Код уникальной десятичной классификации: 330.8

Аннотация. Проводимая государем Петром I политика, сыграла определенную роль в становлении русской экономической мысли. В работе предпринят анализ социально-экономической политики и реформации государственного обустройства, коснувшийся всех жителей государства. Осмыслены и изложены предпосылки и условия экономических реформ. Рассмотрены и раскрыты основные аспекты социально-экономической политики протекционизма и меркантилизма, на которых автор акцентирует внимание, как на возможности экстраполяции положительного опыта в современных, сложных, «санкционных» реалиях.

Ключевые слова: Петр1, экономическая политика, реформы Петра, экономическая история России.

В настоящее время отечественными и зарубежными учеными внесен весомый вклад в изучение периода масштабных преобразовании Петра I Великого, которые несомненно обогатили наши знания. Вместе с тем, следует отметить, что экономической политике, в частности промышленно-торговой, уделено внимание не в полной мере, хотя в отечественных библиотеках имеются уникальные материалы и другие документы экономической реформации Петра 1, которые позволяют создать фундаментальные исследования в этой области.

Особая актуальность темы нашего исследования связана с современной действительностью (жесткие санкции, прокси война и другие трудности с «недружественными странами») в которых находится наше государство. Как мы полагаем (на основании изученных материалов), экономической политике России необходимо избежать крайностей, таких как экономической замкнутости путем квотирования и тарификации, которая приводит к разрыву экономических отношении, вместе с тем излишне-широкой открытости. Вместе с тем держать баланс и политику умерено-протекционистского толка, по аналогии эпохи Петра 1.

На основании вышеизложенного, а также с учетом социально-экономической значимости и относительной не разработанностью определенных аспектов экономической политики Петра I, был предопределен выбор темы нашего исследования: «Ретроспектива и современные тенденции социально-экономической политики Петра I».

Целью нашего исследования является изучение экономических взглядов Петра I, последствия и значение экономической политики государя, а также возможность экстраполяции положительного опыта, в современных реалиях.

Были поставлены следующие задачи исследования:

  • изучить взгляды и мнения историков на проводимую Петром 1 экономическую политику;
  • осмыслить предпосылки и условия масштабных преобразований эпохи Петра1;
  • осветить особенность политики протекционизма в России;
  • охарактеризовать значение и сущность политики меркантилизма, и ее роль в поддержке предпринимательства;
  • исследовать проблемные вопросы в финансовой сфере.
  • проанализировать возможность экстраполяции положительного опыта, в современных реалиях.

Таким образом, объектом нашего исследования стала экономическая политика и модернизация торговли, финансов и промышленности, предметом исследования – комплекс противоречивых процессов в экономике и попытки формирования рыночных отношений в России, в контексте модернизации всего аппарата государственного управления.

Методологической основной исследования стала диалектика, как наиболее общий познавательный метод, а также базирующиеся на ней специальные и общенаучные методы: логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой, так же системный и междисциплинарный подход. Кроме того, были использованы такие частные методы как: историко-сравнительный, историко-системный и историко-генетический.

Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучаемой проблематикой, в частности: Соловьев С.М., Горяйнов С.Г., Егоров А.А, А.Б., Деревянко А.П., Шабельникова Н.А, Орлов А.С, Варенцова Л.Ю., Богославский М.М. Юдина Т.Н., Чекмарёв В.В., Анисимов Е.В., Платонов Д.Н., Варава А.О., Терещенко А.А., Филюшкин А.И., Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацило М.К., М.С. Андерсон, Б. Самнер, А. Атман и К .Каллебенц. В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин.

Как среди профессиональных историков, так и в социуме с конца XVII века по настоящее время существуют неоднозначные, можно сказать диаметрально противоположные мнения о личности Петра I, соответственно так же о проведённых им преобразованиях. Вместе с тем следует отметить, что какими бы не были суждения и точки зрения исследователей, бесспорным остается то, что период правления Петра I в истории России является крайне важным, разделившим историю нашего государства на «допетровскую» и «после петровскую эпоху». «Краеугольным» по сегодняшний день остается вопрос, – «Какой ценой?». Официальная отечественная историография, придерживается линий – «выдающийся государь, задавший вектор развития России». Здесь, полагаем уместным и разделяем мнение президента России В.В. Путина, который в интервью «Financial Times» пояснил, из когда-либо правивших государственных лидеров в мире, личность и масштабы Петр1 восхищают больше всех [16].

