Аннотация: В статье раскрываются основные причины застенчивости у младших школьников и предлагаются пути решения этой психологической проблемы через педагогический метод – сказкотерапия.

Ключевые слова: застенчивость, сказкотерапия, сказочный сюжет

В начальной школе педагоги сталкиваются с различными трудностями у детей, одной из этих трудностей является застенчивость. Почему нам следует беспокоиться о застенчивых детях в школе? Некоторые ошибочно полагают, что если ребенок тихий, молчаливый, то это хорошо, ведь «детей должно быть видно, но не должно быть слышно». Застенчивый ребенок почти не создает проблем для взрослых и учителей, однако, это может быть проблемой для самого ребенка, стать угрозой его здоровью. Застенчивость также негативно влияет на получение новых знаний, как и физические недостатки. Существуют застенчивые дети с нормальными умственными способностями, на которых окружающие повесили ярлык, «не замотивированный», «заторможенный» и «невнимательный» [2, с. 190].

По данным опроса, проведенному среди родителей учеников 1 класса, из 38 опрошенных родителей 12 отмечают застенчивость у своих детей, что составляет 31,6%. А по данным опроса, проведенного среди студентов педагогического колледжа, из 27 опрошенных 20 не считают себя застенчивыми (74,1%). Однако 23 человека (85,2%) ответили положительно на вопрос о том, было ли время, когда они считали себя застенчивыми. Исходя из данных опроса, можно сделать вывод о том, что проблема детской застенчивости актуальна.

Изучая теоретические аспекты данной проблемы, мы опирались на работы таких отечественных авторов как Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Е. Мишина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е. Вохмянина, а также зарубежного автора Ф. Зимбардо.

Застенчивость – это черта характера, выражающаяся в настороженности, страхе и стеснительности в социальных ситуациях, проявляющаяся у разных людей по-разному. Среди детей младшего возраста застенчивость проявляется, прежде всего, как страх и нерешительность при встрече с новыми людьми.

Причин застенчивости очень много, но основными факторами является атмосфера в школе, взаимоотношения ребенка со взрослыми людьми, взаимоотношения ребенка с ровесниками, а также врожденные черты характера. Причиной застенчивости может стать «либеральный» или наоборот, «авторитарный» стиль воспитания в семье, так как и в том, и в другом случае детям уделяется мало внимания, им не хватает родительского тепла и заботы.

Огромное влияние на появление у младшего школьника застенчивости оказывают учителя [2, с. 173], привычка некоторых учителей вешать ярлыки на учеников, излишняя вспыльчивость, может вызвать дискомфорт у учащихся и, как следствие, застенчивость.

В начальной школе застенчивость связана с широким спектром социально-эмоциональных трудностей, включая плохие отношения со сверстниками (например, отчуждение), проблемы низкой самооценки, тревоги, депрессии и проблемы академической адаптации (например, отсутствие вовлеченности в образовательный процесс, плохая успеваемость).

Е. Мишина отмечала, что у хронической застенчивости есть такие характеристики как постоянство, депрессивное состояние, неловкость и критический самоанализ. Застенчивые люди не видят своих положительных качеств и склонны постоянно анализировать свои действия.

Психологи Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина отмечают, что застенчивые люди придирчивы не только к себе, но и нетерпимы к окружающим.

Стоит отличать такие понятия как застенчивость, стеснительность и замкнутость. Замкнутость – это неумение общаться с людьми, стеснение – временное явление, которые свойственно испытывать воспитанным и совестливым людям, а застенчивость – черта характера, когда человек знает, как общаться с людьми, но при этом испытывает трудности.

Последствия застенчивости для ребенка могут быть плачевны, застенчивость мешает младшему школьнику выражать свое мнение, не дает людям положительно оценить их личные достоинства.

