Аннотация: Статья посвящена координации работы органов государственного арбитража и иных органов, разрешавших споры между предприятиями и учреждениями госсектора экономики. Автор характеризует такие способы взаимодействия между органами арбитража, как инструктирование и обследование ведомственных арбитражей, администрирование деятельности третейских судов, проведение совещаний по вопросам развития органов арбитража. Автором сделан вывод о том, что взаимодействие государственного арбитража с иными арбитражными органами являлось проявлением координационной функции госарбитража, направленной на сохранение единого подхода к арбитражной практике.

Ключевые слова: государственный арбитраж, ведомственные арбитражи, третейские суды, инструктирование, арбитражная практика, разрешение споров.

Одной из задач деятельности советского государственного арбитража являлось укрепление взаимодействия с другими органами, разрешавшими хозяйственные споры, а именно с ведомственными арбитражами и третейскими судами (здесь и далее речь идет только о третейских судах, образованных для разрешения споров между предприятиями госсектора экономики). Ведомственный арбитраж был учрежден для разрешения споров между хозяйствующими субъектами, относившимися к одному ведомству. Специфика разрешения споров ведомственными арбитражами заключалась в отсутствии «сложной нормализации арбитражного процесса, возможности проявления работниками арбитража и хозорганов максимальной инициативы по дальнейшему упрощению порядка прохождения и рассмотрения дел» [6, с. 69]. Учрежденные в конце 1950-х гг. третейские суды для разрешения споров хозорганов воспринимались как «новая форма участия общественности в укреплении хозяйственной воли» [4, л. 27].

Целью данного исследования является изучение способов взаимодействия госарбитража с ведомственными арбитражами и третейскими судами.

Порядок взаимодействия госарбитражей с ведомственными арбитражами существенно отличался от взаимодействия государственных арбитражных комиссий, функционировавших в 1922-1931 гг., и ведомственных арбитражных комиссий. Государственные и ведомственные арбитражные комиссии не стремились к обмену опытом и арбитражной практикой, несмотря на то, что перед ними стояли одинаковые задачи деятельности, и порядок разрешения споров в ведомственных комиссиях был приближен к порядку разрешения споров в государственных арбитражных комиссиях. В 1927 г. была отменена обязательная подведомственность всех споров между предприятиями, подконтрольными ВСНХ, Арбитражной комиссии ВСНХ. Право рассмотрения указанных споров в первой и второй инстанции было предоставлено ВАК СТО СССР, которая принимала дела к производству на основании искового заявления или жалобы предприятия. Несмотря на расширение компетенции ВАК СТО СССР, тесная связь между государственными и ведомственными арбитражными комиссиями так и не была установлена.

В 1931 г. все учрежденные государственные арбитражи были наделены полномочиями по инструктированию арбитражей ведомств. Обследование ведомственных арбитражей осуществлялось не реже двух раз в год. Доклады о результатах деятельности ведомственных арбитражей направлялись в СНК СССР Госарбитражем при СНК СССР [7].  Госарбитражи союзных республик разрабатывали правила производства дел в ведомственных арбитражах. Кроме того, органы государственного арбитража в течение года с момента вынесения решения ведомственного арбитража могли по ходатайству руководителя арбитража или руководителя ведомства выдавать приказы на принудительное исполнение решения. Приказы выдавались только после проверки текста решения на соответствие законодательству. Работники ведомственных арбитражей должны были выписывать «Бюллетень Госарбитража» [6, с. 131], принимать участие в совместных совещаниях, созываемых для обсуждения вопросов арбитражной практики, и в организации компании по заключению хозяйственных договоров, знакомиться с практикой разрешения споров Госарбитражами.

