Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения кибербезопасности детей школьного возраста в сети Интернет. Был проведен анализ наиболее распространённых угроз для детей в сети Интернет, рассмотрены основные навыки, необходимые для безопасного использования сети Интернет. Для родителей и педагогов предложен перечень инструментов, обеспечивающих безопасное нахождение в сети Интернет детей школьного возраста.

Ключевые слова: кибербезопасность; безопасность в сети; Интернет; соцсети; мошенники; аккаунт.

Интернет сегодня глубоко вошел в нашу жизнь, практически во все сферы жизни. Он помогает найти необходимую информацию за считанные минуты. Доступ во всемирную систему необходим для учебы и работы, для общения с семьёй и друзьями и др. Но, помимо пользы, Интернет может представлять большую опасность – и, в первую очередь, для детей. Актуальность темы безопасного использования Интернета сегодня выходит на первое место. Ведь контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.

Постепенное сочетание виртуального и реального пространств с помощью информационных систем и технологий сетей различного назначения функционирования побудило формирование такого понятия как киберпространство – высокоразвитой модели объектной реальности. Отличительными признаками киберпространства считаются непревзойденные возможности по созданию значительного количества связей между отдельными людьми и социальными группами и предоставлению различных услуг по вопросу информации.

В качестве собирательного термина «кибербезопасность» в информационных системах может быть использовано следующее определение: совокупность условий, обеспечивающих гарантированную защищенность всех составляющих элементов информационных систем от максимального числа угроз и нежелательных воздействий на физическом, эмоционально-психическом, духовно-образовательном уровнях или негативных последствий в случае совершения ошибок, несчастных случаях, а также иного вреда в киберпространстве, считающегося нежелательным ущербом. Спектр опасностей от открытого киберпространства постоянно расширяется. Если десять лет назад опасности для учащихся школ можно было свести к относительно небольшому количеству групп – вирусные атаки, киберпреступность, опасности интернет-серфинга, – то сегодня разнообразие опасностей и угроз растет постоянно, затрагивая все возможные действия человека в сети [6].

По данным «лаборатории Касперского» за 2016 год [4]:

  • 73% подростков не представляют жизнь без смартфона;
  • 44% детей от 8-16 лет постоянно в сети;
  • Свыше 40% детей раскрывают конфиденциальную информацию;
  • 37% сталкивались с различными опасностями в интернете.

Исследование «Лаборатории Касперского» указывает на ещё один интересный факт. К смартфонам и планшетам детей приучают сами взрослые: 92% родителей активно используют девайсы для обучения или развития ребенка, и почти половина дают детям гаджеты в поездке, чтобы чем-то их занять [2].

Современные дети – активные пользователи интернета. По данным Google, 98% молодых россиян в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. А согласно исследованию рынка Childwise, дети в возрасте от 5 до 16 лет проводят перед экраном в среднем шесть с половиной часов в день, по сравнению с примерно тремя часами, зафиксированными в 1995 году.

При таком уровне технологической включенности просто необходима равноценная технологическая грамотность. Киберобразование необходимо для профилактики компьютерных преступлений, обзора разноплановых карьерных траекторий в ИТ и обучения детей «цифровой гигиене» – правилам поведения в цифровой среде. Ведь наиболее частым стереотипом является убеждение, что «обычный пользователь» не станет мишенью киберпреступников [2].

Рассмотрим одну из причин влечения детей к гаджетам. Дофамин – это гормон и нейромедиатор, иногда его называют «молекулой мотивации». Он вырабатывается в организме, когда мы ожидаем чего-то хорошего и сфокусированы на достижении цели. Однако часто дофамин становится опасным. В данном случае речь идет, о так называемой дофаминовой ловушке, когда в погоне за стремлением к непрерывному получению дофамина игнорируются многие сферы жизни. К таким ловушкам, например, можно отнести компьютерные игры, социальные сети.

Полученный таким способом дофамин является низкокачественным и приводит к прожиганию времени, а впоследствии и жизни, впустую.

Способы получения дофамина можно представить в виде лестницы:

Ступень 1: Разрушение – алкоголь, курение, наркотики, переедание, компьютерные игры, порно. Все, что разрушает жизнь, психику, финансовое состояние.
Ступень 2: Отвлечение – здесь происходит пожирание информации: телевизор, соцсети, сериалы, кроссворды, анекдоты, дополнительное обучение или курсы без особой цели и пр.
Ступень 3: Удовольствие – мирные способы насладиться жизнью: музыка, театр, хорошие книги, фильмы, хобби, поездки, танцы и пр.
Ступень 4: Радость – качественный дофамин от достижения краткосрочных целей. Сделал все задачи из списка на день, решил сложную рабочую проблему, сдал экзамен, завершил проект.
Ступень 5: Мегарадость – высококачественный, высокооктановый дофамин, когда мы добиваемся долгосрочных или больших целей.

