Аннотация. В статье анализируются сущность и значения идеи женственности в русской философии и творчестве русских художников-символистов. Рассмотрены истоки культа женственности в символизме. Исследуются работы отечественных философов, посвящённые особенностям выражения мифологизированной идеальной Вечной женственности. Осмысление граней женственности в творчестве русских художников-символистов приводит к пониманию женского образа как величия жизни во всех её проявлениях.

Ключевые слова: архетип, Вечная Женственность, искусство, образ, романтизм, символизм, философия.

Великие произведения русских художников-символистов XIX-XX вв. не оставляют никого равнодушным и по сей день. Самобытность и таинственность пронизывает работы Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова и Кузьмы Петрова-Водкина, заставляя проникнуться духом философии, религии и искусства и синтезируя их слияние. Особого внимания заслуживают женские образы художников-символистов, воплотившие идею Вечной Женственности, являющейся источником совершенного, прекрасного на Земле. Целью данной статьи является определение истоков и значения образа Женственности в творчестве русских мыслителей и художников-символистов.

Тема женственности в русском символизме находит отражение в современных научных работах В.В. Бычкова «Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве» [4], В.В. Линьковой «Образ «Вечной Женственности» в творчестве художников Серебряного века» [6], Л.Р. Миркушиной «Образ женщины как социокультурный феномен в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.» [7]. Данные работы посвящены раскрытию сути женского образа в творчестве русских живописцев, стремящихся разгадать тайну непреодолимой силы и мистической красоты Женственности в своих символистских произведениях искусства. В статье Л.Р. Усмановой отмечается, что в философии всеединства раскрывалось богатство смыслов Женственности и анализировались взаимоотношения мужчины и женщины [10, с. 309].

Символизм как направление в изобразительном искусстве характеризуется таинственными и порой мистическими образами. Согласно Н.А. Трубиной, восприятие реальности через образ формирует плюрализм смыслов в понимании человека, символ влияет на развитие гносеологических особенностей человека [9, с. 33], соответственно образ Женственности придавал новые смыслы в творчестве писателей и художников. Скрытые смыслы работ, выполненных в данном стиле, позволяют прочувствовать те переживания и мысли, которые запечатлены на картинах, заставляют искать тайные символы и послания. Символизм как направление искусства зародился в России на рубеже XIX и XX вв., в период Серебряного века. Основным источником символизма принято считать европейский романтизм.

XVIII век в мировой истории является отправной точкой для зарождения понятия «индустриального общества», характеризующегося мощным прогрессом в сфере промышленности. Кроме того, это времена Великой Французской революции, последствия которой привели к кардинальным изменениям общественной жизни не только Франции, но и всего мира. На фоне подобного явления в западных странах и странах, находящихся под их непосредственным влиянием, возникает идеология «переоценки ценностей», поворот от традиционного общества вследствие зарождения «новой цивилизации». Именно в этот исторический период появляется особый тип культуры – романтизм. Он явил собой движение «против» идеологии индустриального общества, которое отвергало обычаи и традиции былых времён. Культурные деятели романтизма стремились противопоставить идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» интерес к народному творчеству, к мифам и сказкам, тесной связи человека с природой. Романтизм открыл необычайную сложность и глубину духовного мира человека. Философия и эстетика романтизма движима идеей «путь к свободе через красоту». Первостепенные принципы романтизма основываются на неприятии реальной жизни, стремлении познать непознанное; природа выступает выражением стихийного начала жизни, является прообразом свободы. Важно отметить появление концепта отождествления женщин с природой – подобную идею выдвигают и деятели символизма. Существует глубокая преемственная связь между европейским романтизмом и символизмом, основанная на схожем мироощущении деятелей обоих направлений искусства. Романтизм и символизм объединены стремлением преобразить действительность посредством силы искусства, способствующей постижению метафизики мира.

Русский символизм основывается на концепции любви В.С. Соловьёва («Смысл любви») [10], построенной, в свою очередь, на основе трёх принципов, позаимствованных им из философии Платона и неоплатонизма, – андрогинизма, духовной телесности и богочеловечности. Андрогинизм интерпретируется как восстановление божественной целостности человека посредством духовного единения мужчины и женщины, ведущего к обретению истинной любви. Любовь определяется Платоном как рост душ, устремлённых к небу. Существует единое начало, объединяющее земное и небесное, – это красота одухотворённой плоти. По мнению Н.Г. Арефьевой [1, с. 122], познав красоту телесную, человек осознает, что есть нечто более прекрасное, чем внешняя красота, и никогда не вернётся к прежней ступени любви. Соловьёв, напротив, воспринимает любовь в единстве духовного и телесного влечения.

