Аннотация. Статья посвящена анализу необходимости изучения финансовой грамотности в школе.

Ключевые слова: финансовая грамотность; анализ необходимости; студенческая точка зрения.

В 2015 году международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s исследовало уровень финансовой грамотности в разных странах, в частности и в России. Оказалось, что по данному важнейшему показателю Россия находится на одном уровне с Мадагаскаром, Камеруном, Кенией, ОАЭ, Сербией и Республикой Белорусь. По данным исследования агентства в нашей стране только 38 % населения являлись финансово грамотными, что соответствует 55-му месту в мировом рейтинге [1].

В школьные годы автору статьи не довелось изучать финансовую грамотность как отдельный предмет основной образовательной программы школы. Могу сказать, что многие финансовые понятия, с которыми современный молодой человек встречается в реальной жизни, ранее большинство из нас слышало разве что в фильмах и сериалах.

В современном мире существует множество определений финансовой грамотности. Определение, которое является синтезом мнений многих экспертов, представили О. Е. Кузина и Д. Х. Ибрагимова: «Финансовая грамотность включает в себя три основных компонента: во-первых, это установки, во-вторых, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах и, в-третьих, навыки их использования» [2]. Специалисты Центрального банка РФ дают такое определение: «Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения» [3].

Из двух представленных определений, на взгляд человека, не изучавшего ранее финансовую грамотность, понятней и конкретней именно второе. Из него следует, что для грамотности в области финансов нужно что-то знать, что-то уметь, что-то оценивать и в конечном счете принимать решения. По большому счету с финансами мы связаны с ранних лет. Однако осознание истинной ценности денег, определение адекватного или завышенного характера цены, понимания, из чего складывается стоимость продукта, приходит гораздо позднее. В обществе, например, распространен неверный стереотип о том, что высокая цена гарантирует качество. Однако это далеко не всегда так.

Широкое распространение кредитования – одно из относительно новых явлений для рядового отечественного потребителя. Многие россияне считают, что кредит подобен долговой кабале. Стоит отметить, что в Большой советской энциклопедии можно найти подобное определение термина ипотека: «…орудие эксплуатации и разорения мелких и средних крестьян…» [4]. Многие люди, сформировавшиеся в советский период, и сейчас к кредитам и ипотеке относятся настороженно. Тем ни менее во всем мире кредитная история для человека - обыденная вещь. В России же пока сохраняется иное виденье. В то же время многие россияне берут кредиты, не задумываясь о своих обязательствах и часто не имея реальных перспектив погашения займа.

Современные студенты решаются взять кредит в условиях, когда им сразу необходима для каких-то нужд определенная сумма. Причина проста: копить и ждать не хочется или для этого нет возможности. Опыт взаимодействия с кредитными организациями бывает разный, но, чтобы результат был положительным, нужно многое знать о кредитах, что свидетельствует о важности для молодых людей подготовки в области финансовой грамотности.

Совершенно непонятной сферой экономики для многих из нас являются инвестиции. В новом учебнике по финансовой грамотности под редакцией В. В. Чумаченко и А. П. Горяева разъясняется, что инвестировать могут не только миллиардеры и владельцы корпораций, но и любой платежеспособный потребитель [6].

Сегодня, обучаясь в университете, каждому молодому человеку нужно задумываться о времени наступления пенсионного возраста и сопутствующего ему понятию «пенсия». Кроме того, современная молодежь должна начать задумываться о планировании и подсчете лет своего работоспособного периода для заблаговременного получения информации о выплатах своих отчислений в пенсионный фонд. К сожалению, о том, как работают пенсионные фонды, как образуются накопления и как повысить свою будущую пенсию многие россияне задумываются только, пенсия не за горами. Сегодня появилась реклама, наглядно рассказывающая о принципе накоплении средств на будущую пенсию. Однако вопрос остается туманным. Особенно тревожит население отсутствие понимания конкретных изменений, которые ждут отечественную пенсионную систему.

Особняком стоит вопрос с налогами и страхованием. На уроках обществознания в школе часто звучали эти термины. Кажется понятным, зачем нужны налоги, на что они идут. Но как они распределяются, население страны понимает плохо. В результате возникают недовольство налогами и расходованием налоговых поступлений. То же самое касается и страхования. Например, многие молодые водители задаются вопросом, нужна ли им автостраховка, если они уверены, что будут аккуратно водить автомобиль. Механизмы и логика страхового бизнеса, финансовые аспекты страхования – важные вопросы, в которых необходимо разбираться современным людям.

