Аннотация. В статье представлено описание проектной работы, в основе которой находится изучение русской народной песни, и применение полученных материалов для ознакомления обучающихся второго класса с историей возникновения, особенностями и видами народных песен. Кроме того, приведен анализ результативности различных способов знакомства школьников с народной песней: слушанье песен, выступление на школьных праздниках и рисование сюжетов из русских народных песен.

Ключевые слова: народная музыка; русская народная песня; виды русской народной песни; ознакомление с русской народной песней.

В настоящее время, когда наши сверстники увлечены в большей степени компьютерами и компьютерными играми, телевизионными передачами, изучением иностранных языков, мы видим процесс постепенного угасания интереса к национальным традициям, непопулярность устного народного творчества, потерю актуальности русской песни и ее активное замещение современной и по большей части зарубежной музыкой.

Следует заметить, что личный опыт участия в вокальном коллективе, репертуар которого составляли только современные композиции, случайная необходимость включения в выступление нашего коллектива песни А. Г. Флярковского на слова Л. П. Дербенева Ах мамочка, ее заводной характер и успех у зрительного зала после исполнения побудили нас к дополнительному знакомству с русской народной музыкой.

Все вышеописанное стало основной для выбора темы проекта и натолкнуло на необходимость изучения материалов о русской народной песне и их дальнейшего практического применения: при подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе литературного кружка, на занятиях по художественной самодеятельности, в мероприятиях класса и школы, для знакомства друзей, одноклассников с русской музыкой, а в частности, с русскими народными песнями как средством обогащения речи, расширения кругозора, развития любознательности и творчества.

При работе над своим проектом мы поставили следующие задачи:

  • выявить уровень знаний одноклассников о русской народной песне;
  • собрать информацию из доступных источников об истории русской народной песни, ее особенностях, видах и влиянии на мировую музыкальную культуру;
  • познакомить одноклассников с русской народной песней и на этой основе вызвать их интерес к русской народной музыке.

Для реализации поставленных задач нами был разработан следующий план выполнения проекта, представленный в таблице.

На первом этапе нашей работы мы провели опрос одноклассников, которым было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое песня?
  2. Слышал ли ты русские народные песни?
  3. Какие русские народные песни ты знаешь?
  4. Что бы ты хотел узнать о русской народной песне?
Анализ результатов показал, что правильное определение песни как объединение поэтического текста и мелодии, дали 4 человека из 25 опрошенных, 6 человек не слышали о русских народных песнях, 15 человек написали название знакомой народной песни, 10 учеников не смогли вспомнить ни одного названия песни (рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса одноклассников

Как показывает диаграмма, большая часть опрошенных одноклассников хочет узнать подробнее о русских народных песнях, в частности об истории ее появления.

На следующем шаге работы над проектом мы приступили к сбору информации о русских народных песнях, для чего активно работали в школьной и районной библиотеках, использовали интернет-ресурсы для поиска необходимой информации, а также посетили Музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

В процессе сбора информации мы узнали, что русский народ является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до того, как люди научились писать и с той поры передавались устным путем. Фольклор (устное народное творчество) появился задолго до появления литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала сохранению и передаче опыта предыдущих поколений. Рассчитанные на передачу из «уст в уста» произведения устного народного творчества создавались на базе живого разговорного языка. Их исполнение невозможно было без использования речевых интонаций, жестов и напева. Поэтому фольклор тесно связан и с бытом, и с языком, и с мировоззрением народа. Фольклор делится на различные жанры. Одним из таких жанров и является русская народная песня.

Лаконичная фраза «Песня душа народа» прямо и непосредственно выражает значение народной песни. В былые времена песня сопровождала русского человека от рождения до смерти. Песнями убаюкивались в колыбели дети, с песней трудились в поле и в кузне, с песней отдыхали и женились. С песней отъезжали на заработки, шли на войну, на каторгу. Долгими зимними вечерами женщины собирались, занимаясь прядением, шитьем или вышиванием, и обязательно пели песни.

Русские народные песни особый жанр наодного творчества. В них, с одной стороны, отражается наша национальная история, обычаи, не забываются вечные человеческие темы, а с другой - демонстрируется русский характер, настроение и сила.

Русская народная песня берет свое начало из творчества восточнославянских племен, населявших территорию восточных славян в IX - XIII веках.Уже в начале первого тысячелетия нашей эры римские, греческие и арабские историки писали о славянских песнях, называя славян «песнелюбцами». Ко времени образования Киевской Руси народная песня занимала важное место в семейной и общественной жизни. Народная песня была распространена и в высших кругах, вплоть до княжеского двора.

В дальнейшем народная песня развивалась и изменялась вместе со страной.

С ростом Киевского государства в народе рос интерес к прошлому, событиям давно минувших дней. В это время возникают исторические предания, былины. Любимыми героями былин были богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). В исторических народных песнях отразились основные события русской истории: противостояние монголо-татарскому нашествию, поход Ермака в Сибирь, восстание Емельяна Пугачева, война со шведами, походы Суворова и т. п.

