Аннотация. Побуждающим источником для формирования коммуникативной компетенции у детей с задержкой психологического развития служит игра, в которой можно оказать воздействие на компоненты, составляющие коммуникативные умения. В статье раскрываются параметры, определяющие значимость каждого компонента и эмпирические показатели его сформированности. Практическое содержание статьи поможет учителям начальных классов в решении задач развития коммуникативных УУД в игровых ситуациях, которые можно использовать в качестве дополнительного материала во время урочных занятий или при организации внеурочной деятельности и воспитательной работы.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, игра, игровые ситуации, младшие школьники, задержка психического развития.

В настоящее время в образовательных организациях появляется всё большее количество учащихся, нуждающихся в особых образовательных условиях, в число которых входят дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Наблюдая на практике за детьми, имеющими когнитивные нарушения, мы пришли к следующим выводам о ресурсах благоприятного развития младших школьников с ЗПР:

  1. у детей преобладают в развитии практические, двигательные и эмоциональные сферы;
  2. дети проявляют интерес к социальным отношениям, думают и наблюдают в процессе игры;
  3. учащиеся с ЗПР ориентируются на положительную оценку и одобрение окружающих.

Исходя из наблюдений можно сказать, что недоразвитие у учащихся с ЗПР коммуникативной компетентности является явной преградой, как для социальной адаптации, так и для формирования ощущения психологического комфорта. ФГОС НОО требует сформированности у младших школьников универсальных учебных действий, в число которых входят коммуникативные умения. Однако для обучающихся с ЗПР характерен слабый уровень владения коммуникативными навыками по причине того, что без систематической поддержки со стороны учителя, классного руководителя дети овладеть ими не могут.

Исследований по данной проблеме немного, в основном авторы рассматривают коммуникативные особенности и трудности дошкольников с ЗПР. С.И. Чаплинская изучала речь как способ коррекции коммуникативной компетентности у детей с ЗПР. Л.Р. Мунирова изучала дидактические игры как инструмент формирования коммуникативных умений. Т.З. Стёрнина написала работу о том, как дети с ЗПР воспринимают эмоции и чувства других людей. Подводя небольшой итог можно сказать, что проблема исследования особенностей и подбора путей формирования коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов с ЗПР остаётся актуальной.

Для определения уровня развития коммуникативной компетентности младших школьников с ЗПР, О.С. Степина выделила три компонента: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Были определены параметры сущности компонента, а также эмпирические показатели (см. табл.1) [4].

Таблица 1. Компоненты коммуникативных умений 

Компонент коммуникативных умений

Параметры, определяющие суть компонента

Эмпирические показатели, сформированности параметра

Информационно-коммуникативный

1) Умение воспринимать информацию;
2) Умение передавать информацию.

1) Внимание к сообщениям учителя и товарища, стабильность процесса восприятия информации;
2) Умение выразить мысль и просьбу, полнота сообщения.

Интерактивный

1)  Умение взаимодействовать с окружающими людьми, в процессе деятельности;
2)  Готовность к коммуникации.

1) Совместное планирование предстоящей деятельности, партнёрство;
2) Отсутствие конфликтных ситуаций;
3) Умение ориентироваться в ситуациях общения;
4) Социовалентность.

Перцептивный

1) Понимание и восприятие другого человека;
2) Восприятие межличностных отношения.

1) Понимание отношения другого к себе;
2) Понимание эмоционального состояния другого;
3) Значимость для ребёнка данных отношений;
4) Способность к выделению личностных характеристик товарища.

Одно из самых ценных дарований для человека – это возможность и умение говорить, выражать эмоции с помощью слов, описывать чувства, охватывающие нас в совершенно различных конъюнктурах. Информационно-коммуникативный компонент проявляется в умении ребёнка воспринимать и передавать информацию. Одной из причин недостаточной сформированности у детей с задержкой развития коммуникативных навыков является недоразвитие речи, что также было отмечено на практике. Во время попыток принятия участия в игре, в которую ребёнка с ЗПР вовлекали дети, он не выражал эмоции с помощью слов. Было очевидно по реакции тела, тому, как он начал прыгать и хлопать, что ему нравится быть частью игры. Однако в какой-то момент ребёнок «закрывался» и заканчивал свою деятельность, отходя от ребят.

Учителю очень важно быть уверенным в причине, по которой ребёнок не использует речь как средство передачи информации. Речь напрямую зависит от мыслительных процессов, которые у детей с ЗПР отстают от норм развития. Появляются проблемы с сенсорной и моторной речью. Сенсорная (импрессивная) речь отвечает за понимание и восприятие, поэтому при возникновении нарушений в сенсорной зоне коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, ребёнок слышит слова, но не понимает. Моторная речь (экспрессивная) отвечает за воспроизведение слов. В этом случае ребёнок понимает, что ему говорят, однако произносит лишь неразборчивый набор звуков. Во время коррекционной работы с детьми с ЗПР можно дать задание заучивать короткие стихи, что окажет положительное влияние на сенсорную речь. Если проблема заключается в понимании смысла, то акцент делается на объяснении, т.е. важно сначала показать ребёнку на практике значение слова, и только потом просить использовать его.

