Аннотация. Статья посвящена одному из ведущих направлений науки – иммерсивным технологиям, которые позволяют соединить два мира: реальный и виртуальный. Научная новизна заключается в описании возможности применений VR и AR-технологий при обучении по программам юриспруденции. Практическая значимость обусловлена возможностью использовать приложения с иммерсивными технологиями в образовательном процессе, с целью повышения мотивации к обучению, и приобретения практического опыта работы с данными технологиями.

Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, иммерсивные технологии, современные технологии в образовании, VR и AR-технологий.

Одним из факторов трансофрмации общественной жизни является информатизация образования. От степени овладения обучающимися обобщенными способами деятельности с использованием информационных технологий зависит, как эффективность их обучения, так и подготовленность учащихся к жизнедеятельности в современном обществе [4]. В современном образовании применение иммерсивных технологий приобретает все большую популярность, как при освоении программ основного и среднего общего образования, так и высшего образования. Иммерсивные технологии позволяют полностью или частично погрузиться в определенное альтернативное пространство, более наглядно представить и изучить учебные материалы.

Многие исследователи выступают с предложением о применении иммерсивных технологий при обучении разным видам профессиональной деятельности [3]. В нашем исследовании остановимся на уже имеющихся возможностях и перспективах внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности (далее – VR и AR технологии) при обучении юриспруденции.

Сегодня будущие юристы изучают классическую юриспруденцию и по окончании образовательного учреждения становятся юристами широкого профиля или юристами с определенной специализацией, в зависимости от специфики их образовательного учреждения. Для студентов-юристов необходима серьезная практика ораторского искусства, публичных выступлений, погружения в судебный процесс, процесс осмотра места происшествия, раскрытия преступления и т.д. Для совершенствования данных навыков в образовательных учреждениях создаются аудитории для проведения учебных судов, лаборатории криминалистики, юридические клиники, организуются учебные и производственные практики и т.п.

Практика позволяет будущим юристам ознакомиться с деятельностью в судах, органах власти и различных организациях. Организовывая выход практикантов на производство (в профильную организацию), необходимо пройти определенную теоретическую, законодательную и практическую подготовку в рамках аудиторных занятий.

Для более наглядной и интересной практической подготовки, на наш взгляд, следует использовать такие средства обучения, как технологии виртуальной и дополненной реальности. Приложения виртуальной и дополненной реальности, разработанные для системы образования, позволяют объяснять сложные конструкции и категории наглядно с использованием интерактивных методов обучения.

Одной из задач, которую ставят Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), является формирование у обучающихся по программам юриспруденции способности целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, в т.ч. из правовых баз данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий с учетом требований информационной безопасности. В связи с этим применение иммерсивных технологий при обучении по программам юриспруденции может позволить реализовать учебный процесс, подготовив обучающихся к реалиям современного общества и принятию собственных решений в задачах практической направленности.

Возвращаясь к технологиям дополненной реальности, пространства, наполненного цифровым контентом в качестве дополнения к реальному окружению, такие технологии могут выступать в качестве дополнения к речи спикера или средства обучения. Виды дополненной реальности и их краткая характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды дополненной реальности

Вид дополненной реальности

Краткое описание

Замена объекта

Подбор похожей модели объекта из подручных средств, с помощью которых будет реализована технология наложения виртуальной информации в форме текста, видео, графики, чертежей и других виртуальных объектов в режиме реального времени.

Добавление информационного слоя

Добавление в реальный мир информационных слоев при сохранении взаимодействия с физической средой.

Комбинирование

Наложение информационного слоя при взаимодействии виртуального пространства с реальными объектами, раскрывающими характеристики исследуемых моделей.

Так с помощью AR-технологий можно изучать первоисточники права и улики с реальных мест преступления. Также преподаватель может провести интерактивное занятие в учебной аудитории, создав «кейс», целью которого выступит нахождение вещественных доказательств, реализованных посредством AR-технологий, где также будут представлены показания виртуальных пострадавших или свидетелей.

