Код уникальной десятичной классификации: 159.99

Аннотация. В современном мире не существует единой теории, которая объясняла бы все аспекты мотивационной деятельности человека. Однако такое положение служит основой для разработки подходов и методов изучения мотивационной сферы. Статья посвящена осмыслению теорий мотивации, существующих в различных областях научного знания

Ключевые слова: Теории мотивации, междисциплинарные исследования, мотивация, потребности

Термин «мотивация» происходит от латинского слова movere – двигать, приводить в движение. Действительно, в общем смысле мотивацию можно определить как действующую силу, которая вызывает реакцию целенаправленного возбуждения. Большой медицинский словарь определяет мотивацию как «субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей» [5]. Социологический словарь рассматривает мотивацию с точки зрения внутреннего побуждения к активности и деятельности личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее направленность этой активности и деятельности [2]. Философская энциклопедия дает следующее определение мотивации: «внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении» [3].

Мотивация является одной из наиболее часто изучаемых и описываемых тем в психологических исследованиях и считается наиболее важной в поведенческой психологии. Также исследование аспектов мотивации можно обнаружить в медицине, социологии, биологии и философии. Несмотря на масштабы изучения представленного феномена, до сих пор не существует теории мотивации, которая являлась бы общепринятой. Отсутствие универсальной концепции подчеркивает сложность механизма формирования мотивационной деятельности, а также разнообразие факторов, влияющих на нее.

История изучения мотивации указывает на значительное влияние философской мысли. Например, концепция свободы воли, предложенная Аристотелем, была широко принята философской позицией, пока ее не отвергли в пользу детерминизма. Вера Аристотеля в то, что ум при рождении является чистым листом, на котором записывается наш опыт, была основой для изучения влияния обучающих процессов на поведение. Философ XVII-го века Рене Декарт предложил концепцию дуализма (душа-тело), которая подразумевала, что человеческое поведение есть результат взаимодействия свободной рациональной души и нерациональных процессов тела.

На сегодняшний день нерациональный компонент дуализма Декарта можно рассматривать как отдаленного предшественника генетических исследований мотивации, тогда как рациональный компонент является основой современных когнитивных подходов.

Изучение мотивации в психологических науках осуществляется путем предоставления наилучших возможных ответов на два фундаментальных вопроса: почему и как активируется целенаправленное поведение? Таким образом, теории мотивации можно разделить на контент-теорию (что такое мотивация) и теорию процессов (как возникает мотивация). Существуют также когнитивные теории, которые объясняют влияние мышления и восприятия на мотивы.

Наиболее признанной контент-теорией мотивации является теория Абрахама Маслоу, которая объясняет мотивацию через удовлетворение биологических и психологических потребностей, организованных в иерархическом порядке. Потребность – это состояние нужды, которое необходимо для поддержания жизни и обеспечения благополучия человека. Голод и жажда являются примером биологических потребностей, а компетентность и принадлежность – примеры психологических потребностей. Потребности генерируют желания и стремления, которые мотивируют поведение, необходимое для удовлетворения потребностей, и содействуют благополучию [4].

ERG теория мотивации Клейтона Алдерфера расширяет работу А. Маслоу. Автор разделил потребности на три категории: потребности роста, связи и существования. Теория ERG отличается от теории иерархий потребностей тем, что она не предполагает полное удовлетворение потребностей нижнего уровня для доступа к высшим потребностям. Однако, если регулярно не удовлетворять потребности верхнего уровня, то происходит регрессия, и потребности более низкого уровня становятся основными детерминантами мотивации.

Дэвид МакКлелланд использовал другой подход к концептуализации потребностей и утверждал, что в нашем поведении одновременно может присутствовать только один доминирующий мотив. Автор теории выделял потребности в достижения, принадлежности и власти, а также считал, что на них влияют либо внутренние движущие силы, либо внешние факторы.

Наиболее известной теорией процесса мотивации является теория подкрепления, которая сосредоточена на последствиях человеческого поведения как мотивационного фактора. Основываясь на оперантной теории обусловленности Б. Скиннера, положительное подкрепление (похвала, оценка, деньги) увеличивает вероятность повторения приемлемого поведения, а отрицательное – предотвращает повторение нежелательного поведения [4].

