Аннотация. В статье дается описание особенностей социального значимых характеристик дошкольников с нарушением речи (общение, самосознание, эмоциональная сфера); представлен диагностический инструментарий выявления проблем социального развития дошкольников с нарушениями речи (методики, критерии оценки, уровневые качественные характеристики).
Ключевые слова: социально значимые компоненты личности, старший дошкольник, нарушение речи, диагностический инструментарий.
В современных источниках [2; 6] социализацию личности рассматривают как длительный процесс с первых минут его рождения и до конца сознательной жизни. Довольно точное определение процесса социализации представлено в «Психологическом словаре»: «Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений» [4].
Сегодня отечественная система специального образования направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающий их социум, признавая, таким образом, право этой категории детей на получение образовательных услуг наравне со здоровыми сверстниками. Вхождение в социум детей с особыми образовательными потребностями, а именно с нарушениями речи, затруднено целым рядом причин, среди которых нарушение познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана.
Проблема социализации детей с нарушением речи рассматривалась многими отечественными специалистами (Е. Н. Васильева, М. И. Лисина, И. В. Цветкова и другие). В последнее время повышается интерес к изучению личности ребенка с разными вариантами нарушений развития как необходимого условия их успешной социализации (Т. Г. Богданова, Т. Н. Волковская, Г. В. Грибанова, И. Ю. Левченко, Н. В. Шутова и другие).
С целью изучения психологических компонентов социального развития детей с нарушением речи нами было проведено исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Смысловой опорой нашего эксперимента является теория Л. С. Выготского о культурно-исторической основе развития психики, единстве социального и индивидуального в развитии личности [1].
Экспериментальная работа проводилась с 2016 по 2017 год на базе школы с углубленным изучением французского языка № 1286 г. Москвы. В исследовании приняли участие 10 детей 5–6-летнего возраста с речевыми нарушениями, а также 10 сверстников с нормальным речевым развитием. Интеллект детей сохранен, внимание неустойчивое, рассеянное. Стабильность темпа деятельности у дошкольников имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Общение испытуемых с нарушениями речи затруднено, иногда агрессивно; при взаимодействии со взрослыми проявляется в отдельных фразах; со сверстниками – носит фрагментарный характер. Изучаемые дети неадекватны в проявлении своих эмоций: эмоциональный фон не устойчив, часто наблюдаются эмоциональные вспышки в ответ на действия сверстников.
Констатирующая часть исследования включала диагностическую программу, которая состояла из трех блоков, апробированных и использованных ранее методик (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина, В. Г. Щур).
Задания первого блока были направлены на определение уровня эмоциональной сферы и сформированности социальных эмоций у детей с нарушением речи. В соответствии с этим нами были подобраны две методики:
- Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение направленности общения и понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» [8];
- Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение социальных эмоций» [8].
Задания второго блока были направлены на определение коммуникативной деятельности и межличностных отношений. Здесь мы остановили свой выбор на следующих методиках: - Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина «Рисунок семьи» [5];
- Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Изучение коммуникативных умений» [8].
Задания третьего блока были направлены на определение сформированности представлений о себе. Здесь мы воспользовались методикой В. Г. Щур «Лесенка» [9, С. 20–21].
Для объективизации оценки были введены качественные и количественные показатели (трехбалльная система), которые позволили проследить степень выраженности показателей (от максимальной оценки в три балла до минимальной в один балл). На основании суммы баллов, полученных в результате выполнения всех заданий, определялся уровень социального развития.
Для статистической обработки результатов данных констатирующего эксперимента использовалась методика Манна–Уинтни, с помощью которой определялась статистическая значимость различий в уровне исследуемого признака у детей с нормальным развитием (без речевых нарушений) и с нарушением речи по всем предлагаемым заданиям.
Результаты диагностики позволили выделить особенности исследуемых социально-значимых компонентов личности детей с ЗПР и нормальным развитием (таблицы 1–5).