Проблемой современных детей и подростков является постоянное, привычное, чрезмерно увлеченное пользование гаджетами (т.е. для получения дофамина дети и подростки опираются на первые 2 ступеньки), которое зачастую приводит к формированию у них гаджет-аддикции, и, как следствие, аддиктивного поведения. Неумеренное, бесконтрольное, избыточное пользование портативными электронными устройствами в детском возрасте приводит к негативным последствиям в психическом и физическом здоровье развивающейся личности [1].

Активное использование смартфона часто может быть симптомом таких проблем как стресс, тревога, депрессия или одиночество. В тоже время, это может усугубить эти проблемы.

Единственным способом ограждения ребенка от зависимости и возможных угроз цифрового пространства – это или полностью ограничить доступ к сети, или контролировать и фильтровать поток информации в новостных лентах, сайтах и интернет-общениях, что, конечно, вызывает большое количество споров и конфликтов между взрослыми и детьми, расценивающих такие действия как попытки ограничения своей свободы [7].

Рассмотрим самые распространенные угрозы в сети Интернет [5]:

  • кибербуллинг – оскорбления, угрозы, травля и психологическое насилие, которые происходят в киберпространстве;
  • нежелательный контент (в т.ч. порнографического и экстремистского характера) – это как различные информационные материалы, так и нежелательное программное обеспечение;
  • непреднамеренная трата денег – обман пользователей, чтобы украсть деньги с банковской карты, электронного кошелька или баланса телефона, покупки в игровых аккаунтах, платные функции приложений;
  • кибергруминг – доверительное общение с ребёнком в интернете для сексуальной эксплуатации. Обычно преступники выманивают интимные фотографии и шантажируют этим. Заплати нам, или покажем фото твоим родителям и друзьям.
  • фишинг (в том числе доступ к личной информации) – кража личной информации с целью получения выкупа, взлома личных аккаунтов с целью завладения деньгами пользователя.

Киберпреступники часто нацелены на детей, подростков и пожилых людей, они более одинокие и доверчивые, менее опытные в киберпространстве, что и используют кибермошенники. Финансовые схемы не отличаются сложностью и часто используют доверие детей к взрослым, представителям финансовой сферы или работникам правоохранительных органов; по телефону нет возможности проверить документы или зачастую ставятся такие условия, при которых нужно быстро принимать решение: «Твой папа попал в беду», «Мамину карточку пытаются взломать»… Возможность покупки гаджетов, атрибутики для персонажа онлайн игры, «донаты» или дополнительный заработок, также могут привлечь внимание подростка, воспользовавшись данными банковской карты родителей или молодежной карты для приобретения [7].

При общении в Интернете ребенок, как и любой участник общения, может стать кем угодно, прикрываясь маской, фотографиями и манерой общения. Аккаунты социальных сетей или сводятся к «черному квадрату» в профиле, или к собственной пиар-кампании – фотографий, видеороликов и отмеченных меток мест, что делает подростка уязвимым для кибергрумминга, при котором дети становятся объектами преступлений лиц, посягающих на половую неприкосновенность, членов сект или интернет-аферистов, выманивающих личную информацию и ставящие их в материальную или иную зависимость. В цифровом пространстве все стороны человеческой личности проявляются гипертрофированно, информация передается между членами цифрового сообщества мгновенно, эквивалентом положительных эмоций становятся лайки, смайлы, открытки, эквивалентом отрицательных – дизлайки, хейт и кибербуллинг. Травля в сети может идти за спиной самого участника, фразы, непроизносимые при живом общении, легко пишутся с использованием клавиатуры.

Следующим шагом слома личности ребенка и худшим вариантом направления несформированной психики, как следствий буллинга, кибербуллинга, решения личных проблем, становится буллицид – доведение до суицида. Интернет-сообщества данной тематики появились еще в 2011-2013 гг., одни из них, например, как первичный «Синий кит», были объединением пользователей, обсуждающих личные проблемы, которые развились в киберигру с набором заданий, последнее из которых станет – совершение суицида. В игре есть кураторы, которые диктуют свои правила игры: всегда одно и тоже время встреч (поздняя ночь), первое задание для всех одно – «написать лезвием на руке «Синий Кит», дальше задания все изощреннее. Школьники приходят в школы с порезами, в депрессии могут рисовать или печатать изображения бабочек, китов, единорогов, медуз, кошек.