Красота земного человека, согласно древнегреческому мыслителю, является лишь отблеском непостижимой совершенной красоты. Однако, у Соловьёва Вечная Женственность, воплощенная в предмет, становится его внутренней сущностью. Где же находится та самая истинная красота? Мыслитель не находит ясного ответа в работах древнегреческого философа. Таким образом, рассуждая об идеях Платона, Соловьёв приходит к следующей мысли: «Значит, для его настоящего творчества остается то место сопредельности, или соприкосновения двух миров, которое называется красотою» [8, c. 269]. То есть на грани двух миров, где происходит слияние земного и небесного, когда идеальный образ Вечной Женственности реализуется и воплощается в человеческом существе. Это и есть истинная красота – внутреннее единение духовного и телесного, так называемое второе рождение человека в красоте. Ведомые данной мыслью, русские символисты стремятся в своих работах размыть грани земного и небесного начал, создать единое, третье измерение, соединяющее первые два.

Обращение к теме женственности и женского начала, в первую очередь, связано с отражением данной проблематики в философии В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, С. Булгакова и других. Сама концепция «Вечной Женственности» схожа с учением Платона о «Мировой душе» [8, с. 437]. Прототипом Софии, философии о вечной женственности, для Владимира Соловьева служил образ женской красоты, упоминание о котором есть в его стихотворении «Три свидания»:

Все видел я, и все одно лишь было, –
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило,
Передо мной, во мне — одна лишь ты.

Отечественный мыслитель Василий Васильевич Розанов понимал «Вечную женственность» как образ женской ипостаси Бога. Об этом он рассуждает в трактате «Люди лунного света» [9, с. 46]. По мнению философа, существовало две стороны Бога – мужская и женская, вторая из них и являлась мировой женственностью, о которой писал В. Соловьев.

«В женственности тайна мира», – писал С.Н. Булгаков в своем труде «Свет невечерний. Созерцания и умозрения» [3]. И эта тайна не давала покоя всем философам Серебряного века, которые пытались познать ее, трактуя мужественность и женственность как «космические и метафизические принципы».

В культуре рубежа XIX-XX веков женский образ претерпевает ряд изменений, привлекая к себе внимание, в том числе и деятелей искусства. Николай Александрович Бердяев в одном из своих трудов так описывает данный период: «Женщина не хочет быть прекрасным творением Божиим, произведением искусства, она сама хочет создавать произведения искусства» [2]. Он верит, что у женщин есть свое призвание, совершенно противоположное мужскому. И это предназначение автор видит в установлении истинного, природного начала женщины, призванного «сыграть творческую роль в ходе всемирной культуры».

Однако, гендерные стереотипы эпохи еще имеют сильное влияние на людей. Так, у Н.Ю. Грякаловой [5]. можно найти такое высказывание: «Маскулинная» эпоха репрезентировала стереотипы в архетипических клише, создав несколько «фигур желания»: женщина как исключительно сексуальный объект (проститутка); декадентская женщина-вамп (femme fatale); возвышенная муза-вдохновительница (femme inspiratrice); идеальная возлюбленная и духовная покровительница (Мадонна, Вечная женственность)». В это время происходит секуляризация сознания общества, переосмысление ценностей и взглядов. Русский поэт, Борис Садовской, отмечал к началу XX века увеличение количества женщин-поэтов, а вследствие и появляющейся женской поэзии, по сравнению с концом XIX века.

Идея Вечной женственности находит отражение во многих работах Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова и Кузьмы Петрова-Водкина. Каждый из художников создаёт уникальные произведения искусства, в которых женские лики обретают новые смыслы, раскрывающие понятие женственности как некоего высшего непостижимого идеала. На полотнах русских художников можно увидеть, что идея о «Вечной женственности» раскрывается в трех основных замыслах. Одни отождествляли ее с мистическим началом, самой Природой и ее силой. Другие же видели в этом женскую натуру, находящуюся в гармонии с природой и самой собой. У третьих образ «Вечной женственности» стал символом Матери, ее безграничной любовью, заботой и защитой.