После введения Петром I рекрутского набора в армию появляются солдатские и рекрутские песни.

С развитием промышленного производства сельское население устремляется в города. В город приходят и крестьянские песни, однако здесь они начинают исполняться на новый лад. В XVIII веке происходит становление городской народной песни, более тесно связанной с западной музыкальной традицией. Тексты большин¬ства городских песен создавались известными в то время поэтами: М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, А. П. Сумароковым. В XVIII веке народная песня впервые становится предметом серьезного изучения, эстетического осмысления и оценки.

Первые записи русских народных песен относятся только к XVII веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 - 1620 годах.

Значительным этапом в развитии и изучении народной песни стали 70-е годы XVIII века, когда появились первые нотные сборники: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского, «Собрание народных песен с их голосами» Н. А. Львова и И. Прача. Содержание сборников богато и разнообразно. Наряду с городскими современными песнями на тексты поэтов XVIII века, в них содержится много старинных песен, хотя и в современной, городской интерпретации. Возрос интерес к народной песне и со стороны русских писателей. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие.

Как уже отмечалось ранее русская народная песня неповторима по своему звучанию и обладает следующими характерными чертами: отсутствием определенного автора (или автор неизвестен), многовариантностью (отдельные песни распространены в разнообразных вариантах мелодии и слов), а также преимущественно устной передачей.

Кроме того, русские народные песни богаты распевами, старинными словами, повторами текста. Исполняются как под аккомпанимент, так и без него, сольно или хором.

Рождение песни было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью и бытом, поэтому исследователи выделяют разные виды народных песен: игровые, трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические, свадебные, частушки и многие другие. Особо интересные для нас песни мы рассмотрели подробнее.

Так, календарно-обрядовые песни относятся к древнейшим формам народного творчества. В глубокой древности жизнь крестьянина зависела от природы. Люди старались воздействовать на природу. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Зимние Святки, Масленица (рис. 2), Пасха, Троица - в каждый из праздников совершались определенные обряды и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Рис.2. А. Виноградова Сожжение чучела Масленицы

«Приходила коляда накануне Рождества»

Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога — мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Одной из богатейших областей песенного творчества являются свадебные песни.

Рис. 3. М. Молодых. Невеста

В старину свадьба на Руси длилась несколько дней и состояла из целого ряда обрядов, сценок и игровых действий, сопровождаемых пением. Каждому эпизоду свадебной игры сватовству, смотринам невесты, девичнику соответствовали определенные песни. Ниже приведен отрывок песни, в которой невеста прощается с родной стороной.

Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зеленые,
Травушки шелковые,
Цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять,
Я по вам гулять, красоватися,
Своей шелковой косой выхвалитися

Свою особую неповторимость имеют исторические песни и былины. Былина песня-сказание о богатырях, народных героях и их немыслимых ратных подвигах. Произносились былины нараспев. Исполнителей былин называли сказителями. В исторических песнях, в отличие от былин, рассказывается о подлинных событиях истории: монголо-татарском нашествии или о народных восстаниях, о живших на самом деле героях русского народа.

Из славного Ростова красна города
Как два ясные соколы вылетывали –
Выезжали два могучие богатыря:
Что по Имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское...
(из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)

Особую группу народных песен составляли трудовые песни, которые исполнялись людьми во время работы с бодрым настроением и размеренным движением для облегчения тяжелого труда. Общеизвестным примером трудовой песни является «Дубинушка»:

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая сама пойдет.
Дерним, подерним!
Да ухнем!...

Хороводные песни были связаны с земледельческими обрядами, исполнялись в умеренном темпе, для них характерны плавные напевы и выразительное распевание слогов («Во поле березка стояла»). Плясовые песни исполнялись чаще всего на гуляньях и на праздниках. Они отличались от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения и четким ритмом.

Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя.
Ах, под сосною, под зеленою,
Спать положите вы меня.
Ай, люли-люли, ай, люли-люли,
Спать положите вы меня...

Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Главной темой молодежных игр и сопровождающих их песен была тема любви, женитьбы или замужества.

Любимыми с младенчества у детей были колыбельные песни (рис. 4), которые наряду с календарными, относятся к древнейшим формам русских народных песен. Колыбельные песни пелись для успокаивания и засыпания. Слушая колыбельные песни, ребенок знакомился с новым для него миром, родной речью, узнавал о безграничной материнской любви. Часто в колыбельных песнях упоминается кот, Сон, и Дрёма..

Рис. 4. М.Игнатьев. Няня

Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да Ванюшку положить.
Ваня будет крепко спать,
Котик Ваню качать...

Нельзя обойти вниманием и частушки веселые, озорные куплеты (чаще всего четверостишья). Они охватывают все сферы жизни. Иногда высмеивают человеческие недостатки, иногда - смешат, иногда - сочувствуют.

Не хотела я плясать,
Стояла, стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася...

Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен и ритмы танцев. Но так было далеко не всегда. Долгое время русские композиторы были последователями европейских музыкальных традиций, к народной музыке относились с пренебрежением. Основоположником русского музыкального стиля считается М. И. Глинка. В симфонической фантазии Камаринская, по словам П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая музыка. Впоследствии народную песню использовали в своем творчестве П. И. Чайковский (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром), Н. А. Римский-Корсаков (в операх «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»), особое место занимает русская музыка в творчестве А . П. Бородина (опера «Князь Игорь»).

При подведении итогов работы над первым этапом проекта нами было установлено, что народная музыка значительно менее популярна, чем ранее. Несмотря на то, что знакомство с русскими народными песнями происходит еще в юном возрасте, например, на музыкальных занятиях в детском саду или в школе, а популярные телеканалы осуществляют робкую попытку трансляции музыкальных коллективов, исполняющих традиционные народные песни, в быту русскую народную песню можно услышать редко, даже среди людей старшего поколения. Изученные ресурсы явно демонстрируют тесную связь народной музыки с историей страны. Все это требует нового переосмысления значимости народного творчества и большего внимания к его изучению.

На втором этапе работы над проектом для одноклассников (рис. 5) нами был представлен доклад по теме, в ходе которого мы не только озвучили собранную информацию, но и сопроводили свое выступление множеством музыкальных примеров, включающих веселые плясовые мелодии и разученную песню.

Рис. 5. Презентация русских народных песен

Также совместно с учителем на уроках музыки (рис. 6) мы не только слушали подобранные ранее русские народные песни, но и активно помогали изучить их.

Рис. 6. На уроке музыки

Для распространения полученного знания среди сверстников нами было подготовлено тематическое выступление для школьного мероприятия (рис. 7).

Рис. 7. Выступление на школьном празднике

Кроме того, в рамках работы над проектом мы приняли участие на школьном конкурсе проектов Солнышко (рис. 8).

Рис. 8. Участие в школьном конкурсе проектов

По итогам проведенном работы было проведено повторное анкетирование одноклассников, который показал, что большинство одноклассников узнали историю русской народной песни, все смогли назвать понравившиеся русские народные песни, многие запомнили названия двух и более песен.

Дополнительным, третьим этапом работы, стало создание иллюстрированного альбома, в котором наши одноклассники нарисовали иллюстрации к русским народным песням (рис. 9).

Рис. 9. Альбом рисунков

Повторное анкетирование показало интерес сверстников к изучению народных песен, о чем свидетельствуют данные, представленные на рис. 10.

Рис. 10. Результаты анкетирования сверстников по изучению народных песен

Результаты первого и второго этапа исследования представлены на рисунках (рис. 11 - 12).

Рис. 11. Результаты первого этапа исследования

Рис. 12. Результаты второго этапа исследования

Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к следующим выводам. Несмотря на то, что русская народная песня в настоящее время не популярна в обществе, она продолжает являться источником народной мудрости и жизненного опыта предков. Для возрождения русской культуры и возвращения к русским истокам в настоящее время требуется больше уделять внимания изучению народного творчества и народной музыки. При этом для повышения интереса к изучаемому объекту необходимо активнее привлекать учеников к прослушиванию русских народных песен и участию в школьных мероприятиях, в основе которых лежит народная музыка (рис. 13).

Рис. 13. Результаты итогового анкетирования

 

The russian national song – the storeroom of folk art

K.V. Doroshenko,
Schoolgirl, 3rd class,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow
M.A. Kazantseva,
Schoolgirl, 3rd class,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow
S.A. Lysova
Elementary school teacher,
SEI gymnasium No. 1538, Moscow

Summary: the description of project work at the heart of which there is a studying of the Russian national song, and use of the received materials for acquaintance of students of the second class with emergence history, features and types of national songs is presented in article. Besides, the analysis of effectiveness of various ways of acquaintance of school students to the national song is provided: hearing of songs, a performance on school holidays and drawing of plots from the Russian national songs.

Keywords: folk music, Russian national song, types of the Russian national song, acquaintance with the Russian national song.


  1. М. Бонфельд. Русские народные песни Вологодской области. Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1973. 207 с.
  2. Живая вода / В. Аникин; под ред. Н.В. Беляковой. М.: Детская литература, 1987. 462 с.
  3. Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. 378 с.
  4. Поэзия крестьянских праздников / И. И. Земцовский; под ред. В. Г. Базанова. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1970. 636 с
  5. «Сенар» С. В. Рахманинов (1873–1943). URL: http://senar.ru/ (дата обращения: 03.09.2017).
  1. M. Bonfeld. Russkiye national songs of the Vologda region. Vologda: Northwest book publishing house, 1973. 207 s.
  2. «Water of life» / V. Anikin; Under the editorship of N. V. Belyakova. M.: Children's literature, 1987. 462 s.
  3. N. I. Kravtsov, S. G. Lazutin. Russian folklore. M.: The higher school, 1983. 378 s.
  4. Poetry of country holidays. I. Zemtsovsky, Under the editorship of V. G. Bazanov. L.: Soviet writer. Leningrad office, 1970. 636 s.
  5. «Senar»: S. V. Rachmaninov (1873–1943). URL: http://senar.ru/ (date of the address: 9/03/2017).

Дата публикации: 30.11.2017 г.