Последним нашумевшим событием является интернет-сообщество подростков ЧВК «Редан». Подростки под руководством кураторов устраивали драки и выкладывали видео в интернет.

Именно поэтому, важно научить ребенка навыкам безопасного использования сети Интернет. Поскольку ребенку не хватает зрелости, он сам не сможет контролировать ни количество времени, проведенного в сети Интернет, ни используемые им интернет-ресурсы. Именно поэтому важно следить за балансом времени, которое ребенок проводит как в сети, так и вне ее.  

Очень важно при обучении ребенка навыкам безопасного использования сети Интернет сосредотачивать внимание не на опасностях, а на возможностях: неограниченный доступ к большому количеству информации, интернет-платежи, использование всевозможных электронных услуг (госуслуги, покупки и т.д.).

Не менее важно создать доверительные отношения между взрослым и ребенком. Бывают ситуации, когда ребенок нарушил установленные родителями правила и стал жертвой кибермошенничества и зная, что родители его за это накажут, он может скрыть этот факт. Поэтому очень важно дать понять ребенку, что родители его всегда поддержат и такая ситуация должна стать для него уроком.

Детям младшего школьного возраста стоит объяснить, что нельзя общаться в интернете с незнакомыми людьми, необходимо быть вежливым при общении в социальных сетях, нужно постараться контролировать свое время, проведенное за играми.

Внимание подростков стоит обратить на парольную защиту, в частности на сложность пароля, на фишинговые письма: проверять адрес отправителя, не открывать вложения из писем, которые подросток не ожидал получить, не переходить по ссылкам из писем, не заполнять никакие формы.

Детям всех возрастов стоит постоянно напоминать о правилах пользования пластиковой карточкой, о том, что нельзя ее даже на короткое время передавать никому из друзей и посторонних людей, ни в коем случае не сообщать никому данные, написанные на карточке. Также здесь и родители должны помнить о том, что нельзя хранить на детских картах большие суммы денег. Возможности современных банков и карточек позволяют установить ограничения на снятие наличных, расчеты карточкой в интернет-магазинах. Что также является одним из способов обезопасить денежные средства и предотвратить непреднамеренную трату денег.

Также детям всех возрастов необходимо понимать важность сохранения конфиденциальности. Любые данные личного характера – фотографии, видео, номер телефона, адрес проживания – могут использоваться мошенниками в преступных целях. Не следует публиковать большое количество информации о себе или же раскрывать персональные данные при телефонном разговоре с незнакомцем.

Необходимо стать примером подражания для ребенка. В присутствии ребенка минимально использовать смартфон, а уделять внимание, например, совместному времяпровождению.

Несмотря на то, что родителями часто устанавливаются правила и запреты по использованию детьми смартфонов (нельзя устанавливать приложения, пользоваться смартфоном можно только определенное количество минут в день и т.д.) зачастую все-таки родители не могут самостоятельно справиться с проблемой чрезмерного увлечения смартфоном. В таких случаях рекомендуется, используя соответствующие программы, ограничивать время, проведенное в сети Интернет, фильтровать просматриваемый контент, использовать парольную защиту, антивирусные и антифишинговые приложения и т.п. [3].

Необходимо также обращать внимание на закрытость ребенка, профили в социальной сети, демонстративные жесты и закрытие лиц на фотографиях, фото с высоты, черные одежды и худоба, отказ от повседневных дел и склонность к прослушиванию депрессивной музыки, цитирование стихотворений, посвященных смерти.

Анализ профиля ребенка в социальных сетях, просмотр поисковых запросов и истории посещения браузера, помогут рассказать о его увлечениях, подписках. Необходимо также обращать внимание на маркировку контента по возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

Рассмотрев основные опасности и угрозы, мы предлагаем рекомендованный родителям и педагогам список инструментов для обеспечения безопасного нахождения в сети детей школьного возраста:

  • Kaspersky SafeKids – программа от авторитетного создателя антивируса, имеет бесплатную встроенную функцию «Родительский контроль» в iOS. Программа позволяет блокировать доступ к нежелательному контенту, ограничивать время использования устройств, отслеживать местоположение детей по GPS;
  • Adblock Plus – расширение, позволяющее эффективно блокировать навязчивую рекламу при просмотре страниц: всплывающую рекламу, видео-рекламу на ресурсе YouTube, всевозможные баннеры и т.д.;
  • SafeKiddo – приложение предлагает комплексную защиту ребенка в интернете: блокировка приложений / ограничение доступа к приложениям, блокировка Интернета / ограничение доступа к веб-сайтам;
  • WebCam On/Off – используется для собственной защиты, предотвращая доступ к веб-камере через внешнее подключение, и как дополнительный инструмент родительского контроля. В один клик отключает драйвер веб-камеры, а это значит, что злоумышленники не получают возможность использовать камеру;
  • Micro Guard – сервис выявляет программы и приложения, которые пытаются получить доступ к микрофону и предупреждает пользователя специальным сигналом;
  • Screen Time – родительский контроль, который позволяет родителям узнать, сколько времени провел ребенок перед смартфоном;
  • KidLogger – приложение предоставляет родителям удалённый контроль через online сервис Kidlogger.net: Мониторинг приложений, Web, SMS и звонков, координат.

