Аннотация. В статье рассматривается коррекция речевой функции заикающихся детей в процессе применение подвижных игр в коррекционно-развивающей работе способствующая развитию словесно-моторной координации. Автором предлагаются чек-лист рекомендаций по отбору подвижных игр и принципы организации подвижных игр с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: заикание, степени заикание, симптомы заикания, принципы отбора подвижного игрового материала, подвижные игры.

В последние годы рост количества детей с таким речевым нарушением, как заикание увеличен и подходы к способам устранения этой проблемы различны от медикаментозных и аппаратных до традиционных педагогических способов коррекции.

Ряд специалистов-дефектологов, психологов, логопедов предлагают для устранения заикания лечебно-педагогическое воздействие с применением аппаратных процедур, лечебной физкультуры, психотерапевтических мероприятий, логопедических занятий с включением логоритмики и различного рода воспитательных мероприятий (Г.А. Волкова, И.Б. Выгодская, Е.А. Пелленгер, В.И. Селиверстов, Л.П. Успенская). При этом все специалисты отмечают, что заикание - самый тяжёлый вид речевого нарушения, преодоление которого неоднозначно, несмотря на понимание этиологии причин его возникновения.

Если рассматривать причину возникновения заикания то, чаще всего, такое речевое нарушение проявляется в раннем возрасте ребёнка и может наблюдаться у него долгое время, включая взрослую жизнь. Причины возникновения заикания могут быть различны – внутриутробные и родовые травмы, наследственная предрасположенность, проблемы с нервной системой на фоне инфекционных заболеваний и даже сильный испуг, психологическая травма. Поэтому своевременная коррекционная работа над таким речевым дефектом очень важна.

Основные симптомы заикания – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, ее плавности, которая проявляется в спотыкании, повторении отдельных звуков и слогов.

Многие авторы придерживаются достаточно обоснованной гипотезы, что заикание возникает тогда, когда мыслительные процессы происходят быстрее, чем успевают включиться в работу речедвигательные органы, из-за этого и происходят запинки, «речевые спотыкалки», спазм мышц речевого аппарата.

Ряд современных логопедов и психологов придерживаются версии психологического характера образования заикания, при этом заикание, как психологическая травма, конфликт с окружающей средой отмечается рядом авторов как отдельное теоретическое направление понимания структуры и причины его возникновения.

В своей работе мы опираемся на труды Г.А. Волковой о том, что заикание является заболеванием центральной нервной системы и не является синдромом или симптомом иного заболевания. Это процесс нарушения взаимодействия нервных процессов в головном мозге, которые отвечают за координацию речевой активности.

Рассмотрим внешнее проявление речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста: 

  1. нарушение темпо-ритмической стороны речи;
  2. речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов;
  3. ограничение речевой активности;
  4. недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построения фраз.

Проблема заикания требует поиска путей оптимизации с учётом типологических и индивидуальных особенностей онтогенетического развития ребёнка, потому как у ребёнка с заиканием имеются несформированность речи, нарушения моторики и нервной системы.

Сегодня эффективным методом преодоления речевых нарушений, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению или ослаблению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, признается логопедическая ритмика [2].

Достаточно интересным и немаловажным подходом мягкой коррекции и ослаблении заикания у детей старшего дошкольного возраста являются подвижные игры.

Изучением вопроса подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста в ослаблении заикания занимались такие авторы, как Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, В.И. Селиверстов, Л.И. Белякова, их труды в своём проекте мы возьмём за основу.

Любая игра – это деятельность, которую можно использовать не только с диагностической точки зрения, но и развивающей, а также коррекционной цели.

Отклонения в психофизическом состоянии детей старшего дошкольного возраста в разных случаях проявляются по-разному: это может быть повышенная двигательная активность, заторможенность, нарушение общей моторики, дискоординация движений, несформированность мелкой моторики, нарушение функции равновесия; но всегда одно бывает тесно связано с другим, и при усугублении одного отклонения усугубляется другое. При заикании важно воздействовать не только на речь заикающегося ребёнка, но и на его моторику, нервную систему. Преимущественным направлением в решении будет использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой деятельности.