AR-технологии выступают средством, которое с помощью минимальных затрат позволяет провести современное интерактивное занятие, в котором можно сочетать индивидуальную работу, работу в парах и группах, а также сфокусироваться на необходимом контенте. Также преподаватель может дополнить любой объект дополненной реальности различным контентом и сценариями взаимодействия, благодаря чему каждое занятие может носить индивидуальный и неповторимый характер. Для применения AR-технологии в обучении будущим юристам необходимы лишь гаджеты, без которых невозможно представить жизнедеятельность современного человека.

Виртуальная реальность – интерактивное трехмерное пространство, созданное с помощью мультимедийных технологий и направленное на создание объектов окружающей среды с последующим погружением в нее пользователя [2]. Способы реализации VR-технологий приведены в таблице 2.

Таблица 2. Виды реализации VR-технологий

Вид реализации VR-технологий

Краткое описание

Перенос (вырезание)

Позволяет в режиме реального времени отделить объект или его часть, а затем перенести в виртуальный мир при сохранении первоначального вида, качества и характеристик.

Копирование

Создание копии того или иного объекта в виртуальном пространстве для детального исследования виртуальных моделей.

Преобразование

Абсолютное преобразование объектов реального мира с дальнейшим переносом их в виртуальное пространство.

Технологии виртуальной реальности позволят погрузить будущих судей и адвокатов в виртуальный зал судебных заседаний, где студенты смогут практиковать навыки защиты ведения процесса, защиты своих аргументов, а главное всецело погрузиться в практику публичных выступлений и ораторского искусства, в любое время и не посещая специальные организации.

Погружение студента в VR-пространство возможно как с помощью подключения к персональному компьютеру или работу со смартфоном, так и с помощью автономных шлемофонов [1]. При правильной организации занятия в виртуальной реальности можно значительно повысить концентрацию и вовлеченность студента в изучение любого предмета юриспруденции, так как студент будет погружен в работу с новыми технологиями, с которыми ему привычно работать ежедневно.

Для практических занятий с помощью VR-технологий можно создать виртуальное место происшествия, которое студентам необходимо изучить, найти улики и, в конечном итоге, представить квалификацию преступления. Применение VR-технологий позволяет не тратить лишнее время на создание учебного места происшествия, занимать пространство аудитории и дает возможность посвятить дополнительное время изучению основ криминалистики и большему погружению в созданную ситуацию.

Также можно создать виртуальный зал заседаний какой-либо международной организации, отправиться на экскурсию по зданию такой международной организации или принять участие в качестве слушателя или спикера одного из заседаний. Вариаций применения VR-технологий при обучении юриспруденции множество. Они дают возможность студентам воспринять полное физическое присутствие на судебном заседании, оказаться на месте происшествия, погрузиться в работу юридических профессий. Главным преимуществом виртуальной реальности является постоянное взаимодействие студента в роли пользователя и созданного окружающего мира при помощи VR-технологий.

В таблице 3 приведены приложения виртуальной и дополненной реальностей, которые на данный момент могут быть применены в обучении по программам юриспруденции.

Таблица 3. Приложения виртуальной и дополненной реальностей, применяемые в образовательном процессе

Название приложения

Краткое описание приложения 

Пример применения в образовательном процессе

Elements 4D

Приложение, созданное для изучения веществ, их свойств и превращений. Данная разработка позволяет погрузиться в виртуальную лабораторию, где возможно соединять всевозможные химические элементы и вещества для изучения их поведения при различных обстоятельствах.

Судебная химия
Цель: четкое представление о методах химического исследования вещественных доказательств, а также качественная и количественная идентификация ядовитых веществ и основных продуктов их метаболизма.

Anatomy 4D

Приложение для изучения строения человеческого тела и взаимодействия с ним. Данная разработка позволяет изучить человеческое тело: его структуру, строение и функции, взаимодействуя с ним.

Судебная медицина
Цель: сформировать умения разрешать медико-биологические вопросы, возникшие при расследовании и судебном разбирательстве.

Modly

Приложение для изучения иностранного языка с применением дополненной реальности. Данная программа позволяет изучать язык в диалогах и ситуациях с помощью погружения в самые разные места: библиотека, конференции, магазины, кафе и т.д.

Иностранный язык
Цель: сформировать и развить коммуникативную культуру, социокультурное развитие обучающихся, деловое сотрудничество и взаимодействие.

