультура весьма разнообразна взглядами своих представителей, среди них много радикалов, но не все участники являются таковыми. Радикализм основой этой субкультуры и не является, к тому же, в субкультуре было немало «модников», для которых был важен сам внешний вид, нежели какие-либо идеи субкультуры.

Другим примером являются оппоненты бритоголовых – антифа. Антифой называют молодых людей, которые желают бороться с фашизмом и другими видами ксенофобии. Среди субкультуры есть как радикальные элементы, которые устраивали нападения на своих оппонентов и другие радикальные действия, так и мирные представители, ограничивающиеся лишь акциями без проявлений жестокости.

Радикальные субкультуры 

Радикальными субкультурами можно считать те молодёжные субкультуры, которые основаны именно на радикальных действиях. Они связаны с радикализмом и теоретически, и практически. У таких субкультур есть только радикальное видение методов достижения целей, мирные они считают неэффективными либо попросту в них не верят. Если в такой субкультуре и встречается мирный представитель, то он является лишь подражателем, но никак не полноценным представителем.

Явным примером может являться молодёжная субкультура маньяков, частью которого является объединение «Маньяки Культ Убийств» (М.К.У.) (запрещённая в Российской Федерации террористическая организация). Объединение активно набирает в свои ряды молодых людей для группового нарушения общественного порядка, терроризма и иных радикальных действий. За основу объединения взята идеология насилия и мизантропия [1]. Это объединение является не единственным в своём роде, но наиболее известным за последнее время.

Таким образом, молодёжные субкультуры можно разделить на три уровня радикальности: нерадикальные субкультуры, частично радикальные субкультуры, радикальные субкультуры. Нерадикальные субкультуры являются абсолютно мирными, не связаны с каким-либо агрессивными действиями. Частично радикальные субкультуры лишь частично связаны с радикализмом, поскольку он не является основой их субкультуры, не все её представители радикальны в своих убеждениях и действиях. Радикальными являются субкультуры, которые связаны с радикализмом и теоретически, и практически. У таких субкультур жестокие и агрессивные действия обычно взяты за основу. С представителями нерадикальных субкультур можно не проводить никаких профилактических действий; с представителями частично радикальных субкультур можно проводить профилактические действия, направленные на снижение уровня агрессии и преступности; с радикальными субкультурами вполне допустима полноценная борьба как с криминальными или экстремистскими организациями.

Литература:

  1. Вихляев А.А., Трушина И.О. Актуальные вопросы профилактики и противодействия вовлечению несовершеннолетних в деятельность националистической молодежной группировки «м.К.у.» («Маньяки: культ убийства») // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Севастополь, 14-15 октября 2022 года. Севастополь: ФГБОУ «Институт природно-технических систем», 2022. С. 370-374.
  2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000. 264 с.
  3. Пистолетов Д.А. Молодёжная субкультура Dead Inside и её проблематика // Проблемы внедрения инновационных научных решений: сборник статей международной научной конференции, Калининград, 03 февраля 2023 года. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. С. 10-12.
  4. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.
  5. Трофимова И.Н. Молодежный радикализм: причины распространения и меры предупреждения. М.: Институт социологии РАН, 2013. 136 с.

The division of youth subcultures by the level of radicality

Pistoletov D.A.,
student of 3 course of the Moscow State University of Humanities and Economics, Volgograd branch, Volgograd

Annotation. The article is devoted to the issue of the division of youth subcultures by the level of radicality. Due to different ideas about radicalism and youth subcultures, everyone interprets these terms in their own way and refers youth subcultures to radical and non-radical subcultures in different ways. Youth subcultures can be divided into three levels of radicality: not radical, partially radical, radical. Non-radical subcultures can be left untouched, while preventive actions can be carried out with partially radical ones, and a full-fledged struggle can be carried out with radical ones, since they pose a clear threat to society.
Keywords: youth subcultures, radicalism, skinheads, dead inside, alt, antifa.

Literature:

  1. Vikhlyaev A.A., Trushina I.O. Topical issues of prevention and countering the involvement of minors in the activities of the nationalist youth group «M.K.U.» («Maniacs: the cult of murder») // Socio-psychological problems of prosocial behavior of the modern generation of children and youth: A collection of materials of the All-Russian Scientific and practical conferences with international participation, Sevastopol, October 14-15, 2022. Sevastopol: Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Natural and Technical Systems», 2022. Page: 370-374.
  2. Omelchenko E.L. Youth cultures and subcultures. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2000. 264 pages.
  3. Pistoletov D.A. The youth subculture of Dead Inside and its problems // Problems of implementation of innovative scientific solutions: collection of articles of the international scientific conference, Kaliningrad, February 03, 2023. Saint Petersburg: Private Scientific and educational institution of additional professional education Humanitarian National Research Institute «National Development», 2023. Page: 10-12.
  4. Smelzer N. Sociology. Moscow: Phoenix, 1994. 688 pages.
  5. Trofimova I.N. Youth radicalism: causes of spread and preventive measures. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2013. 136 pages.