Волкова Г.А отмечала, что подвижные игры средней и малой подвижности можно использовать в коррекционных целях с детьми, имеющими заикание. Тогда как игры с высокой подвижностью напротив приведут к большему нарушению темпа дыхания и речи у таких детей, и достигнуть эффекта ослабления заикания не получиться.

Основной целью работы игровой деятельности в мягкой коррекции и ослаблении заикания является не исправление речевого нарушения, а воспитание речевой деятельности и словесно-моторной координации через игровую деятельность или в связи с ней.

По мнению Волковой Г.А. в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми все игры используются с учётом ряда принципов [2].

В первую очередь реализуется принцип деятельности. Каждую игру следует считать деятельностью. Игра всегда предполагает выбор темы, сговор на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры и оценку поведения детей.

Принципы системности, последовательности и учёта возрастных особенностей способствуют видовому разграничению игр и созданию системы игр по их организации, применению, назначению. Такой подход даёт возможность сосредоточиться на клинической картине заикания, особенности поведения детей, создавая условия для развития речевой и поведенческой активности у заикающихся детей.

Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся детей позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовать моторные функции заикающихся детей, развивать их общительность, подражательность, повышать игровую активность и т.п.

Как констатируют практики, использование двигательно-речевых игр малой/средней подвижности способствуют словесно-моторной координации, контролю за мышечным тонусом, развивают продолжительность речевого выдоха, помогают в нормализации темпа речи.

В своём проекте мы будем использовать игры, предложенные Волковой Г.А., а также нами будут разработаны на основе литературных текстов игры, решающие коррекционные задачи для этой категории детей.

Проводя подвижные игры в процессе развития словесно-моторной координации с заикающимися дошкольниками старшего возраста, необходимо помнить о формировании различных психических процессов и функциональных систем ребёнка в нормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся. Следует принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, их протекание познавательной деятельности, речи и моторной функции, эмоционального состояния.

Как мы уже отмечали, с заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные [4].

Как отмечает в своих трудах Г.А Волкова: «В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажками – дети передают общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью» [1,с 15].

Подвижные игры с сюжетом, по мнению Волковой Г.А., могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения. В первом случае каждый ребёнок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества [1].

Для закрепления активного поведения и речи следует проводить подвижные игры спортивно-развлекательного характера с использованием кеглей, игр с мячом, шарами, что будет способствовать общению детей и вне игровой деятельности [3].

Все подвижные игры с правилами имеют коррекционный эффект, так как способствуют формированию у детей с заиканием организованного поведения, самостоятельности, инициативы, выдержки, решительности.

Чек-лист рекомендаций по отбору подвижных игр при работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста в процессе развития словесно-моторной координации.

Ориентируясь на труды В.И. Рождественской и А.И. Павловой при составлении рекомендаций по отбору подвижных игр для развития словесно-моторной координации детей с заиканием использовали следующий алгоритм работы – подбор игр по:

  • снятию мышечного напряжения, провоцирующего повышенный тонус и напряжение речевого аппарата;
  • по развитию речевого дыхания;
  • по развитию голосового аппарата;
  • по координации слова с движением.

При этом необходимо учитывать, что переход от одного этапа игр к следующему должен быть постепенным, с каждым этапом усвоения предыдущий этап обязательно включается в следующий этап, до непосредственного участия детей с заиканием в играх малой и средней подвижности.

Также, при составлении чек-листа мы учитываем, что не все подвижные игры способствуют облегчению речи заикающихся. Так, «Горелки», «Гуси-гуси», «Догони свою пару» и др., усложняют речь ребёнка, так как связаны с их большим эмоциональным возбуждением, физическим напряжением. Поэтому такие игры, лучше использовать для закрепления навыков правильной речи и поведения ребёнка в усложнённых условиях, после того как он научится плавно говорить [4].

