Аннотация. Проблема эмоциональной культуры человека остаётся актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Свидетельством все возрастающего интереса исследователей к человеческим эмоциям является возникновение понятия «эмоциональный интеллект». Это абсолютно необходимый компонент профессиональной компетентности учителя. Без него невозможны экологичное взаимодействие с учениками и их родителями, коммуникации с коллегами, профессиональный рост.

В данной статье внимание сосредоточено на метакомпетенциях, обеспечивающих эффективность в межличностном общении и профессиональной деятельности представителей социономических (помогающих) профессий – педагогов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, профессиональное выгорание.

Актуальность исследования обусловлена регулярными преобразованиями в методах межличностных коммуникаций. За последнее время условия человеческого общения были подвержены глобальным изменениям.

Развитие научно-технического прогресса в части появления мобильных телефонов, ноутбуков и различных переносных электронных устройств оказало влияние на то, что межличностные контакты ограничились рамками общения посредством социальных сетей, взаимодействие сместилось в сторону дистанционной коммуникации между собеседниками, когда отсутствует непосредственный визуальный и голосовой контакт в виде интонации человека. Взаимодействие «лицом к лицу» исчезло. Эмоциональный интеллект представляет собой существенную составляющую когнитивных способностей любой личности, в особенности педагога. С учетом преобразований в методах человеческого взаимодействия претерпевает изменения и эмоциональный аспект межличностного общения. Человеческое взаимодействие все больше ограничивается знаками и символами, а электронные гаджеты, в свою очередь, становятся каналами передачи информации. Такое положение дел оказывает отрицательное влияние на содержание речи и силу ее эмоционального содержания, которую собеседник пытается передать во время диалога.

В этой статье мы хотели бы сосредоточиться на метакомпетенциях, обеспечивающих эффективность в межличностном общении и профессиональной деятельности представителей социономических (помогающих) профессий – педагогов.

Первые исследования эмоционального интеллекта проходили в 60-х годах прошлого века, а основные исследования пришлись на 80-е годы. В 1990 году Джон Майер и Питер Саловей представили целостную концепцию «эмоционального интеллекта».

Данная группа ученых совместно с Дэниелом Гоулманом, являющимся довольно известной личностью в России, входит в «тройку лидеров» по изучению эмоционального интеллекта. Авторы определили это понятие следующим образом: «это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять их, включать эмоции и мысли, регулировать свои собственные чувства и эмоции других». Эмоциональный интеллект – это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличается от обычного интеллекта.

Дэниел Гоулман классифицировал понятие эмоциональный интеллект по пяти следующим компонентам:

  1. Самопознание (человек распознает свои собственные эмоции и понимает, как они влияют на его мысли и поведение, он знает, что у него есть свои сильные и слабые стороны, самооценка).
  2. Саморегуляция (человек может контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, проявлять инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам).
  3. Мотивация (человек понимает и представляет свою цель, четко добиваясь следующего шага на пути к ее реализации).
  4. Эмпатия (человек знает, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и наставлять других людей).
  5. Социализация (человеку удается понимать чувства, потребности и проблемы других, осознавать, правильно интерпретировать невербальные сигналы, чувствовать себя комфортно в обществе, определять статус человека в группе для разрешения конфликтов).

Педагогическая деятельность – это воздействие учителя в формате воспитательного и обучающего характера на обучающегося, представляющее собой фундамент для интеллектуального и деятельностного развития в целях его самосовершенствования.

Предметом педагогической деятельности выступает организация учебной деятельности обучающихся, ориентированная на развитие у них социокультурного взаимодействия в качестве базиса для дальнейшего гармоничного совершенствования личности. Инструментами педагогической деятельности выступают теоретические и практические знания.

