Аннотация. В статье рассматриваются общие вопросы проявления тревожности у детей. Акцентировано внимание на особенностях ее проявления у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Автором статьи описаны результаты экспериментальной работы состояния тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предложены пути эффективной целенаправленной коррекционной работы по уменьшению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: тревожность, страхи, младшие школьники с ЗПР.

По мнению Б. Ф. Ломова, наиболее актуальными проблемами, возникшими в практической деятельности человека, являются те, которые связаны с психическими состояниями [2, с. 342]. Состояния тревожности становятся предметом научного исследования наиболее часто.
Под тревожностью мы будем понимать переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [6, с. 3]. При этом само понятие принято рассматривать с двух позиций:

  • эмоциональное состояние и устойчивое свойство;
  • черты темперамента или личности.

Повышенная тревожность и большое количество страхов у ребенка могут способствовать появлению дезадаптации в семье, школе и обществе. Некоторые исследователи и психологи полагают, что ряд трудностей, возникающих в детском возрасте, появляется на фоне развития эмоционального дискомфорта и вследствие ожидания неблагополучного разрешения ситуации [1; 3; 4].

Школьное обучение представляет собой спиралевидный процесс, на каждом шаге которого происходит наращивание сложности изучаемого материала, усиление темпа работы, повышение интеллектуальных нагрузок. Все это вызывает определенные трудности в обучении учащихся начальных классов с ЗПР, а устойчивый повышенный уровень их тревожности и скопление страхов препятствуют нормальному развитию и оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности.

Таким образом, изучение проблем развития личности и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в данных условиях становится особо значимым.

В процессе исследования особенностей эмоциональной сферы, уровня тревожности детей с ЗПР, способности адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умения взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, О. Б. Коневой установлен факт повышения индекса тревожности у учащихся с ЗПР [1]. Негативный опыт, отсутствие умения объективно оценивать ситуации, затруднения в различении эмоций, повышенный уровень конфликтности, враждебности, наличие деструктивной агрессии и чувства вины невольно сказывается на общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Неадекватное поведение ребенка находится в прямой зависимости от чувства одиночества, незащищенности и депрессии, состояния тревожности, а также разного рода страхов. Данные условия затрудняют социальную адаптацию, способствуют формированию у ребенка неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Отметим, что из-за функциональной незрелости нервной системы процессы возбуждения и торможения у детей с ЗПР мало сбалансированы. Такое обстоятельство оказывает влияние на все психические процессы ребенка, в том числе на выносливость, скорость реакции в стрессовых и аварийных ситуациях. Так, в исследовании по оценке психического состояния детей с ЗПР в соответствии с параметром «страх» установленные результаты оказались ближе к оценкам нормально развивающихся детей, а в параметре «радость» у тех же испытуемых – к детям с умственной отсталостью. Эмоциональное состояние детей с ЗПР чаще менее благополучное по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Кроме того, дети с ЗПР проявляют более высокий уровень тревожности [8].

С целью подтверждения результатов, полученных другими исследователями, нами проведен эксперимент в школе N, для которого были сформированы две группы испытуемых. В экспериментальную группу вошло 15 детей с ЗПР в возрасте от 7 до 10 лет, обучающихся в 1¬–3 классах. Контрольная группа представляла собой 15 детей в возрасте от 7 до 10 лет, чье психическое развитие соответствовало норме.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

  • опросник страхов А. И. Захарова;
  • методика Е. Амен, апробированная на детях 6–9 лет [7].

Проведенное нами исследование по опроснику А. И. Захарова на уточнение преобладающих видов страхов у детей с ЗПР дало возможность классифицировать их перечень по группам, после чего произвести расчет среднего значения для каждой группы. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты исследования страхов у детей с ЗПР по опроснику А. И. Захарова

Группы страховДети с ЗПРДети с нормальным развитием
1 Медицинские страхи 70 % 27 %
2 Страхи физического ущерба 83 % 38 %
3 Страхи сказочных героев и животных 29 % 26 %
4 Пространственные страхи 63 % 20 %
5 Социальные страхи 29 % 49 %

 

Полученные количественные показатели дают нам возможность предположить, что дети с ЗПР подвержены в наибольшей степени страхам 1-й, 2-й и 4-й группы. Детям с нормальным развитием присущи страхи, связанные прежде всего с возрастными особенностями: социально-опосредованные страхи (толпы, незнакомых людей и т. д.), страх собственной смерти.