К числу апологетов экономической политики, проводимой государем, относится известный отечественный историк С.М. Соловьев, который восторгался преобразованиями Петра I и характеризовал так: «…народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился» [15, c. 541-549]. В этом же ключе высказывался другой известный историк С. Ф. Платонов, который считал, что стремление развить на Руси промышленность, торговлю, флот и тем самым указать на новые источники капитала, в этом и заключался ключ к экономическим реформам Петра I. В той или иной степени положительно к экономической политике относились другие известные историки: Н.И. Павленко, Е.В. Тарле, В.И. Буганов, Н.Н. Молчанов и др.

Вместе с тем, некоторые известные историки, такие как В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, П.Н. Милюков высказываются об экономических преобразованиях Петра I критически. По мнению Н.В. Каменского, Н.В. Анисимова экономическая политика в период правления Петра I носила до «крайности» противоречивый характер.

Прежде чем приступить к исследованию экономической политики, проведем ретроспективный анализ предпосылок и условий в этой области петровской эпохи и отметим геополитический статус России, как государства в конце XVII века. В это время в Нидерландах происходит промышленная революция в экономике, возникают капиталистические отношения и рыночная экономика в Англии, которая позволяет опередить далеко вперед другие государства, по экономическо-политическому развитию. Российская экономика являлась наиболее отсталой по всем направлениям [4]. Одним из основных факторов неразвитости России, была прямая зависимость от «золотой орды» на протяжении более двух столетий. Другой немало важной причиной, являлся этап прохождения раннефеодальной разобщенности, который затруднялся в силу размеров обширных необъединённых территории. Следующей немаловажной причиной, которая затрудняла торгово-промышленные и дипломатические отношения с западными державами, являлось отсутствие современного флота и морских гаваней. Кроме этого, к концу XVII века Россия не в полной мере восстановилась от интервенции «Речи Посполитой», которая хотела воспользоваться внутренней междоусобицей правящего сословия России в период «Смутного времени», последствиями которого стала разорение некоторых северо-западных и юго-западных территории, а также центра государства [5]. Что и явилось основным триггером к экономическим преобразованиям. Обобщая вышесказанное, выделим основные предпосылки и условия экономических преобразований Петра I: существенное отставание в развитии экономики, культуры, социальных отношений, западноевропейских стран; неразвитая промышленность, дефицит квалифицированных кадров во всех сферах; доминирование церковной культуры; отсутствие учреждений высшего, профессионального, военного образования, т.е. нет системы; отсутствия регулярной армий и флота; отсутствие выхода к морским гаваням; потребность перехода к абсолютной монархии, слабые позиции государства на мировой арене.

Экономическая политика Петра I базировалась на двух принципах:

1. Протекционизм, который подразумевает всяческую поддержку отечественной промышленности и производства, научной основой которого в некотором роде был «Новоторговый Устав» А.Л. Нащокина [12]. Так же за основы брались теоретико-экономические разработки западных стран в области государственного бюджета и финансов. Петр I сумел посредством протекционистских принципов и твердых фискальных инструментов добиться бездефицитного госбюджета. Хотя, в 1701 г. военные расходы составили 78,3% госбюджета России, а в 1724 г. 63% [8, с. 286]. Вместе с тем, отметим, что системной, научно-выверенной базы для экономической политики у Петра I не было, внимание экономике уделялось в перерыве от военных дел. Согласно концепции протекционизма, доказавшей успешность на примере Англии и Франции, вводимые высокие пошлины на импорт готовых изделий, приносили хорошую прибыль в казну, и осложняли жизнь коммерсантам запада. Иностранцы, видя некоторые просчеты в таможенной политике (которые бывают в любом деле, на начальном этапе) пытались навязать мнение государю (через приближенных) о несостоятельности и ошибочности политики протекционизма. Справедливости ради следует отметить, что просчеты были, контрабанда имела место, да и коррупция тоже присутствовала, но, несмотря на это, «рецепт протекционизма» был продуктивен. Особенностью протекционной политики Петра I являлось еще то, что он не сильно акцентировал внимание на промышленный экспорт и объяснялось это необходимостью обеспечить внутренний рынок, развивавшийся колоссальными темпами.