Для исправления развития звукопроизношения и фонематического слуха требуется немало времени, в течение которого необходимо выполнять с ребёнком упражнения. Для подготовки к упражнениям выполняется артикуляционная разминка, а также дыхательная гимнастика. В работе над дыханием и автоматизацией звуков можно использовать следующее упражнение.

Упражнение на автоматизацию звука «ж»

Оборудование: карточки с картинками, прищепки, язычки-дуделки.

Содержание: на столе разложены карточки с картинками, скрепленные прищепками. Ребёнку необходимо сбить картинку, если в этом слове есть звук «ж», пуская воздух в язычек-дуделку.

После разминки проводится ряд упражнений. Ребёнку предлагается проговорить прямые слоги со звуком «ж», слова, где этот звук в середине, конце, начале слова или повторить словосочетания и предложения. С целью развития коммуникативных умений рекомендуется проводить подобную работу в парах или группах. Учащимся предлагается совместно составить предложение, используя слова с указанным звуком.

Нельзя забывать, что мы живём в мире технологий, которые активно прогрессируют в настоящее время. Для развития у младших школьников с ЗПР речи можно также применить робототехнический набор «Matatalab». При работе с данным оборудованием у детей развивается пространственная ориентировка и логическое мышление. Младшие школьники с ЗПР способны ориентироваться на алгоритмы и пошаговые схемы деятельности. Одним из ресурсов развития детей с ЗПР служит игра. Внимание может быть произвольным, если появляется игровая мотивация. Для развития у младших школьников интерактивных компонентов коммуникативных умений, можно предложить детям проложить путь до аттракциона совместно, а затем по очереди проговорить путь.

Ход игры: игровое поле представлено в виде парка развлечений. Учитель объяснят, к какому аттракциону нужно прийти, а учащиеся совместно прокладывают путь, при этом объясняя и проговаривая каждый шаг (повернуть налево, обойти светофор, обойти куст (преграды), два шага вперёд и т.д.). Далее один из учеников продумывает путь до аттракциона, а затем рассказывает партнёру, как до него дойти. Второй участник должен «пройти» и назвать это аттракцион.

Коммуникативная игра – совместная работа детей, в которой они самовыражаются, сотрудничают, находятся в позиции «на равных». В работе по развитию коммуникативных навыков также можно применить интерактивные кубы IMO-Learn. Их можно использовать для организации пространства в круг, полукруг или методом случайной рассадки.

Можно применять на кубах всё разнообразия коммуникативных игр, например, организовать игру «Волшебный ящик». В предложенной игре дети могут использовать свой актёрский талант и умение понимать символические жесты и движения. Игра служит хорошим разогревом и интересно побуждает детей сосредоточить внимание на группе.

Ход игры: дети садятся в круг, в центре которого лежит волшебный ящик. Одному ученику предлагается подойти к ящику и вытащить из него воображаемый предмет, не произнося ни слова. Его задача объяснить и показать, что он вытащил, пользуясь лишь жестами. Если кто-то догадывается о том, какой предмет был извлечён, то он может спросить об этом показывающего, так чтобы никто не услышал, и в том случае, если ответ верный, присоединяется к объяснению. Игра продолжается до тех пор, пока все не отгадают предмет.

Ещё один вариант использования интерактивных кубов – подключение программного обеспечения, в котором учитель может создать множество разнообразных игр. С целью достижения не только коммуникативных задач, но и образовательных, учащимся предлагается поиграть в игру «Анаграмма».

Инструкция: учащиеся должны поставить в правильном порядке буквы, составляя слово, изображённое на картине. Поворачивая куб на себя или от себя, можно поменять букву в указанной части. Для того, чтобы перейти из одной части в другую, необходимо перевернуть куб вправо или влево.

Ход игры: Учитель даёт задание: «определите время года на изображении и составьте слово, переворачивая кубы». Учащиеся работают в паре. Они должны согласовать и договориться, кто за какой куб отвечает и каким образом будут действовать.

Перцептивный компонент коммуникативных умений немаловажен. Он подразумевает под собой образное восприятие ребёнком себя, других людей и социальных взаимоотношений в целом. Мы можем учить детей сочувствию и развивать в них открытость, научить детей принимать решения, как самостоятельно, так и команде.