Повышенная социально-оценочная озабоченность является распространенным признаком застенчивости в детстве. Это может заставить застенчивых детей задуматься о том социальном впечатлении, которое они производят на других, тем самым отвлекаться от урока в классе. Дети неуверенные в себе, робкие, с большей вероятностью будут восприниматься своими сверстниками как непривлекательные товарищи по играм, и, как правило, будут исключены из социальной деятельности. Дети, которые много времени проводят в одиночестве, в присутствии других детей и потенциальных компаньонов по игре, как правило, вызывают у последних негативную реакцию. Сверстники застенчивых детей могут воспринять нежелание общаться как недостаточную подготовленность или недостаток знаний, отторгая застенчивых детей из круга общения и способствуя их социальной изоляции. Следовательно, застенчивые дети часто «участвуют» в групповой деятельности, просто наблюдая за другими, что, в свою очередь, ограничивает их возможности для усвоения знаний и умений.

Отдельно следует отметить застенчивость у детей с нарушением слуха и зрения. Такие дети могут стесняться попросить помощи, использовать вспомогательное оборудование, показать, что у них присутствует дефект. В определенных ситуациях люди могут поначалу воспринять человека, с нарушением слуха или зрения, как человека, неинтересного и заторможенного. Страх перед насмешками и недопонимаем способствует развитию застенчивости у таких детей.

Ф. Зимбардо в своей книге упоминает, что «застенчивость требует структурных изменений и условий жизни» [2, с. 47]. Это значит, что коррекция застенчивости требует огромных усилий от учителей, а в особенности, от родителей. Однако есть средство, которое помогает мягко и ненавязчиво скорректировать застенчивость младших школьников, побуждая задуматься о своем поведении и поступках, преодолеть себя и раскрыть свои положительные стороны – сказкотерапия.

Сказкотерапия – направление практической психологии, метод, который использует сказку в качестве инструмента и решает проблемы воспитания, поведения, раскрывая творческие способности ребенка. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева приводит такое определение: «Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [3, с. 6].

В процессе знакомства со сказкой младший школьник учится понимать поступки и чувства не только сказочных героев, но и свои собственные, а вместе с этим приходит понимание того, как вести себя по-другому.

Т.В. Вохмянина отмечала, что сказкотерапия это «один из самых эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения» [1, с. 88].

Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева выделяет следующие формы работ со сказками:

  1. Анализ и интерпретация сказок. Поиск скрытого смысла сказки путем размышления над вопросами, которые задает педагог.
  2. Рассказывание сказок. Рассказывает сказку педагог или группа детей.
  3. Сочинение сказок.
  4. Переписывание (дописывание) сказок. Изменяя сюжет сказки, ребенок младшего школьного возраста придумывает финал, наиболее соответствующий его состоянию.
  5. Сказочная куклотерапия. Можно использовать куклы-марионетки, пальчиковые или теневые куклы. Дети «оживляют» куклу и проживают эмоции вместе с ней.
  6. Постановка сказок. Такие постановки не допускают изматывающих репетиций, лучше, если участники будут импровизировать.
  7. Сказочное рисование.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

  1. Завязка – герой сталкивается с проблемой, которая близка ребенку.
  2. Кульминация – герои сказки справляются с трудностями.
  3. Развязка – жизнь героев меняется, они извлекают урок.

При создании психокоррекционной сказки для коррекции застенчивости руководствуются следующими правилами:

  • следует подобрать героя, который будет похож на ребенка;
  • описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок соотнес ее со своей жизнью;
  • проблемная ситуация главного героя должна быть похожа на проблемную ситуацию ребенка;
  • герой обязательно должен найти выход из сложившейся ситуации и усвоить урок.

С целью снижения застенчивости младших школьников было разработано коррекционно-развивающее занятие. На первом этапе мы сочинили сказку.

Застенчивый Стеня

В одной далекой-далекой стране жили необычные существа – ремики. У них были рожки, как у барашков, ушки, как у котов, а еще смешные хвостики с кисточкой на конце, как у львов. Таких в наших краях не встретишь. Жители этой страны, как и мы, люди, ходили в школу, играли вместе с остальными ремиками на свежем воздухе, гуляли, а в магазинах покупали вкусную еду. И среди них жил маленький Стеня. Он смотрел, как остальные ребята веселятся и играют вместе, но сам он боялся подойти и попросить, чтобы его приняли в игру, еще Стеня стеснялся делать покупки в магазине, и даже спросить у прохожих дорогу, если он потерялся. Поэтому, Стеня никогда не выходил гулять один, а в школу его провожали родители.