Вместе с тем, несмотря на хаотичность в принятии управленческих решений, отсутствии научной системы управления и глубоких знании в экономике, политика протекционизма Петра 1 «приносила плоды», поставленные задачи были выполнены. Фактический с нуля было создано производство и флот, на 100% потребностей была удовлетворена армия, создан университет, Академия наук, первые типографии и печатные газеты, научные экспедиции и зарубежная практика.

2. Меркантилизм, принцип экономической политики, подразумевающий активное государственное вмешательство во все процессы экономики и хозяйственную деятельность. Особенностью политики меркантилизма в России была в отличие от западной концепции (стремление к расширению экспорта), «русская мануфактура должна существовать и удовлетворять нужды государства» [10, с. 55-56], считал Петр I. Кроме этого, Петр I лично принимал активное участие и устанавливал пошлины на импорт железа, тканей и других товаров. Без пошлины ввозить можно было сырье для переработки, к примеру «щелк-сырец» и сахар из тростника для потребностей построенных заводов в России. Так же поддерживался государем торговый капитал, обратившийся к производственной сфере. На некоторые продовольственные и иные товары устанавливалась монополия государства, так в 1705 была установлена на соль и табак которые пополнили казну на 100% и 800% соответственно. На этом же принципе устанавливалась монополия на экспорт сырьевых ресурсов и хлеба. Монополия монетного дела и соответственно модернизация всей денежной системы, включая изготовление кожаных денег и чеканку золотых, серебряных монет. В соответствии институционально-экономическим воззрениям государя, в целях укрепления финансовой сферы, золото и серебро было изъято из внешней торговли, установлен запрет на вывоз золотых и серебряных монет за пределы отечества.

Экономические взгляды и политика в этой сфере Петра I, как мы выше отметили, подразумевали усиленное вмешательство, государственный контроль и государственное регулирование экономики. Однако, следует подчеркнуть, экономике уделялось не первостепенное значение. Государственное управление экономикой осуществлялось созданной Петром I, системой (дома-хозяйство), вместо приказов были учреждены Коллегии, в которую на начальном этапе входили:

  • управление горной промышленностью, также – фабриками, заводами, в общем, всей промышленностью осуществлялось «Берг и Мануфактур-Коллегиями»;
  • внешнеэкономическими связями и отношениями в торговле, а также верфями курировалось «Коммерц ведомство»;
  • армия и флот курировались «Военской-Коллегией» и «Адмиралтейским ведомством» [7];
  • сбором доходов для пополнения казны, а также оказанием поддержки сельскому хозяйству, ведало «Камер-Коллегия»;
  • за расходами же государства следила «Штатсконтор-Коллегия»;
  • контроль и наблюдение за ремесленниками и внутренней торговлей осуществлял «Главный Магистрат».

В дополнение к учреждённым ведомствам, по общегосударственному контролю, был создан институт сенаторских ревизий и армейских аудиторов.

В торговых вопросах Петр I так же придерживался протекционных принципов. Практиковалось принудительное распределение и направление грузового трафика. Так в начале XVIII века был установлен запрет на торговлю через Архангельск, товары перенаправлялись через Санкт-Петербург. Что спровоцировало коллапс в коммерческих операциях, так как в Санкт-Петербурге не было соответствующей инфраструктуры в виде больших складов, торговых бирж, терминалов и т.п. После этого правительство отменило свои запрет, но торговые пошлины взвинтили в 3 раза при торговле и транспортировке через Архангельск, а через Санкт-Петербург, наоборот, в 3 раза дешевле [13]. Кроме этого, в целях экономической поддержки и развития новой столицы, вошло в практику переселения из мест проживания, в Петербург семьей известных купцов. Очевидно, что не все смогли обжиться на новом месте и наладить предпринимательскую деятельность. Итогом этих непродуманных, принятых в спешке, решений стало разорение большого количества сильного ранее купеческого слоя «наполовину» [14].