В 1960-1970-е гг. Госарбитраж при Совмине СССР инструктировал и консультировал арбитражи ведомств «по вопросам практики применения общесоюзных нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения» [8]. Отметим, что в начале 1970-х гг. представлялось целесообразным законодательно закрепить единство принципов и задач деятельности госарбитражей и ведомственных арбитражей в общем положении об арбитражных органах [3, л. 163]. Несмотря на то, что положение так и не было разработано, постановления Госарбитража при Совмине СССР были обязательны как для государственных, так и для ведомственных арбитражей. В РСФСР допускалось использования ведомственными арбитражами «Правил рассмотрения споров государственными арбитражами», как правовой базы для организации процесса разрешения споров. Госарбитраж СССР требовал, как от государственных арбитражей, так и от арбитражей ведомств проводить работу по обобщению материалов дел и сигнализации органам исполнительной власти о выявленных при рассмотрении споров недостатках в деятельности предприятий и осуществлять рассмотрение дел с выездом на места [9].

В 1980-е гг. правила рассмотрения споров госарбитражами применялись уже всеми ведомственными арбитражами, но «с учетом особенностей, определяемых министром, руководителем государственного комитета, ведомства» [5, с. 16]. Госарбитражи продолжали осуществлять инструктирование арбитражей ведомств, консультировали по вопросам совершенствования процедуры разрешения споров. В случае выявления недостатков в деятельности ведомственных арбитражей составлялись предписания об их устранении. Материалы по обобщению опыта работы ведомственных арбитражей рассматривались на заседаниях коллегии Госарбитража СССР и коллегий республиканских госарбитражей. По мнению Т.Е. Абовой, Госарбитраж СССР должен был анализировать практику «нижестоящих арбитражей, а также арбитражей министерств и ведомств» [1, с. 141]. Соответственно, требовалось усилить взаимодействие арбитражей по вопросам обобщения материалов дел. Однако зависимость ведомственных арбитражей от решений органов исполнительной власти не позволила сформировать единую систему арбитражных органов, несмотря на реализацию госарбитражами и ведомственными арбитражами единого комплекса задач. Однако на протяжении всего периода функционирования госарбитражей и ведомственных арбитражей прослеживается тенденция укрепления связей между ними. В 1960-1980-е гг. государственные арбитражи принимали участие в правовом регулировании деятельности ведомственных арбитражей в части утверждения процедуры разрешения споров.

Охарактеризуем способы взаимодействия госарбитража с третейскими судами. На аппараты госарбитражей возлагалось техническое обслуживание третейских судов [2, л. 5] и устранение недостатков в их работе. Госарбитры проводили совещания с участием представителей третейских судов для обсуждения порядка избрания судей, процедуры оформления исковых заявлений и решений, их исполнения [4, л. 6]. Также именно госарбитражи утверждали третейских судий, согласно предоставленным хозорганами спискам [4, л. 15]. Надзор за деятельностью третейских судов осуществлялся местными госарбитражами, в которых хранились принятые судами решения и которые могли отказать в выдаче приказа на принудительное исполнение решения, если оно противоречило законодательству [4, л. 49]. Республиканские госарбитражи отчитывались перед Госарбитражем при Совмине СССР о результатах работы по развитию третейских судов. В 1975 г. Государственным арбитражем СССР было утверждено «Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями» [10], которое не внесло изменений в порядок взаимодействия между третейскими судами и госарбитражами. Для рассмотрения дела в третейском суде требовалось согласие обеих сторон, в случае отказа стороны или неполучения ответа в течение десяти дней с момента поступления предложения дело передавалось в госарбитраж по подведомственности. Сохранялись полномочия госарбитражей по хранению решений, вынесенных третейскими судами, и выдаче приказов на принудительное исполнение решений. Также госарбитражи получили право по заявлению стороны проверять решения третейских судов на соответствие законодательству. При выявлении несоответствий выносилось постановление об отмене решения, и дело передавалось в государственный арбитраж по подведомственности и разрешалось по существу.