Таблица 1
Результаты сравнительной диагностики особенностей понимания эмоциональных состояний людей детьми
Степень выраженности характеристики | Дети с нормальным развитием | Дети с нарушением речи | Комментарий |
---|---|---|---|
Максимальная | 60 % | 14 % | При выполнении заданий испытуемые описывали эмоциональные состояния взрослых и сверстников адекватно. В описании эмоций, представленных на картинке, активно использовали аргументацию |
Относительная | 35 % | 44 % | Дети справились с заданием при помощи взрослого. Представления об эмоциональных состояниях у испытуемых неточныенаблюдаются трудности при описании эмоций сверстников и взрослых. Описание эмоций взрослых вызвало меньше затруднений по сравнению с описанием эмоций сверстников. Такая особенность может свидетельствовать о том, что значительную часть времени дошкольники проводят с семьей и наблюдают за происходящим внутри семьи. При этом время на коммуникацию со сверстниками значительно сокращается |
Низкая | 5 % | 44 % (дети с тяжелым нарушением речи) | Испытуемые не смогли справиться с заданием даже при помощи взрослого и описать эмоции, представленные на картинке |
Таблица 2
Результаты сравнительной диагностики особенностей определения социальных эмоций детьми
Степень выраженности характеристики | Дети с нормальным развитием | Дети с нарушением речи | Комментарий |
---|---|---|---|
Максимальная | 50 % | 14 % | Испытуемые проявляли ровное и спокойное отношение к сверстникам, адекватно реагировали на успехи и неудачи других, проявляли чувство долга по отношению к другим |
Относительная | 40 % | 33 % | Испытуемые недостаточно демонстрировали свои эмоции к сверстникам: реакция по отношению к ним была равнодушной, без эмоционального реагирования на успехи и неудачи |
Низкая | 41 % | 53 % | Для данной категории испытуемых было характерно отрицательное отношение к другим, неадекватная реакция на успех и неудачи сверстников |
Таблица 3
Результаты сравнительной диагностики особенностей представлений старших дошкольников об особенностях внутрисемейных отношений
Степень выраженности характеристики | Дети с нормальным развитием | Дети с нарушением речи | Комментарий |
---|---|---|---|
Максимальная | 75 % | 14 % | Ответы испытуемых характеризовались самостоятельной аргументацией при определении эмоциональных состояний изображенных на рисунке членов семьи и адекватностью речевого высказывания при ответах на вопросы |
Относительная | 15 % | 45 % | У испытуемых неточные представления о эмоциональных состояниях членов семьи, трудности при ответе на вопросы |
Низкая | 10 % | 41 % (дети с тяжелым нарушением речи) | Данные испытуемые затруднялись определить эмоциональное состояние изображенных на картинке членов семьи. При этом ответы на задаваемые вопросы были неадекватны |
Таблица 4
Результаты сравнительной диагностики особенностей коммуникативных умений старших дошкольников
Степень выраженности характеристики | Дети с нормальным развитием | Дети с нарушением речи | Комментарий |
---|---|---|---|
Максимальная | 75 % | - | Старшие дошкольники без речевых нарушений продемонстрировали умение найти общий язык со своим партнером, договориться о ходе выполнения своей работы. Их процесс работы сопровождался адекватными и уместными замечаниями друг другу. При необходимости оказывалась взаимопомощь. По завершении работы дошкольники адекватно оценивали работу своего товарища |
Относительная | 25 % | 55 % | У детей недостаточно сформированы навыки установления контакта со своим партнером. Взаимопомощь осуществлялась только после просьбы партнера или просьбы взрослого. После выполнения работы дошкольники неоднозначно оценивали деятельность своего партнера |
Низкая | - | 45 % | Дошкольники с речевыми нарушениями продемонстрировали неумение договариваться о ходе выполнения работы. При этом свою деятельность сопровождали неадекватными замечаниями друг к другу, не оказывая взаимопомощи. После выполнения работы дошкольники неадекватно оценивали деятельность своего сверстника |
Таблица 5
Результаты сравнительной диагностики самооценки детей
Степень выраженности характеристики | Дети с нормальным развитием | Дети с нарушением речи | Комментарий |
---|---|---|---|
Максимальная | 65 % | - | |
Относительная | 35 % | 45 % | Дети ставили себя на вторую или третью ступень, представленную в методике, при объяснении своих действий, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Самооценка совпадала с мнением взрослого или была ниже |
Низкая | - | 55 % | Испытуемые ставят себя на нижнюю ступень, свой выбор не объясняют либо ссылаются на мнение взрослого |
Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать выводы.