Таким образом, можно выделить три основных правила детской безопасности в Интернете:

  • исследовать интернет вместе с родителем;
  • приучать к дозированной выдаче информации о себе и своих близких;
  • тренировать память и запоминать пароли (позволит создавать разнообразные связки и не использовать однотипные пароли).

В социальных сетях следует придерживаться следующих правил:

  • не стремиться скорее зарегистрироваться во всех социальных сетях;
  • спланировать цель и формат аккаунта в социальной сети (что значит – школьнику спланировать цель и формат?);
  • размещать посты в социальной сети под контролем родителя (в младшем школьном возрасте);
  • не добавлять в друзья всех, кого попало. Подписчики соцсети не являются настоящими друзьями;
  • в любой непонятной ситуации надо обратиться к родителям, все рассказать и задать вопросы.

В современном мире, где информационные технологии затронули абсолютно все сферы жизни, очень важно закладывать основы кибербезопасности с детского возраста. Следуя рекомендациям, приведенным выше, можно обеспечить безопасность ребенка от вышеназванных интернет-угроз, и тем самым сохранить его психическое здоровье.

Литература:

  1. Бозаджиев В.Л. Гаджет-аддикции, их виды и психологические характеристики // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. №2-3(14-15). 2021. С. 9-21. (дата обращения: 05.04.2023).
  2. Детки в сетке: как защитить ребенка от киберпреступника // ООО «РБточкаРУ» (дата обращения: 05.04.2023).
  3. Как научить детей кибербезопасности // АО «Лаборатория Касперского» (дата обращения: 05.04.2023).
  4. Канаван М. Воспитание юного жителя сети // Nota Bene: блог Евгения Касперского (дата обращения: 05.04.2023).
  5. Киберзащита для всей семьи // ПАО «Сбербанк» (дата обращения: 05.04.2023).
  6. Снежкова Л. Кибербезопасность и информационная безопасность // Образовательный портал «Справочник» (дата обращения: 05.04.2023).
  7. Ченушкина С.В. Кибербезопасность детей в цифровом пространстве // Современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: реализация принципов конвенции о правах ребенка. Екатеринбург, 2022. С. 196-200 (дата обращения: 05.04.2023).

Cybersecurity of school-age children in the virtual space in the context of digitalization

Kotnov K.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, primary school teacher School №548, Moscow

Research supervisor:
Zaslavsky Alexey Andreevich,
Associate Professor of the Department of Informatization of Education of the Institute of Digital Education of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article addresses the issue of ensuring cybersecurity for school-age children on the Internet. An analysis of the most common threats to children on the Internet was carried out, the basic skills necessary for the safe use of the Internet were considered. For parents and teachers, a list of tools has been proposed to ensure the safe presence of school-age children on the Internet.
Keywords: cybersecurity; network security; Internet; social network; scammers; account.

Literature:

  1. Bozadzhiev V.L. Gadget addictions, their types and psychological characteristics. Vestnik ChelGU. Education and healthcare. №2-3(14-15). 2021. Page: 9-21. (date of the address: 05.04.2023).
  2. Children in the grid: how to protect a child from a cybercriminal // RBtochkaRU LLC (date of the address: 05.04.2023).
  3. How to teach cybersecurity to children // JSC «Kaspersky Lab» (date of the address: 05.04.2023).
  4. Canavan M. Raising a young resident of the network // Nota Bene: Evgeny Kaspersky's blog (date of the address: 05.04.2023).
  5. Cyber protection for the whole family // Sberbank PJSC (date of the address: 05.04.2023).
  6. Snezhkova L. Cybersecurity and information security // Educational portal «Spravochnik» (date of the address: 05.04.2023).
  7. Chenushkina S.V. Cybersecurity of Children in the Digital Space // Modern Challenges and Ways to Solve Problems in the Sphere of Protection of Children's Rights. Yekaterinburg, 2022. Page: 196-200 (date of the address: 05.04.2023).