По итогам доклада на Всероссийской конференции «Ветер перестройки»
в г. Санкт-Петербурге 10-11 ноября 2022 г.

Аннотация. Беспрецедентная «либерализация» экономических отношений, начавшаяся в условиях перестройки, поставила общество перед выбором – менять уклад своей жизни или придерживаться прежних устоев. Автор рассматривает функционирование советского общества в период экономических реформ М.С. Горбачёва, которые повлияли на возникновение прослойки коммерсантов советского периода и поляризации общества на основе принадлежности к формирующемуся рынку.

Ключевые слова: перестройка, демократизация, либерализация, распад СССР, «ускорение», экономические реформы, советское общество

Период перестройки в наши дни остается полем для научных дискуссий не столько в силу своей беспрецедентности, сколько из-за масштабов последствий, которые ощутило советское общество и постсоветское пространство. Историческая наука постепенно пополняется объяснениями реорганизации советской системы хозяйствования и её влияния на граждан СССР. Исследователи перманентно вносят свой вклад в изучение политики «ускорения» и реформ в сфере экономики, и ещё предстоит выяснить, как новый экономический курс М.С. Горбачёва и его команды повлиял на развитие советского и, в частности, российского общества, начиная с перестроечного периода. Анализ изменяющегося состояния народных масс в период начавшейся «либерализации» экономики в 1985-1991 гг. позволит адаптировать политические решения в аналогичных турбулентных условиях современности и качественно дополнить характеристику социально-политического процесса перед распадом СССР.

Весной 1985 года М.С. Горбачёвым был объявлен курс на «ускорение» в сфере экономики. Вплоть до распада СССР в стране вырабатывались контуры рыночной экономики, к которым советскому обществу пришлось адаптироваться. По мнению одного из идеологов перестройки А.Н. Яковлева изменения в стране были крайне необходимы, т.к. страна стояла на грани катастрофы [20]. Аналогичного мнения придерживается известный историк Р.Г. Пихоя [15, с. 412]. В то же время сам Михаил Горбачёв отрицал наличие кризиса, утверждая, что он мог бы руководить страной и без реформ [18, с.21]. Эти мнения лидеров перестройки сформировались уже намного после распада СССР. Однако они демонстрируют неоднородность взглядов среди правящей верхушки на экономическое состояние страны, от которого зависела жизнь простых граждан и судьба сверхдержавы.

В начальной фазе перестройки на XXVII Съезде КПСС глава государства отмечал, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» [3, с. 2], а не ощущаться дегенеративные явления в социально-экономической сфере, как это представлял Александр Яковлев. Михаил Горбачёв не собирался кардинально менять хозяйственный уклад страны, а лишь придать ускорение застывшей социалистической экономике. Планировалось увеличить национальный доход в 2 раза и повысить производительность труда в 2,5 раза.

Однако политика ускорения оказалась бесплодной. «Антиалкогольная кампания», реализованная бездумно административными методами, привела к серьезному снижению вливаний в бюджет; взрыв на Чернобыльской АЭС продемонстрировал закостенелость бюрократического аппарата и инертность советской науки, которую М.С. Горбачев призывал улучшить для интенсификации производства; нефтяной кризис 1986 года обозначил изъяны сырьевого характера экономики страны и также существенно снизил поступление денег в бюджет. Всё это ставило под сомнение мысли лишь о застойности хозяйственной сферы страны. С 1987 года был взят курс на освобождение социалистической экономики от административного гнета. Другими словами, началась «либерализация».

Действия властей приняли радикальный характер. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю с 1 января 1987 года носила ярко выраженный либеральный характер. Проводить экспортные и импортные операции смогли 20 министерств и 70 крупных предприятий. Это происходило на фоне нефтяного кризиса 1986 г., лишившего страну основной статьи доходов, которая стала составлять 2,76% ВВП СССР вместо прежних 4,04%. В том же месяце вступил в силу закон «О совместных предприятиях» [17], который обеспечил прямой доступ иностранных фирм к природным ресурсам и внутреннему рынку страны. К 1991 году было создано 3 тыс. новых предприятий, 80% которых были созданы с помощью компаний США, Финляндии, ФРГ и др. [13, с. 52]. Это означало, что руководство промышленных предприятий получило огромную долю власти согласно принятым реформам. Формирующийся по всему Советскому Союзу класс коммерсантов и новых управленцев отныне мог влиять в индивидуальном порядке не только на торговлю, но и на стратегическое снабжение страны. Невидимым последствием нововведений стало сближение предпринимателей с европейским истеблишментом и бизнес-сообществом в ущерб государственным интересам и национальной безопасности.