- Составленная диагностическая программа для определения особенностей социального развития старших дошкольников с нарушением речи и нормальным развитием оказалась информативной.
- При анализе количественных и качественных показателей был выявлен замедленный темп социального развития старших дошкольников с нарушением речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками по всем рассматриваемым компонентам личности.
- Полученные данные показали различия в социальном развитии детей с нарушением речи и их нормально развивающихся сверстников, проявляющихся в компонентах (общение, самосознание, эмоциональная сфера), а также их неоднородность проявления с преобладанием у 5–6 летних детей с нарушением речи средней и слабой степени выраженности.
- Сравнение фактических данных позволило получить качественные характеристики социального развития детей с нарушением речи.
Анализ экспериментальных данных продемонстрировал социальную незрелость старших дошкольников с нарушением речи и подтвердил необходимость развития социально-значимых компонентов в условиях целенаправленной коррекционной работы в образовательном пространстве.
Diagnostic instrumentation of detection of problems of social development of preschoolers with violations of speech and results of its approbation
Peteshova A.V.,
student of the Moscow City University, Moscow,
speech therapist teacher, school № 1286, Moscow
Abstract: the article describes the features of social significant characteristics of preschool children with speech impairment (communication, self-awareness, emotional sphere); the diagnostic toolkit of revealing of problems of social development of preschool children with speech disturbances is presented (methods, criteria of an estimation, level qualitative characteristics).
Keywords: socially important components of personality, senior preschool child, speech disorders, diagnostic tools.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2006. 1136 с.
- Кавецкий И. Т, Рыжковская Т. Л., Коверзнева И. А., Игнатович В. Г., Лобан Н. А., Старовойтова С. В. Основы психологии и педагогики. Минск.: Изд-во МИУ, 2010. 301 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 136 с.
- Психологический словарь. URL: http://psi.webzone.ru/st/109100.htm.
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
- Социализация личности в условиях образовательного процесса: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С. В. Митросенко. Красноярск: Сибирск. федеральн. ун-т., 2016. 203 с. URL: http://lesdou55.ucoz.net/Fedosova/6_sbornik_socializacii-13.12.pdf.
- Цветкова И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 168–170.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Владос, 1995. 291 с.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ, 2000. 88 с.
- Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya rebenka. M.: Smysl; EHksmo, 2006. 1136 s.
- Kaveckij I. T, Ryzhkovskaya T. L., Koverzneva I. A., Ignatovich V. G., Loban N. A., Starovojtova S. V. Osnovy psihologii i pedagogiki. Minsk.: Izd-vo MIU, 2010. 301 s.
- Lisina M. I. Problemy ontogeneza obshcheniya. M.: Pedagogika, 1986. 136 s.
- Psihologicheskij slovar'. URL: http://psi.webzone.ru/st/109100.htm.
- Romanova E.S., Potemkina O.F. Graficheskie metody v psihologicheskoj diagnostike. M.: Didakt, 1992. 256 s.
- Socializaciya lichnosti v usloviyah obrazovatel'nogo processa: materialy SHestoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. S. V. Mitrosenko. Krasnoyarsk: Sibirsk. federal'n. un-t, 2016. 203 s. URL: http://lesdou55.ucoz.net/Fedosova/6_sbornik_socializacii-13.12.pdf.
- Cvetkova I. V. Socializaciya i adaptaciya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyah integrirovannoj gruppy detskogo sada // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. № 1. S. 168–170.
- Uruntaeva G. A., Afon'kina YU. A. Praktikum po detskoj psihologii: posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov, uchashchihsya pedagogicheskih uchilishch i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada. M.: Vlados, 1995. 291s.
- SHCHetinina A. M. Diagnostika social'nogo razvitiya rebenka: uchebno-metodicheskoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU im. YAroslava Mudrogo, 2000. 88 s.
Дата публикации: 14.07.2017 г.