Акцент при отборе должен выстраиваться на методику поэтапной коррекции заикания. Все подвижные игры при проведении коррекционной работы разделены на 5 этапов и реализуются постепенно. Особый акцент мы делаем на этапе сопряжённой речи и вопросительно-ответной речи.

Именно на этих этапах происходит активное усвоение просодических компонентов речи, таких как: темп, ритм, мелодика, интонация, выразительность, паузы, логические ударения. По мере продвижения в этом направлении коррекционной работы дети учатся плавно сливать слоги, слова друг с другом.

Следовательно, подбор стимульного речевого материала должен решать ряд коррекционно-развивающих задач:

  • развитие длительного речевого дыхания;
  • просодических компонентов речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • восприятия;
  • памяти;
  • активизация словаря;
  • совершенствование общей моторики;
  • координации движений;
  • развитие мышечного тонуса;
  • мимической мускулатуры.

Кроме того, стимульный речевой материал является материалом для будущего самостоятельного развёртывания игры.

Речевой материал для словесно-моторной координации может быть применён при хоровом произнесении детей заикающихся и детьми, не имеющих речевых проблем такого характера.

Обязателен учёт в подборе игр повторяющихся ритмических рисунков слогов, слов, фраз.

Также необходим учёт стимульного игрового материала (мяча, кегли, шара, каната и т.д.) при создании обстановки координирования движения слова, фраз с предметом.

На этапе работы с вопросительно-ответной речью с использованием игр малой и средней подвижности необходимо учитывать, что во время проведения игр необходима зрительная ориентировка на участника игрового диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных, сопутствующих движений, точное употребление жестов, мимики, а также формирование умения выслушать собеседника, ответа ему только после полностью заданного вопроса, задавания своего вопроса только после завершения речи другого ребенка.

В результате применения подвижных игр в коррекционно-развивающей работе, направленных на развитие словесно-моторной координации, корригируется речевая функция заикающихся детей.

Литература:

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: книга для логопедов. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург: Детство–Пресс, 2003. 240 с.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 272 с.
  3. Выгодская И.Б., Пелленгер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопедов. М.: «Просвещение»», 1993. 223 с.
  4. Рождественская В.И., Павлова А.И. Подвижные игры для заикающихся дошкольников. М.: Просвещение, 1967. 63 с.
  5. Овчинникова Т.С., Позднякова Н.В., Вайполина М.О. Заикание: игры и игровые упражнения для работы с дошкольниками. Издательство «Каро», 2018. 400 с.

The use of outdoor games when working with stuttering children of senior preschool age in process of developing verbal-motor coordination

Subbotina E.A.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rud Natalia Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. The article discusses the correction of the speech function of stuttering children in the process of using outdoor games in correctional and developmental work that contributes to the development of verbal-motor coordination. The author offers a checklist of recommendations for the selection of outdoor games and the principles of organizing outdoor games with stuttering children of senior preschool age.

Keywords: stuttering, degrees of stuttering, symptoms of stuttering, principles of selection of mobile game material, mobile games.

Literature:

  1. Volkova G.A. Game activity in the elimination of stuttering in preschoolers: a book for speech therapists. 2nd ed., add. and reprint. St. Petersburg: Detstvo-Press, 2003. 240 pages.
  2. Volkova G.A. Logopedic rhythmics: studies. for students. higher. studies, institutions. Moscow: Humanit. ed. center VLADOS, 2002. 272 pages.
  3. Vygodskaya I.B., Pellinger E.A., Uspenskaya L.P. Elimination of stuttering in preschoolers in game situations. A book for speech therapists. Moscow: «Enlightenment», 1993. 223 pages,
  4. Rozhdestvenskaya V.I., Pavlova A.I. Outdoor games for stuttering preschoolers. Moscow: Prosveshchenie, 1967. 63 pages.
  5. Ovchinnikova T.S., Pozdnyakova N.V., Vaipolina M.O. Stuttering: games and game exercises for working with preschoolers. Karo Publishing House, 2018. 400 pages.