Через полгода ВС СССР был принят Закон «О государственном предприятии», который давал хозяйственную свободу этим предприятиям [4]. Предприятиям разрешалось самостоятельно обращаться с финансами, а трудовым коллективам принимать решения о повышении зарплат. Это спровоцировало рост денежных доходов у населения [13, с. 112], но из-за растущего товарного дефицита эти деньги хранились в сберкассах и не поступали на внутренний рынок, провоцируя их обесценивание. Также растущие доходы граждан «съедала» высокая инфляция, достигшая в 1991 году 19% [11, с. 194]. Этот закон фактически начал разрушать государственную собственность, передавая её в частные руки [2, с. 100]. Финансовая система страны постепенно рушилась. Чтобы изменить разрыв между находящейся в обороте денежной массой и товарным предложением в январе 1991 года была проведена печально известная денежная реформа, которая не смогла изменить покупательскую способность граждан в лучшую сторону [11, с. 194, 207]. Многие граждане, наоборот, потеряли свои банковские вклады и наличные накопления.

Пока М.С. Горбачёв создавал условия для частной торговли, общество, не имевшее доступа к руководству предприятий, пыталось выживать – на внутреннем рынке развивалась продовольственная катастрофа. Несмотря на то, что СССР к 1991 году производил 21,4 % мирового выпуска сливочного масла, на данный продукт были введены талоны в результате его вывоза за границу. То же самое произошло и с вывозом мяса – потребление мяса в СССР было меньше его производства. Более того, рентабельность мясомолочных предприятий резко снизилась с 37,2% в 1985 году до 18,4% в 1990 году. Снижение произошло и во вкусопищевой, и в перерабатывающей промышленности [13, с. 23]. Эти данные говорят о дисбалансе в реформировании экономической сферы страны, когда и раннее привилегированная часть населения стала ещё богаче, а класс трудящихся, составляющий социальную основу социалистического строя, стал отдаляться от потребления самых необходимых товаров и, тем самым, беднеть. По сути, реформаторами были созданы условия для развития неравенства.

На фоне реформ окончательной отмене монополии государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций способствовал Указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» [19]. Данное решение было антинародным. Дефицит товаров народного потребления становился ещё острее. С прилавков пропало даже хозяйственное мыло, которое было выгоднее реализовывать за границей в валюте, нежели на внутреннем рынке в рублях. Указ Бориса Ельцина полностью соответствовал логике начатых М.С. Горбачёвым либеральных реформ. Действия властей позволили новоиспеченным коммерсантам действовать исключительно в своих торговых интересах, которые лежали далеко за пределами родины и нуждающихся народных масс. Так, за 1986-1990 гг. прирост оборота внешней торговли вырос всего на 0,7% по сравнению с доперестроечным периодом 1976-1980 гг., прирост которого составил 5,3% [13, с. 8]. А ВВП СССР в 1990 году достиг размеров предыдущего года на 97,7% [13, с. 7], при том, что прибыль предприятий и хозяйственных организаций существенно росла [13, с. 20]. Это свидетельствует о том, что реформы в торговле в качественном отношении не повлияли на экономику страны в лучшую сторону. Наоборот, за перестроечный период расходы на товары и услуги (питание, одежда, обувь, образование, лечение и т.д.) выросли с 70,3% в 1985 году [12, с. 417] до 76,1% в 1990 году. К концу перестройки сложилась противоречивая ситуация, когда экономика была переведена на рыночные рельсы и получила полную свободу от партии, но простые трудящиеся не получили никаких выгод от реформ. При этом, хотя номинально М.С. Горбачёв не достиг своей цели в увеличении национального дохода в 2 раза, т.к. с 577,7 млрд руб. [12, с. 409] он увеличился до 700,6 млрд руб. [13, C.5], доходы населения выросли в 2 раза [13, с. 8].

Инициатива о развитии индивидуальной трудовой деятельности [5] также не получила ожидаемого позитивного отклика среди населения, скорее вызвала чувство отторжения и нежелание «светить» свои доходы [1, с. 171]. В то же время директора предприятий становились независимыми и богатыми людьми настолько, что в 1990 году вывели промышленность из-под контроля РСФСР [14, с. 9]. Перестроечный процесс действительно перестроил всё общество по-новому, поляризовав его до такой степени, что народные массы стали зависимы от рыночных решений крупных коммерсантов, а сами предприниматели обособились от партии и государственного руководства.