Использование методики Е. Амен, позволило определить степень школьной тревожности у младших школьников с нормативным и задержанным развитием. На основании полученных эмпирических данных было вычислено процентное соотношение числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. Результаты нашего исследования представлены в таблице.

Таблица 2

Результаты исследования степени тревожности у детей с ЗПР по методике Е. Амен

 

Степень тревожностиДети с ЗПРДети с нормальным развитием

Высокая степень тревожности

33 %

23 %

Ситуации проявления тревожности Ситуации проявления тревожности
«ребенок – учебная деятельность» 70 % «ребенок – учебная деятельность» 70 %
«ребенок – родитель» 58 % «ребенок – родитель» 46 %
«ребенок – сверстники» 55 % «ребенок – сверстники» 66 %

Средняя степень тревожности

39,6 %

70,4 %

Ситуации проявления тревожности Ситуации проявления тревожности
«ребенок – учебная деятельность» 36 % «ребенок – учебная деятельность» 38 %
«ребенок – родитель» 33 % «ребенок – родитель» 44 %
«ребенок – сверстники» 33 % «ребенок – сверстники» 33 %

Низкая степень тревожности

26,4 %

6,6 %

Ситуации проявления тревожности Ситуации проявления тревожности
«ребенок – учебная деятельность» 25 % «ребенок – учебная деятельность» -
«ребенок – родитель» 8 % «ребенок – родитель» 6 %
«ребенок – сверстники» 4 % «ребенок – сверстники» -

Анализ результатов исследования позволил нам произвести классификацию состояния младших школьники с ЗПР по основанию «степень тревожности».

  1. Высокая (33 % детей с ЗПР) степень тревожности характеризуется внешней эмоциональной выраженностью, наличием симптомов раздражительности, нетерпеливости, чувством внутренней скованности, склонностью испытывать сильный страх и беспокойство даже по незначительным поводам. Кроме того, детям присущ страх быть несостоятельными особенно при ответах у доски и выполнении контрольных работ.
  2. Средняя (39,6 % детей с ЗПР) степень тревожности характеризуется отсутствием ярко выраженного эмоционально дестабилизирующего фактора и минимальной степенью выраженности предупредительных мобилизующих реакций. Младшие школьники данной группы также характеризуются беспечностью, частой неадекватностью поведения и инфантилизмом.
  3. Низкая (26,4 % детей с ЗПР) степень тревожности свидетельствует о том, что ребенок не замечает фрустрирующих воздействий, идущих как от взрослых, так и сверстников, а также говорит о сниженном осознании фрустрирующего фактора. Внешнее выражение может характеризоваться как «неадекватно спокойное», с одной стороны, а с другой – проявляться в неадекватной эмоциональной реакции (дурашливости).

Исходя из качественной обработки данных, полученных в констатирующем эксперименте, можно определить следующие особенности тревожности младших школьников с ЗПР:

  • присутствие тревожности как проявление недостаточности эмоционально-волевого развития;
  • неоднородность по качественным характеристикам и разная степень выраженности (высокая, средняя, низкая);
  • наличие фрустрирующих объектов, среди которых взаимоотношения с родителями, учебная деятельность и взаимоотношения со сверстниками.

Выявленные особенности тревожности младших школьников с ЗПР требуют проведения коррекционной работы по снятию высокого уровня тревожности, основные направления которой изложены в работах А. М. Прихожана [4–6]:

  1.  Психологическое просвещение родителей для формирования у них представления об их важной роли в профилактике тревожности и ее преодолении.
    Данное направление представлено тремя блоками. Первый из них раскрывает сущность влияния особенностей взаимоотношений в семье на возникновение и закрепление тревожности. Здесь особое внимание должно уделяться формированию у ребенка чувства защищенности и уверенности. Второй – описывает особенности влияния тревог и страхов близких взрослых на детей, их самооценки и общего эмоционального самочувствия. Третий – акцентирует внимание на важности развития у детей ощущения собственной компетенции и уверенности в собственных силах.
  2. Психологическое просвещение педагогов для формирования представления о значении влияния тревожности как устойчивой черты личности на процесс развития ребенка и показатели успешности его деятельности.
    Учителя довольно часто склонны рассматривать тревожность в качестве позитивной особенности, обеспечивающей ребенку развитие чувства ответственности, восприимчивость и т. п. Задача психолога – объяснить обратное. В процессе осуществления данного вида работы по преодолению тревожности важно указывать на значимость четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (не забывая при этом об основном принципе – общего гуманного отношения к ребенку как к личности) по преодолению тревожности. Необходимо акцентировать внимание на особой значимости формирования правильного отношения к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.
  3. Обучение родителей конкретным способам, направленным на преодоление повышенной тревожности у детей, а также оказанию помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.
    Данное направление конкретизирует первое и реализуется посредством тренинговой работы с родителями при разборе практических ситуаций и выработке моделей воспитания.
  4. Непосредственная работа с детьми предполагает ориентированность на развитие у детей умений, способствующих укреплению уверенности в себе, выработке собственных критериев успешности, навыков поведения в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
    Выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых для ребенка ситуациях, в том числе оценочных, является важным элементом. Необходимо подготовить детей к новым ситуациям, снизить у них ощущение неопределенности путем предварительного ознакомления с условиями и содержанием таких ситуаций, обсудив предполагаемые трудности, а также обучив их конструктивным способам поведения в каждом конкретном случае. Весьма эффективен метод предварительного «проигрывания» ситуаций, имеющих наибольшую значимость для ребенка (например, «репетиция» грядущего экзамена).
  5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации.
    Особенность данного направления состоит в закреплении полученных навыков и применении их ребенком в своей жизни. При работе в рамках данного направления основной акцент делается на самостоятельную работу ребенка, тогда как психолог выступает только в качестве помощника.

В заключение отметим, что в настоящее время изучение вопроса особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР является актуальным и важным, поскольку от степени ее проявления зависят успешность обучающегося в школе, способность к быстрой и эффективной адаптации в окружающем мире, особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, предупреждение риска психосоматических отклонений. Важны не только причины возникновения тревожности у детей с ЗПР, но и своевременные грамотные пути предупреждения ее появления.

Features of anxiety in children of primary school age with impaired mental function.
D. N. Muginova,
magistrant of the Moscow City University, Moscow

Annotation: in the article general questions of the manifestation of anxiety in children are examined. Attention is focused on the peculiarities of its manifestation in younger schoolchildren with a delay in mental development (CPD). The author of the article describes the results of the experimental work of the state of anxiety. Ways of effective purposeful corrective work to reduce the level of anxiety in children of primary school age are suggested.
Keywords: anxiety, fears, junior schoolchildren with impaired mental function.


  1. Конева О. Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2009. № 30 (163). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-sotsialno-emotsionalnyh-narusheniy-lichnosti-detey-sirot (дата обращения: 09.07.2017 г.).
  2. Ломов Б .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  3. Панфилова М. А. Эмоционально-поведенческая коррекция детей: учеб. пособ. М., 2013. 80 с. URL: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/emotionbeh.pdf (дата обращения: 09.07.2017 г.).
  4. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
  5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11–17.
  6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.
  7. Прихожан А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития. / под ред. и сост. Дерманова И. Б. СПб.: Питер, 2002. С. 47–60.
  8. Психология // Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. URL: http://studbooks.net/1597663/psihologiya/trevozhnost_svoystvo_lichnosti_detey_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya (дата обращения: 09.07.2017 г.).
  1. Koneva O. B. Psihologicheskie osobennosti social'no-ehmocional'nyh narushenij lichnosti detej-sirot // Vestnik YUUrGU. Seriya «Psihologiya». 2009. № 30 (163). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-sotsialno-emotsionalnyh-narusheniy-lichnosti-detey-sirot (date of the address: 14/07/2017).
  2. Lomov B .F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Nauka, 1984. 444 s.
  3. Panfilova M. A. EHmocional'no-povedencheskaya korrekciya detej: ucheb. posob. M.: 2013. 80 s. URL: http://clinical-psy.ru/wp-content/uploads/emotionbeh.pdf (date of the address: 14/07/2017).
  4. Prihozhan A. M. Psihologiya trevozhnosti: doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 192 s.
  5. Prihozhan A. M. Prichiny, profilaktika i preodolenie trevozhnosti // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 1998. № 2. S. 11–17.
  6. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: MODEHK, 2000. 304 s.
  7. Prihozhan A. M. Proektivnaya metodika dlya diagnostiki shkol'noj trevozhnosti // Diagnostika ehmocional'no-nravstvennogo razvitiya. / рod red. i sost. Dermanova I. B. SPb.: Piter, 2002. S. 47–60.
  8. Psihologiya // Issledovanie razvitiya lichnosti detej doshkol'nogo vozrasta s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. URL: http://studbooks.net/1597663/psihologiya/trevozhnost_svoystvo_lichnosti_detey_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya (date of the address: 14/07/2017).

Дата публикации: 14.07.2017 г.