Эмоциональный интеллект способствует развитию процессов регулирования собственными эмоциями. В случае отсутствия у преподавателя умений по руководству и управлению своими эмоциями, у него не получится руководить другими. Он не сможет распознать чувства и желания обучающихся, принимать решения с их учетом. Развитие эмоционального интеллекта является ключевым фактором достижения высокой профессиональной квалификации человека и гармоничных взаимоотношений во всех сферах педагогической деятельности.

Учитель – это человек, которому необходим высокий уровень эмоционального интеллекта. Педагог ежеминутно испытывает сильный эмоциональный стресс. Но задача учителя – помочь ребенку вырасти в развитую, самодостаточную личность. А это значит, что необходимо повышать эмоциональный интеллект детей.

Высокий уровень эмоционального интеллекта поможет избежать многих проблем, важнейшей из них является профессиональное выгорание преподавателя. Профессиональное выгорание является актуальной и острой проблемой. Эмоциональный и физический стресс вызывает усиление серьезных симптомов и оказывает влияние на качество работы и разрушает личность учителя. Он обладает способностью проявляться в абсолютной апатии, нежелании творчески работать. Могут возникнуть раздражительность и нетерпимость, которые бывает трудно, а иногда и невозможно, сдержать. Бывает, что у учителя падает самооценка, он теряет интерес к жизни, семье, каждый раз настраивает себя на неудачу, начинает бояться руководства или родителей обучающихся.

Выделяют три ключевых этапа профессионального выгорания у учителей:

  1. у педагога происходят нарушения в процессе осуществления основных функций, неконтролируемого поведения;
  2. снижается заинтересованность к трудовой деятельности, уменьшается желание в межличностных коммуникациях; появляются мигрени в вечернее время; растет частота заболеваний; усиливается раздражительность;
  3. происходит полноценное выгорание личности, всецелая потеря заинтересованности к трудовой деятельности, апатия, абстрагирование от общения с другими людьми, присутствие полного упадка сил.

Для чего учитель должен развивать эмоциональный интеллект:

  1. Чтобы контролировать свои эмоции и чувства.

Учителя – это не роботы. Они тоже испытывают гнев, неудовлетворенность, раздражительность, могут многое принимать близко к сердцу и руководствоваться эмоциями при принятии решений. Все это имеет возможность остаться без внимания коллег и учеников, но для самого преподавателя это не остается незамеченным. Негативные эмоции накапливаются, и порог стресса становится все меньше и меньше. В этом случае высокий эмоциональный интеллект служит для «рационализации» эмоций, чтобы понять причины эмоционального шока и сделать более объективные выводы. Развитый на высоком уровне эмоциональный интеллект будет способствовать легкому обнаружению причинно-следственных связей и борьбе с истинными причинами негативных эмоций, а не их последствиями.

  1. В целях лучшего понимания эмоции и чувств обучающихся.

Собственно, это касается вообще всех людей, которые входят в его круг общения. В этом случае важно, чтобы учитель мог прочитать реакцию ребенка на то, что ему сказали, и на то, что происходит в классе, чтобы адекватно оценить его мотивацию и невербальные признаки.

  1. Чтобы научиться правильно разрешать конфликты.

Учителям нужно их решать. Конфликты могут возникать при общении с руководством, коллегами, родителями и учащимися. Худшее, что может сделать учитель, – это искать взаимных обвинений и компромиссов, которые в итоге никому не подходят. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, не только успешно разрешают свои конфликты, но и помогают это делать другим, что очень важно и необходимо для учителя.

  1. Чтобы повысить эффективность коммуникации.

Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом лучше расставляют приоритеты в общении, они могут сами объяснить свои эмоции и чувства, не склонны к предвзятости и не возлагают больших ожиданий на других людей.

Эмоциональный интеллект учителя влияет на:

  1. успеваемость обучающихся и эффективность трудовой деятельности учителя;
  2. физическое здоровье;
  3. психическое состояние;
  4. взаимоотношения.