Полотна М.А. Врубеля окутаны мистикой и тайной, они словно создают новую неизведанную вселенную мистической женской красоты. М.А. Врубель создает уникальные, неповторимые женские образы, в которых присутствует неуловимое очарование и загадка («Принцесса Греза» 1896 г., «Богоматерь с младенцем» 1884-1885 г., «Фауст» 1898 г., «Прощание Царя Морского с царевной Волховой» 1898 г., «Царевна-Лебедь» 1900 г.). Благодаря полотнам художника у символизма рождается новое представление о «Вечной женственности»: в каком бы облике не предстала женщина, она окружена ореолом целомудрия, таинственности и очарования (см. рисунки 1-5). Женщина – великая тайна мироздания.

Рис. 1. М.А. Врубель. Принцесса Греза. 1896
Изображение из журнала «Третьяковская галерея» (https://www.tg-m.ru/articles/2-2005-07/greza-vrubelya)

Рис. 2. М.А. Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885
Изображение с сайта https://artchive.ru/ (https://artchive.ru/mikhailvrubel/works/395132~Bogomater'_s_mladentsem)

Рис. 3. М.А. Врубель. Фауст. Триптих. 1896
Изображение с сайта https://artchive.ru/ (https://artchive.ru/mikhailvrubel/works/369804~Faust_Triptikh)

Рис. 4. М.А. Врубель. Прощание Царя морского с царевной Волховой. 1898.
Изображение с портала «Виртуальный Русский музей» (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/museums/gtg/vrubel_m._a._proschanie_carya_morskogo_s_carevnoy_volhovoy._1898._inv._11056._gtg/index.php)

Рис. 5. М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900.
Изображение с портала АртПоиск (http://artpoisk.info/artist/vrubel__mihail_aleksandrovich_1856/carevna-lebed/)

Борисов-Мусатов в своих работах показывает нам образ томной, романтичной женственности. Его работы наполнены светлой грустью о родном и дорогом нашему сердцу времени в ускользающем прошлом. Здесь женский образ является гармонией и балансом всего в мире, как островок спокойствия среди бушующего моря («Автопортрет с сестрой» 1898 г., «Гобелен» 1901 г., «У водоема» 1902 г., «Дама в голубом» 1902 г.). В его картинах девушки выглядят естественно, они наивны и хрупки, словно сама природа (см. рисунки 6-9).

Рис. 6. В.Э. Борис-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898
Изображение с портала «Виртуальный Русский музей» (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_2032/index.php)

Рис. 7. В.Э. Борис-Мусатов. Дама в голубом. 1902
Изображение с сайта https://artchive.ru/ (https://artchive.ru/victorborisovmusatov/works/533118~Portret_damy_v_golubom)

Рис. 8. В.Э. Борис-Мусатов. Гобелен. 1902
Изображение с сайта http://artprojekt.ru/ (http://www.artprojekt.ru/gallery/borisov/Bor07.html)

Рис. 9. В.Э. Борис-Мусатов. У водоема. 1902
Изображение с портала «Виртуальный Русский музей» (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-2038/index.php)

Неповторимый стиль Петрова-Водкина раскрывает новые грани понятия Вечной женственности. Героини его работ поражают одухотворенностью и внутренней силой, таящейся в их смиренном взгляде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин видел в женской природе образ Матери, поэтому очень часто в своем творчестве обращался именно к теме материнства («Мать» 1915 г., 1913 г., «Материнство» 1925 г., «Первые шаги» 1925 г., «Мать и дитя» 1927 г.). В его картинах прослеживается изображение женщин-матерей как символ опоры, поддержки и силы, и в то же время, это олицетворение самой Родины, обобщенный образ России-Матушки (см. рисунки 10-13).

Рис. 10. К.С. Петров-Водкин. Мать. 1915
Изображение с портала «Виртуальный Русский музей» (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zhb_1250/index.php)

Рис. 11. К.С. Петров-Водкин. Материнство. 1925
Изображение с портала АртПоиск (http://artpoisk.info/artist/petrov-vodkin_kuz_ma_sergeevich_1878/materinstvo_002/)

Рис. 12. К.С. Петров-Водкин. Первые шаги. 1925
Изображение с портала АртПоиск (http://artpoisk.info/artist/petrov-vodkin_kuz_ma_sergeevich_1878/pervye_shagi/)

Рис. 13. К.С. Петров-Водкин. Мать и дитя. 1927
Изображение с портала АртПоиск (http://artpoisk.info/artist/petrov-vodkin_kuz_ma_sergeevich_1878/mat_i_ditya_001/)

Работы великих русских художников и философов объединены идеей значимости женского образа как величия жизни во всех её проявлениях. Исполненные в символистском стиле, они обретают ощутимую энергию силы и красоты женской природы. Образ женщины – многоликий, непонятный, подчас пугающий, но всегда очень выразительный и совершенно новый для искусства той поры.