Достичь этого можно, научив их ставить себя на чужое место и пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Для достижения этих задач предлагается игра «Король класса», которая позволяется детям занять определённую позиции по отношению к собственным правилам и чужим. Каждый ребёнок придумывает собственные правила, которых они хотели бы придерживаться в классе и записывает их на листе бумаги. Правила должны гласить об уважении друг к другу, необходимости оказания помощи, возможно введение новых традиций. Далее каждый ребёнок зачитывает свои правила. После игры организовывается беседа, в ходе которой учитель задаёт ребятам вопросы: «Какое из твоих правил кажется тебе особенно важным?»; «Чьи правила тебе понравились больше всего? Чьи меньше? Почему?» и так далее.

Для развития перцептивного компонента также можно применить игру «Угадай эмоцию», с использованием программного обеспечения интерактивных кубов. Игра создается на основе задания «Сортировка».

Ход игры: на экране появляются изображение разных эмоций. Задача учащихся – по картинке определить эмоции и классифицировать их в соответствующие группы. Для того, чтобы распределить картинки по категориям, необходимо поставить куб той гранью вверх, которая указана в категории. Далее детям предлагается изобразить эмоцию с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Учитель просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Хорошим импульсом для развития открытости и чувства значимости, может послужить игра «Любимые вещи». Дети делятся по трое. В ходе игры они рисуют на листочках бумаги значимую для них вещь, после чего обсуждают её в своих группах. Вещь может отражать что-угодно, будь то предмет, место, человек или любимый питомец. Единственный критерий – вещь должна быть ребёнку по-настоящему дорога. После окончания игры учитель помогает детям выразить и обсудить свои впечатления. Проводится беседа, в которой они делятся своими ощущениям, рассказывают, что им запомнилось и нашлись ли вещи, которые одинаково дороги многим ребятам. Данная игра также способствует укреплению единства группы.

Для формирования у младших школьников с ЗПР коммуникативной компетентности необходимо организовать оптимизированную программу работы, которая требует правильного выбора методического обеспечения. Исследование проблемы данной темы заинтересовало и замотивировало на создание продукта: программа воспитательной работы по формированию коммуникативной компетенции у детей с ЗПР в 4 классе с разработкой методического обеспечения программы для учителей (сборник коммуникативных игр, направленных на формирования различных коммуникативных умений, конспекты воспитательных мероприятий и методические рекомендации для учителя по применению данных материалов в работе классного руководителя). Цель программы воспитательной работы состоит в обеспечении подхода к формированию и развитию у младших школьников с ЗПР коммуникативных умений и навыков. В методическом пособии для учителей будут собраны разнообразные задания, игры и упражнения, в том числе интерактивные.

Нельзя забывать, что ЗПР-это не приговор. И мы с вами занимаемся делом, которое помогает убедиться в этом не только детям, но и родителям, а поддержка родителей самая ценная и значимая для ребёнка. При создании необходимых благоприятных условий развития и обучения детей с задержкой развития, возможна реализация всех намеченных задач и целей. А наша цель, как у будущих учителей, одна. Видеть реализованного в образовательной сфере и, что самое главное, счастливого ребёнка.

Литература:

  1. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 205 c.
  2. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. Москва: Юрайт, 2019. 236 c.
  3. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Москва: УЦ «Перспектива», 2007. 96 c.
  4. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Степина Ольга Сергеевна; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2009. 22 c.

Formation of communicative competence in younger schoolchildren with ZPR in game situations

Asoyan I.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolokolchikova Ekaterina Sergeevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The motivating source for the formation of communicative competence in children with ASD is a game in which it is possible to influence the components that make up the communicative skills. The article reveals the parameters that determine the significance of each component and its empirical indicators of formation. The practical content of the article will help primary school teachers in solving the problems of developing communicative skills in game situations, which can be used as additional material during scheduled classes or when organizing extracurricular activities and educational work.

Keywords: communication skills, communicative competence, game, game situations, junior schoolchildren, mental retardation.

Literature:

  1. Kolmogorova L.A. Formation of communicative competence of personality. Barnaul: AltGPU, 2015. 205 pages.
  2. Miklyaeva N.V. Fundamentals of correctional pedagogy and correctional psychology: education and training of children with mental retardation. Moscow: Yurayt, 2019. 236 pages.
  3. Pilipko N.V. Invitation to the world of communication. Developmental psychology classes for junior classes. Moscow: UC «Perspektiva», 2007. 96 pages.
  4. Stepina O.S. Pedagogical technology of formation of communicative skills of younger schoolchildren with mental retardation on the basis of educational interaction: specialty 13.00.03 «Correctional pedagogy (sign language pedagogy and typhlopedagogy, oligophrenopedagogy and speech therapy)»: abstract of the dissertation for the degree of candidate. 22 pages.