Политика экономической модернизации проходила и в сельском хозяйстве. Хорошими темпами формировалась предпринимательская инициатива, в определенных селах заводилось «десятинная государева пашня [3]», «поташные промыслы» [3], были введены новые породы скота, построены различные винокурения, заводы, конюшни.

Заслуживает отдельного внимания решение по модернизации и финансированию сферы промышленности. Для инвестиционной привлекательности легкой и тяжелой промышленности был предпринят ряд мер. В частности, «кредиторам» допускалось освобождение от госслужбы. Кроме того, предоставлялась возможность получения беспроцентной ссуды, производственного оборудования, земля, здания и сооружения, отсутствие (на определенный срок) пошлины. Впечатляющая динамика развития наблюдается промышленности, в петровскую эпоху насчитывалось более двухсот тридцати трех мануфактур [9]. Здесь следует отметить, что промышленность была ориентирована на госзаказ, что изначально порождало неконкурентоспособность (в отсутствии необходимости совершенствоваться). Другим важным аспектом является, то, что промышленность была развита в технологическом плане, и упрочило геополитические позиции России, но в социальном плане модернизация по Руси кардинально отличалась от европейской промышленности. Отличие заключалось в использовании неэффективного рабского труда (на всех предприятиях работали крепостные), в то время как в развитых западноевропейских странах трудились вольнонаемные. Производственный формат, используемый государем, не подчинялся западноевропейским экономической теории. Такое «чудище» не соответствовало капиталистической технологий производства и по всем рыночным законам считалось нежизнеспособным, однако при государственной поддержке успешно практиковалось. Как известно это в дальнейшем привело к стагнации и экономической неэффективности.

Дискуссионным остается вопрос касательно налоговой системы Петра I, который выражается в том, что впервые в истории России была предпринята попытка научного подхода к установлению фискальной политики, на основе европейских принципов. Однако следует отметить, что вместе с тем, были внедрены и задействованы большое количество (больше тридцати) различного рода налогов (таких как «налог на бороду»), конечно же, это вызывало массу недовольств и более того не имело прецедентов в мировой практике. Некоторые налоги имели прямой, а не косвенный характер, были трудно или практический не выполнимы, так как не учитывали имущественного положения налогоплательщика, к примеру, один из главных налогов - «подушная подать» [2].

Резюмируя выше сказанное, отметим, что в практическом плане экономическая политика Петра I аналогична в некотором роде экономической политикой развитых капиталистических стран «запада». Однако политика в сфере экономики Петра I имела более объемное видение, в сравнении приверженцев теоретической трактовки меркантилизма западных стран. Также превышало в масштабах положение о сути капитала и способах его приумножения. Имеющиеся различия были продиктованы особенностями присущими России. Экономическая модернизация имела институтциальный характер, осуществлялась по западному образцу, охватывая все сферы жизнедеятельности государства, хотя отсутствовала сама система модернизации (новшества вводилась молниеносно и хаотично). Вместе с тем экономическая модернизация безусловно является выдающимся периодом Российского государства.

Social and economic policy of Peter I

Janteev I.T. student of 1 course of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Аnnotation.The policy pursued by Tsar Peter I played a certain role in the development of Russian economic thought. The paper undertakes an analysis of the socio-economic policy and the reformation of the state arrangement, which affected all the inhabitants of the state. The preconditions and conditions of economic reforms are comprehended and stated. The main aspects of the socio-economic policy of protectionism and mercantilism are considered and disclosed, on which the author focuses attention, as on the possibility of extrapolating positive experience in modern, complex, «sanctions» realities.
Keywords: Peter I, economic policy, Peter's reforms, economic history of Russia.