Итак, государственные арбитражи осуществляли администрирование деятельности арбитражных органов в целях сохранения единообразия арбитражной практики и единой стратегии сигнализационной работы. По нашему мнению, взаимодействие госарбитража с иными арбитражными органами являлось проявлением координационной функции государственного арбитража, направленной на сохранение единого подхода к арбитражной практике во всех органах, разрешавших споры между хозорганами.

Литература:

  1. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР: понятие, основные принципы. М.: 1985. 144 с.
  2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р8424. Оп. 1. Д. 1052. 328 л.
  3. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп. 1. Д. 1411. 261 л.
  4. ГАРФ. Ф.Р8424. Оп. 2. Д. 113. 53 л.
  5. Максимович А.Я. Арбитраж в системе министерства, ведомства. М.: 1987. 128 с.
  6. Марголин Л.И., Серебриер А.С. Арбитраж. Комментированный сборник важнейших постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по вопросам арбитража. М.: 1935. 272 с.
  7. Постановление СНК СССР от 08 декабря 1931 г. «О мерах укрепления работы органов государственного арбитража» // СЗ СССР. 1931. №70. Ст. 470.
  8. Постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г. «Положение о Государственном арбитраже при Совете министров СССР» // СП СССР. 1960. №15. Ст. 127.
  9. Постановление Совета Министров СССР от 07 августа 1970 г. №646 «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» // СП СССР. 1970. №15. Ст. 122.
  10. Постановление Государственного арбитража СССР от 30 декабря 1975 г. №121 «Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1976. №6.

Coordination of the activities of state arbitration in the USSR

Mashkova A.S.,
рostgraduate student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Efremova Nadezhda Nikolaevna,
Professor, Department of Law, Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City University, Candidate of Legal Sciences, Professor

Annotation. The article is devoted to the coordination of the work of state arbitration bodies and other bodies that resolved disputes between enterprises and institutions of the public sector of the economy. The author characterizes such ways of interaction between arbitration bodies as instructing and examining departmental arbitrations, administering the activities of arbitration courts, holding meetings on the development of arbitration bodies. The author concludes that the interaction of state arbitration with other arbitration bodies was a manifestation of the coordination function of the state arbitration aimed at maintaining a unified approach to arbitration practice.
Keywords: state arbitration, departmental arbitrations, arbitration courts, instruction, arbitration practice, dispute resolution.

Literature:

  1. Abova T.E. Arbitration process in the USSR: concept, basic principles. Moscow: 144 pages.
  2. State Archive of the Russian Federation (GARF). F.R8424. Op. 1. D. 1052. 328 l.
  3. F. R8424. Op. 1. D. 1411. 261 l.
  4. F.R8424. Op. 2. D. 113. 53 l.
  5. Maksimovich A.Ya. Arbitration in the system of the Ministry, department. Moscow: 1987. 128 pages.
  6. Margolin L.I., Serebrier A.S. Arbitration. The commented collection of the most important Government resolutions and departmental orders on arbitration issues. Moscow: 1935. 272 pages.
  7. The resolution of the Council of Ministers of the USSR «On measures to strengthen the work of state arbitration bodies» dated 08.12.1931 // Collection of legislation of the USSR. №70. Art. 470.
  8. The resolution of the Council of Ministers of the USSR «Regulations on State arbitration under the Council of Ministers of the USSR» dated 17.08.1960 // Collection of resolutions of the USSR. 1960. №15. Art. 127.
  9. The resolution of the Council of Ministers of the USSR № 646 «On increasing the role of state arbitration bodies and arbitrations of ministries and departments in the national economy» dated 07.08.1970 // Collection of resolutions of the USSR. 1970. №15. Art. 122.
  10. The resolution of the State Arbitration of the USSR № 121 «Regulations on the arbitration court for the resolution of economic disputes between associations, enterprises, organizations and institutions» dated 30.12.1975 // Bulletin of Normative acts of Ministries and departments of the USSR. 1976. №6.