Тем не менее, в перестроечный период получили широкое распространение экономическая публицистика Г.Х. Попова, Т.И. Заславской, А.Г. Ангабеляна, В.И. Селюнина и др. Журналисты и ученые выступали с критикой плановой экономики, которая, по их мнению, тормозила развитие страны, создавала дефицит товаров и засилье номенклатурщиков. Эти идеи получили поддержку среди населения и настраивали массы на необходимость тотального перехода к капиталистическим отношениям. Однако недовольство широких масс объективно было вызвано не самой социалистической экономикой, а её болезненным изменением и поворотом к желаемым рыночным отношениям. Такая реакция масс говорит о том, что в условиях начавшейся «либерализации» население не ощущало себя частью развивающихся рыночных отношений и соотносило свое бедственное положение с незримо уходящей в прошлое социалистической системой хозяйственных отношений. Выгодоприобретателем экономических изменений стал зарождающийся крупный капитал, заинтересованный исключительно в расширении своего бизнеса, а не народные массы. Об этом свидетельствует существенное ежегодное сокращение поступлений в государственный бюджет с промышленных предприятий с 58% от прибыли в 1985 году до 48% в 1990 году [13, с. 21] на фоне внушительного роста доходности предприятий. Это означает, что предприниматели постепенно концентрировали в своих руках не только власть, но и финансы, лишая государство части бюджетных средств. В то же время трудно критиковать такой подход к ведению бизнеса, если само государство санкционировало радикальное развитие рыночных отношений.

Кроме того, за период перестройки изменилось и освещение новостей для населения в периодических изданиях, которое помимо прочего формировало общественное мнение, а не только отражало его. Если проанализировать газету «Известия» с момента избрания М.С. Горбачёва до краха СССР, то можно увидеть изменения в риторике журналистов по отношению к экономической политике. Если в 1985 году на страницах газеты преобладали объемные тексты речей главы государства с обещаниями изменить страну к лучшему [6], [7], [8], [9] и привлекающие внимание заголовки, например, «Жизнь нормализуется» [7, с. 6], то к 1991 году на страницах издания появились тревожные сообщения со стороны ВС СССР относительно дестабилизации экономики и сложном для страны периоде [10, с.1]. Это свидетельствует о радикальном повороте даже в сознании у представителей власти, которые не могли игнорировать недовольство трудящихся их качеством жизни и начавшимся обнищанием, выражающееся в забастовках.

Таким образом, с 1985 года М.С. Горбачёв пытался частично и даже хаотично реформировать экономическую систему, но к 1987 году стало понятно, что социально-экономические проблемы невозможно решить, исправляя только отдельные стороны экономики страны. До нефтяного кризиса стремления главы СССР возможно было воспринимать всерьёз, но после падения цен на нефть стало понятно, что «Горбачев не стремился изменить ход истории, он скорее плыл по ее течению» [16, с. 175], т.к. полноценных структурных изменений социалистической экономики совершено не было.

Воплощенные в жизнь идеи главы СССР ставили под угрозу безбедное существование части населения, в то время как для другой – открывали возможности законно заниматься розничной торговлей и зарабатывать деньги на вывозе стратегически важных природных ресурсов для государства. Освобождая торговлю из-под государственного контроля, М.С. Горбачёв закладывал бомбу под экономические основы социалистического строя, которые поддерживали жизнь многонациональной страны. Реформы в сфере экономики оказали в массе своей негативное влияние на жизнь советского общества, требующего перемен в социально-экономической сфере, но не ценой распада сверхдержавы.

Литература:

  1. Андрос И.А. Роль индивидуальной трудовой деятельности в возрождении частной инициативы в советском союзе // Социологический альманах. 2016. №7. С. 165-171.
  2. Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. Советский Союз и Российская Федерация: 1985-2018 гг.: очерки истории: Кн.1: Советский Союз в конце XX столетия: вызовы глобализации. М.: РГГУ, 2021. 508 с.
  3. Горбачёв М.С. Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII Съезду коммунистической партии Советского Союза. Избранные речи и статьи. Т.3. М.: Политиздат, 1987. 178 с.
  4. Закон СССР от 30.06.1987 №7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» (дата обращения: 28.09.2022).
  5. Закон СССР №6051-XI от 19.11.1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» (дата обращения: 28.09.2022).
  6. Известия. №71. 12.03.1985.
  7. Известия. №299. 25.10.1985.
  8. Известия. №325. 20.11.1985.
  9. Известия. №326. 22.11.1985.
  10. Известия. №14. 16.01.1991.
  11. Кирсанов Р.Г. Экономика и финансы СССР. 1979-1991 гг.: монография. ИНФРА-М, 2019. 219 с. (Научная мысль).
  12. Народное хозяйство СССР в 1985 г.: Стат. ежегодник / ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1986. 655 с.
  13. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы статистика, 1991. 752 с.
  14. Пихоя Р.Г. Как власть обменяли на собственность // Социология власти. 2011. №8. С.5-11.
  15. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти: 1945-1991 / Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 684 с.
  16. Попов В.П. Большая ничья. СССР от Победы до распада. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 216 с. (Зеркало истории).
  17. Постановление Совмина СССР от 13.01.1987 №49 (ред. от 03.09.1990) «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» (дата обращения: 28.09.2022).
  18. Рудаков В. История от Горбачёва // Профиль. №12. 05.04.2010.
  19. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (дата обращения: 28.09.2022).
  20. Яковлев А.Н. Советский строй можно было взорвать только изнутри // Литературная газета. №41. 10-16.11.2001.

Soviet society in the conditions of «liberalization» of the economy (1985-1991)

Pavlenko A.I.,
undergraduate of 2 courses of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Malysheva Olga Heraldovna,
Professor of the Department of National History of the Institute of Humanities, of the Moscow City University, Doctor of Historical Sciences, Professor

Annotation. The unprecedented «liberalization» of economic relations, which began in the conditions of perestroika, has put society before a choice – to change the way of life or stick to the old foundations. The author examines the functioning of Soviet society during the period of Gorbachev's economic reforms, which influenced the emergence of a stratum of merchants of the Soviet period and the polarization of society on the basis of belonging to the emerging market.
Keywords: perestroika, democratization, liberalization, collapse of the USSR, «acceleration», economic reforms, Soviet society.

Literature:

  1. Andros I.A. The role of individual labor activity in the revival of private initiative in the Soviet Union // Sociological almanac. 2016. №7. Page: 165-171.
  2. Bezborodov AB, Eliseeva N.V. Soviet Union and the Russian Federation: 1985-2018: essays on history: Book 1: The Soviet Union at the end of the 20th century: challenges to globalization. Moscow: Russian State University for the Humanities, 2021. 508 pages.
  3. Gorbachev M.S. Political report of the central committee of the CPSU XXVII to the Congress of the Communist Party of the Soviet Union. Selected speeches and articles. T.3. Moscow: Politizdat, 1987. 178 pages.
  4. USSR Law of 30.06.1987 №7284-XI «On State Enterprise (Association)» (date of the address: 28.09.2022).
  5. USSR Law №6051-XI of 19.11.1986 «On Individual Labor Activity» (date of the address: 28.09.2022).
  6. №71. 12.03.1985.
  7. №299. 25.10.1985.
  8. №325. 20.11.1985.
  9. №326. 22.11.1985.
  10. №14. 16.01.1991.
  11. Kirsanov R.G. Economics and Finance of the USSR. 1979-1991: monograph. INFRA-M, 2019. 219 pages. (Scientific thought).
  12. People's economy of the USSR in 1985: Stat. yearbook / CSU of the USSR. Moscow: Finance and statistics, 1986. 655 pages.
  13. People's economy of the USSR in 1990: Stat. yearbook / Goskomstat of the USSR. Moscow: Finance statistics, 1991. 752 pages.
  14. Pihoya R.G. How power was exchanged for property // Sociology of power. 2011. №8. Page: 5-11.
  15. Pikhoya R.G. Soviet Union: History of Power: 1945-1991 / Novosibirsk: Siberian Chronograph, 2000. 684 pages.
  16. Popov V.P. Big draw. USSR from Victory to collapse. Moscow: Publishing House of the NC ENAS, 2005. 216 pages. (Mirror of History).
  17. Resolution of the Council of Ministers of the USSR of 13.01.1987 №49 (ed. 03.09.1990) «On the procedure for creating joint ventures on the territory of the USSR and the activities of joint ventures with the participation of Soviet organizations and firms of capitalist and developing countries» (date of the address: 28.09.2022).
  18. Rudakov V. History from Gorbachev // Profile. №12. 05.04.2010.
  19. Decree of the President of the RSFSR of November 15, 1991. №213 «On the liberalization of foreign economic activity on the territory of the RSFSR» (date of the address: 28.09.2022).
  20. Yakovlev A.N. The Soviet system could only be blown up from the inside // Literary newspaper. №41. 10-16.11.2001.