На самом деле учителя с низким уровнем эмоционального интеллекта чаще всего оценивают ученика, основываясь на «правильности» его знаний и действий, без учета его психологического состояния и чувств. Учитель своим поведением может помочь ребенку правильно осознать и выразить свои чувства, тем самым развивая индивидуальность ребенка.

Агрессивность, доминирование – характерные особенности поведения преподавателей склонных к собственной переоценке, обладающих чрезмерно высоким уровнем притязаний. Учителя, обладающие такими характеристиками в поведении, зачастую пытаются соперничать с другими представителями коллектива и стремятся быть лидерами, проявляют жестокость в коммуникации с обучающимися, подавляя их индивидуальность.

Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам, которым можно научиться. Как это сделать?

Ниже представим основной список предложений, которые могут способствовать повышению Вашего собственного эмоционального интеллекта:

  • наблюдайте за своими эмоциями – сделайте это, четко сформулируйте эмоцию, назовите ее и подумайте о том, что ее вызвало;
  • почаще напоминайте себе, что эмоции сиюминутны и могут быть не лучшей основой для принятия решений. После эмоциональной встряски сделайте паузу, прежде чем принимать решение;
  • не вмешивайтесь в конфликты других людей в рабочей среде;
  • принимайте отрицательные эмоции как вариант нормы;
  • применяйте приёмы активного слушания;
  • распознавайте эмоции и страхи других людей. Никогда не обесценивайте чувства других;
  • если вы хотите сказать что-то негативное, остановитесь и замените все негативные слова положительными;
  • начните хвалить других людей, если ещё не делаете этого;
  • начните применять арт-технологии.

Таким образом, непрерывное развитие эмоционального интеллекта педагога не только облегчает общение и повышает его эффективность, но и улучшает эмоциональное состояние в целом – предотвращает появление гнева, раздражительности, стресса и профессионального выгорания. В реальной жизни эмоциональный интеллект имеет очень высокую ценность. Как бы ни была названа способность понимать и контролировать себя, стремиться к целям, сочувствовать другим и эффективно взаимодействовать с обществом, очевидно, что это ценный навык, полезный в педагогике.

Литература:

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 78-86.
  2. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. 301 с.
  3. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами. Вектор; СПб.: 2013. 180 с.
  4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 29-36.
  5. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. С 32 Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 76 с. (Методы психологии).

Emotional intelligence in the professional activity of primary school teachers: resources and risks

Markina A.S.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Alekseeva Elena Aleksandrovna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The problem of human emotional culture remains relevant throughout the history of human society. Evidence of the increasing interest of researchers in human emotions is the emergence of the concept of «emotional intelligence». This is an absolutely necessary component of a teacher's professional competence. Without it, eco-friendly interaction with students and their parents, communication with colleagues, and professional growth are impossible.
In this article, attention is focused on meta-competencies that ensure effectiveness in interpersonal communication and professional activity of representatives of socionomic (helping) professions – teachers.

Keywords: emotional intelligence, components of emotional intelligence, professional burnout

Literature:

  1. Andreeva I.N. Emotional intelligence: a study of the phenomenon. // Questions of psychology. 2011. № Page: 78-86.
  2. Goleman D. Emotional leadership: The art of managing people based on emotional intelligence. / D. Goleman, R. Boyatsis, E. McKee; Translated from English. Moscow: Alpina Business Books, 2018. 301 pages.
  3. Lemberg B. Emotional intelligence: how the mind communicates with feelings. Vector; St. Petersburg; 2013. 180 pages.
  4. Lyusin D.V. Modern ideas about emotional intelligence. // Social intelligence: Theory, measurement, research / edited by D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2012. Page: 29-36.
  5. Sergienko E.A., Vetrova I.I. With 32 Test J. Meyer, P. Salovey, D. Caruso «Emotional intelligence» (MSCEIT v. 2.0): Manual. Moscow: Publishing House «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2010. 176 pages. (Methods of psychology).