Civilisations AR

Приложение для изучения артефактов древнего мира. Данная программа позволяет изучить различные артефакты, найденные в местах древних цивилизаций, и их историю.

Всеобщая история; История государства и права зарубежных стран
Цель: сформировать понимание единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов, а также умение применять исторические знания для осмысления  сущности современных общественных и правовых явлений.

Geometry101

Приложение для изучения предметов в пространственном восприятии. Данная программа позволяет работать с различными моделями геометрических фигур, меняя их с целью анализа (например, расчета объема и площади).

Криминалистика
Цель: сформировать умение исследовать закономерности изменения предметов под воздействием внешних факторов.

VirtualSpeech

Приложение для приобретения и совершенствования навыков публичных выступлений. Данная программа позволяет приобрести и отточить навыки выступлений на публике, переместив, например, в конференц-зал или в аудиторию.

Судебный процесс
Цель: сформировать навык публичного выступления, умение аргументированно доказывать свою точку зрения.

Главным критерием эффективности применения иммерсивных технологий в образовательном процессе является визуализация и интерактивность, благодаря которым обучающийся находится в постоянном взаимодействии с объектами виртуальной и дополненной реальностей. Именно поэтому применение VR и AR-технологий в обучении по программам юриспруденции имеет высокую перспективу. Создавая и совершенствуя такие технологии, а также их внедрение в процессе обучения, будущие юристы станут уверенными в себе, своих знаниях, навыках и компетенциях, потому что погружение в различные правовые ситуации позволят изучить юриспруденцию как науку и учебную дисциплину всецело, применяя полученные знания в практической деятельности.

Литература:

  1. Алиев М.С., Аносов А.А., Елисеев А.В. Устройства и технологии виртуальной реальности в нашей жизни. // Математика и информатика в образовании и бизнесе. Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Aegitas, 2019. С. 401-407.
  2. Алиев М.С. Технологии VR как способ обучения. / М.С. Алиев, А.А. Аносов, А.В. Елисеев // #ScienceJuice2019: Сборник статей и тезисов студенческой открытой конференции, Москва, 18 ноября – 09 декабря 2019 года. Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2020. С. 236-237.
  3. Антониади К.С., Грубич Т.Ю. Применение VR и AR технологий в образовании. // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. №2 (дата обращения: 20.11.2022).
  4. Гриншкун А.В. Технология дополненной реальности как объект изучения и средство обучения в курсе информатики основной школы: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика). М.: 2018. 219 с.

Immersive technology as a tool for teaching law programmes

Eliseev A.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Riabikova D.L.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Аnnotation. The article is devoted to one of the leading areas of science – immersive technologies, which allow to connect two worlds: real and virtual. The scientific novelty lies in the description of the possibility of VR and AR-technologies application in teaching law programmes. The practical significance is due to the possibility of using applications with immersive technologies in the educational process, in order to increase motivation for learning, and acquisition of practical experience in working with these technologies.
Keywords: virtual reality, augmented reality, immersive technologies, modern technologies in education, VR and AR technologies.

Literature:

  1. Aliev M.S., Anosov A.A., Eliseev A.V. Devices and technologies of virtual reality in our life. // Mathematics and informatics in education and business. Collection of materials of the scientific-practical conference. Moscow: Aegitas, 2019. Page: 401-407.
  2. Aliev M.S. VR technologies as a way of learning. / M.S. Aliev, A.A. Anosov, A.V. Eliseev // #ScienceJuice2019: Collection of articles and abstracts of the student open conference, Moscow, November 18 - December 9 2019. Moscow: PARADIGMA Publishing House, 2020. Page: 236-237.
  3. Antoniadi K.S., Grubich T.Yu. Application of VR and AR technologies in education. // New impulses for development: issues of scientific research. 2020. №2 (date of the address: 20.11.2022).
  4. Grinshkun A.V. Augmented Reality Technology as an Object of Study and a Teaching Tool in the Computer Science Course of the Basic School: Ph.D. cand. ped. Sciences: 13.00.02 – Theory and methodology of training and education (computer science). Moscow: 2018. 219 pages.