Другие теории мотивации процесса объединяют аспекты теории подкрепления с теориями из смежных областей. Например, теория мотивации справедливости С. Адамса (1965), основанная на теории социального обмена, утверждает, что мы мотивированы, когда к нам относятся справедливо и мы получаем то, что считаем справедливым для наших усилий. Это предполагает, что мы не только сравниваем наши вклады с суммой вознаграждений, которые мы получаем, но также сравниваем их с тем, что получают другие за тот же объем вложений. Хотя справедливость необходима для мотивации, она не учитывает различия в индивидуальных потребностях и ценностях, которые влияют на наше восприятие неравенства.

На психофизиологическом уровне мотивация образуется из потребности, которая активирует органические системы. И.П. Павлов называл мотивацию «слепой силой», эта сила побуждает организм к определенным действиям. Однако потребность не всегда преобразуется в мотивационное возбуждение, а без определенной мотивации невозможно удовлетворить потребность.

А.А. Ухтомский (1925) сформировал принцип доминанты, который гласит, что в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Силу потребности можно определить с помощью величины отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов [1]. Психофизиологи выделяют пять аспектов физиологического проявления мотивации:

  1. гормональный фон;
  2. работа сердечно-сосудистой системы;
  3. глазо-двигательная активность;
  4. электродермальная активность;
  5. деятельность скелетных мышц.

Стоит отметить, что в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация может трансформировать свою направленность и изменять поведенческий акт. Так, доминанта страха при определенных условиях трансформируется в доминанту ярости, абсолютно противоположную по стилю поведения.

Нейробиологи считают, что мотивация – это больше, чем сила воли. Исследование М. Тредуэя (2013) позволяет объяснить мотивацию к усердной работе с точки зрения химии мозга. Ученые из университета Вандербильта (США) с помощью позитронно-эмиссионной томографии создали топографию ГМ «тружеников» и «бездельников». Исследователи обнаружили, что у тех, кто готов усердно трудиться для получения вознаграждения, был более высокий уровень дофамина, медиатора достижений. Дофамин был обнаружен в стриатуме (полосатое тело) и ПФК, эти структуры связаны с мотивацией и вознаграждением. С другой стороны, у «бездельников», которые в меньшей степени готовы работать, был обнаружен дофамин в передней части островка. Эта область мозга связана с эмоциями и восприятием риска [7].

Уровень мотивации тесно связан с воспринимаемой сложностью задачи и предполагаемыми наградами, которые мы получаем от выполнения этой задачи. Это означает, что несущественное вознаграждение снижает нашу мотивацию. Если воспринимаемая сложность задачи внезапно возрастает в период и без того низкой мотивации, то это в конечном итоге приведет к «нисходящей спирали мотивационного уровня».

Еще одна серия экспериментов, которая помогает понять нейробиологию мотивации, была проведена в мюнхенском техническом университете. Профессор Илона С. Грюнвальд Кэдоу с коллегами (2019) смогла установить механизм, контролирующий настойчивость в достижении цели. Этот механизм расположен в области мозга, отвечающей за обучение и память, и контролируется нейромедиаторами дофамином и октопамином. Первый повышает мотивацию, а второй – снижает ее [6].

Представленные исследования является частью более крупного проекта, направленного на поиск эффективной терапии расстройств мотивационной сферы. Стоит отметить, что в психиатрии патология мотивации, с одной стороны, возникает на фоне неудовлетворенных потребностей и нереализуемых намерений, а с другой – входит в состав нервно-психических расстройств.

Таким образом, мотивационная сфера является сложным и фундаментальным явлением, которое помогает объяснить поведение человека. Междисциплинарные исследования помогают обнаружить, что мотивационный процесс начинается на клеточном уровне и заканчивается личностными проявлениями. Истоки познания мотивации можно обнаружить в трудах первых философов. Однако, несмотря на такую долгую историю изучения феномена, ни одна из предложенных теорий мотивационного поведения не является исчерпывающей.

Motivation: interdisciplinary approach

Kanishcheva A.S.,
graduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. There is no single motivation theory that explains all aspects of human motivation, but these theoretical explanations do often serve as the basis for the development of approaches and techniques to increase motivation in distinct areas of human endeavor. This article briefly has summarized existing theories of motivation that are available in various aria of scientific knowledge
Keywords: Theory of motivation, interdisciplinary research, motivation, needs.