Перечислив всего лишь малый круг примеров финансовых отношений, в которые современный молодой гражданин вступает уже сразу по окончании школы и по вхождении в возраст совершеннолетия, можно сделать заключение о высокой важности изучения финансовой грамотности школьниками. Наше незнание позволит другим нажиться на нас, наша неграмотность приведет к бесполезным тратам, а узость мышления и безынициативность помешают нам зарабатывать. В 2016 году организация экономического сотрудничества и развития опубликовала новые данные по финансовой грамотности в мире. Всего за год Россия поднялась на 25-е место, что соответствует 45 % финансово грамотного населения. Тем не менее процент достаточно невысок, а значит есть куда расти [5].

Why do school students need to study financial literacy?

A. D. Vanyushin,

Annotation: the article focuses on analysis of the need to study financial literacy at school.

Keywords: financial literacy; analysis of the need; student point of view.


  1. Волкова О. Россияне уступили в финансовой грамотности Монголии и Зимбабве // РБК. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/economics/18/11/2015/564cb0b49a794735ec96b7d2 (дата обращения: 15.10.2017).
  2. Захарченко А. Ипотека по-советски // Свободная пресса. 2014. [Электронный ресурс].URL: https://svpressa.ru/realty/article/101371 (дата обращения: 15.10.2017).
  3. Кузина О. Е., Ибрагимова Д. Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг. 2008. № 4 (88). [Электронный ресурс].URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izmereniya-i-puti-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya-rossii (дата обращения: 15.10.2017).
  4. НАФИ. НАФИ: По уровню финансовой грамотности Россия занимает 25-е место в мире // Fingramota.org. 07.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/1604-nafi-po-urovnyu-finansovoj-gramotnosti-rossiya-zanimaet-25-e-mesto-v-mire (дата обращения: 15.10.2017).
  5. Пупырев М. Ю. Понятие финансовой грамотности // Финансовое просвещение и защита прав инвесторов. 2015. Номер сентябрь / октябрь. [Электронный ресурс]. URL: http://finpaper28.com/articles/chelovek-i-finansy/kredit/statya-pupyreva-ponyatie-finansovoe-gramotnosti (дата обращения: 15.10.2017).
  6. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для студентов. Citi Foundation, 2009. 106 с. [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/download/books/1613-finansovaya-gramota.html (дата обращения: 15.10.2017).
  1. Volkova O. Russians have conceded in financial literacy of Mongolia and Zimbabwe//RBC. 2015. [Electronic resource]. URL: http://www.rbc.ru/economics/18/11/2015/564cb0b49a794735ec96b7d2 (date of the address: 10/15/2017).
  2. Zakharchenko A. Mortgage in a Soviet way//Free press. 2014. [Electronic resource] .URL: https://svpressa.ru/realty/article/101371 (date of the address: 10/15/2017).
  3. Cousin O. E., Ibragimova D.H. Problems of measurement and way of increase in financial literacy of the population of Russia//Monitoring. 2008. No. 4 (88). [Electronic resource] .URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izmereniya-i-puti-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya-rossii (date of the address: 10/15/2017).
  4. NAFI. NAFI: On the level of financial literacy Russia takes the 25th place in the world//Fingramota.org. 11/7/2016. [Electronic resource]. URL: http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/1604-nafi-po-urovnyu-finansovoj-gramotnosti-rossiya-zanimaet-25-e-mesto-v-mire (date of the address: 10/15/2017).
  5. Pupyrev M. Yu. Concept of financial literacy//Financial education and protection of the rights of investors. 2015. Number September/October. [Electronic resource]. URL: http://finpaper28.com/articles/chelovek-i-finansy/kredit/statya-pupyreva-ponyatie-finansovoe-gramotnosti (date of the address: 10/15/2017).
  6. Goryaev A., Chumachenko V. The financial diploma for students. Citi Foundation, 2009. 106 pages [An electronic resource]. URL: http://institutiones.com/download/books/1613-finansovaya-gramota.htm (date of the address: 10/15/2017).

Дата публикации: 30.11.2017 г.