Однажды на уроке учитель вызвал Стеню к доске и попросил рассказать стихотворение, которое нужно было выучить дома. Стеня вышел к доске, но от стеснения не смог вымолвить не слова. Он поджал уши и хвост, лапы задрожали, щечки стали красными. Это заметил учитель и сказал: «Стеня, ты можешь рассказать стихотворение в следующий раз, а пока сядь на свое место».

В классе, где учился Стеня, ребята были очень дружные, и не стали дразнить его за то, что у него не получилось рассказать стихотворение. А когда Стеня рассказал своей маме дома, что с ним приключилось на уроке, она не стала его ругать, а только приобняла его своей теплой мягкой лапой и сказала: «Сынок, не расстраивайся, что сегодня у тебя что-то не получилось, получиться завтра». Но и на следующий день Стеня не смог рассказать стихотворение, он все еще очень стеснялся. Тогда он задумался: «Мама и учитель не ругали меня, одноклассники меня не дразнили, так чего же я боюсь? Если этот страх мешает мне отвечать у доски, мешает мне играть с ребятами, то значит, его надо побороть!»

Для начала Стеня решился попросить ребят во дворе принять его в игру, а они с удовольствием согласились. Потом осмелился спросить дорогу до магазина и сам купил себе мороженое.

Весь вечер он готовился, и наконец, смог рассказать стихотворение перед всем классом. Оказалось, что он замечательно читает стихи, и все одноклассники ему аплодировали.

Больше Стеня не стеснялся выступать перед публикой и однажды занял первое место на конкурсе чтецов.

После прочтения сказки учитель задает вопросы:

  • Почему у Стени не получалось рассказать стихотворение?
  • Как ему удалось побороть свою застенчивость?
  • Чему нас учит эта история?

Таким образом, изучив проблему коррекции застенчивости средствами сказкотерапии, мы выяснили, что сказка имеет большой психокоррекционный потенциал.

В нашем исследовании мы предполагаем разработать авторскую программу внеурочных занятий «В мире добрых сказок», на которых учащиеся научатся не только анализировать и рассказывать, но и сочинять сказки, делать кукол сказочных героев, ставить сказочные постановки, что позволит снизить уровень застенчивости.

Литература:

  1. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия». 1998. 88 с.
  2. Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок. // М.: АСТ Астрель, 2005. С. 169-215.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. // СПб: ООО «Речь». 2000. С. 19-20.
  4. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. // СПб: «Златоуст». 1998. С. 47-122.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. // Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. С. 160-163.
  6. Мишина Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения. // СПб: «Питер». 2012. С. 3-4.
  7. Shy Children in the Classroom: From Research to Educational Practice. // Researchgate. (дата обращения: 02.11.2022).

Correction of shyness in primary school children through fairy tale therapy

Lyul'ka M.F.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Fedorova Ellen Adelevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The article reveals the main causes of shyness in younger schoolchildren and suggests ways to solve this psychological problem through a pedagogical method - fairy tale therapy.

Keywords: shyness, fairy-tale therapy, fairy-tale plot.

Literature:

  1. Dubrovina I.V., Andreeva A.D., Danilova E.E., Vokhmyanina T.V. Psychocorrective and developmental work with children. // Textbook for students. sred. ped. ucheb. institutions edited by I.V.Dubrovina. Moscow: Publishing Center «Academy». 1998. 88
  2. Zimbardo F., Radl Sh. The shy child. // Moscow: AST Astrel, 2005. Page: 169-215.
  3. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Practicum on fairy tale therapy. // St. Petersburg: LLC «Speech». 2000. Page: 19-20.
  4. Zinkevich-Evsigneeva T.D. The path to magic. Theory and practice of fairy tale therapy. // St. Petersburg: Zlatoust. 1998. Page: 47-122.
  5. Klyueva N.V., Kasatkina Yu.V. We teach children to communicate. Character, sociability. // Popular manual for parents and teachers. Yaroslavl: «Academy of Development». 1997. Page: 160-163.
  6. Mishina E. Shy child. How to overcome the fear of communication. // St. Petersburg: «Peter». 2012. Page: 3-4.
  7. Shy Children in the Classroom: From Research to Educational Practice // Researchgate. (date of the address: 02.11.2022).