Литература:

  1. Арефьева Н.Г. Эрос Платона в интерпретации Вл. Соловьева («Жизненная драма Платона», «Смысл любви» и «На заре туманной юности») // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. №3. С. 121-126.
  2. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб.: Изд. М.В. Пирожкова, 1907. 233 с.
  3. Булгаков С.Н. Свет невечерний: cозерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
  4. Бычков В.В. Мотив Вечно Женственного в символистском искусстве // Культура и искусство. 2019. №2. С.44-56.
  5. Грякалова Н.Ю. Человек модерна: Биография – рефлексия – письмо – СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 384 с.
  6. Линькова В.В. Образ «вечной женственности» в творчестве художников Серебряного века // Человек. 2017. №2. С. 120-128.
  7. Миркушина Л.Р. Образ женщины как социокультурный феномен в русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. М.: Центральное издательство учебно-методической и научной литературы. 2018. 211 с.
  8. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  9. Розанов В.В. Люди лунного света. // Соч.: в 2 т. М.:1990. Т. 2. 298 с.
  10. Соловьев В. Жизненная драма Платона // Соловьев В. Смысл любви. М.: Современник, 1991. С. 236-282.
  11. Трубина Н.А. Виртуальность как модальность современного общества (на примере национальной символики России) // Национальные приоритеты России. 2014. №4(14). С. 32-35.
  12. Усманова Л.Р. Критический анализ и достоверность понимания женского начала в философии О. Вейнингера // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. №4(37). С. 309-315.

Women’s Faces in the Art of Russian Symbolism

Smirnova A.R.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Shubarich K.V.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mirkushina Liya Rafikovna
Senior Lecturer of the All-university department of Philosophy and Social Sciences of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of philosophical Sciences

Аnnotation. The article analyzes the understanding of the essence and significance of the idea of femininity in Russian philosophy and the work of Russian symbolist artists. Exceptions are the origins of the cult of femininity in symbolism. The works of Russian philosophers devoted to the peculiarities of the expression of the mythologized ideal Eternal femininity are analyzed. Comprehension of the facets of femininity in the work of Russian symbolist artists is an introduction to understanding the female image as the greatness of life in all its manifestations.
Keywords: archetype, eternal femininity, art, image, romanticism, symbolism, philosophy.

Literature:

  1. Arefyeva N.G. Plato's Eros in the interpretation of V. Solovyov («Plato's Life drama», «The Meaning of Love» and «At the dawn of misty Youth») // Bulletin of Dagestan State University. Series 2: Humanities. 2012. № Page: 121-126.
  2. Berdyaev N.A. New religious consciousness and the public. St. Petersburg: Publishing house of M.V. Pirozhkov, 1907. 237 pages.
  3. Bulgakov S.N. The Light of the Evening: contemplation and speculation. Moscow: 415 pages.
  4. Bychkov V.V. The Motive of the Eternally Feminine in symbolist art // Culture and Art. 2019. №2. Page: 44-56.
  5. Gryakalova N.Yu. Man of modernity: Biography – reflection – letter – St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2008. 384 pages.
  6. Linkova V.V. The image of «eternal femininity» in the works of artists of the Silver Age // Human. 2017. №2. Page: 120-128.
  7. Mirkushina L.R. The image of a woman as a socio-cultural phenomenon in Russian religious philosophy of the late XIX – early XX centuries. Moscow: Central Publishing House of Educational, Methodical and Scientific Literature. 211 pages.
  8. Plato Collected works in 4 vols. Vol. 3. Moscow: Mysl, 1994. 654 pages.
  9. Rozanov V.V. People of the moonlight. // Op.: in 2 volumes, 1990. Vol. 2. 298 pages.
  10. Solovyov V. Plato's Life drama // Solovyov V. The Meaning of love. Moscow: Sovremennik, 1991. Page: 236-282.
  11. Trubina N.A. Virtuality as a modality of modern society (on the example of national symbols of Russia) // National Priorities of Russia. 2014. №4(14). Page: 32-35.
  12. Usmanova L.R. Critical analysis and reliability of understanding of the feminine principle in O. Weininger's philosophy // Caspian region: politics, economics, culture. 2013. №4(37). Page: 309-315.